Статья: Применение интернет-технологий на уроках английского языка в начальной школе


Статья учителя английского языка МБОУ лицея №82 р.п. Каменоломни, Ростовской области
Фроловой Татьяны Анатольевны
Применение интернет-технологий  на уроках английского языка в начальной школе.
Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсы помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка.
Современные дети проводят большое количество времени играя в компьютерные игры, поэтому и настроены в большей степени на получение информации с помощью средств ИКТ. Компьютерные технологии во многом облегчают работу учителя в подготовке и поиске материала к уроку.
 Интернет-ресурсы, являясь основным источником информации для современного ученика, являются огромной опорой для учителя иностранного языка.
На уроках английского языка мною используются такие ИКТ как:
Мультимедийные конспекты-презентации для объяснения нового грамматического материала; рассказа о достопримечательностях страны изучаемого языка.
Электронные учебники. Достоинствами электронных учебников являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей.
На своих занятиях я ввожу в практику защиту проектов учащимися по различным  темам на английском языке.
Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно нужен.
Начиная общение со 2-го класса очень важно, чтобы процессы воспитания и развития учеников шли в русле современных методик.
Изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребёнка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, а также стимулирующее влияние на общие речевые способности ребёнка.
Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка в начальной школе являются:
повышение мотивации к изучению языка;
развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
увеличение объема лингвистических знаний;
Но изучение предмета не может обойтись без учителя. Использование ИКТ на  уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в начальной школе позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Но изучение предмета не может обойтись без учителя.
– Он должен способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них пространству в том возрасте, когда дети ещё не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению.
– Учитель должен сформировать элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме с учётом речевых возможностей и потребностей младших школьников.
– Ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке.
– Приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счёт проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения; формировать представления младших школьников о правах и обычаях стран изучаемого языка.
  Использование ИКТ оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Применение ИКТ на уроках необходимо, потому   что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке, способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся, позволяют индивидуализировать процесс обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают творческий потенциал учащихся, осовременивают урок.
Практика показывает, что сделать обучение иностранному языку в начальных классах эффективным при нагрузке 2 часа в неделю, используя традиционные методики, довольно сложно. В решении этой проблемы мне помогают информационные технологий.
Использование CD-дисков на уроках английского языка:
При изучении английского языка мною используются материалы дисков, составленных в увлекательной игровой форме, которые позволяют учащимся легко и быстро повторить изученный на уроках материал, закрепить его, а если ребенок затрудняется в выполнении задания, то он может легко вернуться к началу и повторить, исправить ошибки. Использование информационных технологий способствует формированию и развитию определенных знаний и умений у учащихся, а также способствует формированию современного человека, способного ориентироваться в многообразии достижений человечества.
Использование персонального компьютера:
В настоящее время имеется достаточно большое разнообразие дидактических, игровых программных средств, но практически нет программ, точно следующих базовым стандартам начального и основного образования и привязанных к тому или иному учебно-методическому комплексу. Но, тем не менее, любой учитель может эффективно использовать компьютер как инструмент обучения, самостоятельно определяя целесообразность его использования.
Особое внимание стоит уделить использованию игровых приемов. Играя в какую-либо игру, ребенок оказывается в привычной, естественной для него обстановке. Это такие программные продукты как: обучающая игра «Лунтик», знакомящая ученика с алфавитом, произношением и правописанием и в занимательной форме помогающая выучить цифры, цвет, дни недели и месяцы; обучающая игра «Тим и Тома. Путешествие в Англию», помогающая формированию словарного запаса по следующим темам: названия животных, предметы одежды, части тела и т. д.; обучающая игра «Мир вокруг нас», знакомящая учеников с различными профессиями, временем и другими понятиями.
Использование электронных учебников на уроках английского языка.
В начальной школе я работаю по учебникам Кузовлева И. П., и пользуюсь электронным вариантом этого учебника. Он помогает ребятам выучить английский алфавит и счет, пополнить словарный запас, научиться писать иностранные слова и понимать английскую речь на слух. Благодаря увлекательным обучающим играм, головоломкам, пазлам, интересным рассказам и занимательным заданиям они  изучают английский язык с удовольствием. На дисках также представлены письменные задания, которые можно распечатать на принтере и выполнить дома или на уроках. Также я распечатываю карточки собственного изготовления по грамматике и лексике. Полученные во время занятий с программами знания позволяют более успешно изучать иностранный язык в школе.
На уроках английского языка в начальной школе с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского и родного языков. Применение компьютера на уроках значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал   при использовании компьютера усваивается прочнее.
Разнообразные информационные объекты: тексты, лексический и грамматический материал, изобразительная наглядность, могут быть наиболее эффектно представлены за счет разнообразных возможностей управления ходом показа слайдов. Кроме того, оформительские возможности программы PowerPoint не противоречат требованиям, предъявляемым к традиционной наглядности, напротив, дополняют их специфическими компьютерными тонкостями. Информационные технологии дают большие возможности учащимся для развития умений и навыков самостоятельного учебного труда, помогают овладевать навыками устного общения, совершенствовать умения и навыки аудирования, чтения, письма, разговорной речи, способствуют развитию памяти, внимания, мышления.
В целом, использование информационных технологий при обучении английскому языку позволяют учителю удовлетворить индивидуальные образовательные запросы учащихся через повышение уровня преподавания английского языка средствами информационных технологий, динамично развивать коммуникативные умения и навыки учащихся, способствуют развитию базы мультимедийных ресурсов для обучения английскому языку, совершенствовать систему информатизации и методического обеспечения преподавания английского языка.
Приоритетным в начальной школе является воспитательный и развивающий аспект обучения предмету. Иностранный язык вводит учащихся в мир другой культуры, ориентирует их на формирование навыка и умения самостоятельно решать простейшие коммуникативно-познавательные задачи в процессе говорения, чтения и письма, формирует такие качества личности, как инициативность, умение работать в коллективе, умение защищать свою точку зрения и устойчивый интерес к изучению предмета.
 Варианты применения ИКТ в образовательном процессе начальной школы:
Урок с мультимедийной поддержкой (в классе используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» и ученики для защиты проектов).
Наиболее эффективными формами работы с ИКТ для меня является презентации в PowerPoint и использование электронных учебников. Презентации удобны и для учителя и для учеников. Это способствует повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого  материала. Презентации, подготовленные к уроку, емкие по содержанию, яркие, запоминающиеся. Несомненным достоинством мультимедийной презентации по сравнению с обычными наглядными материалами является  большее эмоциональное воздействие на учащихся, что способствует концентрации внимания  и, следовательно, лучшему усвоению материала.
Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект:  восприятие  учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный  аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Мультимедийные технологии могут быть использованы: Как сопровождение объяснения учителя
В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки,  анимации («Seasons and Weather», “My family”). При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Для контроля знаний Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.
Можно выделить следующие особенности данной технологии
Повышение уровня использования наглядности на уроке.
Повышение производительности урока.
Установление межпредметных связей с другими предметами.
Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся.
Изменяется, отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и мотивировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.
Однако не на каждом уроке можно применять компьютеры, т.к. это не позволяет делать санитарные-гигиенические нормы, все должно быть в меру.
Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив обучающимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения. Очень важно обучающимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т.к. презентация - это готовый методический материал для урока.
Необходимо отметить, что обучающиеся выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это еще один стимул к развитию интереса обучающихся к изучению языка и культуры страны изучаемого языка. Из практики хочу отметить, что такие задания ученики начинают выполнять с 4-го класса. Интерес представляют такие темы, как "Праздники", "Животные", "Времена года", "Семья". Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше расширяет запас активной лексики, стимулирует их творческую активность и самостоятельность, а также развивает навыки работы с информацией (поиск, обработка, оформление и др.)
Использование электронных учебников на уроках английского языка.
В начальной школе я работаю по учебникам Spotlight, и пользуюсь электронным вариантом этого учебника. Он помогает ребятам выучить английский алфавит и счет, пополнить словарный запас, научиться писать иностранные слова и понимать английскую речь на слух. Благодаря красочной графике, увлекательным обучающим играм, головоломкам, пазлам, интересным рассказам и занимательным заданиям они  изучают английский язык с удовольствием. На дисках также представлены письменные задания, которые можно распечатать на принтере и выполнить дома или на уроках. Полученные во время занятий с программами знания позволяют более успешно изучать иностранный язык в школе.
Особенности программы:
Красочное оформление
Увлекательные игровые задания
Обучение счету
Изучение алфавита
Игры, направленные на пополнение словарного запаса
Рассказы на английском языке
Письменные задания
Компьютерные обучающие программы
Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня CD-ROM-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений – каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д.
При обучении лексике можно использовать различные упражнения на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширять пассивный и потенциальный словари обучаемых; оказывать справочно-информационную поддержку (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов).  На основе компьютерных обучающих программ возможны такие виды работы, как:
 упражнения на заполнение пропусков. В случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий:
запрет обучаемому переходить к следующему заданию или предложению;
2) переход обучаемого к следующему заданию или предложению с последующей их корректировкой, а именно выделение другим цветом правильного ответа или проставление знака “крестик”, означающего неверный ответ;
 упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается другим цветом;
 упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом.
учащемуся предлагается соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;
 учащемуся предлагается список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От учащегося  требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией (картинкой);
 упражнения “Найди ошибку“, в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией.
Электронные программы дают возможность выбирать оптимальный темп обучения, контролировать и корректировать ход усвоения материала, причем результат работы не отдален, он виден непосредственно на занятии. Обучающие диски обладают также богатыми воспитательными возможностями: развивают внимание, организованность. Средства графики, музыкальные фрагменты снимают напряжение.
Использование Интернет - ресурсов на уроках иностранного языка
Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка:
 формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности (http://www.washingtonpost.com/, http://cnn.com/world, http://www.abcnews.go.com/index.html, http://www.bbc.co.uk/worldservice, http://www.washtimes.com/);
совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем (http://www.bell-labs.com/project/tts/index.html);
 совершенствовать умения письменной речи, участвуя в подготовке рефератов, сочинений;
пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка.
знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
 формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и актуальных проблем, интересующих всех и каждого.         
HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-angliiskogo-yazyka-v-" HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-angliiskogo-yazyka-v-" Использование интерактивной доски на уроках английского языка.
Используя такую доску, можно сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Интерактивная доска позволяет сопоставлять слова и их значения, выбирать правильный ответ; заполнять пропуски, таблицы, разгадывать кроссворды и находить  правильные ответы; расположить предметы на картинке; находить слова, соответствующие картинкам; осуществлять активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации и многое другое.
В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. Таким образом, учащиеся являются не просто зрителями, наблюдающими представленный материал, а имеют возможность поработать с доской, выполняя различные тренировочные упражнения. Функции интерактивной доски неограниченны: 1. Помогает эффективно провести фонетическую зарядку. Разнообразные упражнения помогают вспомнить звуки, буквосочетания и правила чтения. 2.  Предоставляет отличную возможность учителю создать свои грамматические таблицы для наглядного введения грамматического материала.
3. ИД незаменима при введении лексического материала и для проверки запоминания введенных слов. 4. Имеет богатую коллекцию интерактивных иллюстраций, которые могут разнообразить оформление презентации. 5. Интерактивные тесты. Использование ИД помогает экономить время урока, активизировать работу учащихся, сделать процесс обучения увлекательным как для учащихся, так и для самого учителя. Интерактивная доска может обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе. Но, при использовании интерактивной доски необходимо обратить внимание на 2 существенных недостатка: 1. Временные затраты на подготовку урока очень велики. 2. Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской (10-15 минут) на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
 
Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению и практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения..Проанализировав опыт применения  ИКТ на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:
мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения:
способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
улучшают качество усвоения материала;
позволяют индивидуализировать процесс обучения;
дают возможность избежать субъективности оценки.
Применение компьютерных технологий позволяет мне:
- Наполнить урок новым содержанием; - развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся; - формировать элементы информационной культуры; - прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами; - поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий; - идти в ногу со временем.
В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему  самостоятельному изучению английского языка.
Список использованной литературы:
Азимов Э. Г. Материалы Интернета на уроках англ. языка // «Иностранные языки в школе»,  2001. - №1.
Бухаркина М.Ю. Мультимедийный учебник: Что это? // ИЯШ. 2001, №4, с.29—33.
Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка //«Иностранные языки в школе»,  2001. - №4.
Донцов, Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим / Д. Донцов. – М., 2007.
Евдокимова М.Г. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и педагогические аспекты // Телекоммуникация и информатизация образования. 2001, №4, с.47—57.
 Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка// ИЯШ №8, 2007., с.18-21.
 Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. СПб.— Издательство «Союз», 2001.—192с.
 Москалева И. С., Голубева С. П. Использование компьютерных технологий для профессиональной подготовки учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2005. - №1. – С. 83-89.
Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении     английскому языку // Педагог. – 2005. – № 2. – с .162-166
Полат Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку // ИЯШ 2001, №5, с.4—10.
Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ 2001, №2,3
Методическая разработка учителя английского языка Киселевой Натальи Сергеевны    
  Школа должна формировать у учарогпщихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям, осваивать новые технологии. Адекватным ответом на вызовы времени является реализация новой модели учебного процесса, ориентированного на самостоятельную работу учащихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков. Большую роль в этой трансформации может и должно сыграть активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), поскольку:  изучение и применение ИКТ в учебном процессе позволяет получить учащимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в современном обществе; ИКТ являются эффективным инструментом для развития новых форм и методов обучения, повышающих качество образования;  широкое применение ИКТ создает условия для повышения доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь.
  Использование ИКТ оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Применение ИКТ на уроках необходимо, потому   что они позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке, способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся, позволяют индивидуализировать процесс обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают творческий потенциал учащихся, осовременивают урок. Компьютеры интегрируют в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, фотоизображения, полноэкранное видео, качество которого не уступает телевизионному. Целесообразно использовать ИКТ в обучении в следующих случаях: при изложении нового материала – визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; программа MicrosoftPowerPoint); при закреплении изложенного материала (тренинг – разнообразные обучающие программы); при организации системы контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); в самостоятельной работе обучающихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций; при тренировке конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
Задачи применения информационных технологий: отрабатывать грамматический и лексический учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, игр, таблиц и схем (графический редактор Paint и другие приложения); учить выполнять проектные работы (MicrosoftPowerPoint); научить писать и правильно оформлять письма друг другу (текстовый редактор MicrosoftWord); учить красиво и грамотно оформлять тексты на русском и английском языках для кабинета начальной школы (текстовый процессор MicrosoftWord); учить работать самостоятельно и в коллективе; расширять знания учащихся по темам за счет использования ПК.
Творческая группа учителей имеют опыт применения информационных технологий в образовательном процессе, что позволяет им выявить условия эффективного использования информационных технологий в преподавании предметов с целью перехода на новое качество образовательного процесса. Информационные    технологии    способствуют повышению мотивации изучения языков и   совершенствованию знаний и   культуры учащихся. Совместно с учителями английского языка, начальных классов, информатики, биологии, истории были разработаны следующие интегрированные курсы английского языка: “Компьютерная грамотность и английский язык”, “История древнего мира”, “Читаем и говорим о биологии по-английски”, “Мир вокруг нас”.
Интегрированные уроки приобретают все большую значимость в учебном процессе. Цель таких уроков в том, чтобы активизировать внимание учащихся, разнообразить познавательную и учебную деятельность, создать творческую обстановку на уроке.
В нашей практике преподавания интегрированных уроков иностранного языка в начальной школе и ИКТ используются следующие технологии:
1) проектные технологии;
2) информационные технологии;
3) технологии языковых портфелей;
4) модульно-блочные технологии.
Но наибольший интерес у учащихся вызывают информационные технологии, так как это единый образовательный процесс, основанный на междисциплинарном нетрадиционном содержании, формах и средствах обучения. Нами накоплен некоторый опыт использования ПК на уроках в младших классах. Формы работы с   компьютерными обучающими программами    на   языковых уроках включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.
При подготовке интегрированных уроков мы широко используем компьютерные    программы, помогающие    учащимся при овладении языковыми дисциплинами.
Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают   осознать языковые явления, сформировать   лингвистические    способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и   речевые действия, а также   обеспечивают возможность учёта   ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося.
На интегрированных уроках с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского и родного языков. Применение компьютеров на уроках значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал   при использовании компьютера усваивается прочнее.
Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний   всех учащихся.
Мы используем ПК в качестве терпеливого репетитора, учитывающего индивидуальные особенности обучаемого. На этапе совершенствования речевых навыков мы используем мультимедийные программы в качестве дополнительных средств обучения, к которым разработана система условно-речевых упражнений.
Нами определены дальнейшие направления деятельности педагогов по использованию информационно-коммуникационных технологий:
1) осознание интернет-технологии как части общей информационной культуры учителя;
2)  использование информационных ресурсов сети интернет при организации познавательной деятельности школьников на уроке;
3) внедрение информационных технологий и ресурсов сети интернет в отдельные этапы традиционного урока в 1-4-х классах;
4) проведение уроков на основе готовых программных продуктов;
5) разработка собственного программного обеспечения;
6) формирование, пополнение и использование модистке;
7) использование информационных технологий в организации внеурочной деятельности обучающихся;
8) конкурс медиауроков на базе школы;
9) обмен опытом создания и использования мультимедийной продукции в образовательном процессе;
10) участие в конкурсах педагогических инициатив.
Проделанная работа по использованию компьютерных технологий в образовательном процессе имеет существенные положительные результаты, и определяет ряд проблем, требующих решения. Мы осознаем, что от того, как мы будем решать задачи информатизации воспитательно-образовательного процесса и создания единой информационной образовательной среды, зависит успешность каждого выпускника начальной школы, и  уверены в том, что материальные и трудовые издержки процесса информатизации школы в будущем окупятся значительным повышением качества образования.
Список использованной литературы
1.     Барышникова М.Ю., Карелова Е.И., Клецин В.И., Шумихина Т.А. Информационные технологии для учителя-предметника. – М.: Федерация Интернет Образования. 2003.
2.     Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: АРКТИ, 2003.
3.     Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: АРКТИ, 2003.
4.     Ильенко Л.П. “Опыт интегрированного обучения в начальных классах” // Начальная школа, 1989, №9
5.     Соловейчик С.М. Методика развития речи младших школьников. – М.: Линка-Пресс, 1994 - 43 с.
6.     Шанский Н.М. Лексика современного русского языка. – М.: Просвещение, 1992 – 346 с.
 Использование ИКТ-технологий на уроках английского языка в начальной школе.
Смирнова Анна Сергеевна (angie16@mail.ru)
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14 (МОУ СОШ № 14) г. ШахтыРостовской областиАннотация
Применение современных компьютерных технологий позволяет выйти на новый уровень развития образовательного процесса в начальной школе. Использование ИКТ при работе с младшими школьниками позволяет лучше усваивать не только учебный материал, но и контролировать уже полученные знания. В своей работе я обобщаю опыт использования мультимедийных средств обучения и некоторых компьютерных программ на уроках английского языка в начальной школе.
Практика показывает, что сделать обучение иностранному языку в начальных классах эффективным при нагрузке 2 часа в неделю, используя традиционные методики, довольно сложно. В решении этой проблемы может помочь использованиеинформационных технологий.
Использование CD-дисков на уроках английского языка:
При изучении английского языка мною используются материалы дисков, составленных в увлекательной игровой форме, которые позволяют учащимся легко и быстро повторить изученный на уроках материал, закрепить его, а если  HYPERLINK "http://pandia.ru/text/categ/wiki/001/217.php" \o "Игры для малышей" ребенокзатрудняется в выполнении задания, то он может легко вернуться к началу и повторить, исправить ошибки. Использование информационных технологий способствует формированию и развитию определенных знаний и умений у учащихся, а также способствует формированию современного человека, способного ориентироваться в многообразии достижений человечества.
Использование персональногокомпьютьера:
В настоящее время имеется достаточно большое разнообразие дидактических, игровых программных средств, но практически нет программ, точно следующих базовым стандартам начального и основного образования и привязанных к тому или иному учебно-методическому комплексу. Но, тем не менее, любой учитель может эффективно использовать компьютер какинструмент обучения, самостоятельно определяя целесообразность его использования.
Особое внимание стоит уделить использованию игровых приемов. Играя в какую-либо игру, ребенок оказывается в привычной, естественной для него обстановке. Это такие программные продукты как: обучающая игра «Лунтик», знакомящая ученика с алфавитом, произношением и правописанием и в занимательной форме помогающая выучить цифры, цвет, дни недели и месяцы; обучающая игра «Тим и Тома. Путешествие в Англию», помогающая формированию словарного запаса по следующим темам: названия животных, предметы одежды, части тела и т. д.; обучающая игра «Мир вокруг нас», знакомящая учеников с различными профессиями, временем и другими понятиями. Если говорить о компьютере как о средстве помогающем детям организовать самоконтроль, то мною иногда практикуется на уроках осуществление учащимися самоконтроля с использованием компьютера. Ученикам даётся задание для самостоятельного выполнения, затем высвечиваются количество баллов за правильные ответы, по которым выставляются оценки. В данном случае у учащихся есть возможность проверить себя, оценить свои знания по данной теме.
Разнообразные информационные объекты: тексты, лексический и грамматический материал, изобразительная наглядность, могут быть наиболее эффектно представлены за счет разнообразных возможностей управления ходом показа слайдов. Кроме того, оформительские возможности программы PowerPoint не противоречат требованиям, предъявляемым к традиционной наглядности, напротив, дополняют их специфическими компьютерными тонкостями. Информационные технологии дают большие возможности учащимся для развития умений и навыков самостоятельного учебного труда, помогают овладевать навыками устного общения, совершенствовать умения и навыки аудирования, чтения, письма, разговорной речи, способствуют развитию памяти, внимания, мышления.
В целом, использование информационных технологий при обучении английскому языку позволяют учителю удовлетворить индивидуальные образовательные запросы учащихся через повышение уровня преподавания английского языка средствами информационных технологий, динамично развивать коммуникативные умения и навыки учащихся, способствуют развитию базы мультимедийных ресурсов для обучения английскому языку, совершенствовать систему информатизации и методического обеспечения преподавания английского языка.
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что применение компьютера и мультимедийных технологий на урокахиностранного языка в начальной школе позволяет ускорить процесс обучения, способствует росту интереса учащихся к предмету.
Литература
1.  Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008.
2.  Репина Е. В. Использование компьютерных игровых программ для обучения английскому языку в начальной школе // Английский язык, Изд. дом “Первое сентября”. 2009, №6.
3.  Сысоев П.В., Евстигнеева М. Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностр. языки в школе. 2008, №6.