Урок литературы по сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц


Урок литературы в 6 классе
Тема: «Я родом из моего детства…» (по сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)
… не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил Экзюпери
Вступительное слово учителя (на фоне музыки).
«Детство – это огромный край, откуда приходит каждый», - писал Экзюпери. «Откуда я родом? Я родом из моего детства, словно из какой-нибудь страны». Эти слова «Я родом из моего детства» - тема сегодняшнего урока. Особенностью Сент – Экзюпери, человека и писателя, было то, что он сумел сохранить в своей душе взрослого человека мировосприятие ребенка, нравственную чистоту. И это как компас направляло его в жизни.
Цель нашего сегодняшнего урока – поговорить не только о содержании сказочной повести «Маленький принц», но и о нравственных проблемах, поставленных в ней.
«… не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» - эпиграф занятия. Сказочная повесть, о которой мы будем говорить, - это последнее произведение Сент – Экзюпери, написанное в годы Второй мировой войны. Это философское завещание писателя. По жанру это сказочная повесть. А в чём особенность этого жанра? (это сочетание вымысла и истины). В этом произведении вы найдете и глубину размышлений о человеческой жизни, и щедрость воображения, почувствуете удивительную поэтичность…
Вы подготовили творческие задания (газету, кроссворды, иллюстрации), которые не только создают праздничную атмосферу, но и доказывают, что вы не остались равнодушны к прочитанному.
Как вы думаете, какой из рисунков самый удачный и почему? Ваше представление о героях сказочной повести совпало с авторским. И это не случайно. Рисунки Сент – Экзюпери, иллюстрирующие книгу, помогают раскрыть внутренний мир героя и рассказчика.
Каким вы представляете Маленького принца на этом рисунке? Дайте его словесный портрет.
Наш мини – конкурс проверит, насколько вы внимательный читатель. За правильный ответ – звездочка.
Кому посвящает автор свою книгу?
От лица кого ведется повествование?
Что было изображено на рисунке № 2, который так и не поняли взрослые?
Когда и при каких обстоятельствах происходит знакомство автора с Маленьким принцем?
О чём попросил Маленький принц лётчика?
Что представляет собой планета, на которой живёт Маленький принц?
Какие ужасные, зловредные семена есть на планете Маленького принца и что произойдет, если с ними не бороться?
Какое твёрдое правило Маленький принц соблюдал каждый день?
Единственное развлечение Маленького принца на своей планете?
Благодаря барашку, автор узнаёт секрет Маленького принца. Что это за секрет?
Вывод: самый внимательный читатель - …
Давайте вспомним историю этого необыкновенного цветка. Предлагаем вашему вниманию выразительное чтение отрывка наизусть и инсценировку. Подготовьтесь отвечать на вопросы по этому эпизоду.
- Что представляет собою попавшая на планету Роза? Какой у неё характер? - Почему герой сказки отправляется в путешествие? - Как Роза отнеслась к решению Маленького принца? Почему она себя так вела?
Вывод: чувства надо уметь выразить, проявить, нужно обладать культурой сердца, учиться беречь друзей.
С кем знакомится Маленький принц во время своего путешествия? Вам предлагаются задания по группам.
1 группа – астероид 325 (король) 2 группа – астероид 326 (честолюбец) 3 группа – астероид 328 (деловой человек) 4 группа – астероид 329 (фонарщик)
Рассказать о планете и об отношении Маленького принца к обитателю этой планеты. - Какие из написанных прилагательных характеризуют низменные человеческие качества? - А какие помогают раскрыть нравственную чистоту принца?
Властолюбивый Добрый Равнодушный Заботливый Эгоистичный Искренний Алчный Трудолюбивый
Вывод: Посещая различные планеты, Маленький принц встречается со взрослыми, посвятившими свою жизнь неразумным целям. Образы почти всех обитателей соседних планет, воплощающие человеческие пороки, доведены автором до гротеска.
Гротеск – художественный приём, изображающий человека в уродливо-комическом виде.
Только дети умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с «практической пользой». И лишь под конец путешествия, обогащенный жизненным опытом, Маленький принц познаёт подлинное содержание всех нравственных понятий. Это происходит на Земле.
– Почему «Земля – планета не простая»? - С кем знакомится Маленький принц на этой планете? - О чём поведала Маленькому принцу змея? - Что послужило причиной его горьких слёз и разочарований? - Кто появляется перед принцем в эту тяжёлую минуту?
Предлагаем вашему вниманию инсценировку. Подготовьтесь отвечать на вопросы по эпизоду.
- Эпиграф («… не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил). Как вы понимаете это несколько непривычное для нас слово «приручил»? - Что в дружбе самое главное? Вывод: в этой сказочной повести содержится мечта писателя о высоком предназначении человека. И эта мечта воплотилась в образе Маленького принца. Каждый взрослый должен сохранить в себе душу ребёнка, чтобы уметь быть верным в любви и дружбе, чтобы не оставаться равнодушным к тому, что происходит в мире. Это так важно сейчас.
На следующем уроке мы продолжим разговор об этой удивительной сказочной повести.
Домашнее задание: выписать из текста афоризмы и объяснить их смысл.