Технологическая карта урока по литературному чтению для 2 класса «Русские писатели»

Технологическая карта урока
Учитель: Степина М.Н. Класс: 2а
Дата
19.11.13

Предмет
литературное чтение

Тема

Обобщение по теме «Русские писатели»

Цели
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Русские писатели”;

совершенствовать умения соотносить произведения с их автором,
развивать навыки выразительного чтения, речь, память, мышление, внимание учащихся;
воспитывать любовь к русской классической литературе, развивать способность к самооценке.


Тип урока
урок обобщения и систематизации знаний

Планируемые результаты
Овладевают учебными действиями и умениями применять знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.


Личностные результаты
Формировать учебные мотивы и познавательный интерес, уважение к культуре своего народа, развивать способность к самооценке.

УУД (метапредметные)
Р: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок..
П: умение выделять информацию, сравнивать, рассуждать; развивать речевые навыки.
К: слушать и понимать речь других; умение осознанно строить речевое высказывание, планирование учебного сотрудничества, рефлексия своих действий.

Основные содержание темы, понятия и термины
Жанры, рассказ, басня, сказка

Образовательные ресурсы

презентация









Этапы урока
Формы, методы, методические приемы
Деятельность учителя и учащихся
Вид и форма контроля
Планируемые результаты

1.Организационный
момент.
Мотивация к учебной деятельности.
(Подготовить учащихся к работе на уроке)
фронтальнаяиндивидуальная, беседа, словесный
Приветствие учителя.
Всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Проверка готовности к уроку.

индивидуальный, фронтальный
Личностные: самоопределение (чувство необходимости учения), мотивация к обучению и познавательной деятельности
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества


2. Актуализация знаний.
(Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов)

фронтальнаяиндивидуальная, беседа, словесный,
наглядный


Посмотрите на доску. Слайд 2-6 «Картины зимы»
-Сейчас мы прочитаем текст. Как вы думаете, о чем будет текст? (Ученики высказывают предположения)
- Проверим наши предположения. Прочитайте текст.
( Ученики читают текст на листочке жужжащим чтением)
Вопросы к тексту Слайд 7
- Назовите тему текста.
( Тема текста – зима)
- Что говорится о зиме? Прочитайте.
(Обрядила Зима в шубки деревья, кустарники)
-Вы оказались правы - текст о зиме.
- Как можно озаглавить текст?
( Зима, Зима-Художница, Волшебница Зима)
- Можно ли назвать Зиму художницей? Объясните.
( Да, можно, Зима рисует картину в лесу)
-Сравните произведения художников о зиме и текст о зиме.
( Общее- тема зима, различие- художники изображают зиму красками, а писатель- словами)
-Что могут изображать художники?
(Пейзажи, натюрморты, портреты, сказки)
- Как называются рисунки к произведениям?
( Иллюстрации)
-Для чего нужны иллюстрации?
(Иллюстрации нужны для того, чтобы интересно было читать книгу, можно увидеть героев произведения)
- Как называют художников, которые делают рисунки-иллюстрации к литературным произведениям?
( Художники-иллюстраторы)
- Я хочу вас познакомить с работами известных художников-иллюстраторов: Виктор Васнецов и Иван Билибин) Слайд 8-9
- Назовите известные вам произведения.
- Вы тоже занимались иллюстрированием произведений.
- Назовите произведения и авторов, к которым вы оформили иллюстрации.
(Ученики выходят к выставке, рассказывают о своих работах, называют произведения и авторов)

- Перед вами портреты писателей. Назовите их.
( На доске портреты писателей)
(Дети называют ФИО писателей, соотносят надписи с портретами)
- Как называется раздел нашего учебника, в котором мы изучали произведения данных писателей?
( «Русские писатели»)


индивидуальный, фронтальный

Регулятивные:
целеполагание
(понимание и принятие учебной задачи, поставленной учителем)
Познавательные: развитие познавательных интересов,
умение сравнивать, анализировать



3.Формулирование темы и целей урока.

Фронтальная Словесный.
беседа
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
(«Русские писатели»)
(Учитель открывает тему урока на доске «Русские писатели»)
- Какова цель нашего урока?
( Вспомнить и повторить изученные произведения,)



















индивидуальный, фронтальный

Личностные:
позитивное отношение к чтению



Познавательные:
развитие познавательных интересов,
Регулятивные:
целеполагание, планирование; (умение планировать свою деятельность)
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли,
планирование учебного сотрудничества


4. Обобщение и систематизация знаний
(Формирование целостной системы ведущих знаний по теме)









5. Применение знаний и умений




































































6. Контроль усвоения

Парная
Словесный, практич.
наглядный




















































































Индивидуальная, практический

-Назовите произведения, с которыми мы познакомились.
( Ученики называют произведения и соотносят с писателями)
- Назовите жанры произведений. В чем их отличия?
(Жанры произведений – сказка, басня, рассказ)
(Ученики называют признаки сказки, басни и рассказа, прикрепляют названия жанров под фамилии писателей)
(Зачин, волшебные предметы, сказочные слова и выражения, троекратный повтор, борьба добра и зла, победа добра, концовка)
(В басне обязательно кого-то или что-то критикуют, высмеивают
Пишут о животных, а подразумевают людей.
Автор вправе сделать свой вывод – поучение (мораль).)
Рассказ имеет небольшой размер, малое число персонажей, быстрое развитие сюжета).




Работа в парах
1 задание
Собери пословицу. Соедини стрелочкой начало пословицы и её конец.

Много захочешь -
а потехе час.

Делу – время,
а врозь хоть брось.

Дружно - негрузно,
а лень портит.

Труд кормит,
последнее потеряешь.

- Проверим выполнение задания. Слайд 10-11
(Ученики в клетке ставят соответствующий знак)
- Назовите произведения, к которым подходят данные пословицы.
( Ученики называют произведения, объясняют почему выбрали данное произведение)

2 задание « Четвертый лишний» Слайд 12
Назови лишнее
Море, русалка, корыто, старик.
Миша, собака, кошка, солома.
Жучка, ребята, Рак, учитель.
(Ученики называют лишнее слово, доказывают)
-К нам на урок пришел герой из одного произведения.
- Кто это?
(Муравей из басни Крылова)
(Ученик говорит, что он зашел на одну минуту и просит у ребят помощи – донести былинку)
-Ребята, поможем Муравью?
И сейчас мы на минуту станем муравьями.
(Ученик в костюме Муравья проводит физминутку)





Физминутка «Муравей»
Муравей нашел былинку
Много было с ней хлопот,
Как бревно, взвалив на спинку
Он домой ее несет.
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом,
Но зато какой хороший Муравьи возводят дом.
(Муравей благодарит ребят и уходит)

Работа в парах
3 задание
- Перед вами искаженный план рассказа. Вам нужно восстановить его.
План
1.Опасная часть дороги в школу.
2.Знакомая дорога.
3.Ты погоди хвалиться»
4.Филипок отправляется в школу.
5.Встреча с учителем.
6. Скучно дома.
7. На пороге школы.
8.Филипок в классе.
( Ответ: 6,4, 2, 1, 7, 8, 5, 3.)
Слайд 13-14
- Проверим свою работу.
Выборочное чтение.
Найдите часть текста, которая соответствует 5 части нашего плана, которая называется «На пороге школы» и прочитайте её.
- Проверим свою работу в парах. Поднимите руку пары, у которых в клеточках за два задания стоят ! выполнили верно оба задания
допустили ошибки стоят +, не выполнили задания -.





4 задание Индивидуальная проверочная работа
( Работа состоит из обязательной части и дополнительной для сильных учеников)
- Прочитайте задания и выполните их. Обратите внимание на клетку в конце работы Моя оценка, вы оцените сами свою работу, а рядом я поставлю свою оценку.


индивидуальный, фронтальный
парная

















фронтальный
парная






индивидуальный
фронтальный










Индивидуальная, практическая, фронтальная






индивидуальный
фронтальный
парная





















Индивидуальный фронтальная







индивидуальный


Регулятивные:
Целеполагание, планирование,
коррекция, оценка.

Познавательные:
умение выделять информацию, умение сравнивать, анализировать,

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества
умение договариваться,
находить общее решение, способность строить понятные для партнера высказывания,
умение с помощью вопросов получать необходимые от партнера сведения.











7. Рефлексивно-оценочный
(Мобилизация на рефлексию своего поведения, усвоение принципов саморегуляции, сотрудничества)











8. Домашнее задание
(сообщить домашнее задание, инструкция по выполнению)









Фронтальная
Словесный.
Беседа



















Фронтальная Словесный. Объяснение учителя






- Какую цель ставили в начале урока? Что мы для этого делали?
( Вспоминали содержание произведений, выполняли разные задания)
- Оцените работу. Закончите предложение. Слайд 15
Сегодня на уроке я повторил....
На уроке я похвалил бы себя за ....
После урока мне захотелось

(Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке)













Слайд 16
- Домашнее задание будет двух видов:
1. Сравните два отрывка из романа «Евгений Онегин»
Учебник с.123 задание 6
2. Нужно назвать прочитанные произведения, к которым подходят данные в задании пословицы.
Учебник с.124 з.11
- Выберите задание по желанию.

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития
Представление результатов работы по изучению темы « Русские писатели»
- Изучая раздел «Русские писатели», вы выполняли разные задания: готовили сообщения, рисовали рисунки, весь материал мы с вами оформим в альбом « В гостях у русских писателей».
Выставление отметок
- Спасибо за работу на уроке.






Беседа по вопросам. саморегуляция






Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценки и отметки.
Коммуникативные: рефлексия своих действий, умение аргументировать свое предложение.
Личностные:
Чувство необходимости учения



Регулятивные:
Целеполагание(
способность принимать цели, следовать им в деятельности), планирование( умение действовать по плану), волевая саморегуляция (умение контролировать и выполнять действие)

Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, умение логически рассуждать, умение сравнивать,
обосновывать.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.





15