Педагогический проект по русскому языку для обучающихся специальной (коррекционной)школы 8 вида Фразеологизмы в нашей речи


Управление образования администрации города Соликамска Пермского краяМуниципальное бюджетное специальное
(коррекционное) образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа №2 VIII вида»
Образовательный проект
«Фразеологизмы в нашей речи».
Автор: Котельникова О.В.,

2015
Содержание.
Паспорт проекта
Этапы реализации проекта
Реализация проекта
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Ресурсы, задействованные для реализации проекта.
Паспорт проекта
Наименование проекта «Фразеологизмы в нашей речи».
Основание для разработки проекта - Закон Российской Федерации «Об образовании»
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Устав муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа №2 VIII вида»

Разработчик проекта Котельникова О.В.
Исполнители проекта Котельникова О.В., обучающиеся 6 – 7 классов
Цель проекта Выявление эффективных технологий совместной работы педагогов и обучающихся на примере создания исследовательского учебного проекта «Фразеологизмы в нашей речи»
Задачи Освоить технологии сотрудничества педагога и обучающихсяформировать интереса обучающихся к обучению;
развивать память, наблюдательность, познавательные процессы, творческие способности, логическое мышление;
обучать сотрудничеству, формировать навыки взаимодействия, развивать коммуникативные качества;
развивать исследовательские умения.
Сроки и этапы реализации проекта Ноябрь 2015 – май 2016
Ожидаемые результаты от реализации проекта На уровне педагогов: повышение уровня самообразования педагогов
На уровне обучающихся: работа над проектом выявит творческую активность учащихся, умение выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу. В ходе выполнения работы над проектом у учащихся раскроются следующие способности:
коммуникативная – способность к общению;
проблемно – поисковая – способность решать жизненные вопросы;
рефлексивная – способность к анализу совершенной деятельности.
Система управления и контроля выполнения проекта Управление реализации проекта осуществляет администрация
Этапы проведения проекта
Организационный этап
Выявление интересов детей и формулировка проблемы, с использованием стартовой презентации.
Подготовительный этап:
Выбор темы, формулировка целей проекта и формирование групп учащихся;
Распределение задач каждой группы и установление сроков выполнения проекта, составление плана работы группы. Распределение задач по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений;
Определение основных источников информации.
Практический этап:
Сбор информации по теме и систематизация собранного материала по тематическим группам: для создания буклета; для создания презентации
Защита проекта в форме творческого отчета на читательской конференции
Заключительный этап:
Оформление портфолио проекта.
Рефлексия.
Обозначение новых проблем для дальнейшего развития.

Изучение проблемы.
Данный проект представляет практический пример сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся через создание исследовательского учебного проекта «Фразеологизмы в нашей речи». Степень разработанности этого вопроса является достаточно высокой. Актуальность работы определяется необходимостью создания условий для развития и самореализации каждой личности как гражданина Российской Федерации, формирование поколения, способного учиться всю жизнь, создавать и приумножать ценности общества. Эта задача побуждает к поиску новых педагогических технологий, к созданию такой образовательной среды, которой бы обеспечило каждому ученику возможность беспрепятственно реализовывать природные наклонности и качества, связанные с творчеством, способность быть самостоятельной и полноценной единицей общества и, как следствие — стать субъектом своей жизнедеятельности.
В связи с этим стратегия сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся представляется как эффективный вариант реализации перечисленных выше задач. Она ставит своей целью воспитание личности творческой, социально активной, способной к саморазвитию. В ней присутствуют возможности для развития и саморазвития личности.
В ходе реализации проекта сотрудничество педагога и обучающихся будет осуществляться через совместную работу над учебным проектом «Фразеологизмы в нашей речи».
Задача воспитания навыков культуры речи у учащихся – одна из серьёзных задач, стоящих перед коррекционной школой.
         Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, содержит много стилистических и грамматических ошибок, невыразительна. Перед коррекционной школой стоит острая необходимость преодолеть эти недостатки. Развитие речи учащихся – это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленно вмешательства преподавателя. Основной задачей работы по развитию речи учащихся является вооружение учащихся содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли. Работа по развитию речи в коррекционной школе осуществляется на уроках письма и чтения,  занятиях логопедии, во внеурочной деятельности.    В содержание ее входит:
1. Лексическая работа, обеспечивающая обогащение словарного запаса учащихся и требующая определенных знаний из области лексики и фразеологии языка, а так же из области лексической стилистики.
2. Работа над предложением и словосочетанием, в основе которого лежит глубокое и систематическое изучение грамматики, раскрывающей законы связи и строения предложений, а также  усвоение норм синтаксической стилистики.
3. Воспитание произносительной культуры речи учащихся с учетом фонетических закономерностей языка, усвоение норм и правил выразительного чтения в соответствии с орфоэпическими навыками.
4. Развитие навыков связной устной и письменной речи.
        Работа над культурой устной речи предполагает проведение специальных упражнений, направленных на овладение учащимися правил орфоэпии. Обучение выразительному чтению и ознакомление с фонетическими закономерностями русского языка как средством художественной выразительности речи.
       Воспитание культуры устной речи составляет одно из направлений в общей системе работы по развитию речи. Осуществляется оно с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений и самостоятельной работы учащихся в форме разнообразных упражнений.
Обогащение словарного запаса учащихся осуществляется двумя основными путями: через овладение значением новых, ранее неизвестных детям слов и через раскрытие богатства лексических значений слова. Эффективным приемом раскрытия значения слова является использование толкового словаря русского языка. После того  как учащиеся научатся находить объяснение значений слов с помощью учителя, необходимо чаще отсылать их к словарю для нахождения нужных сведений самостоятельно.
При расширении словарного запаса учащихся необходимо познакомить с фразеологическими оборотами использовать прием перифраза. Исходным моментом в изучении фразеологических оборотов является понимание учащимися многозначности    слова, его прямого и переносного значения. При такой работе следует учитывать частотность употребления тех или иных устойчивых словосочетаний в речи, сферу их применения. Прочность усвоения фразеологизмов и их понимания достигается:
1.     Систематическим наблюдением над употреблением фразеологизмов в контексте;
2.      Синонимическими сопоставлениями  слова и фразеологического оборота  либо фразеологизмов.
3.     Усвоение синтаксической роли, структуры, лексической и грамматической сочетаемости с другими словами в предложении.
Данная работа требует больших временных затрат, что во время урока не всегда возможно, поэтому в целях обогащения словаря обучающихся, воспитания культуры речи рационально одним из направлений внеурочной деятельности выбрать создание учебного проекта «Фразеологизмы в нашей речи».


Реализация проекта

№ Мероприятия Сроки
исполнения Результат Ответственный
1 2 3 4 5
1. Организация системы управления и контроля за реализацией проекта Ноябрь
2015 Создание проектной команды Котельникова О.В.
2. Проведение констатирующего эксперимента Ноябрь 2015 Получение исходных данных, необходимых для обоснования реализации проекта Котельникова О.В.
2. Выявление интересов детей и формулировка проблемы, с использованием стартовой презентации.
декабрь 2015 Включение проекта в план методической работы школы Котельникова О.В., учащиеся 6-7 классов
3. Проведение формирующего зкспериментаДекабрь 2015- март 2016 Выбор темы, формулировка целей проекта и формирование групп учащихся;
Распределение задач каждой группы и установление сроков выполнения проекта, составление плана работы группы. Распределение задач по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений;
Определение основных источников информации.
Проведение внеклассных мероприятий Котельникова О.В.,
учащиеся 6-7 классов
3. Распределение задач каждой группы и установление сроков выполнения проекта, составление плана работы группы. Распределение задач по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений
(вводная презентация)
Мозговой штурм декабрь
2015- март 2016 Выбор темы, формулировка целей проекта и формирование групп учащихся;
Распределение задач каждой группы и установление сроков выполнения проекта, составление плана работы группы. Распределение задач по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений;
Определение основных источников информации.
Котельникова О.В.,
учащиеся 6-7 классов
4. Проведение контрольного эксперимента на заключительном этапе реализации проекта
май
Определение уровня
знания обучающимися 6-7 классов наиболее известных фразеологизмов и умения употреблять их в речи на начальном и заключительном этапе
О.В. Котельникова
5. Работа с группами обучающихся по сбору информации об источниках возникновения фразеологизмов Ноябрь – апрель (1 раз в неделю) Привлечение учащихся к исследовательской творческой деятельности Котельникова О.В.,
обучающиеся
6. Создание буклетов об источниках возникновения фразеологизмов
В течение всего срока реализации проекта Привлечение учащихся к исследовательской творческой деятельности Котельникова О.В.,
обучающиеся
7. Подготовка к инсценировке басни И. А. Крылова (репетиции) Ноябрь - апрель Привлечение учащихся к исследовательской творческой деятельности Котельникова О.В.,
обучающиеся
8. Интервьюирование обучающимися педагогов, родителей на знание фразеологизмов В течение всего срока реализации проекта Привлечение учащихся к исследовательской творческой деятельности Котельникова О.В.,
обучающиеся
9. Итоговая читательская конференция по результатам реализации проекта Апрель
2016 Котельникова О.В.,
обучающиеся
10. Разработка механизма постпроектного развития Май 2016 Механизм постпроектного развития Котельникова О.В.,
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Данный проект могут использовать в своей работе другие учителя для формирования компетентности учеников в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации; оказывать помощь в осознании значения фразеологизмов, формировать умения применять их в речевой ситуации; обучать краткому изложению своих мыслей устно и письменно. Предполагается, что материалы, полученные в ходе выполнения проекта, будут в дальнейшем использованы для расширения знаний учащихся другого класса по данной теме. Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемого результата.
Ресурсы, задействованные для реализации проекта.
1. В.П. Жукова, А.В. Жукова. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: "Просвещение". 1983.
2. Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов. Учебное пособие. М.: Дрофа, 1995.
4. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц. М.: Астрель: АСТ, 2008.
5. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. М.: Педагогика, 1984.
6. http://www.bookvoed.ru/view_images.php?code=444538&tip=1