Тема урока «Изготовление витражной картины».


Зокоева Марина Рафаиловна
учитель изобразительного искусства
МБОУ СОШ № 50
имени С.Марзоева
г. Владикавказ
Урок №1 в 5классе.
Тема урока «Изготовление витражной картины». Цель: знакомство с витражным искусством; изучение техники выполнения эскиза (имитации) витража;
Задачи: - формировать духовно-нравственную, культурно-образованную личность современного школьника; умения увидеть художественное своеобразие витража в изобразительном искусстве;
- овладение приёмами витражной работы; развивать творческие способности учащихся на уроках изобразительного искусства.
- развитие композиционных и графических навыков; воспитание вкуса и эстетического отношения к действительности, развитие наблюдательности.
Тип занятия: комбинированный.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийная установка, карандашный эскиз на большом формате для класса.
Зрительный ряд: репродукции витражей соборов в Реймсе, Амьенского, капеллы Сен Шапель; презентация с последовательностью выполнения имитации витража; фотографии современных интерьеров с витражами; детские работы.
Музыкальный ряд: Моцарт - Симфония N40, часть, Бетховен - Лунная соната, Вивальди - Весна (Времена года), Огинский - Полонез «Прощание с Родиной», Боккерини – Менуэт, Бетховен - К Элизе, Чайковский - Марш (Щелкунчик), Бетховен СимфонияN3, Haydn Symphony 100 1 Military, Tchaikovsky_Sentimental_Waltz_Op_51_6, Vivaldi_Vremena_goda_Autumn, Звон колоколов (запись).
Материал к уроку: тетрадь по искусству, целлофановый файл формата А4 для индивидуального выполнения витража, витражные краски.
План занятия:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Формулирование проблемы. Целеполагание.
IV. Этап повторения изученного на прошлых занятиях.
V. Сообщение нового материала с использованием презентации.
VI. Выражение решения проблемы. Рефлексия.
VII. Физминутка.
VIII. Практическая работа.
IX. Просмотр, корректировка эскизов. Показ наиболее удачных работ.
X. Анализ работ. Итог.Рефлексия.

Задание: создание рисунка композиции для витража.
Обязательный минимум содержания. Знать основные приёмы работы витражного искусства и уметь применять их на практике (Н). Продолжить изучение свойств тёплых и холодных цветов и их смешение. Получить представление о взаимодействии тёплых и холодных цветов на практике (П). (Н – необходимый уровень, П – программный уровень.)
Этапы урока Содержание Формирование УУД,
технология оценивания
действия учителя действия учеников I. Организационный момент.
Ход урока.
Приветствие. Готовность учащихся к уроку, наличие необходимого материала. II. Создание проблемной ситуации.
Актуализация знаний. Постановка задач занятия.
Ребята, сегодняшнее наше занятие я хочу начать с загадки:
- Вставленный в оконный проем орнамент или картина из цветных стекол (чаще бывает в соборах, церквях, капеллах... ).
Ребята, можете ли вы предположить, ответив на загадку, как будет звучать тема нашего занятия и чем мы будем заниматься? (определение темы занятия).
Правильно. Ученики отвечают на вопрос (возможный вариант ответа):
- Витраж,
- рисовать витраж.
Познавательные действия
1. Уметь отличать витраж от мозаики.
2. Делать выводы, сравнивая разные декоративные техники.
3. Записать в тетрадь по искусству новое слово (витраж).
III. Формулирование проблемы. Целеполагание. Совершенно верно – рисовать витраж, а тема нашего занятия будет звучать так - «Изготовление витражной картины». Эскиз. (Дети отвечают, учитель обобщает сказанное детьми и дополняет их ответы). Регулятивные действия
1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
2. Работать по предложенному плану использовать презентацию.
3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
V.Сообщение нового материала c использованием презентации.
Знакомство с витражным искусством в форме беседы.
Скажите, ребята, а кто создавал такую красоту?
Правильно.
Как вы думаете из чего художники выполняли витраж?
При создании архитектурных комплексов мастера прошлого большое внимание уделяли синтезу разных видов искусства: живописи, скульптуры, декоративно – прикладному искусству. Особое место в архитектуре занимала монументальная живопись, которая возникла намного раньше станковой живописи в виде древних фресок, мозаичных панно.
Особое место в монументальной живописи принадлежит витражу. Никто точно не знает, когда возник этот вид искусства, но его родина – Франция (от французского «vitre» - «оконное стекло»), отсюда и витраж.
Расцвет этого искусства пришелся на средние века, быстро завоевав почти всю Европу. Давайте вспомним историю средних веков, готические соборы.
* Давайте проведем с вами небольшую исследовательскую работу.
Рассмотрим репродукции готических соборов (капелла Сен Шапель в Париже, собор в Реймсе, Амьенский собор и другие).
(см. иллюстрации) возможный вариант ответа
- Художники!
Дети говорят варианты ответа.
Коммуникативные действия
1. Высказывать свои мысли (предложения, дополнения), вступать в беседу.
2. Слушать и понимать других, в т.ч. развивать свою внимательность.
3. Договариваться о правилах выполнения коллективной работы; учиться выполнять свою роль в группе.
Просмотр презентации. Комментарии учащихся. Задача облегчения средневекового сооружения (в готике) решалась путем применения огромных оконных проемов, которые украшались цветными витражами. Сквозь высокие, узкие или круглые проемы окон падали лучи солнца. Цветные стекла начинали светиться. Это было торжество света и цвета. Техника витража, позволявшая сочетать цветовое и световое начало живописи, сообщала композициям и всему интерьеру повышенную эмоциональность. В то время композиция витражей подчинялась религиозной тематике средневековья.
Часто витражи называют «особенными» картинами, так как они не написаны красками, а составлены из кусочков цветного стекла, скрепленных между собой узкими свинцовыми полосками. Архитекторы утверждают, что цветное стекло хорошо подходит и к современным постройкам, полным света и воздуха.
-Скажите, а в нашем современном мире, где вы можете встретить витражи? Рассмотреть фотографии современных интерьеров с витражами.

Ответы учащихся о своих встречах сегодня с витражным искусством:
-украшаются многие здания: музеи, театры, дворцы культуры, школы, кафе. Даже частные
коттеджи не прочь приобрести витражи
для украшения интерьеров. VI. Выражение решения проблемы.
Современная технология изготовления витража состоит из трех этапов:
Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.
Так как же выполнялся витраж? Давайте познакомимся с этапами изготовления:
1. разработка эскиза;
2. раскрой цветного стекла;
3. окантовка свинцом и пайка.
Существует несколько способов изготовления имитации витража в школьных условиях. Это живопись по стеклу «под витраж», изготовление модели витража при помощи стекла, пластилина и красок и другие. Мы попробуем сделать имитацию витража с помощью пленки вместо стекла и специальных витражных красок.
Мы будем выполнять витраж в определенной последовательности :А) Для начала- выбор из предложенных композиций (см. презентацию). Б) затем группа ребят выходят работать над эскизом по выбранному варианту на большом формате (ватман). Остальные работают в своих альбомах. В) переходим к цветовой гамме (определяются) и раскрашивают.
После высыхания этапы работы:
1 этап – на большой эскиз разложить пленки каждого учащегося. Выбор формата и составление композиции из пленок;
2 этап – берем черную краску и каждый ученик на своей пленке аккуратно обводит свой контур части композиции.
3 этап – аккуратно переносим пленку на свои места. После высыхания контура можно приступать к покраске картины, раскрашиваем как на общей композиции.
4 этап –корректировка каждого фрагмента эскиза учащимися. Если необходимо, то подправить черный конур;
Рассмотреть детские работы прошлых лет. Ученики отвечают на вопрос (возможный вариант ответа):
-Витражи выполняются по эскизам художников.
3949701079500
Рассматривают, анализируют. Необходимо отметить, что на всех этапах работы надо следить за аккуратностью, чтобы не повредить изображение, и быть осторожными во время работы с пленкой (комкается). Внимательно осматривают пленку и аккуратно работают на ней. VII. ФизминуткаУчитель предлагает выполнить Выполняют. Здоровьесберегающая технология.
VIII. Самостоятельная работа учащихся над эскизом композиции
(групповая работа над общим эскизом с участием учителя).
Предложить ребятам варианты возможного эскиза для коллективной работы. На большом формате дети выполняют эскиз коллективного витража карандашом и в цвете, разделенный на несколько прямоугольников, размер которых соответствует размеру пленки для учащихся. Важно избегать мелких элементов в рисунке, так как их невозможно аккуратно вывести.
Как вариант можно для каждого ряда создать свои композиции виража, (групповая работа) затем ряды сравнивают законченную работу. (для разработки эскиза можно предложить темы). Все ребята приступают к практической работе.
Часть учащихся (группа) работают над общим выбранным эскизом, остальные работают на своих альбомах, как варианты.
Затем – индивидуальная работа учащихся.
Личностные результаты
1. Оценивать ход творческих работ как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных и эстетических ценностей.
2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых творческих работ (хорошо/плохо) с позиции эмоциональных, нравственных ценностей.
3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.
4. Развитие самостоятель-
ности в поиске решения различных изобразительных задач.
5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей
IX. Просмотр, корректировка эскизов. Показ наиболее удачных работ. В процессе удачные работы демонстрируются классу.
- Не забывайте, что в настоящем витраже мастер имеет дело со стеклом, которое надо вырезать по рисунку. Поэтому линии его делайте простыми, четкими, лучше всего прямыми. Корректируют, уточняют свои фрагменты композиции. X. Анализ работ. Итог. Рефлексия. Учитель просит показать всем ребятам наиболее удачные работы.

Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. Можно использовать технологию оценивания по следующему алгоритму:
– С какими новыми понятиями ты сегодня познакомился?
– Кто создавал витраж?
– Где, мастера прошлого, в основном использовали витраж?
- Из чего художники выполняли витраж?
– Назови родину витража.
- В современном мире применяется витраж? Где?
– Что тебе нужно было выполнить на этом уроке?
– Как бы ты оценил свою работу? Показывают. Выкладывают работы на ватман. Оценивают коллективную работу.
Играют в художников и зрителей. Задают вопросы, отвечают, анализируют работы. На следующем уроке мы будем выполнять наш эскиз, но только в цвете.