Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию для детей подготовительной группы по теме: «Помощники Лесной Феи».


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 7 «Ромашка»
города Новоалтайска, Алтайского края.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по социально-личностному развитию
для детей подготовительной группы по теме:
«Помощники Лесной Феи».
Автор: Козлова Марина Владимировна
воспитатель
Приоритетное направление: социально-личностное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Познание», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Художественное творчество».
Задачи:
Познакомить детей с тем, какой вред приносит лесу мусор оставленный людьми.
Способствовать умению детей решать проблемные ситуации при помощи предметно-схематических моделей.
Воспитывать негативное отношение к причинению вреда лесу; эмоциональную чуткость ребёнка.
Материал: фотоаппарат, чёрный ящик, письмо от Феи, свечку, спички, подсвечник; модели, запрещающие разводить костёр, окапывание кострища; приёмник, запись голосов птиц; подушечки с ароматами ели, земляники, цветов; пустая бутылка с картиной, на которой нарисована поляна, вся в мусоре.
Предварительная работа: наблюдение за уборкой территории и непосредственное участие в ней детей; рассматривание иллюстраций «Пожар в лесу».
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, покажете мне, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение, а я сфотографирую вас. (Дети улыбаются, а воспитатель фотографирует каждого ребёнка).
Отлично, у вас у всех хорошее настроение. Тогда давайте попробуем отгадать загадку.
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нём.
Воспитатель: Что это за дом такой?
(Ответы детей).
Почему лес называют домом?
А каких вы знаете лесных жителей?
(Дети перечисляют растительный и животный мир).
А кто из вас знает, как надо себя вести в лесу? (Выслушать ответы детей).
Стук в дверь, заведующая передаёт чёрный ящик, который принёс почтальон, на ящике висит конверт. Воспитатель достаёт письмо и читает
«Дорогие мои дети, мне очень больно смотреть, как многие люди неправильно ведут себя в лесу. Деревья, цветы, животные и сама земля чувствует себя очень плохо. Я посылаю своих помощников, чтобы они рассказали вам о правилах поведения в лесу». Ваша лесная Фея.
Воспитатель: Что будем делать? Давайте откроем, посмотрим. (Дети заглядывают в ящик и видят свечку). Воспитатель достает её.
Воспитатель: Что это? (свечка)
(Воспитатель зажигает свечку и ставит в недоступное для детей место.)
Воспитатель: А это что? (огонь)
Какой он?
Что он может?
Воспитатель: Огонь, с помощью своих искорок, хочет нам что-то рассказать.
Воспитатель выставляет модели.
1 модель.
Что здесь изображено? (лес)
Что означает зачеркнутый огонь? (Что на этом месте нельзя разводить огонь)
Почему в одном месте он не зачеркнут? (Ответы детей).
Воспитатель: Огонь говорит, что костер надо разводить на том месте, где его разводили раньше. Иначе 5-7 лет, а это столько, сколько вам лет, на этом клочке земли ничего не вырастет.
2 модель.
Что здесь нарисовано? (Дерево и зачеркнутый огонь)
Что это значит?
Почему нельзя разводить огонь рядом с деревом? (Ответы детей)
Огонь «говорит», что вы правы. Около дерева нельзя разводить костер, потому что корням будет очень больно, и дерево может погибнуть.
3 модель
Что на этой модели нарисовано?
Зачем надо окапывать кострище?
Огонь с вами согласен. Окапывать необходимо, чтобы огонь не «побежал» по сухой траве и не произошло пожара.
Воспитатель: Спасибо тебе, огонь, за твои предупреждения. Дети, а вам все понятно? Тогда давайте попробуем развести огонь.
Имитация движений костра. Дети находят «черное место», где как будто был костер, окапывают, приносят сухие ветки, складывают, разжигают, греются.
Воспитатель: Все правильно, огонь? Да.
Воспитатель тушит свечку.
Воспитатель: Давайте посмотрим, может там есть ещё какой-нибудь помощник? (Достают приемник, рассматривают)
Воспитатель: Что это?
Интересно, о чем может рассказать приёмник? А, наверное, когда едешь в лес, надо взять приемник и включить его на всю громкость? ( Включает громко музыку)
Да? А почему вы так думаете? (Выслушать ответы детей)
Воспитатель: Правильно, дети, шум, громкая музыка, крики в лесу пугают птиц и зверей, рыб и насекомых. У некоторых сейчас рождаются маленькие детеныши. А какие мелодии можно услышать в лесу?
(Как стрекочет кузнечик, пение птиц, жужжание жуков, писк комаров и т. д.)
Воспитатель: Садись на камень под сосну,
Лесную слушай тишину.
Журчит, лепечет ручеек
О том, что путь далек-далек…
Упала шишка
Скрипнул сук.
Жужжит, жужжит тяжелый жук…
Листва рассказывает сны…
Ты слышишь голос тишины.
Дети, а вы заметили, на приемнике висит мешок, а на мешке написано что? (Дети читают). Запахи леса.
Давайте закроем глаза и представим, что мы в лесу. (Включить запись голосов птиц).
Хорошо в лесу. А чем пахнет? (Воспитатель подносит подушечки с ароматом ели, земляники, цветов. Дети высказывают свои предположения).
Открывайте глаза, за работу пора.
Давайте посмотрим, есть ли еще какой-нибудь помощник у Феи.
Воспитатель достает пустую бутылку, в которой лежит рисунок, где нарисована Лесная поляна вся в мусоре.
Воспитатель: Что же произошло? Почему люди оставили весь этот мусор? Что нужно было сделать людям?
Воспитатель: Правильно, дети, мусор надо собрать и забрать с собой домой. Вот такая бутылка может пролежать 200 лет, так же как и пакет.
А как вы думаете, приносит ли мусор вред лесу? А какой? (выслушать детей).
А вы знаете, что в жаркую солнечную погоду кусочек разбитой в лесу стеклянной бутылки может вызвать лесной пожар. Он как увеличительное стекло, может поджечь лес от солнечного луча. Помните, мы проводили опыт?
А вы знаете, что мусор отнимает у растений и животных место для жизни. Как вы думаете, это происходит? ( Если везде будет лежать мусор, тот растениям негде будет расти).
А вы знаете, что мусор нарушает красоту природы. Чем любоваться на этой картине?
А теперь подумайте и нарисуйте грустный лес или весёлый. Кто вы, какой хочет. (По мере выполнения рисунка дети рассказывают о своём лесе).
Воспитатель: Ну, вот, кажется, мы всё достали из ящика. (Воспитатель трясёт, дети слышат, что там ещё что-то есть)
Воспитатель достаёт кассету и вставляет в магнитофон.
Фея: Молодцы, дети. Я верю, что вы никогда не причините вред моему лесу. Я вас всех приглашаю ко мне в гости, а теперь встаньте в круг, и повторяйте за мной.
(Во время чтения стихотворения дети выполняют движения).
Давайте будем
Дружить друг с другом (дети берутся за руки)
Как птица с небом (дети машут руками и смотрят вверх, на небо)
Как поле с плугом,
Как ветер с морем (дети берутся за руки и имитируют волны, покачиваясь).
Трава с дождями (дети приседают и потихоньку встают, поднимая руки вверх).
Как дружит солнце со всеми нами (дети идут по кругу, вытянув одну руку в центр круга, а другую за центр).
Давайте будем к тому стремиться (дети берутся за руки)
Чтоб нас любили и зверь, и птица. Мазин И.
Воспитатель: Дети, вы согласны?
Давайте на прощанье обнимемся. До свиданья, лесная Фея. Спасибо тебе за всё.
Воспитатель: А вы хотите свои рисунки подарить Фее?
Тогда отправим ей их вот в этом конверте.