Презентация по математике на темуОрганизация исследовательской деятельности на уроках математики как основы формирования ключевых компетенций учащихся


Организация исследовательской деятельности на уроках математики как основы формирования ключевых компетенций учащихся Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая детей слишком многому. Возбудите только любопытство. Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте их мозг. Достаточно заронить в него искру, огонь сам разгорится там, где для него есть пища. А. Франс Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики стали: Достижение социальной компетентности обучающихся. Гарантия прав граждан на качественное образование. Формирование ключевых (базовых) компетенций. Обеспечение компьютерной грамотности. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. С позиции компетентностного подхода основным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает знаниями и опытом. Компетенция – «готовность учащихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач» Ключевые компетенции - это компетенции широкого спектра использования.   Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Перечень ключевых компетенций, который приводится ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе:Ценностно-смысловые компетенцииОбщекультурные компетенцииИнформационные компетенцииКоммуникативные компетенцииСоциально-трудовые компетенцииКомпетенции личностного самосовершенствования Сегодня актуальным в педагогическом процессе становится повышение качества образования, использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов ведущее место среди таких методов принадлежит исследовательскому методу. Преимущества проектно-исследовательского метода творческое и личностное развитие ученика, возможность самореализации; у учащихся повышается интерес к получению знаний, растет уверенность в своих силах, развиваются способности к самообразованию;появляется возможность развивать мышление, память, а так же коммуникабельность, креативность, что находит абсолютное отражение в современной жизни;задачи образования превосходят по своему уровню задачи, выдвигаемые другими методами; - профессионально-квалификационный рост учителя- исследователя;повышение статуса ученика, учителя и учебного заведения Основными формами работы с учащимися являются:- проекты; - уроки-исследования; - организация учебных занятий с использованием элементов исследовательской технологии, отдельных исследовательских методов и приемов; - практические занятия по освоению элементов технологии (как в урочное время для учащихся всего класса, так и во внеурочное – для всех желающих);- индивидуальные и групповые консультации на различных этапах выполнения проекта или исследования; - работа в секции школьного научного общества ; - участие в разнообразных конкурсах; - разнообразные формы презентации результатов проектно - исследовательской работы. -исследовательский подход к введению математических понятий-исследовательские работы (мини-проекты), проводимые на уроках математики -исследовательские задачи Основные этапы организации проектно-исследовательской деятельности :-мотивация к проведению исследования;-постановка общей проблемы (осуществляется под руководством учителя);-постановка задачи исследования;-сбор информации: изучение учебной и специальной литературы, проведение эксперимента и т. д.;-создание базы собранных данных (полученных результатов), которая оформляется в виде таблицы, схемы, графика и т. п.;-выдвижение на ее основе гипотезы;-проверка гипотезы: доказательство или опровержение;-формулирование выводов;-демонстрация актуальности проведенного исследования и возможностей применения его результатов Трудности при организации проектно-исследовательской деятельности Отсутствие у учителя свободного времениБольшая загруженность учениковНедостаточная мотивацияНедостаток знаний по организации исследовательской деятельностиБоязнь, что ученик (да и сам учитель) не справятся с научной работой. Методы проектно-исследовательской деятельности Теоретические методыисследования Теоретический анализ и синтезАбстрагирование и конкретизацияМоделирование Эмпирические методы исследования НаблюдениеЛабораторные методы (опыт, эксперимент)Устный опрос (беседа , интервью)Письменный опрос (анкетирование)Тестирование самостоятельный поиск необходимой информацииМетод проектовТворческая деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, работа над учебно-исследовательскими проектами и др.Эвристическая деятельность: “мозговой штурм”, “мозговая атака”  и др.;Метод инверсии: решение творческой задачи с помощью анализа и синтеза, конкретного и абстрактногоМетод эмпатии ( метод личной аналогии);Проблемное обучение. Формы проектно-исследовательской деятельности КоллективныеИндивидуальныеГрупповые Периметр прямоугольника 24 см, а одна из его сторон х см. Задайте формулой зависимость площади S от x. Заполните таблицу: x 2 3 4 5 6 8 10 12 S S=Х (12-Х) Периметр прямоугольника 24 см, а одна из его сторон х см. Задайте формулой зависимость площади S от x. Заполните таблицу: x 2 3 4 5 6 8 9 11 S 20 27 32 35 36 32 27 11 при каком значении x получился прямоугольник наибольшей площади S; каково наибольшее значение S; выбрать два значения x и вычислить удалось ли получить значение S, большее, чем ранее?какую гипотезу можно высказать о форме прямоугольника наибольшей S, имеющего данный периметр. Использование этих форм и методов позволяет ученикам овладеть навыками самостоятельной работы, повышает познавательную активность и сознательное отношение к учёбе, то есть позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности учащихся по развитию у них УУД. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.