Интегрированное занятие (музыка изо) мелодия осеннего пейзажа (старшая группа ДОУ)


Леонтьева Светлана Владимировна
музыкальный руководитель,
Муравьева Ирина Анатольевна учитель ИЗО
деятельности ГКҚП ясли –сад «Ақ бота»
г.Петропавловска


Ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы
ересектер тобына арналған
Білім беру аймағы\образовательные области: «Шығармашылық», «Творчество».
Тақырыбы \Тема: Интегрированное занятие «Мелодия осеннего пейзажа»Бөлім\Раздел: Ән күй, бейнелеу іс-әрекеті: музыка,изобразительная деятельность.
Сабақтың түрі\ Вид занятия:  топтық, интеграциялық :групповое, интегрированное.
Мақсаты\Цель:Учить реагировать на музыку и высказывать свои впечатления. Учить использовать в рисунке несколько приемов изображения, включая нетрадиционные.Уметь самостоятельно подбирать ИЗО инструменты. Закрепить знания об осени как о времени года.
Развивать слуховое внимание, музыкальную отзывчивость, двигательную активность, творческое воображение. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы, чувства композиции, цветовосприятия.
Воспитывать патриотические чувства, интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Міндеттері\Задачи:
Білім беру\Образовательная:Учить чувствовать музыку и отображать свои чувства, эмоции в рисунке.Уточнить и закрепить общие представления об осени как о времени года;
Дамытушылық\ Развивающая: Развивать творческие способности детей, самостоятельность, активность, внимание, решительность, уверенность;  Развивать навыки восприятия музыки казахских композиторов и мировой классики; формировать фонематический анализ и синтез; пространственные представления; пополнить словарный запас детей новыми словами; Применение элементов технологии «Step by step»,
Тәрбиеліқ\Воспитательная:  Воспитывать у детей положительное отношение к национальной казахской поэзии, интерес к классической и казахской музыке; Воспитание культуры слушания:умения внимательно слушать музыку и сопереживать ей ,формировать бережное отношение к природе; воспитывать нравственно-эстетические качества, доброжелательность.
Сауықтырулық\Оздоровительная:  использование элементов дыхательных упражнений при выполнении нетрадиционных ИЗО приемов, психоэмоциональная разгрузка детей; повышение уровня речевого развития.
Құрал-жабдықтар\Оборудование:
Магнитофон,электронный носитель,столы, мольберт, художественные принадлежности(трубочки, гуашь,салфетки, поролон),демонстрационный материал.
Билингвальные компонент: Алтын күз -золотая осень, бояу -краски, көңілді-веселая көңілсіз-грустная,жылы-теплая,суық-холодная, flower-цветок
Әдістері / Методы и приемы:Словесный, поисковый , игровой, практический, «Step by step».
Іс-әрекет кезеңдері
Этапы
деятельности Психологітің іс-әрекеті
Действия воспитателя Балалардың іс-әрекеті
Действия детей
Мотивациялық- танымдық
Мотивационно-
побудительный Звучит Вальс Шопена
Муз. рук: Сәлеметсіздер ме, балалар!
Художник : Hello! Children!
Дети:Хэллоу!
Художник:Поприветствуем наших гостей.
Гости отвечают.
Муз.рук: Ребята, сегодняшнее занятие нам хочется начать с загадки. Послушайте пожалуйста.
Художник:
«Вот художник так художник, все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим – кто художник этот?.....» Муз рук:Да, конечно,это осень.
Художник:Дұрыс, мынау Күз
Муз. рук. А какая бывает Осень?
Муз. рук: Қазақ тілінде жауап беріңдер
Қандай күз болады?
Муз. рук:Дұрыс
Художник: А еще Осень бывает золотая. Золотая осень казақша қалай?
Муз. рук:Мы все видим как меняется природа осенью, а хотели бы вы услышать осень?
Муз. рук:Сейчас мы с вами прослушаем музыкальное произведение. Слушая эту музыку подумайте , какое из настроений Осени композитор изобразил в этом произведении.
Звучит «Осень» Антонио Вивальди из цикла «Времена года»
Муз. рук: Скажите мне пожалуйста, какая эта музыка по характеру?
Муз. рук:Жарайсыңдар балалар. Действительно,эта пьеса полна света, жизнелюбия. Вы слышали, как нежно звучат скрипки? Что можно представить, слушая эту музыку?
Муз.рук. Это фрагмент музыкального произведения Антонио Вивальди «Осень». А как же называются люди, которые сочиняют музыкальные произведения?
Муз.рук:Дұрыс .
Муз.рук: Майя ,как ты считаешь, как еще можно рассказать о красоте Осени?
Муз.рук: А люди, которые сочиняют стихотворения называются....
Муз.рук: Ярослава как ты думаешь что получится, если соединить музыку и стихотворение?
Муз.рук: Какие вы молодцы. Мы с вами знаем несколько осенних песен.Какую из них вы хотели бы исполнить?
Я прошу вас встать , чтобы наша диафрагмам не была зажата и песенка звучала легко и красиво.
Звучит музыка
Песня «Алтын күз» Т. Кулинова Н. Кұлмұртаев (1 куплет)
Художник: It’s wonderful !Присаживайтесь ребята .
А вы знаете, что не только поэты и композиторы обращались к теме Осени .С помощью чего мы еще можем отразить ее красоту ? Где мы еще можем увидеть Осень?
Художник: Дұрыс. Өте жақсы!
А букеты составляют флористы. Слово флорист произошло от английского flower-цветок .Запомните это слово.—Флорист
Дети под музыку входят в зал
Дети(хором):Сәлеметсіздер ме
Дети(хором):Hello!
Дети: Сәлеметсіздер ме қонақтар.
Дети слушают
Дети:...Осень
Дети: Осень бывает ранняя и поздняя ,яркая и серая, радостная и печальная,теплая и холодная, солнечная и дождливая.
Дети:Күз көңілді және көңілсіз,жылы және суық болады.
Дети: Алтын күз.
Дети: Да, мы хотели бы услышать осень.

Дети слушают музыку
Дети: По характеру эта музыка весёлая, радостная, светлая, игривая.
Дети:Можно представить, как осенние листочки легко парят в воздухе, как солнышко то выглянет из за тучки, то спрячется обратно, как люди убирают осенний урожай и радуются этому, как капельки дождя весело капают по разноцветным осенним листочкам............
Дети:Люди , котрые сочиняют музыкальные произведения называются композиторами.
Майя: Я считаю Осень можно описать в стихотворении.
Майа: поэтами
Ярослава: Я думаю получится песня.
Дети отвечают
Дети встают возле стульчиков и исполняют песню
Дети: В пейзажах, натюрмортах, в букетах.
Дети хором повторяют
flower-цветок
Ұйымдастырушылық-
ізденушілік
Организационно -поисковый

Художник просит детей обратить внимание на веточки лежащие на столе.
Художник: Сегодня я предлагаю вам стать флористами. Посмотрите , какие интересные веточки , корешки находятся на нашем столе. Что же можно сделать , чтобы их превратить в букет ?
Художник: Поможете мне?
Художник: Вам понравилось быть флористами? Почему?
Художник: Великолепная получилась композиция , но ее можно сделать еще красочней. Оживим ее с помощью английской осенней игры.Татьяна Николаевна нам поможет.
Татьяна Николаевна:Let’s play.O’K?
Проводится осенняя игра на английском языке


Художник:Посмотрите, что-то изменилось в нашей композиции?
Художник: Опишите мне их ,какие они?
Художник: Майя , как ты считаешь, так композиция выглядит красивее
Художник:Ты права, но к сожалению эти красивые яркие листочки высохнут и со временем рассыпятся, а мне так хочется чтобы наступающая поздняя Осень не уничтожила их красоту.Хотите ли вы , чтобы эти прекрасные листочки остались такими яркими и прекрасными навсегда?
Художник: Как вы думаете , что мы можем для этого сделать сейчас, на нашем занятии?
Художник: Но мы ведь не знаем нот.
Художник: Ребята, но ведь мы с вами еще не поэты.
Обратите внимание на наши столы. Быть может предметы на столах подскажут?
Художник:Дұрыс! .Напомните мне, как называются люди, которые рисуют?
Художник:Дұрыс, балалар. На мольберте мы видим и натюрморты и пейзажи. Яна, где здесь, натюрморт?
Художник:А что такое пейзаж?
Марк, покажи мне пожалуйста пейзаж....Художник:Этот пейзаж я рисовала совсем не кистью, и не карандашами, но мне помогали краски.Краски казақша қалай?
Художник:
Скажите. Хочется ли вам тоже сейчас изобразить золотую пору красивейшей казахстанской природы?
Художник:
Дети, вы хотели бы рисовать кисточками, или с помощью необычных для рисования предметов?
Художник: Присаживайтесь , ребята.Но прежде чем вы приступите к работе разберем из чего состоит дерево?
Художник: Өте жақсы. Какую часть дерева мы нарисуем первым?
Художник: Как вы думаете ,с помощью чего можно нарисовать ствол ?
Художник: Правильно, с помощью трубочек.
После того как будет изображен ствол, мы рисуем крону. С помощью чего можно изобразить крону дерева? Какие цвета можно отнести к осенним?
Художник хвалит детей за правильные ответы..
Муз.рук: А рисовать вы будете под музыкальное произведение великого казахского ақына ....Может вы сами скажете мне о ком я говорю, глядя на этот портрет.
Муз.рук:Дұрыс. Я уверена под звуки этой музыки вы нарисуете великолепные пейзажи
Звучит музыка.
А. Кунанбаев «Желсіз түнде жарық ай».
Художник: Өте жақсы.Ребята, я предлагаю ваши рисунки поместить на выставку, чтобы гости тоже полюбовались вашими работами.
Слышны звуки осеннего леса .
Художник:Слышите ребята как весело шуршат листики на ваших пейзажах. Это сама Осень благодарит вас за то,что вы в своих рисунках сохранили и передали красоту нашей родной казахстанской природы. Понравилось вам рисовать Осень? Дети: Чтобы веточки превратить в букет нужно красиво и художественно их расположить в вазе.
Дети под музыку составляют букет
Дети: Потому, что мы создавали красоту своими руками.
Children:O’K!
дети играют , а в это время педагог добавляет в композицию яркие осенние листочки.
Дети: Да, изменилось.Здесь появились листочки.
Дети: Листочки золотые, яркие, нарядные
Майя: Я считаю композиция выглядит красивее. Букет стал действительно осенним.

.

Дети: Да, конечно.. мы очень хотим.
Реб : Я думаю, что мы можем сочинить песню о листочках
Реб : Я думаю, что мы можем
сочинить стихотворение
Дети: Мы можем нарисовать осень.
Дети: Художники,живописцы, пейзажисты...
Яна показывает натюрморт
-Изображение природы называется пейзажем…
Марк показывает пейзаж

Дети:- бояу!
Дети выражают желание так необыкновенно порисовать
выбирают необычные для рисования предметы.
Дети: Дерево состоит из ствола и кроны.
Дети: Первым мы нарисуем ствол.
Ксюша: Я думаю ствол можно нарисовать с помощью трубочки осторожно выдувая из нее воздух.
Дети: Крону дерева можно изобразить оттиском поролона или комочком бумаги
Дети перечисляют
Дети: Это великий казахский поэт и композитор Абай Кунанбаев
Дети рисуют.Педагог помогает, подсказывает при необходимости.Дети заканчивают рисовать.
дети сами располагают свои работы на столе и присаживаются на свои места
Дети: да, очень понравилось
Рефлекстік-үйлесімділік
Рефлексивно - корригирующий
Художник:Что необычного было на нашем занятии?
Муз. рук: что помогало вам создавать осеннее настроение?
Муз. рук: Произведения каких композиторов вам помогали творить?
Муз. рук:Без чего невозможно написать музыку?
Художник:Без чего нельзя рисовать?
Муз. рук:(раздает детям нотки) Ребята, возмите эти нотки и прикрепите к пейзажу , который вам больше всего понравился.
Попрощаемся с нашими гостями на трех языках
Ответы детей: на нашем занятии не было карандашей и кистей.Мы рисовали необычными предметами.
Дети : Осеннее настроение нам помогала создавать музыка.
Дети:Нам помогали творить произведения казахского композитора-поэта Абая Кунанбаева и итальянского композитора Антонио Вивальди.
Дети: Музыку невозможно написать без нот.
Дети:Без линий или цвета.
Каждый ребенок располагает предложенный силуэт на рисунке и объясняет чем он ему понравился.
Дети прощаются на трех языках и под музыку выхоят

Күтілген нәтиже / Ожидаемый результат:
Развитие эмоциональной сферы дошкольников в различных видах музыкальной и ИЗО деятельности.Развитие внимания, формирование умения передавать образное содержание музыки.Эмоциональный отклик на музыку и сопереживание ей.
Білу / Знать: Казахского композитора и поэта Абая Кунанбаева и итальянского композитора Антонио Вивальди,знать песню «Алтын күз» Т. Кулинова Н. Кұлмұртаев,
«Осенняя игра»( на английском языке).
Болу / Иметь: представление о правильном пении,о сезонных осенних изменениях,о поэтах, художниках и композиторах, в частности казахском композиторе и поэте Абае Кунанбаеве
Істей білу / Уметь:Внимательно слушать музыку.Дослушивать произведение до конца, определять его характер, настроение.Эмоционально откликаться на прослушиваемое произведение.