Конспект урока самопознание на тему Живая вода 4 класс


Проверила заместитель директора по УВР _______________
План урока самопознания
Школа: Раздольненская СОШ Дата ____________
Тема: Живая вода № 27
Ценность: Бескорыстная любовь
Качества: Любовь ко всему, не быть эгоистом, помощь другим
Педагог: Товстик Юлия Александровна
Класс: 4 Кол-во уч-ся: 5
Цель: Раскрыть ценность бескорыстная любовь через изучение свойств живой воды.
Формировать любовь ко всему окружающему через бескорыстие
Развивать стремление не быть эгоистом
Воспитывать желание бескорыстно помогать другим Ресурсы:
Музыка релакс, аудио песни
Ход урока:
Орг.момент.
Позитивный настрой. «Путешествие на дно моря» Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.
Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя свободно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда – сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь, посмотрите вон туда…это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя (помолчать несколько секунд).
А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности
воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.
Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.
Проверка домашнего задания.
В.Сухомлинский
Для чего говорят «спасибо»
По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
– Спасибо, тебе, ручей, – сказал дедушка.
Мальчик засмеялся.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймёт вашей благодарности.
– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…
Нужно ли говорить ручью «спасибо»? Почему?
В чем заключается бескорыстная любовь героев рассказа?
Можно ли сопоставить понятие «эгоизм» с бескорыстной любовью? Как они будут соотноситься? Анализ хода урока
Позитивное высказывание (цитата).
«Земля – водная планета, на которой качество воды определяет качество жизни. Хорошая вода – хорошая жизнь. Плохая вода – плохая жизнь. Нет воды – нет жизни». Питер БлэйкКак можно разъяснить последние три предложения?
Как можно проявить бескорыстную любовь к воде?
Можно ли не быть эгоистом по отношению к воде?
Были ли в вашей жизни случаи острой нехватки воды? Какие у вас были чувства при этом? Расскажите. Рассказывание истории (беседа).
Н.АржановскаяГолубая Речка
Жила-была речка. Речка с чистой, прозрачной водой. Она и была очень весёлой и любила, когда к ней приходили гости. «Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада», – говорила речка.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много рыбы. Мама нарвала букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. И еще он раздавил большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты в бумагу. Она любила чистоту и не терпела мусора.
Когда отдыхающие ушли, голубая Речка стала грустной и больше никогда не звала к себе гостей.
Какую ценность проявляла речка по отношению к людям? А люди к реке?
Приведите примеры эгоизма, проявленного людьми.
Как можно людям проявлять бескорыстную любовь к реке? В вашей жизни были такие случаи? Расскажите?
Какие чувства вас посетили, когда вы слушали рассказ? Творческая деятельность, групповая работа.
Просмотр видео о воде.
Деление на группы
Выполнение задания
«Какая она, вода?»
Какой только воды не бывает на свете!
Есть вода морская и речная.
Озерная и ключевая,
Мёртвая и живая,
Газированная и минеральная,
Питьевая и индустриальная,
Колодезная и водопроводная,
Дождевая и болотная,
Есть даже вода тяжёлая,
А есть вода и весёлая,
Солнечная, чудесная,
Привозная и местная,
Волшебная, талая,
Большая и малая,
Сточная, проточная,
Чистая и грязная …
Ну, в общем, очень разная.
«Как помочь реке?»
Роберт Бернс
Жалобы реки
Здравствуй, человек!
Во мне остался только ил.
Небесный зной жестокий
Ручьи до дна пересушил,
Остановил потоки.
Живая быстрая форель
В стремительном полёте
Обречена попасть на мель,Барахтаться в болоте.
Увы, ничем я не могу
Помочь своей форели.
Она лежит на берегу
И дышит еле-еле.
Учащимся предлагается разработать план «Как помочь реке?».
После окончания работы каждая группа представляет свой проект.
Групповое пение.
Песня о воде
Синяя вода –
Поле без следа, без конца и края
Синяя вода
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?
К морю синему,
Там, где волны сильные,
Там, где волны сильные
Плещутся всегда.
К морю синему
Поскорей неси меня,
Поскорей неси меня,
Синяя вода!
Синяя вода –
Облаков стада
Проплывают мимо
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?
Ивы клонятся,
Клонятся до пояса,
И звучит вполголоса
Песня ветерка.
К морю синему
Поскорей неси меня,
Поскорей неси меня,
Синяя вода! Домашнее задание. Заключительная минута тишины.
Предложение учащимся закрыть глаза и  подумать о том, что нового они узнали сегодня на уроке. Пусть сохранят это в своём сердце.