Программа диагностики уровня сформированности экологических знаний по программе Мир вокруг нас


Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края
Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Ленинградский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Программа дополнительного образования «МИР ВОКРУГ НАС»
руководитель – Лунина Лариса Николаевна, воспитатель.
ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ
воспитанников, обучающихся по программе дополнительного образования детей «МИР ВОКРУГ НАС»
Сроки проведения:
предварительная диагностика – на момент прибытия воспитанника;
итоговая диагностика – на момент отбытия воспитанника.
Цель: предварительная диагностика – оценить начальный уровень экологических знаний воспитанников кружка «МИР ВОКРУГ НАС»;
Итоговая диагностика – определить уровень сформированности экологических знаний воспитанников кружка в результате освоения программы дополнительного образования за текущий учебный год.
Форма проведения (для всех видов диагностики): контрольное задание, индивидуальный опрос, наблюдение, дидактическая игра.
Итоговая диагностика – дополнительно уровень умений и навыков может определяться по активности участия воспитанника в экологических акциях, конкурсах, выставках.
Содержание (для всех видов диагностики): воспитаннику кружка предлагается ответить на вопросы по следующим темам:
характерные особенности неживой природы;
объекты живой и неживой природы;
знания о временах года;
отношение ребенка к миру природы;
характерные особенности представителей мира животных;
и решить кроссворд.
Форма оценки: высокий уровень; средний уровень; низкий уровень.
Критерии оценки:
тема высокий уровень: средний уровень низкий уровень
1. Неживая природа.
(для воспитанников всех возрастных групп)
воспитанник отвечает на вопросы, не испытывая затруднений.
Правильно называет отличительные признаки неживой природы:
самостоятельно рассказывает всё, что связано с неживой природой:
отвечая на вопросы, проявляет умозаключения, фантазию, логически правильные выводы по отношению к природе. В основном, правильно отвечает на вопросы. Называет отличительные признаки неживой природы;
Педагог задает дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании объектов неживой природы.
Воспитанник допускает значительные ошибки при ответе на вопросы. Не всегда правильно называет отличительные признаки неживой природы. Затрудняется при ответе на вопросы.
2. Объекты живой и неживой природы.
(для воспитанников всех возрастных групп)
Дидактическая игра «Угадай правило»: педагог показывает картинку и просит ребёнка назвать правила поведения детей в природе. Воспитанник без труда отвечает по картинкам:
правильно называет правила поведения в окружающей природе;
анализирует свои поступки и поступки товарищей экологически грамотно по отношению к природе, видит последствия своих действий. В основном правильно отвечает по картинкам:
отвечает на дополнительные вопросы;
не всегда может анализировать поступки людей по отношению к окружающей природе.
Допускает значительные ошибки при ответе по картинкам:
затрудняется при ответе на дополнительные вопросы;
не может анализировать поступки людей к природе.
3. Знания о временах года.
(для воспитанников 7 –9 лет) Воспитанник правильно называет времена года:
перечисляет их в нужной последовательности;
знает характерные признаки каждого времени года;
проявляет творчество, и фантазию, при ответе на вопрос «Какое время года тебе больше нравится и почему?;по памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года;
выражает эстетическое отношение к природе. Правильно называет времена года:
в, основном, знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.
на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно;
выражает эстетическое отношение к природе.
Иногда затрудняется в описании характерных признаков разных времён года;
на вопрос, «Какое время года тебе нравится больше и почему?», отвечает односложно;
не выражает эстетического отношения к природе.
4. Мир природы
(для воспитанников всех возрастных групп)
Воспитанник отвечает на поставленные вопросы:
знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;
понимает связь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;
без труда выражает своё отношение к проблеме.
Отвечает на поставленные вопросы:
в основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;
иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;
может выразить своё отношение к проблеме.
Затрудняется отвечать на поставленные вопросы:
не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;
не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;
затрудняется выразить своё отношение к проблеме.
5. Знания о мире животных
(для воспитанников всех возрастных групп)
Воспитанник без особого труда распределяет представителей животного мира по видам, аргументируя свой выбор, соотносит со средой обитания. Знает характерные признаки, связно и последовательно отвечает на вопросы. Стойкий интерес и эмоционально выраженное отношение к животным, птицам и насекомым.
Иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам. Свой выбор не всегда аргументирует. В основном, соотносит представителей фауны со средой обитания. Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, иногда ответы бывают слишком краткими. Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к животным, птицам, насекомым. Часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор. Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания. Затрудняется назвать характерные признаки и отвечать на вопросы. Не проявляет и не выражает своё отношение к животным, птицам и насекомым.
6. Кроссворд
(для воспитанников от 8 лет)
Воспитанник сам, за короткое время решает кроссворд. Решает кроссворд с помощью педагога (1-2 вопроса) Не может самостоятельно ответить на половину (4-5) вопросов.
Методика определения результата: для определения уровня воспитанника педагог оценивает выполнение ребенком контрольных заданий: высокий уровень оценивается в 3 балла, средний – 2 балла, уровень ниже среднего – в 1 балл. Максимальное количество баллов – 18, минимальное – 6. По количеству набранных баллов за выполнение всех заданий педагог определяет уровень воспитанника. Высокий уровень – 12-18 баллов, средний – 7-11 баллов, уровень ниже среднего – 6 и меньше баллов.
Форма фиксации результата: протокол (приложение 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний воспитанников кружка «Мир вокруг нас».
(высокий уровень оценивается в 3 балла, средний – 2 балла, уровень ниже среднего – в 1 балл).
Задание 1.
Проводится индивидуально.
Для всех возрастных групп объединения.
Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование: иллюстрации по теме «Всё о воде», конверты с картинками о воде, схема « Круговорот воды в природе».
Инструкция к проведению: Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
Что такое вода? У воды есть запах? Какая она на вкус? Какая она по цвету? Зачем нужна вода? Что умеет делать вода?
Где спряталась вода?
Кто не может жить без воды?
Где живёт вода?
Кому нужна вода?
Что такое кислый дождь? и т.д.
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень:
воспитанник без труда отвечает на вопросы;
правильно называет отличительные признаки неживой природы;
самостоятельно рассказывает всё, что связано с неживой природой;
отвечая на вопросы, проявляет умозаключения, фантазию, логически правильные выводы по отношению к природе.
Средний уровень.
в основном, правильно отвечает на вопросы;
называет отличительные признаки неживой природы;
нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании объектов неживой природы.
Уровень ниже среднего.
допускает значительные ошибки при ответе на вопросы;
не всегда правильно называет отличительные признаки неживой природы;
затрудняется при ответе на вопросы.
Задание 2.
Проводится индивидуально.
Для всех возрастных групп объединения.
Цель: определить уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы.
Оборудование: конверт – рисунки с графическим изображением правил, дидактическая игра «Угадай правило».
Инструкция к проведению.
Педагог показывает картинку и просит ребёнка назвать правила поведения детей в природе.
Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень.
без труда отвечает на вопросы по картинкам;
правильно называет правила поведения в окружающей природе;
анализирует свои поступки и поступки товарищей экологически грамотно по отношению к природе, видит последствия своих действий.
Средний уровень.
в основном правильно отвечает по картинкам;
отвечает на дополнительные вопросы;
не всегда может анализировать поступки людей по отношению к окружающей природе.
Низкий уровень.
допускает значительные ошибки при ответе по картинкам;
затрудняется при ответе на вопросы;
не может анализировать поступки людей к природе.
Задание 3.
Проводится индивидуально.
Для воспитанников 7-9 лет.
Цель: определить уровень знания времён года.
Оборудование. Круглая модель, разделённая на сектора по сезону с цветными прищепками – символами месяцев года.
Инструкция к проведению:
Педагог проводит индивидуальный опрос:
Какое время года тебе нравится больше и почему?
Назови твоё любимое время года и скажи, что последует за ним и т. д.
Затем предлагает ответить на вопрос «Когда это бывает?»:
светит яркое солнце, дети купаются в реке.
деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках;
с деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края;
на деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Педагог задает вопросы для детей:
Назови времена года:
назови три месяца осени;
назови месяца весны и т.д.
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень:
Воспитанник правильно называет времена года:
перечисляет их в нужной последовательности;
знает характерные признаки каждого времени года;
проявляет творчество, и фантазию, при ответе на вопрос «Какое время года тебе больше нравится и почему?;по памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года;
выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень:
Правильно называет времена года:
иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности;
в, основном, знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.
на вопрос «Какое время года тебе нравится больше и почему?» отвечает односложно;
выражает эстетическое отношение к природе.
Низкий уровень:
Не всегда правильно называет времена года;
затрудняется назвать их в нужной последовательности;
не знает характерных признаков разных времён года;
на вопрос, «Какое время года тебе нравится больше и почему?», отвечает односложно;
не выражает эстетического отношения к природе.
Задание 4.
Проводится индивидуально.
Для всех возрастных групп объединения.
Цель: определить уровень отношения к миру природы.
Инструкция к проведению:
Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть?):
если нет животных, спрашивает: «Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»;
как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в кружке или дома (если они есть?)
что ты вместе взрослыми можешь сделать, чтобы на территории «Центра детского творчества», школы, где ты учишься и твоего дома всегда росли растения?;как мы можем помочь зимующим птицам?;какие ты знаешь травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень:
Воспитанник самостоятельно, без затруднения отвечает на поставленные вопросы:
знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;
понимает связь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;
без труда выражает своё отношение к проблеме.
Средний уровень:
Отвечает на поставленные вопросы:
в основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;
иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;
может выразить своё отношение к проблеме.
Низкий уровень:
Затрудняется отвечать на поставленные вопросы:
не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы;
не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений;
затрудняется выразить своё отношение к проблеме.
Задание 5.
Проводится индивидуально.
Для всех возрастных групп объединения.
Цель: определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование. Фотографии или компьютерная презентация с изображением домашних и диких животных; насекомых: бабочки, пчёлы, божьи коровки, стрекозы, муравьи, кузнечики, мухи, комары, пауки; птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы и др.
Инструкция к проведению.
Педагог предлагает воспитаннику рассмотреть фотографии животных, затем разместить отдельно диких и домашних животных и объяснить, почему он так сделал. Затем выбрать картинки с насекомыми и назвать их. После того, как ребёнок справился с заданием, педагог предлагает ему выбрать картинки птиц и рассказать о них (зимующие, не зимующие птицы, среда обитания).
Вопросы по всем картинкам:
как называется животное (птица, насекомое)?
что ты можешь рассказать о нём?
твоё отношение к ним.
Оценка результатов деятельности.
Высокий уровень:
Воспитанник без особого труда распределяет представителей животного мира по видам, аргументируя свой выбор, соотносит со средой обитания.
Знает характерные признаки, связно и последовательно отвечает на вопросы.
Стойкий интерес и эмоционально выраженное отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень:
Иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
Свой выбор не всегда аргументирует.
В основном, соотносит представителей фауны со средой обитания.
Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах, иногда ответы бывают слишком краткими.
Проявляет интерес и эмоционально выражает своё отношение к животным, птицам, насекомым.
Низкий уровень:
Часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам, не всегда аргументирует свой выбор.
Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.
Затрудняется назвать характерные признаки и отвечать на вопросы.
Не проявляет и не выражает своё отношение к животным, птицам и насекомым.
КРОССВОРД О ПРИРОДЕ.
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.
Все ответы записываются по горизонтали:
Живет без тела, говорит без языка. Никто его не видит, а всякий слышит (ЭХО).
Чуть дрожит на ветерке лента на просторе. Узкий кончик в роднике, а широкий - в море (РЕКА).
Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто; здесь осока, кочки, мхи нет опоры для ноги (БОЛОТО).
Из окна в окно золотое веретено (СОЛНЦЕ).
Весной одевается, зимой раздевается (ДЕРЕВО).
Без рук, без топорёнка – построена избенка (ГНЕЗДО).
Растут – зеленеют, упадут – пожелтеют, полежат – почернеют (ЛИСТЬЯ).
Весь мир кормлю, а сама не ем (ЗЕМЛЯ).
Задание: заполнить все строки по горизонтали и определить зашифрованное слово по вертикали.
Ответ: ЭКОЛОГИЯ.
Протокол результатов диагностики уровня сформированности экологических знаний воспитанников кружка
«МИР ВОКРУГ НАС».
ФИО педагога – руководителя объединения – Лунина Л.Н.
Образовательная программа и срок реализации – «Мир вокруг нас», 1 год.
№ группы – 1
Сроки проведения:
Предварительная диагностика – декабрь 2015 год
Итоговая диагностика –
№ вид диагностики предварительная итоговая
ФИО воспитанника 1 2 3 4 5 6 7 ВЫВОД: