Интегрированный урок в начальной школе (групповой проект) Математика в литературных произведениях


Математика в литературных произведениях Внеклассная работа 4 класс Введение Литература и математика – что может объединять эти далекие друг от друга области знаний? Литературу, с её интересом к духовному миру человека, и математику, предпочитающую строгий научный подход. Литературу мы привыкли относить к гуманитарным наукам, а математика требует точности и конкретизации фактов. Казалось бы, нет ничего общего… Но математика, так же как и поэзия, живопись, театр и искусство стремится к познанию и красоте. Что любят, то находят повсюду, и было бы странно не встретиться с математикой в художественной литературе. Цель - доказательство существования связи между литературой и математикой Задачи: подбор математических задач в литературных произведениях;решение отобранных задач, анализ полученных в ходе решения результатов;составление кроссвордаподготовка отчетной презентации;оценка проделанной работы и формулировка вывода. Этапы работы над проектом: Отбор математических задач из литературных произведений (1 группа);Решение задач (2 группа);Анкетирование взрослых и одноклассников (3 группа);Создание литературно-математического кроссворда (4 группа);Подведение итогов и составление отчетной презентации (5 группа). 1 этапОтбор математических задач из литературных произведений Учащимся 1 группы могут быть предложены следующие произведения:Н. Н. Носов «Федина задача»Г. Остер «Задачник»Дж. Свифт «Приключения Гулливера»Л. Н. Толстой «Арифметика»Сказки «1001 ночь»А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»П. Ершов «Конёк – горбунок»Некрасов Н. А. «Дедушка Мазай и зайцы» и др., а также различные пословицы и поговорки.В результате должны быть представлены текстовые задачи и старинные единицы мер. 2 этапРешение задач Учащиеся 2 группы предоставляют решение предложенных им задач, а также оформляют стенгазету «старинные единицы мер» (история возникновения, перевод в современные единицы измерения, иллюстрации) 3 этапАнкетирование взрослых и одноклассников Учащиеся 3 группы проводят анкетирование по следующим вопросам:Встречали ли Вы в литературных произведениях математические задачи?Если Вы встречали задачи в литературных произведениях, пытались ли её решать?Как Вы считаете, мешают ли математические задачи понять смысл прочитанного?Предоставляют результаты анкетирования, делают выводы о любознательности читателей. 4 этапСоздание литературно-математического кроссворда Учащиеся 4 группы составляют литературно-математический кроссворд, используя полученную информацию с предыдущих этапов работы. Включают вопросы об авторах литературных произведений, о старинных мерах, а также некоторые задачи. 5 этапПодведение итогов, составление отчетной презентации Учащиеся 5 группы представляют итоговую презентацию, в которой представляют результаты работы каждой группы, а также делают выводы о связи математики и литературы.На этом же заключительном этапе подводятся итоги, оценивается работа каждой группы и личный вклад каждого ученика. Учащиеся делятся своими впечатлениями, высказывают пожелания. Заключение Любая книга откроет свои тайны тому человеку, кто умеет смотреть и видеть, тому, кто умеет удивляться и воспринимать новое, тому, кто умеет сам добывать знания и отвечать на интересующие его вопросы. Математику и литературу можно назвать двумя дополняющими друг друга противоположностями. Это две грани одного и того же процесса – творчества.