Программа кружка «Семицветик» вторая младшая группа на 2016-2017 учебный год


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
№ 44 «Огонёк»
г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края
Программа кружка «Семицветик»
вторая младшая группа
на 2016-2017 учебный год
Руководитель кружка: Хазиева С.И.воспитатель МБДОУ ДС № 44
г. Николаевска-на-Амуре
2016 г
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………………………………………………….
Содержание программы……………….
Конспекты занятий кружка ……………….
Используемая литература……………………………………………………
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств.
Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.
Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении.
То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова).
Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.
Познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, происходят в процессе различных видов содержательной деятельности (изначально — в процессе предметной деятельности). На этой позиции базируется современная система сенсорного развития детей в отечественной науке (В. Н. Аванесова, Л. А. Венгер, А. Н. Лебедева, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина и др.).
Актуальность сенсорного воспитания обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Ведущим местом в работе с детьми младшей группы является сенсорное развитие, формирование у детей трех лет представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия окружающего мира. На третьем году жизни происходит постепенное накопление ребёнком представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений. Доминирующим в сенсорном развитии становится восприятие предметов, а переход к предметному восприятию является следствием овладения простейшими действиями. Если в раннем возрасте основной деятельностью, оказывающей влияние на развитие восприятия, является предметная, то к началу дошкольного возраста предметная деятельность теряет свой самодовлеющий характер, включаясь в выполнение игровой, продуктивной, трудовой. Наибольшее значение для сенсорного развития приобретает при этом продуктивная деятельность - аппликация, лепка, рисование, конструирование. Сенсорное развитие детей третьего года жизни тесно связано с продуктивной деятельностью.

Возврат детей : вторая младшая группа, 3 года
Количество обучаемых (15 человек)
Реализация кружка 1 год
Цель:
Совершенствование сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Учить детей сенсорным эталонам: выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении предметов по величине.
Учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов – эталонов.
Закрепить представления о разновидностях каждого свойства.
Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее). 
 Развивать умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и другие), качества и свойства (мягкость, твёрдость, гладкость, шероховатость и другие; предметы рвутся, бьются, размокают)
Учить применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Принципы построения программы: принцип интеграции, основанный на взаимосвязи игровой, изобразительной, театрализованной, речевой деятельности
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие
Методы и приемы
Наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий). Широкое использование наглядного материала способствует формированию обобщенных представлений о геометрических фигурах, цвете, величине. Яркий наглядный материал позволяет успешно проводить с ребенком различные игры.
Словесный метод. Основной способ познания для ребенка этого возраста – рассказы, ответы на его вопросы, а также вопросы к нему. В самом начале занятия необходима мотивация детей - помочь решить проблему. В процессе дидактических игр используются вопросы к детям.
Практический, то есть игровой. Дети осуществляют практические действия с предметами.
В работе с детьми используется прием опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета.
При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера - прием соотнесения по величине (наложению и приложению).
При знакомстве детей с геометрическими фигурами - прием обследования формы – обведение пальцем контура фигуры
Программа кружка «Семицветик» разработана на основе парциальной программы автора Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста
Ожидаемый результат:
-обогащение активного и пассивного словаря детей;
-познавательный интерес к НОД кружка;
-подготовка атрибутов для игр, НОД.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
План кружка  «СЕМИЦВЕТИК»
Месяц Сроки проведения Тема Задачи Наглядный материал
ОКТЯБРЬ 1-я неделя «Воздушные шары» Познакомить детей с шестью цветами путём подбора по образцу. Словарь: названия шести цветов спектра – «красный», «оранжевый», «жёлтый», «зелёный», «синий», «фиолетовый». Фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см.). Это ниточки и шарики. Полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками – ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.
2-я неделя «Подбери флажки к домикам» Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. Дидактические картинки, карандаши, бумага.
3-я неделя НОД «Радуга»
Продолжать учить детей с системой цветов. Познакомить детей с новым цветом - голубой. Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Письм, картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти.
4-я неделя «Найди куклу по цвету» Закреплять у детей умения определять цвет, ориентироватьсяв семи цветах спектра, сопоставлять цветовые образы. Дидактические картинки, гуашь и кисти, листы бумаги
НОЯБРЬ 1-я неделя «Большой-маленький» Знакомство с признаками: большой — маленький. Упражнять в различении предметов, их назывании, систематизации.
1 маленькая и 1 большая кукла и соответствующая одежда для них; 1 большой и 1 маленький камешек; 1 маленькая и 1 большая пуговица; большая и маленькая коробки; другой дидактический материал, который можно использовать для ознакомления с основными формами предметов и их признаками.
2-я неделя «В какую коробку?» Закреплять знания о величине предметов Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
3-я неделя «Из каких фигур состоит машина?».
«Коврик». Учить узнавать и называть геометрические фигуры. Конструкцию машины, составленная из геометрических фигур.
Коврик из геометрических фигур
4-я неделя «Геометрическое лото» Закреплять знание и название геометрических фигур. Карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры)
ДЕКАБРЬ 1-я неделя «Разложи в коробки» Закреплять знание и название геометрических фигур. Коробки, на которых даны контурные изображения фигур, разные по цвету и величине круги, квадраты, треугольники.
2-я неделя «Помоги шоферу» Познакомить с длиной предметов Нарисованная река, машина, два прямоугольника «мостика» разной длины.
3-я неделя «Куклы собираются в гости» Продолжать знакомить с длинной предметов. Кукла, ленты разной длинны.
4-я неделя «Самая длинная, самая короткая». Закреплять знания о величине предметов (длина) Разноцветные ленты разной длины. Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
ЯНВАРЬ 1-я неделя «Путешествие на лесную полянку»
Познакомить с шириной предмета Шнуры для изображения рек.
2-я неделя «Определи на ощупь». Развивать тактильные ощущения. Закреплять умения узнать предмет на ощупь и назвать его признаки. Мешочек, парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.).
3-я неделя «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Развивать тактильные ощущения. Учить определить, из чего изготовлены различные предметы. Мешочек, стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
4-я неделя «спрячь грибок за елкой» Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов; учить чередовать объекты по цвету. дидактические картинки, музыкальный центр, экран.
ФЕВРАЛЬ 1-я неделя «Угости кукол конфеткой» Закреплять знания о величине предметов (высота) Буратино, куклы, конфеты, шкафы, разные по высоте.
2-я неделя «Самая длинная, самая короткая». Упражнять в раскладывании разноцветных лент разной длины от самой короткой до самой длинной. Разноцветные ленты разной длины.
3-я неделя «Дальше-ближе» Учить ориентироваться на листе, используя слова ближе-дальше. Рисунок с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.
4-я неделя «Найди Котенка» Закреплять умение ориентироваться в пространстве, определяя местонахождение словами. Котенок, вся группа.
МАРТ 1-я неделя «Кисло, сладко…» Упражнять в развитии эталонов вкуса
Яблоко, лимон, виноград, банан.
2-я неделя «Узнай на вкус» Закреплять умения отличать фрукты и овощи на вкус. Платок, яблоко, лимон, виноград, банан, помидор, морковь.
3-я неделя «Что как плавает» Закреплять знания свойств камней.Сравнивать камень с деревянной палочкой: что легче, что тяжелее, что тонет в воде, что плавает. Таз с водой, камни, деревянные палочки.
4-я неделя НОД «Теремок» Обучать детей способом соотношения предметов по величине (наложения и приложения), обозначать величины предметов словами Закрепить умение группировать геометрические фигуры по форме. Воспитывать желание заниматься. Письмо, ширма, медведь лиса, волк, заяц, мышка, квадраты разной величины.
АПРЕЛЬ 1-я неделя «Научи зайца строить забор» Практиковать детей в выкладывании сериационного ряда.
Заяц, полоски разные по-высоте, одинаковые по цвету.
2-я неделя «Волшебный лес» Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине. Закрепить умение употреблять в речи термины «самый высокий, выше, ниже, самый низкий, самый толстый, тоньше, тонкий, тоньше» Деревья разные по-высоте, толщине.
3-я неделя «Подарки» Учить сравнивать два и больше предметов по длине. Закрепить знания о животных севера. Карта с нарисованными белыми медведями, подарки-шарфика по количеству медведей разные по длине.
4-я неделя «В гости к мишке» Обучение сопоставлению формы предметов с эталоном формы. Обучение выделению параметров величины предметов.Воспитывать желание заниматься
Две физкультурные скамейки разной высоты, изображающие мостик через речку, игрушка мишка.
МАЙ 1-я неделя Опыт «Прозрачность воды». Познакомить со свойствами воды. Тазик с водой, гравий, сахар-рафинад, лимон,одноразовые стаканчики, ложка.
2-я неделя Опыт «Разноцветная вода».
Закреплять знания о свойствах воды. Тазик с водой, одноразовые стаканчики, ложка, гуашь.
3-я неделя «Теплый – холодный» Закреплять знания детей о свойствах воды: прозрачная, теплая, холодная. Вода в ведерках: теплая, холодная, одноразовые стаканчики.
4-я неделя «Спрячь мышку» Программные задачи. Познакомить детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить идентификацию цвета. Воспитывать усидчивость.
Листы бумаги шести цветов (20*15см),посередине белый квадрат (8*8см), на котором нарисована мышка (домик для мышки),квадраты тех же шести цветов – дверцы (10*10см),игрушка – кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы (10*8см ),белые квадраты на них (5*5см), цветные квадраты (6*6см); по три домика и шесть дверец на каждого ребенка.
Приложение 1
КОНСПЕКТ НОД
«В ГОСТИ К МИШКЕ»
Программные задачи:
1.Обучение сопоставлению формы предметов с эталоном формы.
2.Обучение выделению параметров величины предметов.
3. Воспитывать желание заниматься
Материал. Две физкультурные скамейки разной высоты, изображающие мостик через речку, игрушка мишка.
Ход: В. Какое время года? (весна). А я знаю стихотворение про весну, вот послушайте:
«Апрель, апрель, на дворе звенит капель,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник, стали птицы песни петь и расцвел подснежник».
(Влетает звуковое письмо).
В.Это что еще за шутки,
Что за мусор к нам летит
Подойдем сюда поближе
И посмотрим, что лежит.
В. Это письмо от Мишки. (На магнитофоне).
В.Пойдем к Мишке на День Рождение?
А как пойдем без подарков? А где их купить? Вот и магазин. Я буду продавцом, а вы покупателями. Вот эти фигуры будут у нас денежками. Возьмите по одной фигуре.
В. У тебя как называется? И т.д.
В. Найдите предмет или игрушку такой же формы, что и ваша фигура.
В. А теперь подходите ко мне я вам буду продавать.
В. Теперь все с подарками, можно идти в гости к Мишке, а дорогу укажут нам шишки.
(Взять поднос. « Музыка леса», идем. Собираем шишки).
В. Посмотрите, снег растаял, и образовалась река, что нам делать? (перейти по мостику).
В. Мостик высокий или низкий? (низкий)
В. Трудно нам было идти? (легко)
В. Пойдем дальше, а вот и еще река и мостик через нее.
В. Мостик высокий или низкий? (высокий)
В. Идем осторожно, чтобы не упасть и не промочить ноги.
В. Трудно было идти?
В. Вот и Мишка. Здравствуй, Мишка. С Днем Рождения.( Поздравляют ребята и дарят подарки).
Медведь. Спасибо, а как вы ко мне шли? Трудно вам было идти или легко?
Мы шли, собирали шишки, и нам встретился сначала низкий мостик - мы по нему легко перешли. Затем встретился высокий мостик, по нему было трудно идти.
Медведь. Хоть и трудно вам было идти через высокий мостик, но вы не побоялись. Спасибо, что пришли ко мне на День Рождение.
Игра «Каравай»
Медведь. Я вас всех приглашаю попить чаю с конфетами.
В. Нам пора домой, до свидания Машенька спасибо за чай.
КОНСПЕКТ НОД «СПРЯЧЬ МЫШКУ»
Программные задачи.
Познакомить детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить идентификацию цвета. Воспитывать усидчивость.
Материал. Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20*15см),посередине белый квадрат (8*8см), на котором нарисована мышка (домик для мышки),квадраты тех же шести цветов – дверцы (10*10см),игрушка – кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы (10*8см ),белые квадраты на них (5*5см), цветные квадраты (6*6см); по три домика и шесть дверец на каждого ребенка.

Ход. Воспитатель говорит детям, что они будут играть «Спрячь мышку»:Сначала мы вместе научимся в нее играть. У меня домики мышек (расставляет домики на фланелеграфе, рядом кладет шесть квадратов всех цветов) Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку». Вызывает по очереди шесть детей и предлагает им «закрыть окошко» .(прикладывает булавками цветные квадраты), выясняя все ли окошки правильно закрыты. Если кто – либо допустил ошибку, вызывает ребенка для ее исправления. Достает спрятанную кошку, которая идет « ловить мышей»: «Дети вы не видели мышек?». Кошка уходит не найдя мышек.
Детям раздается по три домика и по шесть квадратиков всех цветов. «А теперь вы спрячете своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов квадрат такого же цвета, как и домик, закройте им домик. Когда все дети выполнят задание, кошка снова «идет на охоту». Тем детям, которые ошиблись дать возможность исправить ошибки, пока кошка не приблизилась к ним. В конце игры дети играют с кошечкой и поют песенку: « Серенькая кошечка, села на окошечко. Хвостиком махала, деток поджидала. Где ж мои ребятки, серые котятки. Спать пора ребяткам сереньким котяткам».
При повторном занятии детям раздается больше домиков ( для более сильных детей шесть домиков).
КОНСПЕКТ НОД АППЛИКАЦИЯ «РАДУГА»
Программные задачи. Продолжать учить детей с системой цветов. Познакомить детей с новым цветом - голубой. Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Материал. Демонстрационный: картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти.
Ход. Стук в дверь пришло письмо от Незнайке. Он спрашивает, что такое «радуга».Воспитатель спрашивает, кто из вас видел радугу после дождя, какие цвета в ней были. Выслушав ответы детей, уточняет, что в радуге цвета всегда располагаются по порядку, и предлагает послушать стихотворение «Цвета радуги».
Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета:
КРАСНЫЙ
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры – красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.
ОРАНЖЕВЫЙ.
Оранжевой лисицы
Всю ночь морковка снится – На лисий хвост похожа: Оранжевая тоже.
ЖЕЛТЫЙ.
Желтое солнце на землю глядит.
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.
ЗЕЛЕНЫЙ.
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.
ГОЛУБОЙ.
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над ними еще голубей.
Оно голубое, как тысяче глаз.
Мы смотрим на небо, а небо – на нас.
СИНИЙ.
В синем море – островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок –
Синий – синий василек.
ФИОЛЕТОВЫЙ.
Фиолетовый фиалке надоело жить в лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна. А. ВенгерЗатем воспитатель предлагает завершить аппликации радуги и послать Незнайке. Воспитатель с детьми рассматривают картинки с незаконченной радугой. Воспитатель руководит раскладыванием цветных полосок в нужной последовательности. Затем дети наклеивают все полоски. Дети посылают радуги Незнайке.
КОНСПЕКТ НОД
«Теремок»
Программные задачи.
1.Обучать детей способом соотношения предметов по величине (наложения и приложения), обозначать величины предметов словами .2.Закрепить умение группировать геометрические фигуры по форме.
3.Воспитывать желание заниматься.
Ход: (влетает конверт с шариком).
«Это что еще за штучки,
Что за шарик к нам летит?
Подойдем сюда поближе
И посмотрим, что лежит»
(читает письмо) «Дорогие ребята, пишут вам зверята. Помогите нам построить теремок. Мы строим его, а он все время падает и ломается»
В. Поможем зверям? Ну тогда пойдем в лес, не в простой, а всказочный. В этом лесу тепло и уютно.
В. Что за шум? Кто-то спорит(открывает ширму)
В. Да это звери.
В. Здравствуйте ребята, хорошо, что вы пришли. Вы получили письмо?
В. Мы с ребятами пришли вам помочь построить теремок.
В. Давайте ребята сначала зверей построим по росту.
В. Кто из зверей самый большой? (медведь)
В. Давайте сравним медведя, правда ли он больше всех. Возьмем медведя и поставим с лисой, волком, зайцем, мышкой.
В. Да он самый большой.
В.возьми его Настя и поставь его с краю.
В. Кто из оставшихся самый большой?
В. Давайте проверим. Поставим к другим животным.
В. Кто из оставшихся самый большой? И т.д.
В. Кто остался самый маленький?
В. Посмотрите, как стоят звери: самый большой , поменьше, еще поменьше, еще поменьше, самый маленький.
В. А теперь давайте построим теремок для зверей из квадратов.
В. Для медведя построим из самого большого квадрата.нацдите самый большой.
В. А теперь проверим: положим на другие квадраты (проверяем с помощью приема наложения)
В. Поставим его внизу.
В. Найдем следующий самый большой из оставшихся и т.д.
В. А теперь остался самый маленький. Его поставим в самый верх.
В. Теперь расселим зверей в теремок. В самый большой поселим медведя, поменьше - волка, еще поменьше - лису, еще поменьше - зайца, в самый маленький мышку.
В. Вот какой получился теремок: большой , поменьше , еще поменьше, еще поменьше, еще поменьше, самый маленький.
В. Ребята, а у наших зверят есть друзья они тоже хотят, чтобы вы для них построили такие же теремки. Без вас они не сумеют построить, поможем им?
В. У вас на столах тоже квадраты. Постройте из них свой теремок.
( провожу индивидуальную работу)
В. Молодцы. Вот какой теремок мы построили. Внизу большой квадрат, потом поменьше, еще поменьше, еще поменьше самый маленький.
В. Звери все рады и говорят спасибо. Вот какие красивые теремки у вас получились.
Приложение 1
Разработка системы сенсорного развития детей.
Для решения  задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада.
Мною были поставлены следующие задачи:
развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;
расширять кругозор  каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
создавать условия  для развития самостоятельной познавательной активности.
успешно осваивать сенсорные эталоны;
развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения.
повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;
повышать свой уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
Средства для решения задач:
Научно-методическая литература
Изучение передового опыта
Диагностика
Игры, упражнения, задания на развитие сенсорных эталонов
Фронтальные и подгрупповые занятия
Создание развивающей среды
Работа с родителями
По результатам проведенной диагностики был составлен план работы  воспитательно-образовательного процесса.
В работе с родителями использовались разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома»: , консультации, информационные листы,  дни открытых дверей.
Сенсорное воспитание детей осуществлялось через разные формы работы:
создание сенсорного уголка в группе;
игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;
фронтальные и подгрупповые занятия;
развлечения
Дидактические игры и упражнения
для закрепления понятия формы.
«Из каких фигур состоит машина?». Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
«Коврик». Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
«В какую коробку?». Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
«Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
Игры на развитие тактильных ощущений.
«Определи на ощупь». В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет». Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
«Самая длинная, самая короткая». Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
«Дальше — ближе». По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие — дальше.
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
«Какого цвета не стало?». Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.
«Какого цвета предмет?». Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д. Варианты: выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
«Собери гирлянду». Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
«Сплети коврик из цветных полосок». Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.
«Сложи радугу». Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
«Неразлучные цвета». Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).
«Какие цвета использованы?». Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др. Варианты: детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками.
«Уточним цвет предмета». Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый, синий — голубой и др.
«Полянки с липучками». Первая «полянка» с контурными изображениями четырёх геометрических фигур: круга, квадрата, равностороннего треугольника, прямоугольника. В середине каждой фигуры пришита «липучка». Вторая «полянка» с четырьмя секторами жёлтого, красного, синего и зелёного цветов. На каждом секторе – «липучка». В набор также входят: к первой «полянке» - геометрические фигуры соответствующих форм – геометрические фигуры, на другую сторону – круги., ко второй – круги основных цветов, кусок ковролина, на которой приклепляются эти фигурки (на одну сторону – геометрические фигуры, на другую сторону - круги).
Ребёнку сначала предлагают показать геометрические фигуры по названию, а затем снять их с ковролина и прикрепить на «полянку» №1, совместив их по контуру. Аналогично проводится игра с «полянкой» №2 и кругами. Ребенку с 3 лет на предлагаемой «полянке» №2 к четырем основным цветам добавляются белый и черный.
«Волшебный лес»
Дидактическая игра для детей младшей - старшей подгруппы
Задачи: практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине. Закрепить умение употреблять в речи термины «самый высокий, выше, ниже, самый низкий, самый толстый, тоньше, тонкий, тоньше»
Ход: детям предлагается решить игровую ситуацию: волшебник - задавака сказал, что сможет в один миг пересадить все деревья в лесу по высоте, да ошибся.
Детям предлагается пересадить деревья по высоте.

«Научи Зайца строить забор»
Дидактическая игра для детей младшей - старшей подгруппы
Задачи: практиковать детей в выкладывании сериационного ряда.
Усложнение: выкладывание досок забора по схеме.
Закреплять знания о местах обитания и способе жизни зайца.
Ход: зайцу нужна помощь – он не может построить забор для своего огорода. Детям предлагается помочь ему.
«Подарки»
Дидактическая игра для детей младшей - старшей подгруппы
Задачи: учить сравнивать два и больше предметов по длине. Закрепить знания о животных севера.
Ход: детям предлагается проблемная ситуация: необходимо правильно распределить подарки между животными.
(консультация для родителей)
Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности.
Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.
В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.
В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительномупримериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительноепримеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша.
В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.
Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.
Для усвоения сенсорных способностей родителям малыша немалое значение необходимо уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. К числу таких игр можно отнести следующие:
1) игры-поручения, основанные на интересе ребенка к действиям с различными предметами;
2) игры с прятанием и поиском - в этом случае ребенка интересует неожиданное появление предметов и их исчезновение (складывание матрешки);
3) игры с загадыванием и разгадыванием, привлекающие детей неизвестностью;4) игры на ознакомление с формой и величиной предмета - геометрические игры (мозаики, конструкторы "Лего").
Несомненно, при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако нередко наблюдается перевес словесных способов ознакомления детей с явлениями действительности и недооценка организованного процесса восприятия предметов и явлений. Неверное представление о том, что ребенок сам все увидит, так как он зрячий, и услышит, так как он не глухой, приводит к тому, что родители не развивают целенаправленного восприятия своего малыша.
Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, не ясны, не отчетливы и не прочны. Без обогащения чувственного опыта у детей подчас возникают самые фантастические представления.
Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, форма, цвет, конструкция, звучание, запах и т. п.). Чтобы познакомиться с предметом, необходимо заметить характеризующие его свойства, как бы выделить их из предмета.
Ребенок, воспринимая, выделяет отдельные признаки и свойства, но обычно это те признаки, которые ему невольно бросаются в глаза; далеко не всегда они являются наиболее важными, характерными, определяющими облик предмета и помогающими составить о нем правильное представление. Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное.
Давайте рассмотрим на конкретных примерах реакцию и процесс познания ребенка в игре. Например, складывание двухместной матрешки. В этой игре основной задачей является научить ребенка сопоставлять предметы по величине, развить понимание слов "большой" и "маленький". Для этих целей родителю потребуется большая двухместная матрешка и неразъемная маленькая.
Вы должны показать ребенку большую матрешку, отметить, что она яркая, нарядная. Встряхиваете: внутри что-то гремит, ребенок при этом радостно реагирует. Затем, закрыв большую матрешку, поставьте игрушки рядом. Обратите внимание ребенка на их величину, согласуя слова с жестом: одна матрешка - маленькая - прячется в ладони, а другая - большая, ее в ладони не спрячешь. Затем предложите ребенку показать маленькую матрешку.
Далее откройте большую матрешку и поставьте в нее маленькую, предложите своему ребенку спрятать маленькую матрешку - закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив части большой матрешки, поворачивайте верхнюю часть и нижнюю до совмещения рисунка. Затем предложите вашему ребенку проделать те же самые действия самостоятельно.  Повторив такое занятие несколько раз, обратите внимание на то, как быстро ребенок справляется с поставленной задачей. Если выполнить такую работу не составляет для него никаких трудностей, можете усложнить задачу, добавив еще несколько матрешек.
Такого рода игры становятся дидактическим пособием на различные цвета, величины и формы и т. д. В подобных играх задача выделения того или иного свойства облегчена. Более того, все внимание малыша направляется на сравнение по данному свойству, а сам предмет с комплексом свойств как бы отступает на задний план. В этом случае познаются не предметы, а свойства, присущие им. Детям важна также сенсорная гимнастика. Без нее просто не возможны первоначальные упражнения интеллекта. Иначе говоря, нельзя ребенка научить правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях родители должны создать как бы небольшую систему сенсорной гимнастики. Что это значит? Уметь различать - характерная черта мышления. Различать - это умение группировать.
Таким образом, сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах - всему этому необходимо научить ребенка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается ребенком только через сенсорную гимнастику.  Манипулируя предметами, дети второго года жизни продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно. Шарик можно протолкнуть в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует в данный момент исчезновение предмета, и он многократно повторяет эти действия.
Также было выяснено, что двухлетние дети в основном испытывают большие трудности в усвоении и названии цвета, формы, в установлении связи между свойством предмета как явлением реальной действительности и его словесным обозначением.
Например, двухлетний ребенок, самостоятельно произнося прилагательное "красный", может указать на зеленый или какой-либо другой цвет. Нередко дети словом "красный" подменяют слово "цвет". Устойчивой связи между словами, обозначающими понятия цвета вообще и конкретных цветов, еще не образовалось.
Возможно, и в вашей родительской практике наблюдались случаи: на вопрос "Зачем ты берешь сумку?" вы получали ответ: "На всякий случай". Дальнейшие расспросы взрослого: "На какой случай?" - приводят к разъяснению ребенка: "На голубой".
Для того чтобы накопить и закрепить цветовые впечатления у малыша, с ним необходимо проводить различного рода игры-занятия. Для этого понадобится: ведерко с крышкой, комплект овощей: помидор, апельсин, лимон, слива, огурец - и какой-нибудь черный предмет. В ходе игры вы сначала показываете ребенку ведро с предметами, предлагаете посмотреть, что там находится. Затем вместе с ребенком раскладываете фрукты на столе, при этом четко проговариваете название цвета и предмета.  Лучше всего размещать предметы в соответствии с цветовой гаммой: слева перед ребенком красный помидор, затем оранжевый апельсин, далее желтый лимон, зеленый огурец, синяя слива и последним - темный фрукт или овощ.  Предоставив возможность малышу полюбоваться на предметы, попросите сложить их. Придвинув ему ведерко, положите первый предмет сами, а затем, следуя примеру, ребенок должен сам собрать оставшиеся предметы, при этом повторив их названия. Затем закройте ведерко крышкой. Если ребенок проявил интерес к такому занятию, вы можете повторить его еще несколько раз.
Важно поддерживать интерес и радостные эмоции ребенка, выражая свое отношение к его действиям: "Молодец!", "Правильно", "Красивая у тебя игрушка" и т. п.
Цель занятия считается достигнутой, если ребенок охотно вынимает и кладет предмет в ведерко, положительно относится к указаниям взрослого, проявляет интерес к предметам разного цвета.
Также занятия по сенсорному развитию ребенка можно проводить и на прогулке. Возьмите с собой на улицу несколько мячей разных цветов. И, когда будете бросать малышу мяч, спросите его, какого цвета игрушка, какой формы. Если при этом ребенок испытывает затруднения с ответом, помогите ему.
Усвоение названий сенсорных свойств предметов (цвет, форма) ребенком раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их "опредмеченные" наименования (например, лимонный, апельсиновый, розовый, морковный).
Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику: малышу понятно и доступно название прямоугольного бруска кирпичиком, треугольной призмы - крышей и т. д.
Также с детьми второго года жизни можно уже проводить занятия рисования и лепки. Когда ребенок начинает знакомиться со свойствами глины или пластилина, он прежде всего ощущает влажность и пластичность. Нажимая пальцами на комок глины, малыш видит, что остается след, вмятина. Когда же он берет в руки комок, то ощущает его вес - тяжесть, ощущает его вязкость.
Пластичность глины вызывает у ребенка желание изменить форму комка, сжимать его в руках, придавливать. Ощущения, которые испытывает малыш от соприкосновения с глиной или пластилином, сперва настораживают и даже иногда отпугивают его: известны случаи, когда некоторые дети отказывались брать в руки холодную глину. Но, по мере того как дети знакомятся со свойствами пластичности, действия с глиной доставляют им все большее удовольствие. В процессе этого у многих детей возникают ассоциации с впечатлениями, имеющимися в жизненном опыте ребенка: одни вспоминают, как месят тесто, другие - как стирают мылом, гладят утюгом или разламывают булку.
Но в нашей практике известны и такие случаи, когда ребенок обладает большей устойчивостью зрительного восприятия и зрительных представлений. Случайно полученная вмятина придает комку глины форму, которая напоминает ребенку знакомый предмет или часть предмета. Он радостно встречает неожиданное появление изображения.  Теперь уже, действуя руками, он зорко всматривается в изменяющуюся форму и готов увидеть в ней изображение предмета при проявлении малейшего сходства, хотя бы по одному признаку. Воображение дополняет то, чего нельзя увидеть. Действия руками начинают приобретать созидательный характер: ребенок прилепляет один комок к другому, складывает несколько комков в одну кучу, получая более сложную форму. Слепленные вместе два куска напоминают живое существо - голову и туловище. Таким путем образное восприятие постепенно обогащается.
Предметно-изобразительный смысл детские рисунки и лепка приобретают благодаря оживлению имеющихся у детей представлений, накопленного сенсорного опыта; преднамеренного изображения того или иного предмета еще не возникает.
Важную роль в процессе занятия, направленного на развитие сенсорики, играет движение руки по предмету. Если вы показываете ребенку какую-либо фигуру, старайтесь как можно чаще указывать на те или иные ее части.
Кроме того, в этом возрасте ребенок только начинает овладевать способами изображения предмета, движениями при выполнении различного рода занятий. Важно, чтобы малыш не только видел движение вашей руки, но и сам его производил. Проследите за тем, как ребенок это делает, и, если он с трудом справляется с заданием, помогите ему.
Вершиной достижения ребенка второго года жизни является выполнение заданий на соотношение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или формам. Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнить задание правильно.  Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы вашего ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.
Анкета
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
второй младшей группы
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
Уважаемые родители!
В рамках подготовки к родительскому собранию  нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу. Предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
•        да;
•        нет;
•        не знаю.
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:
•        считаю нужным;
•        не считаю нужным;
•        затрудняюсь ответить.
3. Созданы ли в вашей группе условия для сенсорного воспитания ребенка:
•        да;
•        нет;
•        не знаю.
4. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании:
•        информация отсутствует;
•        есть, но воспитатель не обращает на нее внимание;
•        я не обращаю внимание на информацию;
•        информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
•        наглядная информация интересна и полезна для меня.
5. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия: цвет, форма, величина.
•        высокий;
•        средний;
•        низкий.
6. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:
•        да;
•        нет;
•        не знаю.
7. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?___________________________________________________________
8. Какая помощь от специалиста и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка? ___________________________________________________________________________________________________________Спасибо за сотрудничество!
3.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
Интернет ресурсы.
Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера,  2008. – 96 с.
Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М
В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М.:Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.