Программа внеурочной деятельности для учащихся начальной школы Мир проектов


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия № 38»
Г. Дзержинска Нижегородской области
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МБОУ «Гимназия №38»
Г. Дзержинска
Протокол _от_________№___ УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора МБОУ «Гимназия № 38» г.Дзержинска
от _____________ №____
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности для учащихся начальной школы
«Мир проектов»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: четыре года
Автор:
Померанцева И.А.
г. Дзержинск
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. ВВЕДЕНИЕ
Мы живем во времена глобальных изменений в коммуникативной, информационной, профессиональной и других сферах, что требует корректировки всех аспектов образовательно-воспитательного процесса. Эти изменения требуют новых педагогических технологий, подходов, позволяющих развивать у обучающихся творчество, инициативность, самостоятельность. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Начальная школа - это важнейший этап образования каждого человека. В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта главными задачами современной школы, является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Таким образом, на первый план выходит личность школьника, способность его к самостоятельному целеполаганию, самоорганизации, самостоятельному решению проблемы и рефлексивному анализу своей деятельности. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием.
Необходимо уже в начальной школе организовать познавательную деятельность исследовательского характера на уроках. Однако совершенно ясно, что если этому не обучать специально, то никакого исследования ни младший школьник, ни старшеклассник не проведет. Поэтому внеурочная деятельность младшего школьника, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, занимает особое место в образовательном процессе. Значимое место во внеурочной деятельности младшего школьника должно занимать проектирование.
Организация проектной деятельности в начальной школе может быть реализована только в том случае, если учащиеся подготовлены к ней, то есть у них сформированы необходимые навыки и умения.
Для продуктивной проектной (учебной и социальной) деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, «зрелость», заключающаяся в следующем:
1. Сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений:
умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано его доказывать);
умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «Правила общения», регулирующие как внешнюю сторону — построение высказываний, так и внутреннюю сторону — содержание высказываний.
2. Развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость», которая включает:
развитие аналитико-синтетических действий;
сформированность алгоритма сравнительного анализа;
умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
возможность выделять общий способ действий;
перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1 по 4 класс в ходе работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста — теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.
3. Опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.
Работа по подготовке учащихся к проектированию и включению их в эту деятельность должна быть тщательно продумана и спланирована.
Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старших классах, вузах, колледжах и т.д.
Программа «Мир проектов» является модифицированной, позволяет реализовывать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы в обучении и воспитании. Направленность программы социально-педагогическая.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала.
Ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебно-воспитательного процесса, в ходе которой произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Программа направлена на социализацию личности ребенка.

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: совершенствование процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем формирования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
Задачи программы:
развивать познавательные потребности и способности младших школьников;
пробуждать потребности учащихся к самостоятельной исследовательской работе над изученным на разных предметах материалом;
расширять кругозор младших школьников;
вооружать знаниями о способах поиска необходимой для исследования информации;
развивать умения грамотно извлекать информацию из различных источников;
обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки исследовательского поиска, способов обработки результатов и их презентации.
развивать и совершенствовать психологические качества младших школьников: мотивацию, любознательность, активность, самостоятельность, волевые качества.
формировать у обучающихся коммуникативную культуру, активную жизненную позицию, приобщать обучающихся к работе в группе, в коллективе.
1.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников «Мир проектов» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его, а также носит социальную направленность (это и презентация проектов в параллельных и младших классах, подарки – детскому саду (изготовленные поделки, игрушки, сказочные театрализованные постановки), подарки ветеранам, озеленение школьного двора, и уборка территории ближайшего лесного массива с привлечением жителей района):
Проектная деятельность может варьироваться:
по числу детей, принимающих участие в определенном проекте:
индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, озеленение школьного двора и т. д.);
по продолжительности (от нескольких дней до нескольких месяцев);
по числу этапов и наличию промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
по набору и иерархии ролей;
по соотношению времени выполнения действий в школе и вне школы;
по необходимости привлечения взрослых.
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из предложенных проектов, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора предлагаются разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).
Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.
При распределении ролей в проектах, помимо собственных пожеланий детей, учитель руководствуется способностями учащихся и их психологическими особенностями.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта могут присутствовать одноклассники, дети из детского сада, из младших и параллельных классов, родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, организуют специальным образом.
1.4. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В основе построения программы лежат общепрактические принципы: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к обучающимся, связи обучения с жизнью, преемственности, проблемного обучения, развивающего обучения, а также:
принцип личностно - ориентированного подхода. Этот принцип рассчитан на обращение к субъективному опыту учащихся, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности, на развитие и саморазвитие обучающегося, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей;
принцип сотрудничества, предусматривающий объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь, взаимную поддержку и общую устремлённость в будущее.
принцип природосообразности, учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности;
принцип интегральности – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
принцип непрерывности – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
принцип межпредметного многопрофильного обучения, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда;
принцип вариативности, что предполагает возможность использования различных подходов к отбору содержания и технологий проведения занятий;
принцип свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;
принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.
1.5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «МИР ПРОЕКТОВ»

Занятия проводятся в учебном классе. В соответствии с целью проекта и своей ролью – участника, каждый ребенок обеспечен необходимыми принадлежностями (обычной рабочей тетрадью, необходимыми инструментами (линейка, циркуль, ножницы, микроскоп, иголка, ткань, термометр, компас, словари и т.д.) В ходе работы над реализацией проекта, в зависимости от его темы, цели и задач занятия могут быть организованы с выходом в дендрарий, музей, библиотеку и т.д. Для совместной работы в проекте могут приглашаться родители учащихся. Презентация проектов может происходить на уроке, во внеурочное время в младших, параллельных классах, с выходом в детский сад и т.д. Данная программа позволяет успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. Занятия направлены на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их интеллектуального, личностного развития, включающей в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, проверять различные предположения, делать выводы, сотрудничать друг с другом.
Объем выносимого на внеклассные занятия программного материала определяется учителем. Имея в виду конкретное содержание внеурочных занятий, следует подчеркнуть право каждого педагога выбирать из соответствующего круга проблем те вопросы, которые являются в данный момент наиболее важными для совершенствования умений и навыков учащихся.
Работа над проектами позволяет:
обрести ученикам ощущение успешности независящее от успеваемости,
научиться применять полученные знания,
организовывать сотрудничество с одноклассниками и родителями на регулярной основе.
Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.
1.6. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ «МИР ПРОЕКТОВ»
Учебное проектирование, связывает две стороны процесса познания. С одной стороны, оно является методом обучения, с другой — средством практического применения обучаемыми усвоенных знаний и умений. Структура занятий определяется целями, задачами, а также определенным этапом работы над проектом.
Распределение материала внутри занятия может быть различным: оно зависит от этапа работы над проектом, сложности материала, от индивидуальных особенностей учащихся и др. Занятия предполагают творческий подход учителя к их подготовке и проведению.
В процессе творческого проектирования дети:
намечают ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
ищут пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
осуществляют и аргументируют выбор; предусматривают последствия выбора;
действуют самостоятельно (без подсказки); сравнивают полученное с требуемым;
корректируют деятельность с учетом промежуточных результатов;
объективно оценивают процесс (саму деятельность) и результат проектирования;
презентуют готовый проект.
Формы занятий:
• по количеству детей, участвующих в занятии, — преимущественно коллективная (1, 2-й год обучения), групповая, индивидуальная;
• по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, фестиваль;
• по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
1.7. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа «Мир проектов» проводятся для учащихся начальных классов в группе продленного дня. Программа рассчитана на обучающихся 7-11 лет. На изучение программы «Мир проектов» в 1 – 4 классах отводится 135 учебных часов: 33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 33 учебные недели в 1 классе и 34 учебные недели во 2-4 классах). Продолжительность занятий 35 минут в 1 полугодии 1 класса; 45 минут во 2 полугодии 1 класса и во 2, 3 и 4 классах. Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников.
Дети 7 лет (1-й год обучения) способны на репродуктивном уровне выполнять предлагаемые задания. Круг вопросов, определенных для детей этой возрастной категории:
Что такое исследование? Кто такие исследователи?
Как получать информацию? Как задавать вопросы?
Как научиться выделять главное и второстепенное?
Дети 8 лет (2-й год обучения) на алгоритмическом уровне способны справиться с заданиями, направленными на определение методов исследования, выполнение простейших экспериментов, основных логических операций, способны высказать суждение, сделать умозаключение по предлагаемой теме.
Дети 9—10 лет (3-й год обучения) на творческом уровне в нетипичной ситуации способны самостоятельно выбрать тему исследования, определить объект, самостоятельно совершенствовать технику экспериментирования.
Дети 10—11лет (4-й год обучения) способны на исследовательском уровне выполнять предлагаемые задания по определению круга проблем, связанных с объектом собственного исследования, высказывать гипотезы, которые впоследствии должны быть аргументированы и подтверждены или опровергнуты.
1.8. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Работу над проектом можно разбить на 5 этапов:
1 этап – Поисковый
- Моделирование идеальной (желаемой ситуации;
- анализ имеющейся информации;
- определение и анализ проблемы;
- определение и потребности в информации;
- сбор и изучение информации
2 этап- Аналитический - Постановка цели проекта;
- определение задач проекта;
- определение способа разрешения проблемы;
- анализ рисков;
- составление плана реализации проекта (пошаговое планирование работы);
- анализ ресурсов;
- планирование продукта;
- анализ имеющейся информации;
- определение потребности в информации;
- сбор и изучение информации.
3 этап - Практический - Выполнение плана работ;
- текущий контроль.
4 этап - Презентационный - Предварительная оценка продукта;
- планирование презентации и подготовка презентационных материалов;
- презентация продукта.
5 этап - Контрольный -Анализ результатов выполнения проекта;
- оценка продукта;
- оценка продвижения.
1.9. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе занятий по программе «Мир проектов» у учащихся должны быть сформированы следующие УУД:
Личностные
личностное, жизненное самоопределение;
действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные.
а) Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
б) Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
в) Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные
Учащиеся будут уметь:
• организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
• организовывать свои собственные приемы изучения;
• уметь решать проблемы;
• самостоятельно заниматься своим обучением.
• запрашивать различные базы данных;
• опрашивать окружение;
• консультироваться у эксперта;
• получать информацию;
• уметь работать с документами и классифицировать их.
• организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
• противостоять неуверенности и сложности;
• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
• оценивать произведения искусства и литературы.
• сотрудничать и работать в группе;
• принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
• договариваться;
• разрабатывать и выполнять контракты.
• включаться в проект и нести ответственность;
• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
• организовывать свою работу;
• пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
• использовать новые технологии информации и коммуникации;
• находить новые решения.
Занятия по программе «Мир проектов» должны помочь сформировать у учащихся следующие умения:
Обучающийся будет знать:
• основные особенности проведения исследований разных видов;
• методы исследования;
• правила выбора темы и объекта исследования;
• основные логические операции, их отличительные особенности;
• правила успешной презентации работы.
Обучающийся будет уметь:
• самостоятельно выбирать тему и объект исследования;
• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;
• выделять главное и второстепенное в собранном материале;
• выделять из текста основные понятия и давать им определения;
• классифицировать предметы, процессы, явления и события;
• выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
• ранжировать выдвигаемые идеи;
• предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;
• делать выводы и умозаключения;
• указывать пути дальнейшего изучения объекта;
• презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно- практические задачи:
• самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
• реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
• без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
• работать в коллективе, группе;
• презентовать работу общественности.
Программа предусматривает достижение
3 уровней результатов:
Первый уровень результатов
(1 класс) Второй уровень результатов
(2-3 класс) Третий уровень результатов
(4 класс)
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты исследовательских работ на заседаниях научных обществ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.
1.10. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты или презентации исследовательских работ, концертных программ, коллективных творческих дел, статей, публикаций, организации выставок, изготовление макетов (других творческих продуктов), участия в конференциях, и др. В процессе просмотра (защиты) работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором(ами). На детские исследовательские работы учитель может написать рецензии. Индивидуальные проекты – выдвигать на школьную и городскую конференции. По итогам работ в классе может быть оформлена фотовыставка.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Тема Микротемы Количество часов
В ГПД Вне гимназии Всего
1 класс
Обучение грамоте и письму
1-3 Наша речь
История возникновения письменной речи.
Посещение музея 2 1 3
4-6 Алфавит Словари и записная книжка
Посещение городской библиотеки 2 1 3
Литературное чтение
7-11 Загадки, считалки, скороговорки
Книжечка считалок,
загадок, скороговорок.
Экскурсия в городскую библиотеку
Выставка записей загадок с рисунками-отгадками, лепными фигурками.
Праздник-конкурс загадок, считалок, скороговорок 4 1 5
12-16 Сказки
Сборник сказок об одном животном.
Герои сказок в рисунке, лепке.
Костюмы для персонажей сказок.
Экскурсия в музей центра художественных ремёсел.
Спектакль, викторина, собственные рассказы о животных. 4 1 5
Математика
17-18 Любимое число
Как изображали числа в древности.
Где используются числа. 2 2
19-22 Симметрия
Что такое симметрия
Симметрия вокруг нас. Экскурсия. 3 1 4
Окружающий мир
23 Школа Выставка рисунков «Школа будущего» 1 1
24-26 Одежда Как изготавливают одежду.
Профессиональная одежда.
Экскурсия на швейную фабрику 2 1 3
27-29 Растения Что мы сажаем, сажая леса…
Уход за комнатными растениями дома. Охрана растений. Красная книга. 2 1 3
Проекты социальной направленности
30-33 Озеленение школьного двора
«Школьный двор – зелёный двор» Экскурсия в дендрарий
Растения в нашей жизниПосадка деревьев 2 2 4
2 класс
Русский язык
1-4 Как хорошо уметь писать, свои мысли выражать Истоки слова. Исторический корень слова.
Пробуем сочинять загадки.
Словарик речевого этикета. 2 2 4
5-8 Лето – время отдыха и открытий» Народные праздники.
Мои летние открытия.
Интересные и забавные случаи.
Ребусы и кроссворды. 2
2 4
Литературное чтение
9-13 Устное народное творчество Народные песни.
Сказки народов России.
Колыбельные песни.
Сказки народов мира.
Пословицы и поговорки. 4 1 5
14-17 Любимые писатели, произведения и герои Авторские сказки.
Рассказы о детях и для детей. Стихотворения о детях и для детей.
Произведения о весне. 3 1 4
Математика
18-20 Вычислительные машины Чем люди пользовались при вычислениях.
Когда появились первые вычислительные машины.
Вычислительная техника в нашей жизни. 2 1 3
21-22 Свойства площади Как родилась геометрия. Что означает слово «геометрия.
Какие свойства площади используют при вычислениях 2 2
Окружающий мир
23-26 Знания – сила Ученые древности.
Великие изобретения
Как изобрели радио и телефон? Ученые России, их жизнь и творчество 4 4
27-30 Мы живем в космосе Все о луне. Солнечная система.
Голубая планета.
Космические исследования. 1 3 4
Проекты социальной направленности
31-34 «Новогодний серпантин»
Праздник-представление для малышей ДОУ Изготовление поздравительных открыток
Концертная программа 3 1 4
3 класс
Русский язык
1-4 Проводники наших мыслей и чувств
Плакат «Подкормите птиц зимой».
Изготовление и развешивание кормушек на территории гимназии.
Художественный журнал класса. 3 1 4
5-8 Строим слова и предложения
Альбом заданий по разделу науки о языке «Морфология».
«Заметки в газету».
Создаём художественный журнал.
Создаём сборник «Орфографические задачи». 4 4
Литературное чтение
9-12 Народные сказки Малая конференция.
Выставка рисунков и поделок.
Сборник творческих работ. 4 4
Математика
13-16 Измерение времени Энциклопедия «История измерения времени».
Викторина «Что мы знаем о времени».
Исследование «Какие часы точнее: песочные, механические или электронные?» 4 4
17-20 Что такое масса? Стенд «Самый лёгкий и самый тяжёлый».
Викторина «Что тяжелее? Что легче?»
Исследование «Как зависит сила притяжения от массы предмета» 4 4
Окружающий мир
21-22 Освоение воздушного пространства человеком Модель парашюта.
Викторина.
Исследование «С каким грузом парашют будет опускаться более плавно?» 2 2
23-26 Сохраним мир живой природы Помощь комнатным растениям в классе.
Энциклопедия «Защита природы».
Исследование «От чего зависит число птиц, прилетающих зимой к кормушке?» 3 1 4
27-28 Физкультура и спорт Фестиваль русских народных спортивных игр.
Комплекс физических упражнений. 2 2
29-30 Мой родной край Фестиваль народной одежды и национальной кухни.
Макет «Как жили наши предки». 2 2
Проекты социальной направленности
31-34 Народные сказки Демонстрация кукольного спектакля по русской народной сказке учащимся 1-2 классов гимназии 3 1 4
4 класс
Русский язык
1-5 Используем средства языка при общении «Дозорные» ноты письменной речи.
Тайны имен существительных.
Словарик речевого этикета. 4 1 5
6-9 Язык мой – друг мой
Пословица – всем делам помощница (сборник русских пословиц).
Праздник старого русского алфавита. Беречь язык – от кого и от чего?
«Советуем прочитать» (сборник отзывов и аннотаций) 3 1 4
Литературное чтение
10-13 Авторские сказки Жизнь и творчество русских писателей – сказочников.
Композиторы и художники-иллюстраторы сказок.
Театр сказок. 3 1 4
14-17 Моя Родина Поэты и прозаики, создавшие произведения о родной земле.
Художники, создавшие картины о людях и природе нашей Родины.
Произведения о прошлом Родины 3 1 4
Окружающий мир
18-20 Изучай природу своего края Памятники природы нашего края.
Чем богат наш край.
Как погода зависит от ветра? (исследование). 2 1 3
21-23 Сохраним чистоту рек и озер нашей родины Водоемы и проблемы их охраны.
Откуда вода в водопроводе.
«Как можно очистить воду от загрязнения» исследование) 3 3
24-26 Культурное наследие древней Руси;
Город и горожане XIX века;
По местам боевой славы Создание страниц древнерусской рукописной книги.
Макет древнерусского храма
Бал в дворянском доме. (костюмы, блюда, танцы).
Мой город во время ВО войны.
По местам боевой славы. 2 1 3
Математика
27-28 Кто (что) меньше всего?
Кто (что) больше всего?
Старинные меры длины.
Геометрия вокруг нас. Люди-чемпионы.
Животные-чемпионы.
Растения-чемпионы.
Название старинных русских мер длины в пословицах и поговорках.
Пространственные фигуры (выставка детских работ).
Геометрия в искусстве. 2 2
Проекты социальной направленности
29-31 Ёлочка «В лесу родилась ёлочка» (экскурсия в питомник)
Стенд «В защиту ёлочки» 2 1 3
32-34 Подарок ветерану Изготовление поздравительных открыток.
Концертная программа 2 1 3
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п Предметно-содержательная область Проект, микротемы Количество часов
1 год обучения (1 класс) - 33часа
1 Обучение грамоте и письму Наша речь
(История возникновения письменной речи. Письменность на Руси. Древние письмена. Посещение музея) 3
Алфавит
(Словари и записная книжка. Картотека. Необычный алфавит. Посещение городской библиотеки) 3
2 Литературное чтение
Загадки, считалки, скороговорки
(Книжечка считалок, загадок, скороговорок.
Экскурсия в городскую библиотеку.
Выставка записей загадок с рисунками-отгадками, лепными фигурками.
Праздник-конкурс загадок, считалок, скороговорок) 5
Сказки
(Сборник сказок об одном животном.
Герои сказок в рисунке, лепке.
Костюмы для персонажей сказок.
Экскурсия в музей центра художественных ремёсел.
Спектакль, викторина, собственные рассказы о животных) 5
3 Математика Любимое число
(Как изображали числа в древности.
Где используются числа. Мифы о числах – правда или вымысел?) 2
Симметрия
(Что такое симметрия?
Симметрия вокруг нас. Симметрия в искусстве. Экскурсия.) 4
4 Окружающий мир
Школа
(«Школа прошлого». «Школа будущего» Выставка рисунков) 1
Одежда
(Как изготавливают одежду.
Профессиональная одежда. Пуговица.
Экскурсия на швейную фабрику) 3
Растения
(Что мы сажаем, сажая леса…
Уход за комнатными растениями дома.
Охрана растений. Красная книга.) 3
5 Социальная направленность Озеленение школьного двора «Школьный двор – зелёный двор»
(Экскурсия в дендрарий. Растения в нашей жизни. Посадка деревьев.) 4
2 год обучения (2 класс) – 34 часа
1 Русский язык Как хорошо уметь писать, свои мысли выражать
(Истоки слова. Исторический корень слова.
Пробуем сочинять загадки.
Словарик речевого этикета.) 4
Лето – время отдыха и открытий
(Народные праздники. Мои летние открытия.
Интересные и забавные случаи. Ребусы и кроссворды.) 4
2 Литературное чтение Устное народное творчество
(Народные песни. Сказки народов России. Колыбельные песни. Сказки народов мира. Пословицы и поговорки) 5
Любимые писатели, произведения и герои
(Авторские сказки. Рассказы о детях и для детей.
Стихотворения о детях и для детей. Произведения о весне.) 4
3 Математика Вычислительные машины
(Чем люди пользовались при вычислениях.
Когда появились первые вычислительные машины.
Вычислительная техника в нашей жизни) 3
Свойства площади
(Как родилась геометрия. Что означает слово «геометрия.
Какие свойства площади используют при вычислениях) 2
4 Окружающий мир Знания – сила
(Ученые древности. Великие изобретения.
Как изобрели радио и телефон? Ученые России, их жизнь и творчество) 4
Мы живем в космосе
(Все о луне. Солнечная система. Голубая планета.
Космические исследования) 4
5 Проекты социальной направленности «Новогодний серпантин»
Праздник-представление для малышей ДОУ
(Изготовление поздравительных открыток
Концертная программа) 4
3 год обучения (3 класс) – 34 часа
1 Русский язык Проводники наших мыслей и чувств
(Плакат «Подкормите птиц зимой».
Изготовление и развешивание кормушек на территории гимназии. Художественный журнал класса.) 4
Строим слова и предложения
(Альбом заданий по разделу науки о языке «Морфология». Заметки в газету. Создаём художественный журнал. Создаём сборник «Орфографические задачи») 4
2 Литературное чтение Народные сказки
(Малая конференция. Выставка рисунков и поделок.
Сборник творческих работ.) 4
3 Математика Измерение времени
(Энциклопедия «История измерения времени».
Викторина «Что мы знаем о времени».
Исследование «Какие часы точнее: песочные, механические или электронные?» 4
Что такое масса?
(Стенд «Самый лёгкий и самый тяжёлый».
Викторина «Что тяжелее? Что легче?»
Исследование «Как зависит сила притяжения от массы предмета») 4
4 Окружающий мир
Освоение воздушного пространства человеком
(Модель парашюта. Викторина. Исследование «С каким грузом парашют будет опускаться более плавно?») 2
Сохраним мир живой природы
(Помощь комнатным растениям в классе.
Энциклопедия «Защита природы». Исследование «От чего зависит число птиц, прилетающих зимой к кормушке?») 4
Физкультура и спорт
(Фестиваль русских народных спортивных игр.
Комплекс физических упражнений.) 2
Мой родной край
(Фестиваль народной одежды и национальной кухни.
Макет «Как жили наши предки») 2
5 Проекты социальной направленности Народные сказки
(Демонстрация кукольного спектакля по русской народной сказке учащимся 1-2 классов гимназии) 4
4 год обучения (4 класс) – 34 часа
1 Русский язык Используем средства языка при общении
(«Дозорные» ноты письменной речи. Тайны имен существительных. «Словарик речевого этикета») 5
Язык мой – друг мой
(Пословица – всем делам помощница (сборник русских пословиц). Праздник старого русского алфавита.
Беречь язык – от кого и от чего? Советуем прочитать (сборник отзывов и аннотаций) 4
2 Литературное чтение Авторские сказки
(Жизнь и творчество русских писателей – сказочников.
Композиторы и художники-иллюстраторы сказок.
«Театр сказок») 4
Моя Родина
(Поэты и прозаики, создавшие произведения о родной земле. Художники, создавшие картины о людях и природе нашей Родины. Произведения о прошлом Родины) 4
3 Окружающий мир
Изучай природу своего края
(Памятники природы нашего края. Чем богат наш край.
Как погода зависит от ветра? (исследование) 3
Сохраним чистоту рек и озер нашей родины
(Водоемы и проблемы их охраны. Откуда вода в водопроводе. «Как можно очистить воду от загрязнения» исследование) 3
«Культурное наследие древней Руси»; «Город и горожане XIX века»; «По местам боевой славы»
(Создание страниц «древнерусской рукописной книги».
Макет древнерусского храма. Бал в дворянском доме (костюмы, блюда, танцы). Мой город во время ВО войны.
По местам боевой славы.) 3
4 Математика Кто (что) меньше всего? Кто (что) больше всего?
Старинные меры длины. Геометрия вокруг нас.
(«Люди-чемпионы». «Животные-чемпионы». «Растения-чемпионы». Название старинных русских мер длины в пословицах и поговорках. Пространственные фигуры (выставка детских работ). Геометрия в искусстве. 2
5 Проекты социальной направленности Ёлочка
(В лесу родилась ёлочка (экскурсия в питомник).
Стенд «В защиту ёлочки»). 3
Подарок ветерану
(Изготовление поздравительных открыток
Концертная программа) 3
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Формы занятия: беседа, работа в парах, группах, мозговой штурм, опыты, викторины, наблюдения, поиск информации, опросы, интервьюирование, агитационная работа, викторины, конкурсы, изготовление макетов, подготовка статей, очерков, изготовление костюмов, поздравлений, экскурсии, встречи.
Приемы и методы: словесные, игровые, наглядные, практические, частично-поисковые, эвристические, исследовательские.
Методические материалы: разработки, дидактические материалы, словари, Интернет-ресурсы, анкеты,
Техническое оснащение
Средства ИКТ
Компьютер - 1
(На рабочем месте учителя.
Наличие лицензионного программного обеспечения, необходимого для организации учебного процесса. Монитор жидкокристаллический)
Колонки
Мультимедийный проектор
(Установленный в соответствии с требованиями техники безопасности)
Интерактивная доска.
Принтер лазерный
Принтер цветной струйный
Сканер.
МФУ
Mimio Studio
Мобильная естественно-научная лаборатория. Гломир 2
Цифровой фотоаппарат, видеокамера
Цифровые образовательные ресурсы Электронные учебники, тренажёры, в том числе занимательные задания по предмету:
Программно-методический комплекс "Страна Лингвиния. Русский язык в алгоритмах, стихах и рисунках"
Электронный образовательные ресурсы для интерактивных досок (по предметам рус. яз, литер. Чтение матем., окруж мир по всем классам)
Электронные энциклопедии
Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 (2CD)
Перечень поисковых систем
www.google.ruwww.rambler.ruwww.yandex.ruwww.nigma.ru
Коллекция цифровых образовательных ресурсов. –
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ruПеречень Интернет-сайтов
- Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики
http://www.math.ru
- Коллекция «Мировая художественная культура»
http://www.art.september.ru
- Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала
http://www.musik.edu.ru
- Портал «Музеи России»
http://www.museum.ru
Справочная литература Словари.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка– М.: Азбуковник, 2003г.
Л. С. Васильева «Орфографический словарь», 2010
Орфографический словарь русского языка – М.: «ЛадКом», 2010г.
А.Н. Тихомиров Словообразовательный словарь русского языка в 2 томах - М.: Астрель, 2008г.
А.Н. Тихонов Школьный словообразовательный словарь русского языка – М.: «Цитадель-трейд», 2008г.
Е.Н. Борисовская Словообразовательный словарь русского языка для школьников – М.: ЗАО «Славянский дом книги», 2007г.
Учебный словарь синонимов русского языка / Алекторова Л.П., Зимин В.И. –М.: «ШКОЛА-ПРЕСС»
А.Ю. Кожевников Словарь синонимов М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2009г.
И.Л.Резниченко Словарь ударений русского языка – М.: АСТ-ПРЕСС, 2010г.
Федорова Т.Л., Щеглова О.А. Орфоэпический словарь русского языка – М.: «ЛадКом», 2008г.
А.Н. Булыко Фразеологический словарь русского языка – Минск: «Попурри», 2007г.
Сост. Г.А. Крылов Школьный этимологический словарь - Ростов-на-Дону: ООО «Феникс», 2010г.
Учебно-практическое и лабораторное оборудование Приборы для измерения массы, длины, площади, скорости, объёма, времени:
Весы учебные с гирями до 200г.
Часы песочные
Рулетка (20м)
Линейка (1м)
Сантиметровая лента (раздаточная)
Мерные кружки
Лупа ручная
Компас школьный
Коробка для изучения насекомых с лупой
Набор химической посуды для демонстрационных опытов
Набор химической посуды для лабораторных работ
Плитка электрическая
Микроскоп
5. Список литературы
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др. - М.: Просвещение, 2010.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.; под ред. А.Б. Воронцова. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2010.
Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение 2009 (Стандарты второго поколения)
Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразоват. Учреждений. В 2 вып. / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Клевцова, О.В. Раскина; под ред. А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2012.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Министерство образования и науки РФ. Федерации. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
Проектирование в начальной школе. От замысла к реализации: программа, занятия, проекты / авт.-сост. М.Ю. Шатилова – Волгоград.: Учитель, 2010.
Метод проектов в начальной школе. Система реализации. Авторы-составители Н.В. Засоркина, М.Ю.Шатилова, Н.Б. Полянина, Е.А. Андреева, С.Г. Щербакова, О.А. Шавейко – Волгоград: Учитель, 2010.
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендакции, проекты / авт-сост. В.Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2012.
Как организовать проектную деятельность в начальной школе: Методическое пособие. – Иванова Н.В., Марунина Г.Н. - М.:АРКТИ, 2011
Интернет ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - учительский портал
http://www.openclass.ru/weblinks/44168 - открытый класс
http://ru.wikipedia.org/ - энциклопедия (Тихвин - Википедия)
Портал Внеурока.ru ( http://vneuroka.ru)