Методические рекомендации по формированию регионального компонента основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования

Методические рекомендации по формированию регионального компонента основных профессиональных образовательных программ среднего
профессионального образования

Преподаватель С.Н. Рыжиков

Образовательное учреждение СПО самостоятельно разрабатывает и утверждает основную профессиональную образовательную программу по специальности. Региональный компонент профессиональной образовательной программы введен Государственным стандартом второго поколения (2002г.), который содержит раздел «Теоретическое обучение - дисциплины национально-регионального (регионального) компонента», его объем и рекомендуемые курсы обучения.
В экономике и социальной сфере России занято около 20 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 33 % от общей численности занятых или 62 % от общей численности специалистов. Специалисты со средним профессиональным образованием - это работники интеллектуального труда, руководители среднего звена, знающие весь процесс создания продукции, умеющие решать задачи, возникающие на производстве. Подготовка таких специалистов осуществляется в колледжах, техникумах со сроком обучения 3-4 года. Для современного производства требуется человек, не просто знающий, но и понимающий специфику современного бытия, способный вписать себя в сложный окружающий мир. При подготовке специалистов нужно учитывать экономические, социальные, личностно-психологические, педагогические и организационные компоненты применительно к условиям региона, в котором будущий специалист будет трудиться.
Образование в России является мощной общественной силой, важным компонентом культурного, социально-экономического и экономического развития человека, сообществ и наций.
П. Ф. Анисимов отмечает необходимость сохранить сильные стороны российской образовательной системы, позволившие превратить Россию XX века в одну из высокоразвитых в культурном отношении стран мира, а с другой - систему образования необходимо сделать гибкой и адаптивной с тем, чтобы в новых условиях соответствовать потребностям и интересам личности, а также удовлетворять запросам изменяющейся экономики и складывающегося рынка труда.
В общих требованиях к разработке основной профессиональной образовательной программы отражено, что объем времени, отведенный на дисциплины регионального компонента может быть использован с целью обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда на:
увеличение объема времени на дисциплины федерального компонента;
- введение дополнительных дисциплин в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин;
- введение дополнительных дисциплин регионального компонента.
Проектирование регионального компонента по специальности СПО осуществляется в следующей последовательности:
Региональные органы управления совместно с образовательным учреждением устанавливают и конкретизируют цель и задачи регионального компонента.
Образовательные учреждения на основе установленных задач разрабатывает дополнительные требования к квалификационной характеристике выпускника, заданные ФГОС по специальности.
Образовательное учреждение на основе дополнительных требований к квалификационной характеристике выпускника разрабатывает дополнительные требования к знаниям и умениям выпускника.
Образовательное учреждение, исходя их дополнительных требований к знаниям и умениям выпускника по специальности, определяет варианты реализации компонента в соответствии с вариантами, указанными в ГОС по специальности.
Образовательное учреждение разрабатывает содержание регионального компонента с отражением в рабочих программах учебных дисциплин.
Для успешной реализации требований разрабатываются учебно-методические комплексы.
В осуществляемой в России децентрализации управления системой профессионального образования все острее ощущается потребность выработки обоснованных научно-педагогических подходов, позволяющих определить оптимальные методы планирования, размещения или перепрофилирования существующих профессиональных образовательных учреждений в регионе с учетом наличия потенциальных потребителей образовательных услуг, популярности профессий, уровня востребованности кадров.
Как показывают современные исследования, регионы с конкурентоспособной экономикой, наряду с мобильностью капитала, характеризуются высокой профессиональной динамикой, под которой понимаются: повышение квалификации; смена информационного или психологического базиса профессии; смена специализации в рамках одной профессии; выбор новой профессии. Основы профессиональной мобильности трудовых ресурсов как фактора повышения конкурентоспособности региона формируются в системе профессионального образования, которая должна быть ориентирована на потребности территории, создавать кадровое обеспечение конкретных инвестиционных проектов, воспроизводить профессионально-кадровую структуру, востребованную логикой социально-экономического развития региона.
Рассматривая вопрос, связанный с регионализацией профессионального образования, следует отметить, что системообразующим фактором формирования региональной образовательной системы является содержание образования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом РФ «Об образовании» в учреждениях профессионального образования РФ всех уровней и организационно-правовых форм введены государственные образовательные стандарты (ГОС), включающие в себя федеральный и региональный компоненты. Федеральный компонент ГОС устанавливает обязательный минимум содержания профессионального образования и требования к уровню подготовки выпускников, имеющие общекультурное, общегосударственное значение и отражающие универсальный человеческий опыт, необходимый для профессионализации личности и обеспечивающий единство образовательного пространства Российской Федерации. Региональный компонент устанавливает обязательный минимум содержания " профессионального образования и требования к уровню подготовки выпускников, обеспечивающие особые потребности и интересы отдельного субъекта РФ. Это такая составляющая нормы образования, относительно характера, содержания и направленности которой достигнут консенсус между социальными партнерами региональной системы профессионального образования, и которая служит целям интеграции выпускников образовательных учреждений данного региона в его экономику и социум.
В связи с этим региональная система профессионального образования в новых экономических условиях требует учета федеральных и местных потребностей, а также интереса отдельных предприятий и организаций, самого человека. Федеральные требования вытекают из задачи формирования единого образовательного пространства, обеспечения мобильности рабочей силы на территории всей страны, неуклонного повышения ее квалификации. Региональные требования к профессиональному образованию могут быть представлены в количественном и качественном выражении. Количественно р они фиксируют потребность в кадрах всей экономической сферы региона. Качественная характеристика содержит квалификационные требования к профилю и уровню подготовки кадров. Определение этой потребности и реальных путей ее удовлетворения путем организации оптимальной системы профессионального образования позволяет обоснованно определить структуру кадров, необходимых для развития региона, содержание профессиональной подготовки, типы и виды профессиональных образовательных учреждений, сроки и форму подготовки.
Таким образом, формирование регионального компонента продиктовано необходимостью:
создания единого образовательного пространства России;
обеспечения преемственности между уровнями и ступенями обучения;
создания условий для личностно-ориентированной педагогической деятельности и усвоения обучающимися федеральных стандартов образования.
соблюдения федерального закона «Об образовании», чем исключается возможность замкнутости и изолированности региональной системы образования.
Как правило, при формировании регионального компонента учитывается: межотраслевой характер решения образовательных проблем региона, участие в их решении органов администрации, служб занятости, здравоохранения, культуры, правовых органов, органов внутренних дел и т.д.; преемственность и непрерывность образовательных процессов, многопрофильности и многоуровневости профессиональной подготовки, полноценность объема знаний, умений, навыков, норм, получение высокой квалификации, освоение новых технологий и технического оборудования путем создания различных региональных учебно-профессиональных комплексов; ориентация на свободу выбора способов удовлетворения образовательных услуг и дополнительных образовательных услуг, ориентация на индивидуальную траекторию развития и саморазвития обучающихся, преодоление единомыслия и единообразия подходов к образовательному процессу, гуманизацию и гуманитаризацию образовательного процесса, демократизацию обучения, соблюдение международных и российских стандартов образования
Региональный компонент как вариативная часть образовательной программы начального профессионального образования в Государственном образовательном стандарте выделен в блок «Специальный курс. Региональный компонент» с определением количества часов и курсов обучения. На федеральном уровне формируется структура специального курса - перечень обязательных предметов и ориентировочный объем времени, выделяемый на них. Содержание его представляется набором альтернативных блоков специальных предметов (в том числе и практического обучения), если специализация осуществляется на альтернативной основе, или набором последовательных блоков, когда подготовка по каждой последующей профессии ОК 016-94 предполагает освоение предыдущей.
Окончательное формирование регионального компонента определяется образовательным учреждением с участием региональных органов управления и предприятий – заказчиков (социальных партнеров) с целью обеспечить подготовку по набору профессий, требуемых в регионе.
Расширение участия образовательных учреждений и заказчиков кадров в формировании содержания профессионального образования осуществляется и при использовании на профессиональную подготовку выделяемого резерва времени.
Специалисты со средним профессиональным образованием - это работники интеллектуального труда, руководители среднего звена, знающие весь процесс создания продукции, умеющие решать задачи, возникающие на производстве.
Многие специалисты предсказывают "бум" инженерным специальностям, как в высших, так и в средних специальных учебных заведениях. Так в экономике и социальной сфере России занято около 20 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 33 % от общей численности занятых или 62 % от общей численности специалистов.
В настоящее время в Российской Федерации функционирует 2670 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. В условиях расслоения общества, снижения территориальной мобильности малообеспеченных слоев населения возрастает социальная значимость среднего профессионального образования. Среднее профессиональное образование (СПО) является формой социальной защиты для выпускников школ, отвлечения их от криминальной среды и, как следствие, стабилизирующим фактором в обществе.
Следует предположить, что наряду с восстановлением действовавшего ранее производства, в ближайшие годы начнутся работы по созданию производств, основывающихся на новых наукоемких технологиях, что требует подготовки соответствующих кадров. Развитие наукоемких и высокотехнологичных производств, требует обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, обладающих профессиональной квалификацией, многофункциональными умениями. Новые высокотехнические технологии потребуют, как минимум, среднего технического образования на рабочих местах, а, следовательно, перестройки образования.
Итак, среднее профессиональное образование способно пополнить страну не только высококлассными, мобильными специалистами, осуществляющим подъем национальной экономики России, но и гармоничными личностями с высокоразвитым чувством ответственности, гуманности к окружающим людям, воспитанных в духе патриотизма к своей Родине.
Подготовка специалистов среднего профессионального образования осуществляется в колледжах, техникумах со сроком обучения 3-4 года. Проблемы современного образования закономерно отражают происходящие в окружающем мире процессы. Современное состояние цивилизации свидетельствует о том, что мир становиться чрезвычайно сложным, взаи
·мозависимым, целостным, быстро изменяющимся, во многом непредсказуемым в своем развитии. Создаваемые человеком технические системы вносят колоссальные изменения в общественную практику, радикально меняют стиль его мышления, требуют высокой квалификации, повышенной ответственности и осторожности обращения с ним. Низкий уровень профессиональной компетентности специалистов может привести к глобальным катастрофическим последствиям.
Традиционная система среднего профессионального образования в основном была рассчитана на «знаниевую» парадигму подготовки специалистов, которое означает прагматическое и формальное использование некоторой совокупности освоенных истин. Между тем современной цивилизации объективно требуется человек, не просто знающий, но и понимающий специфику современного бытия, способный вписать себя в сложный окружающий мир. Появление инновационных процессов в образовании является ведущей тенденцией его обновления. Общенаучное понятие «инновация» определяется как целевое изменение в функционировании системы.
По масштабности и социально-педагогической значимости можно выделить инновации: федеральные, региональные, субрегиональные, предназначенные для образовательных учреждений определенного типа. Переход к рыночным отношениям вызывает серьезный пересмотр целей и содержания образования средних специальных учебных заведений. Современные требования, предъявляемые к содержанию образования со стороны общества, производства, родителей и конкретной личности обучающегося диктуют необходимость наполнения образования новым содержанием в инновационном режиме с учетом национально-регионального компонента.
Понятие стандарта (от англ. standard) означает норму, образец, мерило. Образовательный стандарт - это эталонный уровень образования, необходимый для данного общества в определенный исторический отрезок времени.
Государственный образовательный стандарт - это образовательный ценз, уровень, который должен быть достигнут личностью для получения соответствующих документов об образовании. Государственные образовательные стандарты включают в себя федеральный и региональный компоненты.
Разработка содержания регионального компонента может быть отнесена к категории интегративных проблем высокого порядка сложности, разрешение которых нуждается в синтезе различных подходов и факторов.
Экономические. Характер экономики региона препятствует долгосрочному развитию регионального сообщества, раскрытию его по-настоящему уникальных возможностей. Это развитие связано как с поиском и освоением новых, еще непривычных или потенциальных, видов экономической активности и профессиональной деятельности населения (например, таможенной службы, экологического предпринимательства), так и с усложнением традиционных (более глубокими и эффективными переработкой и использованием леса, эксплуатацией жилищно-коммунального хозяйства, модернизацией транспортной и информационной сети), достижением сбалансированных отношений между ними в рамках регионального социально-экономического и политического комплекса.
Данная экономическая ситуация предъявляет существенные дополнительные требования к «продукту» региональной системы профессионального образования - квалифицированным кадрам, а именно необходимости:
выпуска специалистов разного уровня квалификации по новым специальностям;
углубленной профессиональной подготовки по нужным сегодня, но сложившимся в прежние годы направлениям;
формирования у будущих специалистов управленческого и экономического мышления, позволяющего преодолеть отраслевое видение специфических профессиональных проблем.
Множественность реальных и потенциальных партнеров-заказчиков, специфичность образовательных запросов каждого из них накладывают определенные требования к внутренней пластичности образовательной системы техникума, заставляют определить характер и формы конкретного участия в гибком и мобильном кадровом обеспечении развивающейся региональной экономики.
Социальные. Географическая удаленность Республики Алтай от традиционных научно-образовательных центров при общем значительном увеличении стоимости жизни существенно ограничила доступ местного населения к привычному получению полноценного профессионального образования в крупных городах. Кроме того, сокращение финансирования образовательной сферы при одновременном превращении образования в дорогостоящий товар, серьезно препятствуют осуществлению юридических и человеческих прав жителей на доступность профессионального образования по месту проживания, что снижает качество жизни в регионе с такой его стороны, как компетентность, грамотность, информированность, культурность населения, качество трудовых ресурсов.
В данном аспекте системе среднего профессионального образования (СПО) необходимо компенсировать потерянные для региона возможности изучения и удовлетворения профессиональных образовательных запросов различной принадлежности: отдельной личности, семье, социальной, национально-этнической, профессиональной группе, региональному сообществу в целом. Особенно это важно в отношении социально незащищенных слоев и групп населения, усиление их способности к самостоятельной адаптации в сложившихся условиях.
Личностно-психологические. Важно, сохраняя и гарантируя право на свободу образовательного выбора, обеспечить его реальную возможность для профессионального самоопределения человека в регионе.
Педагогические. Современная парадигма образования предполагает ориентацию учебного процесса на развитие личности. При уменьшении федерального компонента Госстандарта и «освобождении» педагога в рамках регионального компонента образовательное учреждение должно квалифицированно и обоснованно попасть в иную, не менее важную и широкую, чем отраслевая, систему зависимостей - специфических образовательных интересов местного населения, различных социальных субъектов, актуальных и перспективных требований рынка труда, посредством изучения и педагогической интерпретации отразить их особенности в содержании профессионального образования.
Организационные. Организационная структура должна быть особенно восприимчивой и открытой для нововведений и одновременно способной к выделению и сохранению позитивного опыта.
Разработка как самого содержания регионального компонента СПО, так и технологии данного процесса, повысит устойчивость, целостность, динамичность, гибкость, открытость образовательной системы.
Результаты внедрения регионального компонента
Экономические:
экономия сопутствующих и косвенных расходов населения на профессиональное образование;
вытеснение с образовательного рынка недобросовестных конкурентов;
востребованность выпускников на рынке труда по специальности;
определение дополнительных источников финансирования.
Социальные:
трудоустройство выпускаемых специалистов по специальности;
степень социальной направленности образовательной системы в сторону социально незащищенных слоев населения;
социальная защищенность педагогического и ученического коллектива;
рост престижа качественного профессионального образования;
профилактика отклоняющегося поведения молодежи.
Психологические:
способность к самоанализу профессиональной деятельности, рост профессионального самосознания педагогов и студентов в целом;
степень психологической комфортности образовательного процесса;
ясность и обоснованность профессионального самоопределения абитуриентов и выпускников.
Педагогические:
увеличение исследовательской составляющей в методах преподавания;
направленность студенческих исследовательских работ на изучение регионального социума;
воспитание культуры межнациональных отношений;
рост учебной мотивации у студентов;
технологическое описание процесса разработки регионального компонента содержания образования.
Организационные:
расширение функций техникума.
Региональный компонент формирует у студентов не столько академические знания, но, прежде всего, способность трудиться, жить и адаптироваться в быстро меняющемся мире. Позволяет идентифицировать себя как представителя этнической группы, того или иного народа, национальную культуру которого он изучает, развивает, обогащает.
Региональный компонент формирует также человека с развитой культурой межнационального общения, которому присущи следующие наиболее типичные черты личности.
Человеку с развитой культурой межнационального общения присущи следующие наиболее типичные черты личности: навыки общения в многонациональном трудовом коллективе, умение пользоваться ими в своей практической деятельности; уважительное отношение к национальному достоинству других людей, национальным культурам, прогрессивным национальным традициям, национальным обеспечениям; непримиримое отношение к проявлениям национального эгоизма и национального тщеславия, национального нигилизма; умение освобождаться от предрассудков прошлого не только в мировоззрении, но и в чувствах; уважительное отношение к языку народа, на территории которого он проживает.
Региональная подготовка специалистов среднего звена профиля будет эффективна если:
1. Профессиональное образование специалистов будет адекватно их профессиональной деятельности в условиях современного наукоёмкого производства.
2. В содержательном аспекте разработать учебные планы и программы, интегрирующие базовый и региональные уровни (федеральный и региональный компоненты), при этом региональный компонент должен обеспечивать гибкое реагирование содержания обучения на происходящие в регионе изменения.
3. В организационном аспекте обеспечить: поэтапность включения учебных программ, содержащих региональный компонент в учебный процесс; вариативный подход к построению учебного плана с учетом регионального компонента, при этом региональный материал необходимо использовать для расширения и углубления основных тем и разделов базового содержания.
4. В методическом аспекте разработать эффективные методы и формы, обеспечивающих высокий уровень профессиональной подготовки студентов с учетом регионального компонента.
Таким образом перед преподавателями стоят следующие задачи
1) определить роль и место регионального компонента образовательного стандарта в обшей системе среднего профессионального образования;
2) выявить, обобщить и транслировать передовой педагогический опыт по реализации содержательной и методической частей регионального компонента образовательного стандарта среднего профессионального образования;
3) обеспечить преемственность между региональным и федеральным компонентами стандарта в концепции, методологии, регулятивном механизме и системе мониторинга качества профессионально-образовательных услуг
4) разработать основы содержания регионального компонента образовательного стандарта на основе выявления наиболее значимых для отрасли характеристик ее развития;
5) спроектировать методическое обеспечение содержания регионального компонента образовательного стандарта, обеспечивающего обязательность и вариативность знаний, получаемых в профессиональных образовательных учреждениях.


Список литературы
1.Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М. : Изд. центр Академия, 2000. - 176 с.
2.Применение активных методов, современных технологий обучения и контроль знаний студентов. - М. : ИПР СПО, 2002. - 166 с.
3.Роберт, И. В.Современные информационные и коммуникационные технологии в системе среднего профессионального образования / И. В. Роберт. - М. : Науч.-метод. центр среднего проф. обр., 1999. - 79 с.
4.Среднее профессиональное образование. - 2000. - М. : Изд-во МГУП, 2000. - 80 с.
5.Современная школа на пороге XX века : опыт, проблемы, перспективы / Обр. обл. Технология. - Вып. 1. - М. : АПК И ПРО, 2000. - 190 с.
6.Совершенствование содержания и технологий подготовки специалистов среднего звена технического профиля / Под ред. В. С. Ширшовой. - М. : НМЦ СПО, 2001. - 112 с.
7.Сиденко, А. С.Эксперимент в образовании / А. С. Сиденко, Т. Г. Новикова. - М. : АПК и ПРО, 2002. - 94 с.
8.Кайнонова, Э. Б.Основы организации научного исследования в педагогике / Э. Б. Кайнонова. - М. : ИПР СПО, 2004. - 168 с.
9.Крысько, В. Г.Социальная психология : словарь-справочник / В. Г. Крысько // Библиотека практ. психол. - Мн. : Харвест; М. : АСТ, 2001. - 688 с.
10.Никитин, М. В.Модернизация управления развитием образовательных организаций : монография / М. В. Никитин. - М. : Изд. центр АПО, 2001. - 221 с.










13PAGE \* MERGEFORMAT14715




15