ПРОГРАММА социально-правового воспитания и формирования законопослушного поведения «РАВНЫЕ ПРАВА»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ставропольский край

Государственное казённое образовательное учреждение для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом (смешанный) № 8»





 ПРОГРАММА
социально-правового воспитания и формирования законопослушного поведения «РАВНЫЕ ПРАВА»


 
Автор: педагог-психолог
ГКОУ для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
«Детский дом (смешанный) № 8»
Калугина Надежда Алексеевна
 




с. Преградное
2015 г.
Содержание
Пояснительная записка
3

Правовая основа программы
5

Категория участников
5

Обеспечение эффективной реализации программы
7

Формы работы
8

Компетенции слушателей как совокупный ожидаемый результат по завершении освоения данной программы
9

Система организации внутреннего контроля за реализацией программы
9

Основные блоки реализации программы
10

Структура занятий
11

Тематический план
12

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Модель реализации социально-правовой программы «Равные права»
13

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Схема взаимодействия в рамках реализации социально-правовой программы «Равные права»
14

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Анкета для беседы, направленной на выявление текущей компетентности воспитанников в области права
15

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Тест для выявления текущей компетентности воспитанников в области права
16

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Занятия по программе социально-правового воспитания «Равные права»
18







Пояснительная записка

Становление и развитие правового государства, в котором доминирующее значение приобретают права человека и нравственные ценности, во многом зависит от воспитания и обучения подрастающего поколения. В Федеральном Законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 от 24.06.1999г., ст.14.5 подчеркнута необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Изменения, которые происходят в современном российском обществе в социально-политической, гражданской и культурной жизни, ставят принципиально новые цели и задачи перед воспитанием, в том числе и воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей.
Каждый ребенок с момента рождения попадает в определенную жизненную среду и находится в ней, постоянно взаимодействуя, развиваясь, обучаясь и воспитываясь. Особенно нуждаются в поддержке в процессе социализации дети, воспитывающиеся в детских домах. Детский дом играет особую роль в правовой социализации, так как замещает ребенку семью в процессе усвоения им общественных норм и правил.
Проблема воспитания правовой культуры воспитанников детских [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] имеет особую актуальность. Правовое воспитание здесь должно носить целенаправленный характер и быть всецело направлено на формирование установки гражданственности, уважения и соблюдения прав, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Очень часто выпускники детских домов оказываются недостаточно подготовленными к выбору своего жизненного пути, часто теряются в жестких жизненных условиях. Эти ребята остаются один не один со своими проблемами, а если еще при этом они имеют низкий уровень социально-правовой компетентности, не знают норм отношений и общественных институтов, это приводит к многочисленным конфликтам и потрясениям в их самостоятельной жизни.
По результатам мониторинга и в ходе обращений к уполномоченному по правам ребенка была выявлена необходимость повышения социально-правовой компетентности воспитанников. Наиболее распространенными оказались проблемы незнания детьми основных прав, предусмотренных законодательством в области обеспечения выпускников детских домов жильем; в области оказания им образовательных услуг; в области ответственности, предусмотренной за те или иные правонарушения и др.
Наиболее эффективной формой работы в рамках социально-правового воспитания, как показывает наш опыт, является просветительская деятельность. Особый акцент нами сделан на проблеме воспитания социально адаптированного и законопослушного ребенка в условиях детского дома.
С целью решения приведенной проблемы в нашем детском доме разработана и реализуется программа по социально-правовому воспитанию «Равные права».
Цель данной программы состоит в формировании личности, ориентирующейся в социально-правовой сфере и умеющей защищать свои права, свободы и интересы в условиях современного гражданского общества.
Объектом социально-правового воспитания и сопровождения в ходе реализации программы выступают воспитанники детского дома.
Предметом деятельности является социально-правовая ситуация развития ребенка, которая представлена как система взаимодействия с обществом и его моральными, нравственными и правовыми нормами.
Для реализации поставленной цели нами определены следующие задачи, на решение которых направлена социально-правовая программа «Равные права»:
1. Развитие правового сознания воспитанников, социально-правовой грамотности и культуры.
2. Формирование основ социально-правового поведения и готовности к выполнению социальной роли гражданина.
2. Выработка умений по защите своих прав и свобод в повседневной жизни.
Правовая основа программы

Правовую основу программы «Равные права» составляют: Международная конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Указы президента Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принимаемые в соответствии с указами Президента РФ нормативно-правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления.

Категория участников

К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку в государстве, убежденность в необходимости соблюдения требований законов, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание приобретает актуальность в школьном возрасте, начиная с 9-10 лет, и особую значимость имеет в 14-18 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов и применимость их в отношении себя. Программа «Равные права» ориентирована на воспитанников и выпускников детского дома в возрасте от 14 до 18 лет.
Принципами реализации социально-правовой программы просвещения выступают:
- принцип гуманности, ориентированный на уважение чести и достоинства ребенка, на соблюдение его основных прав и свобод;
- принцип солидарности, означающий эффективное сотрудничество детского дома с участниками реализации правовых форм деятельности;
- принцип системности, предполагающий разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной социальной ситуации;
- принцип целостности, предполагающий единую стратегию работы;
- принцип полимодальности, имеющий целью применение различных подходов и методов социально-правового воспитания в процессе реализации программы.
Социально-правовое просвещение в рамках реализации программы «Равные права» включает в себя следующие направления.
1. Организационное направление (разработка социальных, воспитательных технологий, методов; отбор познавательного материала, способствующего формированию законопослушного поведения воспитанников детского дома).
2. Социально-педагогическое направление (реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных воспитанникам детского дома).
3. Мониторинг (социальный мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в воспитании и личностном развитии ребенка).
Обеспечение эффективной реализации программы

Кадровый состав специалистов
Право на деятельность в рамках программы имеют педагог-психолог, социальный педагог, имеющие соответствующее высшее образование и подтвердившие свою квалификацию в порядке, установленном законодательством РФ, со стажем работы не менее 1 года.
Деятельность специалистов, реализующих программу, основывается на кодексе профессиональной этики педагогических работников, подтверждается уровнем профессионального мастерства и осуществляется в соответствии с международными актами в области защиты прав детей и законами РФ: Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края.

Организационные условия реализации программы «Равные права»
1. Мотивационные условия призваны обеспечить повышение у воспитанников уровня социально-правовой грамотности и культуры.
2. Организационные условия реализации программы – проведение занятий с использованием разных форм работы и привлечением смежных специалистов в области права (встречи с сотрудниками правоохранительных органов, инспектором по делам несовершеннолетних, адвокатами и пр.).
3. Материально-технические условия – создание тематической игротеки, обеспечение литературой, использование интерактивных технологий.
4. Научно-методические условия заключаются в повышении уровня профессиональной компетентности воспитателей по вопросам социально-правового воспитания детей и в области применения инновационных технологий.
Периодичность проведения занятий 1 раз в месяц.
Срок реализации программы – 1 год.

Комплектование групп
Предварительно, на добровольной основе, набирается группа воспитанников из 7 человек, согласных посещать все занятия по расписанию. Первичное мониторинговое обследование проводится во время индивидуальной консультации.

Формы работы
Программа социально-правового воспитания «Равные права» представляет собой курс занятий, направленных на развитие правового сознания воспитанников, социально-правовой грамотности и культуры; на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В процессе занятий осваиваются и закрепляются социально-правовые нормы поведения в обществе.
В программу входит теоретический и практический (коррекционно-игровые, тренинговые занятия и проблемно-жизненные ситуации) материалы. Занятия проводятся преимущественно в сюжетно-игровой форме, так как это обеспечивает попутно и развитие таких психических процессов как память, внимание, мышление и воображение, коррекцию эмоционально-волевой сферы, а кроме того, способствует эффективному сотрудничеству в группе обучающихся по программе воспитанников. Но применяются и такие формы работы как лекции, тематические беседы, просмотр кинофильмов, экскурсии, викторины, конкурсы.
В проведении занятий важно соблюдать принципы доступности, наглядности, системности, последовательности, сотрудничества и рефлексии.

Компетенции слушателей как совокупный ожидаемый результат по завершении освоения данной программы
Реализация программы «Равные права» призвана способствовать формированию у несовершеннолетних правовой культуры и законопослушности. В результате реализации программы воспитанники детского [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] должны:
обладать системой знаний в области прав и законов;
уметь пользоваться этими знаниями;
уважать и соблюдать права и законы;
жить по законам морали и государства;
осознавать нравственные ценности в жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
В результате реализации программы предполагается снижение численности правонарушений среди воспитанников, а также численности воспитанников, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания воспитанников; формирование положительной мотивации несовершеннолетних на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

Система организации внутреннего контроля за реализацией программы

Система организации внутреннего контроля за реализацией программы включает три этапа:
Констатирующий.
Формирующий.
Итоговый.
Изучение состояния и перспектив формирования уровня правовых знаний на констатирующем этапе предполагает определение уровня данного вида компетентности. Здесь применимы такие методы, как анкетирование и беседы с воспитанниками в области его правовых знаний и представлений о нормах поведения в обществе (Приложение 1).
Итоговая же диагностика показывает динамику сформированности теоретических знаний и практических умений в области правоприменения.

Основные блоки реализации программы

1. Организационно-управленческий блок.
На этом этапе предполагается работа с литературными источниками по проблеме правового воспитания, создание необходимых условий для реализации программы, изучение особенностей социально-правовой среды, степени и направленности ее влияния на воспитанников детского дома. Организационно-управленческий блок включает в себя:
- материально-техническое обеспечение;
- разработку программы, модели ее внедрения, схемы управления программой; контроль результативности внедрения программы;
- определение наиболее эффективных форм и методов профилактической и просветительской работы.
2. Диагностико-прогностический блок.
Данный блок предполагает изучение уровня информированности и отношения воспитанников к правовым нормам, выявление степени интереса к нормам морали и правовым нормам общества. Диагностико-прогностический блок направлен на выявление воспитанников, нуждающихся в правовой помощи и изучение особенностей социальной среды, степени и направленности влияния ее на личность воспитанника. Кроме того, на этапе реализации программы возможна коррекция содержания занятий в соответствии с реальным запросом воспитанников.
3. Стратегический (деятельностный) блок.
Этот блок призван сформировать личность, ориентирующуюся в социально-правовой сфере и умеющую защищать свои права, свободы и интересы в условиях современного гражданского общества, что достигается посредством реализации основных задач предложенной программы, которые состоят в развитии правового сознания воспитанников, в формировании основ социально-правового поведения и готовности к выполнению социальной роли гражданина, а так же в выработке умений защищать свои права и свободы в повседневной жизни. Деятельностный блок программы «Равные права» предполагает:
- проведение теоретических и практических занятий с воспитанниками;
- формирование неконфликтного поведения и общения;
- вовлечение воспитанников в социально значимую деятельность;
- оказание социально-правовой и педагогической помощи воспитанникам в решении наиболее актуальных и сложных проблем в их жизнедеятельности
- коррекцию отклоняющегося поведения.

Структура занятий
Общая структура проведения занятий выглядит следующим образом.
1. Моделирование.
2. Закрепление
3. Обратная связь.
4. Позитивная коррекция.
5. Обобщение.
Данная структура может корректироваться в зависимости от состава группы, занимающихся по программе воспитанников, и в соответствии с конкретными социально-правовыми запросами воспитанников.







Тематический план

№ п/п
Темы занятий
Общее количество часов
В том числе




теория
практика

1
Вводное занятие
2

2

2
Что такое государство?
2
1
1

3
Человек в мире правоотношений. Закон и правонарушения
2
1
1

4
Государственные правоохранительные органы
2
1
1

5
Юридическая ответственность
2
1
1

6
Конституция – основной закон государства
2
1
1

7
Уголовная ответственность несовершеннолетних
2
1
1

8
Виктимология. Правила безопасного поведения
2
1
1

9
Закон и семья
2
1
1

10
Права и обязанности выпускников детских домов
2
1
1

11
Моя будущая жизнь
2
1
1

12
Заключительное занятие
2

2


ИТОГО
24
10
14
















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Модель реализации социально-правовой
программы «Равные права»

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415













ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Схема взаимодействия в рамках реализации социально-правовой
программы «Равные права»

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415













ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анкета для беседы, направленной на выявление текущей компетентности воспитанников в области права
Воспитаннику предлагается ответить на предложенные вопросы. Исходя, из возможности ответить, степени развернутости ответа можно судить о правовой грамотности ребенка. Если воспитанник уверенно и правильно отвечает на 50 % вопросов анкеты, то можно судить о достаточной его компетентности в данной области.

1. Как вы понимаете значение слова «право»?
2. Перечислите основные права человека в Российской Федерации.
3. Можно ли расценивать как шалость: заведомо ложное сообщение учащегося, не желающего писать контрольную работу, о готовящемся в здании школы взрыве?
4. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников?
5. С какого возраста лицо может быть привлечено к уголовной ответственности?
6. Кто такой ребенок?
7. Имеет ли право учитель поставить ученику оценку «2» за то, что он не был на уроках, опоздал и плохо себя вёл на уроке?
8. Нецензурная брань учащихся в школе – это отсутствие культуры или противоправное действие?
9. Что такое личные права?
10. Известен ли вам такой документ как «Всеобщая декларация прав человека»?
11. Известен ли вам такой документ как «Конвенция о правах ребенка»?
12. Когда у ребенка появляются права?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Тест для выявления текущей компетентности
воспитанников в области права
1. Термин, означающий осознание возможности действовать так, как ни кем и ни чем не запрещено:
а) свобода; б) беспорядок; в) справедливость.
2. Нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий общественные отношения – это:
а) указ президента; б) закон; в) право.
3. Система обязательных социальных, моральных или правовых норм и отношений, дающих человеку определенные свободы – это:
а) закон; б) право; в) справедливость.
4. Обязанность человека отвечать за совершенные действия и их последствия:
а) дисциплина; б) ответственность; в) порядок.
5. Совокупность одобряемых обществом правил поведения людей и их отношений друг с другом и обществом:
а) мораль; б) право; принципы поведения.
6. Самое тяжкое преступление против личности?
а) похищение; б) разбой; в) убийство.
7. Завладение чужим имуществом или приобретение права на имущество путем обмана либо злоупотребления доверием.
а) кража; б) мошенничество; в) разбой.
8. Принципы взаимоотношений как между супругами, так и в отношениях родителей и детей:
а) семейные ценности; б) брак; в) счастье.
9. Отклоняющееся поведение, связанное с нарушением соответствующих социальных норм и правил поведения:
а) антисоциальное поведение;
б) асоциальное поведение;
в) девиантное поведение.
10) С какого возраста у ребенка появляются права?
а) с 18 лет; б) с рождения; в) с 14 лет.







































ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Занятия по программе социально-правового воспитания
«Равные права»

Занятие 1
Тема: Вводное занятие
Цель занятия: Сформировать мотивацию на участие в занятиях; выработать правила группы; выявить уровень осведомленности воспитанников в сфере социально-правовых отношений.
1. Вводная часть (вступительное слово ведущего, упражнения на формирование группы, выработка ритуалов приветствия и прощания, выработка и принятие правил группы).
2. Основная часть – знакомство группы с общим курсом занятий (озвучиваются темы, которые предполагается пройти в результате реализации программы и кратко освещается их содержание).
2.1. Игровые ситуации.
2.2. Беседа.
2.3. Обсуждение дальнейших встреч и тем занятий.
2.4. Игры на сплочение группы.
3. Заключительная часть (подведение итогов участниками и ведущим, рефлексия).
4. Ритуал прощания.

Занятие 2
Тема: Что такое государство?
Цель занятия: Познакомить воспитанников с основными понятиями темы; показать взаимосвязь между понятиями личность-общество-государство.
1. Вводная часть (вступительное слово ведущего, ритуал приветствия).
2. Основная часть.
2.1. Представление теоретического материала.
2.2. Игровые ситуации.
2.3. Беседа «Жить в государстве».
2.4. Обсуждение дальнейших встреч и тем занятий.
3. Игра «Мой выбор».
4. Заключительная часть (подведение итогов участниками и ведущим, рефлексия).
5. Ритуал прощания.

Занятие 3
Тема: Человек в мире правоотношений. Закон и правонарушения.
Цель занятия: Познакомить воспитанников с основными понятиями темы; показать взаимосвязь между понятиями «право», «обязанность» и «ответственность», «закон» и «мораль»; обозначить основные виды ответственности; познакомить с основными законодательными актами РФ.
1. Вводная часть (вступительное слово ведущего, ритуал приветствия).
2. Основная часть.
2.1. Представление теоретического материала.
2.2. Игровые ситуации (основные принципы поведения человека, свобода, равенство, справедливость).
2.3. Беседа «Нормы права и нормы морали. Какие отношения и как они регулируют?».
2.4. Упражнение «Право – мораль».
3. Дискуссия «Обязанность. Права и обязанности человека».
4. Беседа «Ответственность и ее виды».
5. Заключительная часть (подведение итогов участниками и ведущим, рефлексия).
6. Ритуал прощания.

Занятие 4
Тема: Государственные правоохранительные органы.
Цель занятия: Познакомить воспитанников с основными понятиями темы; показать взаимосвязь между понятиями «государство», «право» и «охрана права»; обозначить структуру правоохранительных органов в РФ.
1. Вводная часть (вступительное слово ведущего, ритуал приветствия).
2. Основная часть.
2.1. Представление теоретического материала.
2.2. Игровые ситуации (защита прав и свобод гражданина).
2.3. Беседа «Кто в силах защитить?».
3. Дискуссия «Куда обратиться, если».
4. Заключительная часть (подведение итогов участниками и ведущим, рефлексия).
5. Ритуал прощания.

Занятие 5
Тема: Юридическая ответственность.
Цель занятия: Познакомить воспитанников с основными понятиями темы; сформировать знания о гражданских правах и обязанностях несовершеннолетних; дать необходимые представления об особенностях юридической ответственности несовершеннолетних.
1. Вводная часть (вступительное слово ведущего, ритуал приветствия).
2. Основная часть.
2.1. Представление теоретического материала.
2.2. Дискуссия «Отличаются ли права, обязанность и ответственность несовершеннолетних от прав, обязанностей и ответственности взрослых?».
2.3. Самостоятельная работа (Определение вида юридической ответственности).
3. Дискуссия «Как защитить свои права, не нарушая права других?».
4. Заключительная часть (подведение итогов участниками и ведущим, рефлексия).
5. Ритуал прощания.

Занятие 6
Тема: Конституция – основной закон государства.
Цель занятия: Познакомить воспитанников с основными понятиями темы; изучить основные права и обязанности гражданина Российской Федерации.
1. Вводная часть (вступительное слово ведущего, ритуал приветствия). Повторение (какими правами и обязанностями обладает человек и гражданин).
2. Основная часть.
2.1. Представление теоретического материала.
2.2. Беседа «Личные, политические, экономические и социально-культурные права».
2.3. Самостоятельная работа с Конституцией РФ.
3. Заключительная часть (подведение итогов участниками и ведущим, рефлексия).
4. Ритуал прощания.

Занятие 7
Тема: Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Цель занятия: Познакомить воспитанников с Уголовным Кодексом Российской Федерации; дать необходимые знания об основных понятиях уголовного права.
1. Вводная часть (вступительное слово ведущего, ритуал приветствия). Беседа «Что такое преступление, вина и наказание? Каким может быть наказание?».
2. Основная часть.
2.1. Представление теоретического материала.
2.2. Беседа «Что такое уголовное преступление? Категории и виды уголовных преступлений».
2.3. Обсуждение «Отягощающие и смягчающие обстоятельства преступлений».
2.4. Мозговой штурм «Какие уголовные преступления вы знаете? Чем они страшны? Какие права человека нарушают?»
3. Заключительная часть (подведение итогов участниками и ведущим, рефлексия).
4. Ритуал прощания.

Занятие 8
Тема: Виктимология. Правила безопасного поведения.
Цель занятия: Сформировать представление о правилах безопасного поведения; познакомить воспитанников с приемами, помогающими снизить риск попадания в ситуацию жертвы преступления.
1. Вводная часть (вступительное слово ведущего, ритуал приветствия). Беседа «Какие ситуации наиболее опасны в нашей местности? Что можно сделать, чтобы снизить риск?».
2. Основная часть.
2.1. Представление теоретического материала.
2.2. Беседа «Как уберечься от квартирных краж».
2.3. Выработка правил безопасного поведения для защиты своего имущества.
2.4. Беседа «Как можно уберечься от нападения?»
2.5. Выработка правил безопасного поведения для защиты своей жизни и достоинства.
2.6. Техника вежливого отказа.
3. Заключительная часть (подведение итогов участниками и ведущим, рефлексия).
4. Ритуал прощания.

Занятие 9
Тема: Закон и семья.
Цель занятия: Сформировать представление о семье и семейных ценностях; познакомить воспитанников с правами и обязанностями супругов, родителей и детей, с особенностями семейного права в российской Федерации.
1. Вводная часть (вступительное слово ведущего, ритуал приветствия). Беседа «Что такое семья?».
2. Основная часть.
2.1. Представление теоретического материала.
2.2. Беседа «Как сделать семью крепкой».
2.3. Выработка правил поведения в семье.
2.4. Практическая работа с Семейным кодексом РФ.
3. Заключительная часть (подведение итогов участниками и ведущим, рефлексия).
4. Ритуал прощания.

Занятие 10
Тема: Права и обязанности выпускников детских домов.
Цель занятия: Сформировать представление об особых правах и обязанностях выпускников детских домов; познакомить воспитанников с обязанностями государства в отношении выпускников детских домов.
1. Вводная часть (вступительное слово ведущего, ритуал приветствия). Беседа «Мои права, мои обязанности».
2. Основная часть.
2.1. Представление теоретического материала.
2.2. Практическая работа с нормативно-правовыми документами по теме.
2.3. Практическая работа, упражнение «Я пять лет спустя».
3. Заключительная часть (подведение итогов участниками и ведущим, рефлексия).
4. Ритуал прощания.

Занятие 11
Тема: Моя будущая жизнь.
Цель занятия: формирование образа «будущей жизни» воспитанника посредством игровых и тренинговых приемов.
1. Вводная часть (вступительное слово ведущего, ритуал приветствия).
2. Основная часть.
2.1. Упражнение «Солнышко».
2.2. Игра «Моя жизнь».
2.3. Упражнение «Фотоаппарат»
2.4. Упражнение «Семья».
2.5. Игра «Станции».
3. Заключительная часть (подведение итогов участниками и ведущим, рефлексия).
4. Ритуал прощания.

Занятие 12
Тема: Заключительное занятие
Цель занятия: Закрепить полученные в ходе предыдущих занятий навыки; выявить уровень осведомленности воспитанников в сфере социально-правовых отношений.
1. Вводная часть (вступительное слово ведущего, ритуал приветствия).
2. Основная часть.
2.1. Игровые ситуации.
2.2. Беседа «Не нарушай мои права».
2.4. Игры «Молекулы» и «Кораблекрушение».
3. Заключительная часть (подведение итогов участниками и ведущим, рефлексия).
4. Ритуал прощания.











13PAGE 15


13PAGE 14815



3. Стратегический (деятельностный) блок

2. Диагностико-прогностический блок

1. Организационно-управленческий блок

Принципы организации работы

Комплексный характер

Приоритет интересов ребенка

Непрерывность

Рекомендательный характер

1 БЛОК

2 БЛОК

3 БЛОК

Директор

Заместители директора

Воспитатели

ВОСПИТАННИКИ

Социальный педагог

Педагог-психолог

Социальный педагог

ВОСПИТАННИКИ

Педагог-психолог

ВОСПИТАННИКИ

Уполномоченный по правам ребенка

Уполномоченный по правам ребенка



15