Работа по формироанию КГН


Тематическое планирование занятий
№ Тема занятия Всего учебных часов Проведение
1.Культурно-гигиенические навыки
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
"Чистота и здоровье"
"Зубная щетка"
"Мытье рук"
"Парикмахерская"
"Носовой платок"
"Наши полотенца"
"Умывалочка"
"Культура еды" Всего: 2.Самообслуживание
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
"Учимся одеваться"
"Соблюдаем чистоту"
"Накроем на стол"
"Наши игрушки"
"После сна"
"Обувалочка"
"Застежки и молнии"
Всего: Культурно-гигиенические навыки
Занятие №1
Тема: «Чистота и здоровье»
Цель: -учить основам правил личной гигиены;
- расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, чистоте и аккуратности
- привитие навыков здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов.
Ход занятия:
Организационный момент.
Ведущий читает стихотворение:
Что такое быть опрятным?Значит чистым, аккуратным,Чтоб штаны не знали дыр.Это брюки, а не сыр.Но, бывает у детишекЛезет майка из штанишек,На коленках по дыреОт сражений во дворе.Так знакомый поросенокПроводил свой день в саду.Очень пачкался ребенокПапе с мамой на беду.Мама сына баловала,Утром чисто одевала,Приходила забирать – Не могла его узнать!За сынка она стыдится.Так, ребята, не годится!
- Давайте улыбнёмся друг другу, гостям и начнём наше занятие.
- Покажите, с каким настроением вы пришли на занятие (Дети показывают с каким лицом радостным или грустным они пришли на занятие).
- Надеюсь, что к концу нашего занятие у всех будет хорошее настроение.
Вы готовы, глазки? (поглаживают веки глаз)
Да! (смотрят в "бинокль")
Вы готовы, ушки?
Да! (прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)
Вы готовы, ручки?
Да! (хлопают в ладоши)
Вы готовы, ножки?
Да! (поглаживают ноги, притопывают)
Вы готовы?
Да! (разводят руки в стороны и обнимают себя)
1.Беседа: «Очень важно, чтоб на свете были чистыми все дети».
Гигиена :
Добрый день! Я – чистота!С вами быть хочу всегда.Я пришла Вас научить,Как здоровье сохранить.Ведущий: Сегодня разговор пойдет о вашем внешнем виде, чистоте , красоте, а главное – о здоровье. Посмотрите на свои руки. Мыло бывает разным-преразным: синим, зеленым, оранжевым, красным и т.д.Но не пойму, отчего же всегдаЧерной-причерной бывает вода?Попробуйте ответить на вопрос. От простой воды и мылаУ микробов тают силы.Ведущий: Все понимают, что руки надо мыть. Только не все знают, когда, а главное – как нужно мыть руки. Давайте выучим нехитрое стихотворение- правило, когда нужно обязательно мыть руки:Руки мой после игры и после туалета.С улицы пришел – опятьНе забудь про это.И еще закон такой:Руки мой перед едой!Сейчас Гигиена научит вас правильно мыть руки.Гигиена: Перед тем, как мыть руки, закатайте рукава. Включите воду и намочите руки, хорошенько намыльте их. Потрите как следует ладони и их тыльную сторону, потом пальцы (особенно у ногтей) и не забудьте про запястья. Смойте пену.Посмотрите внимательно, не осталось ли грязи. Тщательно вытрите руки.
Гигиена: Молодцы, зубы почистили, а про щетку забыли! Помните, когда почистили зубы, щетку надо помыть, а потом намылить мылом и поставить в стаканчик прямо, как санитар на посту.Ведущий проводит игру «Полезно – вредно»- читать лёжа;- промывать глаза по утрам;-употреблять в пищу фрукты, овощи;- тереть глаза грязными руками;- заниматься физкультурой
2.Оформление фотовыставки «Все мы детки чистые - солнышки лучистые».
Ребята выставляют свои фотографии, где они умываются, купаются….
3.Игровая ситуация «Кукла Катя не хочет мыть руки».
4.Проблемная ситуация «Кукла испачкалась, как ее сделать чистой?»
5.Составление алгоритма «Мытье рук».
Перед тем, как мыть руки, закатайте рукава. Включите воду и намочите руки, хорошенько намыльте их. Потрите как следует ладони и их тыльную сторону, потом пальцы (особенно у ногтей) и не забудьте про запястья. Смойте пену.Посмотрите внимательно, не осталось ли грязи. Тщательно вытрите руки.
6.Беседа: «Друзья Мойдодыра», «Когда надо мыть руки?», «Что значит быть здоровым?»
7.Отгадывание загадок о предметах личной гигиены.
1Ускользает, как живое, но не выпущу его я.
Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (мыло)
2.Вытирало я, старалось после бани паренька.
Все помялось, все промокло, нет сухого уголка. (полотенце)
3.Хвостик из кости, а на спинке - щетинки. (зубная щетка)
4. Кто нам самый лучший друг, смоет грязь с лица и рук. ( вода)
5.Резинка Акулинка пошла гулять по спинке.
Собирается она вымыть спинку докрасна. (мочалка)
6. Целых двадцать пять зубков для вихров и хохолков. (расческа)
8.Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
Ребята, это наша медицинская сестра Надежда Анатольевна . Она даст нам советы о зубах. Если увидишь маленькую дырочку на зубе, сразу иди к стоматологу. Когда зуб начинают лечить своевременно, боли никакой нет. А еще лучше, если ты два раза в год будешь показываться врачу, даже если зубы не болят.Сценка «Волшебная щеточка» Жили- были Миша и Маша. Сегодня Миша грустный, у него болит зуб (Миша держится за щеку и «стонет» ой-ой-ой!)^ Маша: А у меня зубы никогда не болят! У меня есть волшебная палочка, и поэтому мои зубы белые и крепкие и никогда не болят.Миша: Покажи! (Маша показывает зубную щетку)- Да это просто зубная щетка! У меня точь-в-точь такая есть. Только с ней я не вожусь. Что тут интересного!Маша: А тебе потому неинтересно,Что ты, наверное, не умеешь чистить зубы.Хочешь научиться?( Миша кивает головой, соглашается)Бери свою зубную щетку, и пойдем к Гигиене. Она расскажет нам о том, что любят наши зубы, и научит тебя чистить их.Гигиена: Знаю, знаю, зачем вы пожаловали. Зубная щетка – любимица зубов. Она не только чистит зубы, но и массирует десны. Зубы должны встречаться со щеткой утром и вечером.Покажите мне свои щетки (Миша и Маша показывают)У вас самые удобные щетки – короткая головка, а ручка с резким изгибом. Посмотрите, как нужно чистить зубы:1.Начинать чистить зубы с угла, с боковых зубов. Сначала чистите изнутри, а потом снаружи. Вверх- вниз щеточкой. Так вы почистите стенки зубов.2.Верхушки зубов надо чистить кругами или петельками.3.Начинайте чистить передние зубы –щеточку надо водить вниз- вверх. По верхним зубам ведите снизу – вверх, по нижним – сверху- вниз. Миша (радостно):
Зубы мне почистить нужно.В руку щеточку возьму.Зубную пасту нанесуИ, за дело, взявшись смело,Зубы чищу я умело.Сверху – вниз и справа- влево,Снизу-вверх и справа влево.Изнутри, потом снаружиЯ старательно потру.Чтоб не мучиться с зубами,Щетку я вожу кругами.Зубы чищу осторожноВедь поранить десны можно.Мед.сестра: Маша и Миша запомнитеПостоянно нужно естьДля зубов для вашихФрукты, овощи, омлет, Творог, простоквашу.Гигиена: Молодцы, зубы почистили, а про щетку забыли! Помните, когда почистили зубы, щетку надо помыть, а потом намылить мылом и поставить в стаканчик прямо, как санитар на посту.Итог занятия.Гигиена:
Запомнить нужно навсегдаЗалог здоровья – чистота!
ЗАНЯТИЕ №2
Тема: "В гостях у зубной щетки"
Цель: Формировать умение пользовать зубной щеткой, учить правильно ухаживать за зубками.
Ход занятия:
Ритуал начала занятий: "У нас все получится"
Цель: формирование уверенности в себе.
Инструкция: Взрослый предлагает детям взяться за руки и вместе произнести: "У нас все получится".
Беседа "История зубной щетки"
Цель: привлечь внимание детей к зубной щетке.
Ведущий: Ребята, я предлагаю сегодня поговорить об одной вещи, которой мы пользуемся каждый день. А чтобы узнать о чём мы будем говорить, нужно отгадать загадку.
Загадка.
Костяная спинка,
Жестяная щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная щетка)
(показ картинки)
-Никто достоверно не знает, когда придумали зубную щётку, но точно известно, что ещё в Древнем Египте люди использовали вот такое приспособление для чистки зубов.
(изображение первой зубной щётки)
Этой палочкой тёрли зубы, а в дёсна втирали специальные составы.
Но изобретение зубной щётки приписывают китайцам. Они изобрели составную щётку, где к бамбуковой палочке крепилась свиная щетина.
Зубная щетка, которой мы сейчас чистим зубы, появилась совсем недавно. Но люди придумывают все новые и новые зубные щетки.
У меня есть волшебный сундучок, и в нём что то лежит.
(достаю зубную щётку)
Знаете, что существует музыкальная зубная щетка? Ее придумали специально для детей. Вы такую щетку видели? У этой щетки мелодия раздается тогда, когда вы зубы чистите правильно, а если зубы чистите не правильно, то музыка не играет. Хитрая зубная щетка! А еще есть электрическая зубная щетка.
(Включаю щётку)
Оказывается, почистить зубы без щетки можно яблоком, только не сладким. Когда мы жуем яблоко, зубы очищаются.
Обсуждение по вопросам:
-Как вы думаете, для чего нужно чистить зубы?
-Мы зубы чистим только щёткой, или ещё что ни будь используем?
- Да ещё нужна зубная паста.
(изображение зубной пасты)
Игра "Почистим зубки"
Цель: научить детей правильно чистить зубы.
Материал: зубные щетки, зеркало.
Взрослый просит детей посмотреть в зеркало и улыбнуться, обращает внимание детей на зубки, достает две щетки, одну дает ребенку в руки, другой показывает, как нужно чистить зубы, при этом произносит потешку:
Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка! (чистеньким сыночек)
Игра "Фонтанчики"
Цель: научить детей полоскать рот.
Материал: стаканчики с водой.
Взрослый приводит детей в ванную комнату и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
Наберем водичку в рот пусть фонтанчик оживет!
Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем как нужно полоскать рот. Детям предлагается сделать тоже самое. В конце занятия детей хвалят.
Ритуал окончания занятия:
Цель: формирования чувства уверенности в себе, чувства поддержки окружающих.
Инструкция: Взрослый хвалит детей, предлагает каждому ребенку по очереди похвалить соседа.
Анализ занятия:
Делимся впечатлениями:
-Что понравилось?
-Что не понравилось?
-Сложно ли ухаживать за зубками?

ЗАНЯТИЕ №3
Тема: "Моем руки"
Цель: Формировать умение мыть руки, учить правильно ухаживать за собой.
Ход занятия:
Ритуал начала занятий: "У нас все получится"
Цель: формирование уверенности в себе.
Инструкция: Ведущий читает текст:
Только смелый и упорный
Доберётся к цели бодро
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы.
Во время декламирования дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем дети соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз  «Один за всех и все за одного».
Взрослый предлагает детям отгадать загадку
Загадка.
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Дело ясное вполне:
Пусть помоет руки мне.
(Мыло)
Много-много лет тому назад жил король. Он не любил мыть руки, когда ему приходилось это делать, он только слегка дотрагивался до воды кончиками пальцев.
-А из вас кто-нибудь так моет руки?
-Ребята, плохо помытые или вовсе немытые руки, могут стать источником инфекции.
Игра «Вымой руки».
Цель: Формирование положительного отношения к мытью рук, учить правильно мыть руки.
Ход игры:
Ведущий обращается к детям: Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть руки. Медвежонок будет смотреть, как мы моем руки». Ведущий ставит игрушку на край умывальника и показывает детям движения руками под струей воды. В конце процедуры ведущий от имени медвежонка хвалит детей.
Проблемная ситуация: "Зайка"
Ребята  я сегодня шла в садик и по дороге прямо возле нашего садика встретила зайку, он сидел с грязными руками и плакал. Я спросила у зайки, что же у тебя случилось, чем ты так расстроен и в чём ты испачкал руки. И вот ребята, что  он рассказал.
Оказывается, нашего зайца пригласил на день рождение ёжик. Зайка долго думал, что же подарить ёжику, и наконец, придумал, а что если я подарю своему другу рисунок, который нарисую сам. Он взял большой лист бумаги, краску с кисточкой и начал рисовать. Зайчик так старался нарисовать что-то интересное, что и не заметил, как испачкал все руки в краске. Он стал отмывать краску росой, но у него ничего не получилось. Так расстроенный зайчик шёл по лесу и плакал, в это время пробегала мимо белочка: «Зайка, что с тобой случилась?». Он всё рассказал белке.
Ой, знаешь, что сказала белка, я сегодня гуляла по лесу и нашла какой - то мешочек, может быть, оно тебе пригодится, вот только что это в нем лежит, я не знаю. «Спасибо!», -  сказал зайчик белке и пришёл к нам попросить у нас помощи. Ну что, ребятки, поможем зайчику? (Да)
- Так что зайчик не переживай, наши ребята   тебе обязательно помогут. Давай свой мешочек сюда, может быть, ребята знают, что в нём лежит.
Ведущий достает из чудесного мешочка мыло.
- Дети, посмотрите, что это? (Мыло)
- А для чего нам нужно мыло (Чтобы мыться, намыливать ручки и. т. д.)
- Молодцы! Что – то  ещё в мешочке лежит?
 Достает полотенце
- Что это? (полотенце).
- А для чего полотенце нам нужно? (Чтобы вытираться)
- Молодцы. Ребята, давайте нашему зайке поможем отмыть краску, научим его правильно мыть руки и пользоваться полотенцем.
Дети с воспитателем проходят в туалетную комнату.
- Смотри, зайчик,  сейчас мы тебе покажем, как нужно правильно мыть руки, а ты всё запоминай.
Дети моют и вытирают руки.
- Молодцы ребята, вы все хорошо вымыли с мылом руки и вытерли их насухо полотенцем. Ой, смотрите, а нашего зайку ведь совсем не узнать.
(Пока дети умываются вымыть   игрушку, или можно заменить на чистую).
 - Зайка тоже вместе с вами умывался, отмыл руки и посмотрите, какой  он  стал чистый и опрятный.
 
Игра "Сделаем лодочки" 
 Цель: научить детей последовательно выполнять действия при мытье рук.
Взрослый обращает внимание детей на то, что мытье рук надо соблюдать последовательность действий: засучить рукава:
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит!
открыть кран, сложить ладони "лодочкой ", подставить руки под струю воды, закрыть кран, вытереть руки полотенцем
Ритуал окончания занятия:
Цель: формирования чувства уверенности в себе, чувства поддержки окружающих.
Инструкция: зайка и медвежонок хвалят детей, дети по очереди хвалят друг друга.
Анализ занятия:
Делимся впечатлениями:
-Что понравилось?
-Что не понравилось?
-Сложно ли мыть руки?
ЗАНЯТИЕ №4
Тема: "Уход за волосами"
Цель: Формировать умение ухаживать за волосами, обращать внимание на внешний вид.
Ход занятия:
Ритуал начала занятий: "Дружные ребята"
Цель: формирование уверенности в себе.
Инструкция: Взрослый предлагает детям взяться за руки и вместе произнести:
РечевкаВсе мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Рассказ "История расчески"
А у меня для вас есть загадка.
Загадка.
Все она по волосам,
Ходит тут и ходит там,
Где проходит, не спеша
Там причёска, хороша!
(Расчёска.)
Прародитель современной расчески является рыбий скелет. Когда же была сделана первая расческа неизвестно, но один из самых древних гребней был найден при раскопках на территории Древнего Рима.
Славянские народы издревле носили длинные волосы и бороды, а женщины - косы, для расчесывания которых использовали гребни. Гребни считались магическими предметами, они были непременным атрибутом русских сказок. Помните: Спасаясь от погони, героини сказок бросали гребень позади себя, и он превращался в лес.
А в Японии гребни использовали и самураи, причем не только для укрепления прически, но и в качестве оружия. К примеру, некоторые гребни легко могли служить и метательными ножами.
Шло время, менялась история, а вместе с ней форма и материал, из которого делаются расчески.
Рассказывание потешки "Расти коса до пояса".
Мы сегодня будем учиться ухаживать за волосами и самостоятельно делать себе причёску. Чтобы сделать причёску надо волосы хорошо расчесать.
- Чем расчёсывают волосы?
Расчёски бывают разные. (Массажные щётки). Рассматриваем расчёски.
- Объяснение детям, как поставить перед собой на стол настольное зеркало.
- Показ причёсывания на ребёнке.
- Дети самостоятельно выбирают расчёску и расчёсывания волос.
Чтение потешки:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынка до пят –
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся –
Маму, дочку, слушайся.
Ритуал окончания занятия:
Цель: формирования чувства уверенности в себе, чувства поддержки окружающих.
Инструкция: Ведущий хвалит детей. Обращает внимание на то, что у них получились лучше всего.
Анализ занятия:
Делимся впечатлениями:
-Что понравилось?
-Что не понравилось?
-Сложно ли ухаживать за волосами?
Занятие №5
Тема: «Носовой платок»
Цель:- познакомить детей с назначением носового платка, убедить в необходимости всегда иметь его при себе, развивать мелкую моторику рук.
-продолжать учить детей соблюдению правил гигиены, закреплять знания правильно пользоваться носовым платком.
Оборудование: носовой платок на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Ведущий собирает детей около себя и проводит игру на эмоциональное сближение.
Ведущий: Отгадайте загадку:
Есть у меня гора,
А у горы – две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос)
1.Беседа: «Откуда пришли выражения?»
Носом землю рой, а найди.
Держи нос по ветру.
Носом чую: беда будет.
Беседа – рассуждение «Зачем нам нос?»
Ведущий: Ребята, а мне кажется, что с этими носами только одни неприятности. То с горки упадешь – нос разобьешь, то он чихает! И зачем нам этот нос? Может, он нам и не нужен, как вы думаете?
Дети рассказывают, зачем нужен людям нос: с помощью носа дышим, в носу задерживается всякая пыль, помогает узнавать разные запахи. Воспитатель соглашается с детьми.
2. Рассматривание носа с зеркалами.
Присядьте на стулья и расскажите, пожалуйста: что есть у носа?
Дети рассказывают, одновременно показывая на своем носе: у носа есть спинка, переносица, крылья носа и ноздри.
Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Вы сами можете их увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркальце, Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт, (Можно показать рисунок — нос в разрезе.) Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью — слизью.К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм.Кроме того, проходя по лабиринтам, воздух согревается. Так что в легкие он попадает уже теплым и очищенным от микробов.Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем: А-ап-чхи! И нос очищается.
Ведущий: Вы хорошо знаете, что у носа есть. Можно теперь с носиками поиграть и одновременно сделать для них массаж и упражнения.
Проводятся игры:
1. «Найди свой нос». С закрытыми глазами найти свой нос и дотронуться до кончика, подергать за кончик. Игры выполняется правой и левой рукой.
2. «Носик радуется». Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем, выдох через правую ноздрю (левая закрыта указательным пальцем). Выполнить 4-5 вдохов – выдохов в умеренном темпе.
3. «Носик-шалунишка». Вдох. На выдохе ребенок постукивает указательными пальцами обеих рук по крыльям носа и произносит «м-м-м-м-м». Повторить 4 раза.
4. «Массаж носа» - поглаживание носа от крыльев к переносице и наоборот:
Вдох – погладь свой нос
От крыльев к переносице
Выдох – обратно
Пальцы наши просятся.
От таких упражнений наши носы будут лучше дышать и не заболеют простудой.
3.Игра «Научи куклу Катю пользоваться платком».
4.Чтение стихотворений Ю.Прокопович «Зачем носик малышам?», И.Пивоварова «Вот бы…»
Ведущий читает стихотворение детям «Зачем носик малышам» Ю.Прокопович
Есть прямые носики,
Есть носики-курносики…
Очень нужен всякий нос,
Раз уж он к лицу прирос.
Жарким летом на лужочкеНосик нюхает цветочки,
В огороде чует нос,
Где чеснок и лук подрос.
Всё пронюхает ваш нос!
Даже помнит он, каков
Запах маминых духов.
Нос не должен быть простужен,
Нос здоровый всем нам нужен,
Чтобы сон, когда придёт,
Тихо спать, закрывши рот.
Как же надо ухаживать за своим носом? Следить, чтобы носик был чистым, не ковырять в нём пальцем, не засовывать в него посторонние предметы, беречь его в мороз и в жару. Молодцы, ребята, скажите, раз нос – это наш важный помощник, значит… (ответы детей)   правильно, значит, мы должны его беречь.
Ведущий: Давайте, посмотрим на карточки – работа с карточками «Берегите ваши носики» -  девочка ковыряет в носу пальцем (карандашом), мальчик засовывает в нос бусинку, мальчик очень сильно сморкается, девочка наклоняется над баночкой с краской, девочка дает подружке свой носовой платок и др.
Ведущий читает стихотворение «Вот бы …» И.Пивоварова
Вот бы нашей дочке
Не мешали плакать!
Так бы в уголочке
Стали жабы квакать.
Заросла бы кухня
Камышом, осокой
Стали бы мы в кухню
Строить мост высокий!
Приходите по мосту
Гости дорогие!
Приносите нам платки –
Чистые, сухие!
 Обсуждение. Зачем плаксе носовой платок?
- Давайте подумаем, зачем ещё нужен носовой платок? (ответы детей)
5.Дидактическая игра «Кому какой нос? (хобот, клюв, пятачок)
Носы бывают у самолета, парохода, у животных, у птиц – клюв, у чайника – носик, у обуви,–  у человека.
нос самолету нужен, чтобы лететь, пароходу, рассекать волну, животным – находить по запаху пищу, птице – клевать пищу, чайнику – наливать кипяток, обуви – для пальцев ноги, человеку – определять запах.
6.Ручной труд «Сумочка для носового платочка».
Ребятам предлагается сделать из альбомного листа сумочку для платочка.
7. Рассматривание альбома «Правила для воспитанных детей в детском саду».
8.Рассказ куклы Неболейки о насморке (профилактика насморка, правила гигиены и безопасности).
Насморк
Чаще всего простуда начинается с насморка. Нос первым вступает в бой с микробами. Прежде всего, он начинает вырабатывать как можно больше слизи, С ее помощью нос пытается задержать нашествие микробов, не дать им проникнуть в горло и к легким. Когда слизи становится очень много, нос пытается освободиться от нее. Как? А вот так: А-ап-чхи! Но при чихании необходимо прикрывать нос платком, иначе своими микробами мы можем заразить всех, кто находится рядом.
Как бороться с насморком
Вспомните: что делает ваша мама, когда у вас начинается насморк?Во-первых, нужно потеплее одеться. И главное, чтобы ноги оказались в тепле. При чем здесь ноги? А вот при чем. Еще древние греки заметили связь между состоянием ног и насморка. Промочил ноги — схватил насморк. Поэтому возьмите тазик с горячей (но такой, чтобы не обжечься) водой, можно добавить сухой горчицы, опустите в него ноги и посидите, прогрейтесь. Затем вытрите сухо-насухо ноги и поскорее надевайте теплые шерстяные носки. Не забудьте про горячее питье. Подойдет чай с медом, малиной, другими лекарственными травами. Можно попить теплое молоко. Главное, побольше тепла!
Профилактика насморка
Еще древние греки говорили: «Держи голову а холоде, желудок е голоде, а ноги в тепле». Старайтесь, чтобы ноги всегда были теплые и сухие. Промочили ноги — немедленно домой, переобуваться. Опытные туристы и путешественники всегда носят с собой запасные носки и обувь. И никогда не тронутся в путь, пока не высушат отсыревшую пару у костра...Можно нос закалить. Для этого нужно два раза в день промывать его подсоленной водой (на стакан воды комнатной температуры полчайной ложки соли).Можно закапывать в нос настойку из чеснока (мелко нарезанный зубчик чеснока заливается стаканом воды и настаивается 1-2 часа.

Занятие №6
Тема: «Наши полотенца»
 Цель: -формировать у детей простейшие культурно гигиенические навыки и навыки самообслуживания: учить намыливать ручки мылом и смывать их водой, пользоваться личным полотенцем. 
-формировать  умение свободно ориентироваться в умывальной комнате, знать назначение этого помещения, помнить место хранения личных полотенец.
-расширять запас понимаемых слов: названий часто употребляемых предметов обихода (мыло, полотенце т.п.), простейших  бытовых действий (умываться, вытираться и др.), названий частей тела (лицо, руки и т.д.).
Ход занятия:
1.Проблемная ситуация «Почему у кукол грязное полотенце?»
В гости к детям приходит кукла Таня. У нее в руках грязное полотенце.
Ведущий: Полотенце - в черных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот -
Может заболеть живот.
Таня, почему у тебя такое грязное полотенце?
Таня - Не знаю! Я помыла ручки и вытерла полотенцем, а оно испачкалось.
Ведущий : Таня плохо ручки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась -
И на ручках грязь осталась.
Ведущий : Ребятки, научим Таню правильно мыть руки, чтобы они стали чистыми и не испачкали полотенце?
Давайте мы все вместе пойдем в  умывальную комнату.
Воспитатель моет Тане ручки и приговаривает:
Для чего нам нужно мыло и прозрачная водица?
Чтобы Таня руки мыла, чтоб могла она умыться!
Мылим, мылим руки, чтобы испугались все микробы,
Чтобы Таня не болела, чтобы чистой стала кожа.
Пухнет мыло пеной белой, так на облако похоже,
И смывается водой.
Потому что очень важно руки мыть перед едой!
Ведущий: – Дети, что теперь нужно сделать? Правильно, нужно насухо вытереть руки чистым полотенцем. (Вытирает Тане ручки полотенцем и показывает ребятам). Посмотрите, ребята, полотенце у Тани чистое. Таня хорошо помыла ручки с мылом. Ручки у Тани чистые. Таня посмотри, полотенца у наших ребяток тоже чистые. Они хорошо моют руки с мылом и насухо вытирают их полотенцем.
Таня: – Как много полотенец! Можно вытирать ручки любым полотенцем?
Ведущий: -  Нет, Таня, у каждого, из наших ребяток, есть свое полотенце.
2.Чтение стихотворения Н.Найденова «Наши полотенца».
Мы картинки разные сами рисовали,
Их над полотенцами сами прибивали.
Полотенце Дашино Ваня не возьмет:
С птичкой он не спутает синий самолет.
Знает свой кораблик Славик-новичок.
Юля – землянику, Машенька – волчок.
У Алеши – яблоко, У Варюши – груша.
А картинку с вишнями выбрала Катюша.
Заяц – у Максима, бабочка – у Паши.
Мы совсем не путаем полотенца наши.
Ведущий: – Ребята, давайте поиграем. Покажите Тане, как вы знаете свои полотенца. Сеня, покажи нам свое полотенце. Юля покажи свое. (Ведущий хвалит детей, если они правильно показывают свои полотенца. Если кто-то ошибается, показывает ему  картинку над полотенцем). Посмотри, Ваня, твоя картинка яблочко. Запомни ее. Под ней висит твое полотенце.
Таня : - Молодцы, ребятки! Хорошо знаете свои полотенчики и не путаете их.
3.Беседа: «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!»
Уточнить знания детей о предметах личной гигиены.
Учим пользоваться полотенцем
1.Снять полотенце с крючка.
2.Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.
3.Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.
4.Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
5.Вытереть вторую руку.
3.Чтение стихотворения Н.Найденова «Наши полотенца».
4.Изобразительная деятельность «Роспись полотенца».
Предложить сделать подарок для Мойдодыра, украсить полотенце разноцветными геометрическими фигурами.
Занятие №7
Тема: «Умывалочка»
Цель: -воспитание ЗОЖ, желания и стремления ухаживать за собой, аккуратности.
-побуждать к самостоятельному выполнению элементарных гигиенических навыков: мыть руки, лицо, тело, расчесываться, когда это необходимо;
-повторить названия принадлежностей ухода за собой.
I. Организационный момент.
Утром ранним кто–то странный
Заглянул в моё окно,На ладони появилосьЯрко рыжее пятно.Это солнце заглянуло,Будто руку протянуло,Тонкий лучик золотой.И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!
- Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение.
II. Создание эмоционального фона.
- Ребята, я, очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки.
- Улыбнитесь и подарите радость друг другу и гостям. Помните – улыбаясь, мы улучшаем свое здоровье и окружающую нас жизнь. Посмотрите, сегодня у нас в гостях доктор Айболит. Дети приветствуют его.
1.Чтение стихотворения А.Барто «Девочка чумазая»
Ведущий незаметно вносит чумазую куклу и сажает на стульчик, спрашивает: «Дети, что случилось с куклой  Катей» (Ответы детей)
«Что же делать, чтобы куклы стала чистой и веселой?» (Ответы  детей)
Планирование деятельности
Айболит говорит:
«Очень важно, чтоб на свете
Были чистыми все дети.» 
«Что нам нужно для того, чтобы помыть куклу?» Дети высказывают свое мнение. Доктор Айболит предлагает: «Помогите мне выбрать нужные предметы.» (Дети помогают, объясняют свой выбор, по мере возможности.) Доктор   и ведущий хвалят детей.
2.Рассматривание картины «Мытье куклы».
Осуществление деятельности
Ведущий моет куклу, оговаривая  свои действия. «Катя – чистая, улыбается. А другие куклы в нашей комнате чистые?» (Ответы детей)
Дети принимают решение вымыть кукол. Происходит процесс мытья, под руководством взрослых.
Рефлексия
После окончания процесса мытья воспитатель и дети рассматривают какие куклы стали чистые, аккуратны, улыбающиеся.
Айболит говорит: « Какие вы молодцы, как вы старались и помогли куклам. Вот вам за это угощение». Раздает витаминки.
3.Разучивание умывалочек.
Доктор Айболит предлагает выучить следующие умывалочки:
Водичка, водичка, – подставить ладони «под струю воды».Умой мое личико, – «помыть водой» лицо.Чтобы глазоньки блестели, – протереть глаза кулачками.Чтобы щечки краснели, – слегка потереть щечки ладонями.Чтоб смеялся роток, – улыбнутся.Чтоб кусался зубок – сомкнуть губы: «ам».
Выходи, водица, мы пришли умыться!Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...Нет, не понемножку – посмелей,Будем умываться веселей!
4.Просмотр мультфильма «Мойдодыр» (отрывок)
Обратить внимание на слова Мойдодыра:
«Вот теперь тебя люблю яВот теперь тебя хвалю яНаконец-то ты, грязнуля,Мойдодыру угодил!Надо, надо умыватьсяПо утрам и вечерам А не чистымТрубочистом –Стыд и срам!Стыд и срам!»
5.Массаж лица «Умывалочка».
6.Игра-имитация «Как животные, насекомые, птицы умываются?»
Предложить детям изобразить, как умывается кошка, мышка, жучок, воробей…
7.Дидактическая игра «Умываемся правильно».
ЗАНЯТИЕ №8
Тема: "Культура еды"
Цель: Формировать умение пользовать зубной щеткой, учить правильно ухаживать за зубками.
Ход занятия:
Ритуал начала занятий: "Доброе утро"
Цель: вызвать положительные эмоции.
Инструкция: Ведущий читает текст:
Доброе утро, глазки!
Вы проснулись?
Доброе утро, ушки!
Вы проснулись?
Доброе утро, ручки!
Вы проснулись?
Доброе утро, ножки!
Вы проснулись?
Доброе утро, дети!
Мы проснулись!.

Игра «Как вести себя за столом» 
Цель: воспитывать навыки культурного поведения за столом.
(Ведущий предлагает выполнить задание: при перечислении вариантов поведения отметить хлопками в ладоши правильные).
Глотать большие куски;
Не чавкать;
Ковырять в зубах пальцами;
Класть в рот небольшие куски;
Чавкать;
Вытирать рот рукавом;
Спешить;
Пить залпом;
Выплёвывать косточки на стол;
Хорошо пережёвывать пищу;
Не говорить с полным ртом;
Чистить зубы зубочисткой;
Пользоваться салфеткой;
Дуть на суп;
Бросать салфетку на пол.
Беседа "Культура еды"
Цель: развивать представления о поведении за столом.
Ведущий:
- Ребята, приятно сидеть за столом среди красивых людей и есть вкусную еду!
Даже говорят: «Аппетит приходит во время еды». Но чтобы хорошо выглядеть во время завтрака, например, надо соблюдать основные правила культуры поведения за столом:
- на столе порядок, чистота и красивая сервировка;
-за стол садятся с чистыми руками и лицом;
- нельзя за столом кричать и разговаривать, тем более, когда во рту есть пища;
- есть надо спокойно и не спеша, пользуясь столовыми приборами и салфетками.
1. Что надо обязательно делать перед едой?
(мыть руки)
2. Что мы делаем после еды?
(полощем рот)
3. Во что наливаем первое блюдо?
(глубокие тарелки)
4. Какая посуда используется для приготовления пищи?
(кухонная)
5.Какая посуда нужна для чаепития?
(чайная)
6. Что желают всем перед едой?
(приятного аппетита)
7.Что говорят дети, вставая из-за стола?
(спасибо)
8.. В какой руке мы держим ложку?
(в правой руке)
9.Какой рукой берем хлеб?
(в левой руке)
10. Что нужно делать с овощами и фруктами перед едой?
(тщательно мыть водой)
11. Какой должна быть пища?
(полезной)
Динамическая пауза: «Посуда»
Красиво идет кувшин,
(шаг с носка)
Важно шагает самовар
(шаг всей стопой)
Осторожно идет ваза
(ходьба на носках)
Легко бежит бокал
(легкий бег на носках)
Гордо шагают вилки
(ходьба на пятках)
Подскакивая, торопятся блюдца
(подскоки)
Уверенно маршируют ложки
(шаг марша) .
Тренинг:
Игра «Для каждой пищи есть своя посуда»
Цель: закрепить функциональное назначение посуды. (Дети договаривают предложение.)
1. Для хлеба - (хлебница)
2. Для салата - (салатница)
3. Для сахара - (сахарница)
4. Для масла - (масленка)
5. Для селедки - (селедочница)
6. Для конфет - (конфетница)
7. Для кофе - (кофейник)
8. Для молока - (молочник)

Игра «Полезное - не полезное»
Цель: закрепить полезные и вредные продукты.
Если продукт полезен вы не ловите мяч, если полезен, то ловите.
Рыба, жирное мясо, кефир, чипсы, жевательная резинка, сдоба, шоколад, сало, морковь, яблоко, молоко?
Молодцы ребята, что вы знаете какие полезные, а какие вредные продукты. Послушайте мои советы:
1. Воздерживайтесь от жирной пищи;
2. Остерегайтесь очень острого и соленого;
3. Сладостей тысячи, а здоровье одно;
4. Овощи и фрукты – полезные продукты.
5. Чтобы избежать многих болезней, необходимо мыть фрукты и овощи перед употреблением и соблюдать правила личной гигиены.
6. Правильное регулярное питание – это главное условие работы пищеварительной системы.
Ритуал окончания занятия:
Цель: формирования чувства уверенности в себе, чувства поддержки окружающих.
Инструкция: Взрослый хвалит детей.
Анализ занятия:
Делимся впечатлениями:
-Что понравилось?
-Что не понравилось?
-Нужно ли соблюдать за столом правила поведения?
Самообслуживание
Занятие №9
Тема: «Я учусь одеваться»
Цель: -продолжать учить самостоятельно одеваться в определенной последовательности: снимать и надевать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, развязывать и завязывать шнурки.
-воспитывать у детей опрятность.
-развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, речь, мышление.
Ход занятия:
1.Чтение стихотворения В.Зайцева «Я одеться сам могу».
2.Беседа: «Мой внешний вид».
3.Дидактическая игра «Научим Буратино одеваться».
Дети сидят на стульчиках. Забегает Буратино, плачет, не может остановиться.
-Что случилось Буратино?
-Почему ты плачешь?
-Все ушли на прогулку, а меня с собой не взяли.
-А почему не взяли?
-А потому что я не хотел одеваться.
-Ну, конечно, тебя не взяли потому что ты не одевался.
-Я не умею одеваться (плачет).
-Не плачь Буратино, наши дети тебя научат одеваться. Научим ребятки?
-Да!
-Как же вы научите, вы такие маленькие?
-Нет поможем, хоть мы и маленькие, но одеваться уже умеем.
-Буратино! Поиграй с нами в игру «Зеркало» и тебе уже легче будет научиться одеваться. Мы будем показывать действия,а ты отгадывай. Кто ребятки, первый покажет?(проводится игра).
Буратино: -Ребята! Мальвина дала мне задание- отгадать загадки, а я никак не могу. Помогите мне, пожалуйста!
Читает загадки:
1.Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья, мы за обедом под столом, а ночью под кроватью (ботинки).
2.Всюду,всюду мы вдвоем
   Неразлучные идем.
   Мы гуляем по лугам,
   По зеленым берегам.
   Вниз по лестнице сбегаем,
   Вдоль по улице шагаем,
   Но чуть ветер на порог
   Остаемся мы без ног.
   А безногим вот беда!
   Ни туда и ни сюда!
   Что ж, полезем под кровать
   Будем там тихонько спать,
   А когда вернуться ноги
   Вновь поскачем по дороге. (Детские ботинки).
3.Один ход три выхода.(Рубашка).
4.По дороге я шел, две дороги нашел
    По обеим пошел.(Штаны).
5.Сижу верхом, не выдая на ком. (Шапка).
Буратино: -Ой, спасибо. Как вы мне помогли!
Ведущий: -Ну, вот ребята, мы позанимались, поиграли, а теперь нам пора на прогулку. Кто хочет сходите в туалет, и покажем Буратино, как мы умеем одеваться.
Буратино:-Да, давайте, научите.
-Что сначала одеваем.(Ответы детей).
-Что дальше?(Ответы: носочки, штаны, кофточку).
-У меня правильно получается?
-Ответы детей.
-Что теперь оденем? и т.д.
-Ой, ребята, как мне понравилось у вас. Я еще к вам приду. Можно? Наверное, меня Мальвина потеряла. Я пойду к ней и покажу, чему вы меня научили.
До свидания ребятки.
4.Игровая ситуация «Каждая ножка в свой домик».
5.Игра-занятие «Оденем куклу на прогулку».
Катя: Здравствуйте, дети! Я хочу с вами пойди гулять на улицу. Помогите мне одеться.
-Давайте, наденем Кате пальто!
-Какого оно цвета? (красное)
-Что есть у пальто? (карманы, пуговицы, капюшон)
-Капюшон надевают, когда сильный ветер или мороз.
-Какое пальто по качеству? (мягкое, гладкое, теплое)
-Что есть на капюшоне? (мех)
-Какого он цвета? (белого)
-А какой мех по качеству? (дети трогают, прикладывают к щечкам – пушистый, мягкий, теплый)
-А когда надевают это пальто? (зимой)
-Что наденем на голову? (шапочку)
-Какая она по качеству? (вязаная, теплая)
-Какого она цвета? (синего)
-Что наденем на ножки? (сапожки)
-Какие они? (красные, теплые, меховые)
Дети одевают куклу, повторяя названия и качества вещей.
-Что мы еще забыли надеть? (варежки)
-Варежки нужны Кате для того, чтобы не замерзли руки.
-Какие варежки? (шерстяные, теплые, вязаные).
6.Дидактические игры «Завяжи шнурки на ботинках», «Подберем куклам одежду», «Что сначала, что потом?», «Найди свой шкафчик».
7.Игровая ситуация «Поможем другу одеться».
Предложить детям одеть друг друга.
Занятие №10
Тема: «Соблюдаем чистоту»
Цель: продолжить формирование у детей осознанного стремления к порядку и чистоте;
- закреплять умения детей самостоятельно определять, что необходимо делать, чтобы сохранять порядок в группе и дома, в личных шкафчиках, опрятность своего внешнего вида и понимать важность личной гигиены.
1.Беседа: «О порядке в группе и дома».
Ведущий: Ребята мы сегодня поговорим о порядке во всем и чистоте. Вспомните известного персонажа сказки, которая не убиралась дома?
Дети: Федора.
Ведущий: Правильно, ответьте для чего необходимо содержать дом в чистоте?
(дети отвечают и ведущий обобщает ответы и делает вывод).
Ведущий: Больше всего ценится порядок во всех делах, опрятность и аккуратность. Представьте, что вы хотите сделать аппликацию или нарисовать рисунок, а карандашей и клея нет на месте, что вы будете делать?
Дети отвечают.
Ведущий: Пока вы будете искать их, уже и передумаете, или время отпущенное пройдет. А если они на месте, то вы с интересом все сделаете.
Ведущий: Представьте, что к вам неожиданно домой пришли гости, а у вас неубрано (игрушки раскиданы, везде валяются бумажки от конфет), как вы себя будете чувствовать?
(ответы детей)
Ведущий: Вам будет неудобно, ваш гость подумает, что вы неряха, да еще он может случайно наступить на раскиданные вещи и упасть! Поэтому, ребята, необходимо всегда соблюдать чистоту и дома и в группе.
2.Игра «Наведи порядок в шкафчике».
Детям предлагается навести порядок в своих шкафчиках наперегонки.
3.Беседа: «Болезни грязных рук».
Ведущий: Ребята, расскажите для чего нужно мыть руки?
(дети отвечают).
Ведущий: Существуют множество болезней ’’грязных рук’’, руки надо мыть как можно чаще, особенно перед едой. А зачем мыть руки перед едой?
(дети отвечают, воспитатель обобщает)
Ведущий: В течение дня на руках скапливаются множество микроорганизмов бактерии и вирусов, при попадании их к нам в рот и живот мы начинаем болеть. Давайте все помоем руки, а как правильно мыть?
Дети: Необходимо намыливать два раза и тщательно смывать.
Ведущий: Молодцы, все помоем руки. Ребята, врачи настойчиво говорят, что все люди соблюдали правила личной гигиены.
4.Просмотр мультфильма «Федорино горе».
5.Игровая ситуация «Постираем кукольное белье».
6.Проблемная ситуация «Откуда берется мусор и куда он девается?»
7.Чтение стихотворения «Не бросай мусор в окна» (отрывок).
                                Г.П.Шалаева, О.М.Журавлева.
   Если каждый из вас,
   Бросит в день хотя бы раз
   В окна фантик от конфет,
   Иль бумажку, иль пакет,
То со временем, глядишь,
Станет мусор выше крыш,
Постепенно день за днем,
Город наш утонет в нем.
8. Беседа: «Каждой вещи свое место».
9.Физкультминутка.  
Мы по улице идем, на которой мы живем,
Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем.
Раз в ведро, а два в корзину,
Наклоняем дружно спину.
Если дружно потрудиться
Все вокруг преобразится!
Итог занятия.
Ведущий: Все ребята сегодня молодцы, хочу вам пожелать стремиться соблюдать всегда и во всем порядок и чистоту.
  Соблюдайте чистоту,
          Наводите красоту!
          Чтобы город наш Мичуринск
          Видно было за версту.
          Будь ты взрослый иль малыш
          Чистоту блюсти стремись.
Занятие №11
Тема: «Накроем стол»
Цель: -формировать навыки сервировки стола;
-учить накрывать стол к обеду;
-воспитание культуры поведения за столом, эстетического вкуса.
1.Беседа: «Правила безопасности во время пользования столовыми приборами», «Правила сервировки стола к обеду».
1. Стол рекомендуется застелить скатертью. Концы скатерти должны свешиваться вниз, на каждой стороне примерно на 25 см, однако она не должна доходить до сиденья стула примерно на см.
2. Тарелка с хлебом должна располагаться в центре стола, чтобы всем удобно было достать.
3. Столовые приборы должны размещаться таким образом, чтобы можно было, не задевая других предметов, взять то, что вам необходимо.
4. Тарелки с первым блюдом ставятся на стол так, чтобы край тарелки был удален на сантиметр от края стола. Расстояние между тарелками должно быть 70-80см.
5. Тарелки со вторым блюдом ставятся на стол так, чтобы они стояли за тарелкой с первым блюдом, чуть правее и не соприкасались краями друг с другом.
6. Салаты расставляем рядом со вторыми блюдами, справа.
7. Третье блюдо аккуратно ставится позади второго, при этом держать его нужно ближе к донышку, ни в коем случае нельзя брать за ту часть, которой обедающий будет касаться губами. Следует на глаз определить равномерную его расстановку.
8. Раскладывая ложки и вилки, нужно проследить, чтобы они образовали единую линию по зубчикам, или по основанию;
- приборы для основных блюд и закусок должны лежать спинкой вниз;
-салфетки располагаются в салфетнице справа от тарелки для хлеба.
2.Чтение стихотворения «Я сейчас готовить буду».
Я сейчас готовить буду.Соберу на стол  посуду.Вот,  КАСТРЮЛЯ,  ПОВАРЁШКА,СКОВОРОДКА,  ВИЛКА,  ЛОЖКА.Небольшой столовый  НОЖИКМне понадобится тоже.Вот, с узорами  ТАРЕЛКИ,ЧАШКА  с  БЛЮДЦЕМ  на салфетке.И, конечно, неслучайно На плите дымится  ЧАЙНИК -Кукол чай пить усажу,О  ПОСУДЕ  расскажу.
3.Составление алгоритма сервировки стола.
4.Дидактическая игра «Накрываем стол к обеду».
5.Отгадывание загадок о посуде. HYPERLINK "http://zagadochki.ru/zagadka-chto-v-ney-shkvorchit-i-zharitsya.html"
Что-то в ней шкворчит и жарится,Вкусно пахнет в ней еда.И посуда называетсяДети как?
HYPERLINK "http://zagadochki.ru/zagadka-v-toy-posude-hosh-ne-hosh.html"
В той посуде, хошь не хошь,Мама сварит красный борщ,Положив в нее капусту.Ой, как пахнет, очень вкусно.Знает маленькая Юля,Варит мама борщ, в ... ?
HYPERLINK "http://zagadochki.ru/zagadka-v-etoy-kuhonnoy-posude.html"
В этой кухонной посудеСуп и кашу варят люди.Ну, а мама для сынулиВарит щи в большой … .
HYPERLINK "http://zagadochki.ru/zagadka-iz-neyo-obedat-budu.html"
Из неё обедать буду,Из глубокой или мелкой.И такая вот посудаНазывается ... .
HYPERLINK "http://zagadochki.ru/zagadka-nog-dve-pary-no-ne-hodyat.html"
Ног две пары, но не ходят,Ни в саду, ни в огороде,На спине скатёркаИ посуды горка!
HYPERLINK "http://zagadochki.ru/zagadka-cherepashka-hvalitsya.html"
Черепашка хвалится:«На меня посуда ставится!И сидят ГоворуныВокруг моей спины.»

6.Мимическая гимнастика.Выразить мимикой свое огорчение – разбили чашку; Неудовольствие – много грязной посуды; Радость – мы навели порядок, помыли посуду. 7.Дидактическая игра «Из чего может быть сделана посуда?». Чашка сделана из стекла – значит, она стеклянная. Ваза сделана из фарфора – значит она фарфоровая. Кастрюля… Ложка... 8.Физкультминутка «Помощники» (речь с движением) Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли. Чайник, чашку, ковшик, ложку, И большую поварешку Мы посуду перемыли Только чашку мы разбили. Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы дружно помогали. (Н.Нищева) Дети сжимают, разжимают кулачки. Трут одной ладошкой другую. Загибают пальчики по одному, начиная с большого. Опять трут ладошки. Загибают пальчики 9.Беседа: «Правила этикета».
10.Игра на внимание «Найди пару». – Молодцы! А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Найди пару!» На полу разложены картинки, вы должны найти себе пару, и объяснить, почему вы так решили: хлеб – хлебница сахар – сахарница перец – перечница конфеты – конфетница и т.д. Итог занятия.
Ты знаешь, какая бывает посуда? И как без нее нам приходится худо? Попробуй поесть без тарелки и ложки Без миски никак не накормишь и кошки. Кофейники, чайники, чашки, стаканы О них вспоминаем мы утречком рано. Кастрюли, салатницы, вилки, ножи Всегда всю посуду в порядке держи!
Занятие №12
Тема: «Наши игрушки»
Цель: -развивать внимание детей к предметам вокруг них;
-расширять словарный запас;
-учить детей составлять описательный рассказ на тему «Моя любимая игрушка»
Организационный момент.
Утром солнышко проснулось,
Улыбнулось, потянулось.
Раскрывают лепестки
Голубые васильки.
Ветер в поле прилетел,
Закружился, засвистел.
Закачались васильки,
Голубые лепестки.
(дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями)
Беседа.- С самого рождения у каждого из вас появляются игрушки, но самая первая из них какая, угадайте:Тронешь - сразу загремитИ младенца удивит.Что за яркая игрушка? -Для малышки... (погремушка)
1.Чтение стихотворений А.Барто «Игрушки».
Стихотворение А. Барто «Лошадка»:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Затем ведущий берет игрушку - слона и предлагает одному ребенку рассказать про него.
Предположительные ответы ребенка (слон огромный, у него большие уши, длинный хобот, короткий хвост), затем рассказывают дети стихотворение А. Барто «Слон»:
Спать пора!
Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.
Затем ведущий предлагает одному ребенку взять зайку и рассказать про него стихотворение А. Барто «Зайка»:
Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Ведущий обращается к детям: «Вы нам рассказали стихотворения: про лошадку, слона, зайку. Скажите, какие это игрушки?» Ответы детей: «Мягкие» .
Физкультминутка.
Божья коровка
Черная головка    (дети бегают врассыпную)
Улети на небо
Принеси нам хлеба    (поднимают руки вверх)
Черного и белого,   (показывают сначала одну ладошку, затем другую ладошку)
Только не горелого.  
Рассказывание стихотворения А. Барто «Мячик»:
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Ведущий просит рассказать одну девочку о мячике. Какой он? (круглый, красный, синий, резиновый - предположительные ответы). А другую девочку о кукле. Какая она? (У неё длинные волосы, синие глаза, розовые щеки, красивое платье о т.д. - предположительные ответы).
2.Дидактическая игра «Угадай игрушку», «Назови игрушку ласково».
3.Беседа: «О чем разговаривают игрушки?»
4.Проблемная ситуация «Почему обиделись игрушки?»
Придумать ситуации, почему могли обидеться игрушки.
5.Оформление мини-музея «Мои любимые игрушки».
Ведущий рассказывает стихотворение Н. Ворониной:
Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине:
Заводные зайчики,
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата и
Все на полочках сидят,
С нами поиграть хотят.
6.Выставка рисунков «Игрушки».
7.Дидактическая игра «Какой игрушки не стало?»
8.Отгадывание загадок об игрушках.
Круглый и резиновый             
Скачет очень сильно он
Лишь ударь его рукой
Иль  толкни его ногой.
                    (Мяч)
        Я из колечек состою,
На длинной палочке стою.
Меня по цвету рассмотри,
           И сосчитай-ка – раз, два, три.
                    (Пирамидка)
        Дружу с хозяином всегда,
        Ему служу я, как солдат.
        Но, если я игрушка, -
        Почти всегда из плюша.
                               (Собачка)
        Звоню я очень звонко,
        Хоть маленький мальчонка.
        Из глины, из железа –
        Я в школе так полезен.
                               (колокольчик)
О чём эти загадки? (об игрушках).
Почему это игрушки? ( с ними мы играем).
Как нужно играть  с игрушками? (Аккуратно, бережно…)
Итог занятия. Обобщающие вопросы по теме занятия.
                    Все мы дети есть, по сути.
                    Мир приходит к нам с игрой.
                    Кто из нас играть не любит?
                    Даже взрослые порой.
                    Папам мы дадим игрушки,
                    И в команду пригласим.
                    И, пускай, они не тужат,
                    Вместе всех повеселим.
. ЗАНЯТИЕ №13
Тема: "После сна"
Цель: Учить заправлять кроватки после сна.
Ход занятия:
Ритуал начала занятий: "Друг"
Цель: формирование уверенности в себе.
Инструкция: Взрослый предлагает детям взяться за руки и вместе произнести:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Привлечение внимания детей к кукле, которая спит в кроватке. Предложить детям разбудить куклу Катю. Кукла не хочет вставать, давайте покажем, как вы просыпаетесь после тихого часа.
Динамическая пауза:
Это кто у нас проснулся? Руки перед собой, покачивают вверх-вниз.
Кто так сладко потянулся?
Мы потянемся, потянемся… Руки вверх, встать на носочки.
Маленькими не останемся. Сесть на корточки.
Вот так, вот так мы растем, растем… Постепенно встать, выпрямится.
Вот так мы на улицу идем. Ходьба на месте.
Проблемная ситуация.
После подъема куклы обнаруживается, что постельные принадлежности находятся в беспорядке.
I. Ребята посмотрите, у нашей куклы Кати в кроватке все перепутано.
- Что это? (матрац).
Дети с помощью взрослого называют постельные принадлежности.
Педагог от имени куклы хвалит детей.
II. -Чтоб постельные принадлежности были чистые, на них надевают постельное белье.
-Смотрите - это простыня, ею покрывают матрац.
-Это наволочка (показ игрушечной наволочки)
Ее надевают на подушку вот так (показ педагога).
-Это пододеяльник (показ пододеяльника )
В него вставляют одеяло (показ педагога) .
III. Ведущий предлагает детям помочь кукле застелить кровать.
-Что надо положить в кровать сейчас? (матрац).
Ребенок кладет в кровать матрац, дети вместе со взрослым заправляют простыню. Затем кладут в кровать подушку. Одеяло, покрывают покрывалом.
Ведущий от имени куклы хвалит детей за помощь, аккуратность.
Ритуал окончания занятия:
Цель: формирования чувства уверенности в себе, чувства поддержки окружающих.
Инструкция: Ведущий хвалит детей.
Анализ занятия:
Делимся впечатлениями:
-Что мы сегодня делали?
-Чему учились?
. ЗАНЯТИЕ №14
Тема: "Обувалочка"
Цель: совершенствовать умение правильно обуваться
Ход занятия:
Ритуал начала занятий: "Руки"
Цель: формирование уверенности в себе.
Инструкция: Ведущий обращается к детям:
-Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек — нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все и обнять друга, и поднять упавшего товарища и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.
    За что ты, Андрей, любишь свои руки? Катя, а ты любишь свои руки?
    Какие добрые и умные у вас руки.
    На фоне музыки ведущий читает стихи:
            Что за чудо — чудеса:
            Раз рука и два рука!
            Вот ладошка правая,
            Вот ладошка левая.
            И скажу вам, не тая,
            Руки всем нужны, друзья.
Игра «Пристегни лисе хвостик»
Цель: совершенствование умения застегивать липучку;
закреплять знание частей тела лисы;
продолжать развивать ориентировку в пространстве (сзади).
Оснащение: лиса, вырезанная из плотной ткани, с пришитой сзади первой половины липучки; хвост с пришитой второй половиной липучки.
Ход игры: Ведущий читает рифмовку:
Лисонька-плутовка
Зайку догоняла!
Зайку догоняла -
Хвостик потеряла!
Хвост пушистый , рыжий,
Посмотри, какой!
А лисичка плачет:
Ой, ой, ой!
Как же без хвоста я
Прибегу домой!
Ведущий предлагает детям рассмотреть лису без хвоста и назвать все части тела лисы, сказать и показать чего же у лисы не хватает?
Предлагает помочь горю лисы - вернуть ее замечательный пушистый, рыжий хвост.
Просит детей прикрепить хвост при помощи застежки-липучки.
Игра «Завяжи шнурки на ботинках»
Цель: учить детей завязывать первый узел.
Оснащение: кукла в ботинках с развязанными шнурками.
Ход игры: Ведущий показывает куклу. Читает рифмовку:
Как у куклы - крошки
На ногах сапожки,
В сапожках шнурочки.
Кто завяжет дочке
Эти вот шнурочки?
Может, мама?
Нет, нет, я!
Это ж доченька моя!
Ах, шнурочки! Ох, шнурочки!
Завязать бы узелочки!
Предлагает детям завязать шнурки на ботинках у куклы. Вспоминает вместе с детьми, как нужно завязывать первый узелок на шнурке. Продолжает начатую детьми работу и завязывает бантики на шнурках.
Когда шнурки завязаны, берет куклу с собой на прогулку. Не забывает подчеркивать значимость выполненных детьми действий (если бы они не завязали шнурок на ботинке куклы, она могла бы на него наступить и упасть. А падать всегда больно.) Навык считается сформированным тогда, когда дети легко могут завязывать узел на любом шнурке: на дидактическом пособии; на любом виде обуви; без помощи взрослого.
Игра «Завяжем кукле бант»
Цель: закрепит умение завязывать узел, сопереживать другим людям, радоваться вместе с ними.
Словарь: понимать и употреблять в активной речи существительные «завязываю»; прилагательные, обозначающие цвет банта.
Оснащение: кукла с длинными волосами, шкатулка с набором лент основных цветов (красный, синий, жёлтый).
Ход игры: Ведущий просит принести куклу - дочку. Обращает внимание на причёску куклы.
Чтение рифмовки:
Мама дочку одевала,
Мама песню напевала:
Вот завяжем бантик
И пойдём гулять.
Будет этот бантик
Как звезда сиять.
Все увидят бантик,
Скажут: «Вот дела!
Где же бант красивый
Девочка взяла?»
Просит детей помочь завязать кукле бант. Предлагает открыть шкатулку и выбрать понравившийся бант. Спрашивает: «Какого цвета ленту выбрали?»
Дети должны самостоятельно завязывать узел на ленте. Ведущий заплетает кукле косичку, а дети завязывают узел на ленте.
Игру можно проводить несколько раз, меняя банты на другие (по качеству, ширине, фактуре).
Ритуал окончания занятия:
Цель: формирования чувства уверенности в себе, чувства поддержки окружающих.
Инструкция: Кукла хвалит детей.
Анализ занятия:
Делимся впечатлениями:
-Что понравилось?
-Что не понравилось?
. ЗАНЯТИЕ №15
Тема: "Молнии и застежки"
Цель: учить застегивать молнии и застежки.
Ход занятия:
Ритуал начала занятий: "Колокольчик"
Цель: формирование уверенности в себе.
Инструкция: Ведущий предлагает детям поприветствовать друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например:
– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!
– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!
И так далее, пока колокольчик не обойдет весь руг.
Игра «Что лежит в кошельке?»
Цель: Складывать пальцы определенным образом, удобным для захватывания язычка «молнии».
Детям предлагают поиграть. Показ, как играть с кошельком: возьми косметичку за верхний угол, потяни язычок влево до упора, достаньте из косметички кошелек с застежкой кнопкой, возьмите пальцами ремешок с кнопкой, сожмите пальцы и потяните ремешок вверх, откройте кошелек, достаньте находящийся в нем предмет, попросите ребенка назвать его, положите предмет перед ребенком, застегните кошелек, положите кошелек справа от себя, правой рукой вытащите из косметички второй кошелек - с застежкой «молния». Откройте его так же, как открывали косметичку.
Когда дети справятся с заданием, предложить положить кошельки в косметички и закрыть их.
Игра «Что забыла надеть Маня?»
Цель: застёгивать «молнию»на кофточке куклы, закрепить алгоритм одевания, развивать память и воображение, совершенствует мыслительные процессы - анализ и синтез.
Оснащение: одетая кукла, кофта с застёжкой « молнией ».
Ход игры:
Чтение рифмовки:
Куколка замёрзла!
Холодно играть.
Надо нашей Мане
Кофту быстро дать.
Ведущий предлагает детям помочь кукле.
-Что нужно сделать, чтобы Маня согрелась?
(Ответы детей).
Ведущий предлагает надеть кукле тёплую вязаную кофточку.
Когда дети надевают кукле кофту, ведущий обращает их внимание на то, что « молния » не застёгнута. Просит детей застегнуть застёжку « молнию».
Если у кого-то из детей не получится, вспоминает вместе с ними, как застёгивать «молнию».
Игра «Сушим белье»
Цель: брать предмет «пинцентным захватыванием»;
продолжает развивать силу пальцев;
открывать прищепку, прикреплять с её помощью «бельё к верёвке».
Словарь: понимать и употреблять существительные единственного и множественного числа «прищепка - прищепки»; глаголы настоящего времени изъявительного наклонения: «открываю», «закрываю», «развешиваю», «сушу».
Оснащение: три верёвки, подставка для прищепок, 10 прищепок, корзина для кукольного белья, кукольное бельё, носовые платки.
Расположение предметов: прикрепите три верёвки на разной высоте (в три уровня для детей разного роста). Верёвка должна находиться на уровне глаз ребёнка. Прищепки висят на подставке.
Ход игры: Ведущий предлагает детям поиграть. Читает рифмовку и просит детей выполнять действия в соответствии с текстом.
Мамочку я обожаю
И всегда ей помогаю.
Вот бельё я постираю,
А потом прополощу.
На верёвочку повешу
И прищепкой прикреплю!
Ведущий берет из бельевой корзины носовой платок. Перекидывает его через верёвку. Показывает детям, как нужно держать прищепку:
возьмите прищепку большим и указательным пальцами;
сожмите пальцы и скажите, что прищепка «открыта»;
поднесите открытую прищепку к платочку, наденьте её на него;
разожмите пальцы и скажите, что прищепка «закрыта».
Игра «С какого дерева упал листок?»
Цель: застёгивать маленькие пуговки; группировать листья по цвету - жёлтые, красные.
Словарь: понимать, употреблять в активной речи существительные единственного и множественного числа: «лист - листья», «ветка - ветки»; глаголы настоящего и прошедшего времени: «висит», «упал».
Оснащение: фланелеграф; два дерева с пришитыми на ветках пуговицами, соответствующими цвету листочка, висящего на нём (на первом дереве жёлтый лист, на втором - красный лист); красные и жёлтые листочки с прорезанными на них петлями, лежащие в корзинке.
Ход игры: Ведущий читает рифмовку:
Дует, дует ветер,
Дует - задувает.
С дерева листочки
Весело бросает.
Ведущий говорит, что дереву скучно стоять с одним листочком. Предлагает детям стать волшебниками и подарить каждому дереву свои листочки (дереву с жёлтыми листочками жёлтые листочки, а дереву с красными - красные листочки).
Когда работа будет завершена, любуются красотой осеннего парка. Игру можно проводить несколько раз, добавляя другие деревья или кусты в вашем парке (на фланелеграфе).
Ритуал окончания занятия:
Цель: формирования чувства уверенности в себе, чувства поддержки окружающих.
Инструкция: Ведущий хвалит детей.
Анализ занятия:
Делимся впечатлениями:
-Что мы сегодня делали?
-Чему научились?