Доклад по изо на тему: «Формирование средствами искусства эстетической позиции в любой сфере жизни».


Поворинский муниципальный район
МО
учителей изобразительного искусства
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Формирование средствами искусства эстетической позиции в любой сфере жизни».
Подготовила: Беляева М.В.,
учитель изобразительного искусства
МКОУ «Ильменская СОШ»
2016 год

Суть эстетического воспитания состоит в том,
чтобы утверждать добро как прекрасное.
Б. М. Неменский
Модель системы формирования эстетического воспитания школьников средствами искусства имеет двухуровневую структуру: средовую и личностную. Функции средового уровня заключаются в определении стратегических целей системы эстетического воспитания средствами искусства и интеграции деятельности всех субъектов системы. Главная задача создания художественно-эстетической среды — помочь ребенку раскрыть свои способности, проявить одаренность, найти свой творческий путь.
Эстетическая среда, включающая в себя как материальную, так и духовную, и социальную составляющие, рождает в ребенке восприятие красоты, умение демонстрировать свое творчество, сравнивать с эталонами, впоследствии дает возможность включения в общую творческую среду. Погружение в мир искусства уже требует от ребенка осознания красоты окружающей действительности. Материальная среда — художественный материал, эстетика оформления — стимулирует интересы ребенка. Духовная — это мир чувств и взаимоотношений, знакомство с лучшими духовными образцами искусства, такими как изобразительное искусство, дизайн, архитектура, музыка, литература, театр и т. д., предоставляют ребенку возможность «оживлять » образы, одухотворять красоту, давать ей развитие и творческое созидание.
Социальная — устанавливает взаимосвязь в искусстве, выход творчества во внешнюю социальную среду, внесение образа в развитие общества, его исторические процессы. В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская утверждают, что научиться хорошо понимать и оценивать эстетическое можно, лишь развивая собственно творческие способности во всех областях человеческой деятельности. Находясь в поиске внутреннего содержания собственного мира, ребенок сам ставит перед педагогом ответные задачи, требующие творческого вмешательства.
Личностный уровень реализует программу эстетического воспитания учащихся на материале искусства. Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы. Эстетическое воспитание средствами искусства — целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности,
наслаждением им, эстетическим творчеством человека. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем «присвоения». На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует эстетическую позицию в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Другими словами, у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.
Методами эстетического воспитания являются : разъяснение, анализ
произведений искусства, предметов и явлений, решение эстетических задач (определение жанра искусства, стилей и др.), упражнения в искусстве (графика, живопись и др.), положительный пример, поощрение и т. д.
Программа художественного воспитания Б.М. Неменского успешно вводит своих воспитанников в сложный мир человеческой культуры, с огромной пользой осваивает культурное наследие прошлого. В системе художественного воспитания учащихся можно выделить три взаимосвязанных звена (три компонента):
1) эстетическое просвещение (когнитивный компонент),
2) развитие эстетических чувств (аксиологический компонент),
3) обогащение опыта художественной деятельности (деятельностный компонент).
Эстетическое просвещение учащихся предусматривает следующие формы эстетического воспитания: беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым столом, университеты культуры, вечера поэзии, клубы друзей искусства, праздники и вечера искусств, презентации, конкурсы проектных работ, посещение музеев, галерей, выставок, театров и др. Эти формы могут быть организованы при изучении как общих основ теории искусства, так и отдельных направлений и жанров искусства, включая те, которые особенно интересуют учащихся. В средних классах необходима продуманная система бесед на уроках изобразительного искусства, где школьники получают определенную искусствоведческую информацию.
Опыт убеждает в том, что систематическое знакомство с классическими произведениями постепенно приводит к их пониманию учащимися и развивает интерес к классике. Ценимой учащимися формой познания основ изобразительного искусства является чтение книг по искусству.
Следовательно, чтением учащихся также необходимо руководить. В старших классах практикуется исследования жизни и творчества художников и художественных направлений, устное и письменное рецензирование произведений, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.
Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов — весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения формируются уже в начальных классах. Новая для ребенка школьная ситуация побуждает к осмыслению и целенаправленности его художественной деятельности. Однако его интересы продолжают оставаться кратковременными, поверхностными и разбросанными. При восприятии картины младший школьник обращает внимание, прежде всего, на изображенное на ней событие. Его внимание начинают привлекать детали картины. Эмоциональное переживание младшего школьника элементарно и сводится в основном к переживанию удовольствия или неудовольствия от восприятия изображаемого. Внимание младшего школьника неустойчиво,
его утомляет длительное восприятие произведений искусства и даже занятие искусством. Вместе с тем его увлекает не столько результат художественного творчества, сколько сам процесс рисования, лепки, конструирования, сочинительства, а оценка эстетических явлений определяется конкретной ситуацией.
Основная работа по формированию эстетических представлений, понятий и вкусов осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства и более развитым чувством переживания прекрасного. Главное, что определяет специфику подростка,— это возникшее у него самосознание, а вместе с ним — потребность в самоутверждении и самовыражении. Подросток уже приобрел некоторый эмоционально-эстетический опыт, знания, способность к обобщению явлений окружающего мира. Отсюда при восприятии сюжета произведения искусства он успешнее, чем младший школьник, пытается проникнуть в содержание художественных произведений с точки зрения уже известных ему общественных критериев.
У подростка обнаруживается тенденция оценивать явления жизни и произведения искусства самостоятельно, а значит, — избирательно. Подростковый возраст — начало самовоспитания. Школьник становится способным ставить перед собой цель самостоятельно овладевать тем или иным видом искусства.
Старший школьный возраст характеризуется относительно завершенной системой мировоззренческих взглядов и убеждений, служащей
основой объективных эстетических оценок. В связи с этим восприятие эстетических сторон жизни у старшеклассника еще более избирательно, чем у подростка. Другой особенностью учащихся старшего возраста является обостренная потребность в самовыражении и жизненном самоопределении. Занятия по искусству, художественное творчество при этом приобретают особое значение. Вот почему важна работа по формированию у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать художественные подделки, примитивное ремесленничество от подлинного искусства.
Центральное место в эмоционально-чувственной сфере старшеклассника занимает эстетика человека и его поведения. Очень важно в старших классах обогатить учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека в изобразительном искусстве. В познании художественных средств изображения действительности в искусстве большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как композиция произведения, его сюжет, фабула, художественный образ, эпитет, метафора, сравнение, колорит. В последние годы в школьной
практике с целью развития эстетических суждений и углубления эстетических взглядов широко используют такой методический прием, как
побуждение учащихся к выражению своего отношения к изучаемому художественному произведению.
В связи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся художественных представлений, понятий и суждений большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по изобразительному искусству необходимо использовать произведения литературы и музыки.
Особенно большую роль в формировании культуры эстетических чувств в настоящее время играют кино- и телефильмы. Воздействие этого вида искусства начинается с самого раннего детства и не прекращается всю жизнь. Образы, основанные на современной технике видеоискусств, окружают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную нравственную, эстетическую, так и негативную информацию. Тем более необходимо тонкое и последовательное изучение этих видов искусства. Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей сложившейся информации. Иначе он не приобретает способность противостоять этому потоку, отделяя в нем позитивное от негативного. Еще одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем — практически все) используют в своем быту фотоаппарат, видеокамеру.
Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка не развиваются. В программе Б.М. Неменского основам фотографии, кино и театра посвящена программа 9-го класса «Изобразительное творчество и синтетическое искусство». Если нет возможности вести уроки изобразительного искусства в 9-м классе, можно организовать факультатив в системе дополнительного образования на основе данной программы.