Коррекционно-развивающее занятие с элементами тренинга Вверх по радуге


Одной из задач психолога является миссия по способствованию сплочения ученического коллектива. Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу». К ней, опираясь на современную психологию, можно добавить: «Посеешь коллектив - пожнёшь личность».
Одним из коллективов, где школьник находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс.
Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный детский коллектив (не любая группа детей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество личностей) - это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью.
Взаимодействуя с детьми, педагоги должны изучать, знать и учитывать особенности каждого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную воспитывающую деятельность.

Основными способами сплочения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность.
Совместная деятельность воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает их, возбуждает подъём настроения и сил, объединяет и сплачивает.
Данное мероприятие рассчитано на пятиклассников школы-интерна 8 вида.
«Вверх по радуге»
Цель: способствовать сплочению классного коллектива
Дидактическая- учить лучше понимать друг друга
Коррекционная- развитие образного и логического мышления посредством использования нестандартных ситуаций
Воспитательная – воспитывать доброжелательные отношения друг другу
Оборудование: атласные ленты, цветные шары, апельсин, мыльные пузыри, цветная бумага, стиплерХод занятия:
-Все видели радугу?
-Когда появляется радуга? ( после дождя)
Для меня радуга - самое красивое, притягательное явление природы.
Ребята вам бы хотелось подняться по радуге? Думаю, что все об этом когда-то мечтали.
Сегодня я вам даю такую возможность, т.е. подняться вверх по радуге, но для этого нам нужно потрудиться всем вместе. Вы должны показать сегодня мне, что вы дружный и сплочённый класс. Я вам принесла задания, выполнив задания, вы должны оказаться всем классом на вершине радуги, но для этого нам нужно запомнить правила:
Называть всех по имени (имя самое дорогое для каждого человека)
Не перебивать ( если мы не будем слушать друг друга, мы можем не выполнить задания, совершим ошибки)
Помогать друг другу ( а это правило наверное самое важное, если всё будете делать вместе – всё у вас получиться)
Давайте вспомним, из каких же цветов состоит радуга?
А вы знаете, что каждый цвет что-то означает. Давайте прочитаем.
Красный- сила
Оранжевый - радость
Желтый - веселье
Зелёный- спокойствие
Голубой- верность
Синий- честность
Фиолетовый- чувствительность
Первое задание «Дерево дружбы»
Выберите ленту такого цвета, который вам подходит по душе
и какие качества вы хотите увидеть в своём классе.
Украсим лентами этот цветок (горшок с ветками).
Наше дерево стало нарядным.
(закрепляем на лестницу 1 шарик (красный))
Анализ упражнения.
Почему выбрали этот цвет?
Второе задание «Выбери пословицу»
Сейчас мы будем работать в парах. На карточках написаны пословицы, вам необходимо выбрать пословицы о дружбе, о сплочённости.
Обсуждение понимания пословиц о дружбе.
(закрепляем на лестницу 2 шарик (оранжевый))
Третье задание «Домик дружбы»
А теперь будем работать в группах. Какими же качествами должен обладать каждый воспитанник вашего класса, какая атмосфера должна присутствовать, чтобы домик был действительно « Дружбы». Для этого у каждой группы конверт с карточками , где даны отрицательные и положительные характеристики. Вам необходимо совместно выбрать положительные характеристики и положить в этот домик «Дружбы», а плохие мы сложим в пакет для мусора и сожжём.
Пусть этот домик хранит вашу дружбу в классе.
(закрепляем на лестницу 3 шарик (жёлтый))
Мир Ссоры Обиды Радость Спокойствие Тревога Драки Ругань Недовольство Дружелюбие Согласованность Общительность Верность Зависть Взаимопомощь Одиночество Грусть Поддержка Грубость
Четвёртое задание «Отдых» (использовать презентацию «Цветотерапия» )
(закрепляем на лестницу 4 шарик (зелёный))
Пятое задание «Апельсин»
Я вам принесла апельсин, но он один. Что можно сделать с этим апельсином?
Съесть одному
Поделить апельсин, но не со всеми из класса?
Поделить апельсин на всех
Выбираем ответ.
Итак, вы решили поделить апельсин со всеми, и я думаю это самый мудрый ответ. Кому доверите поделить этот фрукт. Я предлагаю, чтобы апельсин поделил Миша ( в группе он изолированный). (закрепляем на лестницу 5 шарик (голубой))
Шестое задание « Цепь»
Время пришло вам показать, как же вы умеете работать вместе. Это задание творческое. Мы с вами будем создавать цепь дружбы. У каждого на столе лежит полоска, по очереди полоски скрепляем стиплером и образуем длинную цепь. Пока скрепляем, каждый должен проговорить, какими бы он хотел видеть класс.
Итак, получилась длинная, крепкая цепочка. Вы можете украсить им класс на новый год и помните, никто не должен разорвать его. Вы должны эту цепь беречь, как признак вашей крепкой дружбы. Можно конечно сложить его в коробку, но тогда вашу цепочку дружбы никто не увидеть. (закрепляем на лестницу 6 шарик (синий))
Седьмое задание «Мыльный пузырь»
Вот подходит наше занятие к концу. Последнее задание:
Ребята кому сейчас из вас грустно? У кого есть сейчас проблемы? Это очень легко исправить.
Берём мыльные пузыри, дуем и думаем о своих проблемах, обидах. Как лопнут пузыри –проблемы исчезнут. Давайте попробуем. Когда вам будет трудно, вспомните о мыльных пузырях.
(закрепляем на лестницу 6 шарик (фиолетовый))
Вы сегодня молодцы. Поднялись на самую вершину радуги. Я хочу,
чтобы ваш класс всегда был дружным и сплочённым до 9 класса.
Подведение итога занятия. Рефлексия.