Статья Коррекционно-развивающее обучение детей с ОВЗ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ
VIII ВИДА

С.А. Гудзиева
Коррекционно-развивающее бучение детей с ограниченными возможностями здоровья в школе VIII вида. Гудзиева Светлана Анастасиевна, учитель начальных классов высшей категории. Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа №15 VIII вида г.Славянска-на-Кубани Краснодарского края.

Действующая в нашей стране система специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья решает специфические задачи, заключающиеся в создании наиболее благоприятных условий коррекции аномального развития ребёнка, его социальной адаптации. Отклонения, или аномалии, в развитии детей весьма разнообразны. Они могут касаться разных сторон психофизического развития ребёнка: речевой системы, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, двигательной сфер, проявляться в разной степени и вызываться различными причинами. Учителю, работающему с такими детьми необходимо знать природу и характер имеющихся у детей отклонений, особенности их проявления, приёмы и методы их коррекции и компенсации. Говоря об ограниченных возможностях здоровья, мы имеем в виду, прежде всего, детей с недоразвитием психосоматической системы организма, состоящей из психической, моторной, вегетативной систем, каждая из которых вносит специфический вклад в реализацию учебной деятельности. Развитие моторной сферы, прежде всего, заключается в развитии опорно-двигательного аппарата, являющегося средством пространственной реализации действий и операций. Вегетативная система отвечает за работоспособность, утомляемость, выносливость, отражает готовность организма к осуществлению учебной деятельности. Психическая сфера отвечает за развитие эмоционально-волевого отношения к учению. На практике это проявляется в том, что у детей, имеющих проблемы психосоматического развития, адаптация к новым видам деятельности идет по формальным признакам, мало адекватным учебной деятельности.
Структура психики ребенка чрезвычайно сложна: первичный дефект приводит к возникновению других отклонений. Нарушения познавательной деятельности отчетливо обнаруживаются в самых различных проявлениях. Известно, что для детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста характерны такие особенности познавательной деятельности как трудности восприятия учебного материала, недостатки памяти, значительное отставание в развитии мыслительной деятельности, нарушение всех свойств внимания, недостатки речевого развития, низкая познавательная активность. Все эти особенности развития познавательной деятельности напрямую связаны с особенностями эмоциональной сферы этих детей. Таким образом, по характеру поведения, особенностям познавательной деятельности и эмоциональной сферы школьники с ограниченными возможностями значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционно-развивающих воздействий для компенсации имеющихся у них нарушений.
Для продвижения детей с ограниченными возможностями здоровья в общем развитии, для усвоения ими знаний, умений и навыков существенно важным является не всякое, но специально организованное обучение и воспитание, которое направлено в первую очередь на формирование высших психических процессов, особенно – мышления, так как именно дефектность мышления обнаруживается особенно резко и затрудняет познание окружающего мира. Формирование мыслительной деятельности способствует продвижению таких школьников в общем развитии.
За последние годы в России значительно возросло число классов коррекционно-развивающего обучения. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, диктуют необходимость наиболее полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к учению, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. Поэтому необходимо при организации учебного процесса оказывать комплексную дифференцированную помощь каждому конкретному ребёнку, направленную на преодоление трудностей в овладении программными знаниями, умениями, навыками, успешную адаптацию и интеграцию в общество. Необходимо учитывать при организации индивидуального обучения несоответствие интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. Для школьников с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными различным генезом создаются специальные условия обучения и воспитания, адекватные особенностям их развития: использование специальных методов обучения и воспитания, охранительного режима, дозированных учебных нагрузок, организация индивидуальных коррекционных занятий, надомное обучение.
Перед учителем, работающим с такими детьми, стоит основная педагогическая задача, заключающаяся в гуманизации и индивидуализации процесса обучения и воспитания, создании необходимых условий для полноценного развития, становления каждого ребёнка как субъекта учебной деятельности. Поэтому учитель, работающий с такими школьниками должен, прежде всего, хорошо знать основные законы развития аномального ребёнка, структуру возможных дефектов и возможностей их компенсации, уметь применять системный подход к изучению таких детей с учётом зон актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи, применять индивидуализированный и дифференцированный подход в процессе реализации коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы. При организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важная роль отводится созданию коррекционно-развивающей среды.
В Педагогической энциклопедии понятие «коррекция» определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития детей с помощью специальной системы педагогических приёмов и мероприятий.
Основные задачи коррекционно-развивающей работы предусматривают :
-коррекцию и развитие личности;
-коррекцию познавательных возможностей;
-формирование и развитие коммуникативной функции речи;
-коррекцию сенсорных и двигательных недостатков;
-коррекцию сохранных психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления с учетом зоны ближайшего развития;
-коррекцию общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики;
-коррекцию эмоционально-волевой сферы, обеспечивающей адекватное восприятие действительности;
- подготовку к самостоятельной трудовой деятельности в условиях социума.
Любая коррекционная работа должна осуществляться на том учебном материале, который является содержанием того или иного предмета.
Основная задача коррекционно-развивающей работы на уроке – систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребёнка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребёнка, его подготовку к адекватному восприятию учебного материала.
Достижению этого способствует решение ряда коррекционно-развивающих психолого-педагогических задач: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, восприятия;
-формирование познавательных способностей на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
-коррекция недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
-формирование пространственно-временных ориентировок;
-развитие слухоголосовых координаций;
-формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов;
-обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии;
-исправление недостатков моторики;
-совершенствование зрительно-двигательной координации;
-формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Одним из основных условий успешной коррекционно-развивающей работы является строгое соблюдение норм максимально допустимой нагрузки, дифференцированный подход с учётом ведущего нарушения в развитии ребёнка, состояния нервно-психической деятельности и сохранных функций. Для этого изучаются психофизические возможности учащихся, разрабатывается комплексный план коррекционной работы с учётом рекомендаций школьного психолога, дефектолога, логопеда. Особенности коррекционного воздействия на ребёнка зависят от характера, имеющегося у него дефекта, от возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка, от условий жизни и воспитания ребёнка. Это свидетельствует о необходимости ранней диагностики отклонений в развитии, поскольку, чем раньше будет выявлен дефект развития ребёнка, тем более эффективной будет коррекционно-развивающая работа по его преодолению. Важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении – «зону ближайшего развития».
Практически каждое задание, выполняемое детьми в ходе урока, способствует развитию памяти, объёма и переключаемости внимания, целостного предметно-зрительного, зрительно-пространственного и тактильного восприятия, наглядно-образного, словесно-логического, наглядно-практического мышления, моторики, развитию личности ребёнка, его потенциальных возможностей и способностей. Большую роль в коррекционной работе играет наглядность, демонстрационный материал, игры, опорные таблицы, предметно-практическая деятельность – это создаёт возможности для формирования пространственных представлений, умения сравнивать и обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры, развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта.
Коррекционная работа на уроке не должна сводиться только к развитию отдельных психических процессов, формированию определённых умений и навыков, она должна быть направлена на коррекцию и развитие всей личности. Немаловажное значение в коррекционной работе имеет воспитательная работа. Целью этой работы является:
- социализация воспитанников;
- выработка положительных качеств;
- формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим;
- повышение регулирующей роли интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях и в процессе разных видов деятельности.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет обеспечить максимальное погружение ребёнка в активную речевую среду, обогащать его двигательную деятельность, корригировать эмоциональный тонус, дает возможность формировать основные этапы учебной деятельности, повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности.
Правильно спланированная и целенаправленно осуществляемая коррекционно-развивающая работа позволяет наблюдать положительную динамику в развитии учащихся с ограниченными возможностями.
Заголовок 115