Сообщение «Усиление воспитательного компонента на уроках в условиях обновления содержания образования».


Криворучко Галин Ивановна
учитель начальных классов
Покровской средней школы
Мамлютского района
1 слайд.
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Хочу представить вашему вниманию сообщение «Усиление воспитательного компонента на уроках в условиях обновления содержания образования».
2 слайд
Сухомлинский писал «Учение это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка»
Учитель в современном мире - это учитель, который постоянно находится в творческом поиске. Современный урок – это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, где учитель и ученик - это единое целое, где мы учимся вместе, помогаем друг другу и воспитываем друг друга, роль учителя – направлять и контролировать. Желаемый результат каждого учителя - научить учеников самостоятельно добывать информацию, грамотно выражать свои мысли, уметь строить диалог, планировать свою деятельность, расставлять приоритеты, задерживать внимание и не отвлекаться, осуществлять контроль над собственными процессами мышления, объективно оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников.
3 слайд
Одна из проблем, стоящая перед современной школой – соединение обучения и воспитания в единый целенаправленный воспитательный процесс, формирующий гармонически развитую личность, гражданина нашей страны.
Воспитание и развитие – непрерывный процесс, который происходит независимо от того, прикладывает педагог усилия или нет. От учителя зависит - насколько управляем будет этот процесс.
Воспитание на уроке влияет на психику ребенка ровно так же, как и родительское нравоучение. Школа выполняет одну из главных функций в современной системе формирования личности человека. Школе уделяется больше половины своего времени на протяжении одиннадцати лет. Причем это время является периодом активного взросления и социализации ребенка.
Слайд 4
Воспитывающие функции урока
1) постановка воспитательных задач урока 
2) формирование у учащихся на основе приобретенных знаний высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью; 
3) формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями 
4) всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и т. д.); 
5) соблюдение учителем педагогического такта
В жизни школьника одно из ведущих мест занимает урок. Например, современный школьник только в начальной школе посещает порядка четырех тысяч уроков. И именно они оказывают непосредственное влияние на выработку характера и специфику поведения учащегося. Таким образом, от построения урока и особенностей учебного материала зависит формирование полноценной личности. При этом нет большой разницы, какой преподается предмет. В любой школьной дисциплине кроется глубокий смысл и цель по формированию целостной личности. Но при этом необходимо учитывать, что даже при одинаковом материале возможно получить различный Слайд 5 воспитательный эффект. Это зависит, прежде всего, от специфики методов и приемов используемых педагогом в ходе обучения.
Особенно эффективно комплексное образовательное воздействие, которое сочетает в себе стилистику образовательного процесса, дидактическую структуру урока и методику преподавания.
Именно в оптимальном сочетании этих элементов и кроется мастерство настоящего педагога.
Слайд 6 -7
=Не следует забывать о эмоциональном строении урока. Дети весьма чувствительны к эмоциональному настрою и восприимчивы именно к эмоциональной составляющей урока. Эмоционально-положительное отношение к обучению как к увлекательному процессу, является одним из задействованных педагогических механизмов повышающих способность обучающихся к обучению и воспитанию таких качеств как заинтересованность, коммуникабельность, оптимизм и дружелюбие. Поэтому первоначальная задача урока - формирование эмоционально - положительного отношения к обучению как увлекательному процессу и достижения сотрудничества.
=Для решения этой задачи я использую игры: «Познакомимся спиной», «Шторм», «Здравствуйте», «Какие мы разные, но мы друзья», кратковременные музыкальные физминутки…
Слайд 8
Большое внимание уделяю саморегулируемому обучению, которое является основой воспитания самостоятельности, целеустремлённости, ответсвенности. Если ученики имеют самомотивацию, то следствие – стремление и любознательность». Перри в 2002 году выделил три элемента саморегултруемого обучения: самонаправленность в процессе работы над заданиями; самостоятельное определение учеником проблемы и цели; самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем.
При подготовке к урокам я подбираю такие задания, которые подводят к тому, чтобы ученики смогли сформулировать тему и цель урока. Мною используются различные задания: кроссворды, загадки, ребусы, логические задачки, наводящие вопросы, тесты… Определив самостоятельно цель урока, даже первоклассники могут догадаться и сказать, что нового они узнают на уроке, что они хотели бы узнать . При таком подходе на рефлексии ученики оценивают и аргументируют свою работу на уроке и работу своих товарищей.
-На слайде вы видите, как первоклассники из отдельных букв сложили слово «задача» - это и была тема урока.
Слайд 9.
Уроки с сюжетной структурой формируют в ребенке творческие качества, стремление к самостоятельному поиску информации и её дальнейшей переработке. Для проведения таких уроков огромный потенциал дают сказки. Уроки-сказки повышают заинтересованность, активность и несут в себе нравственную окраску.
Так в первом классе я провела серию уроков математики по сказке «Колобок». На каждом уроке ребята встречались с новым героем, они самостоятельно или в парах собирали сказочного героя из геометрических фигур, помогали ему избежать опасности, так они проявили доброту, стремление помочь, решив очень трудное задание, изменили конец сказки, ведь - «Добро должно победить зло!», что воспитывает оптимизм, веру в светлое будущее.
Слайд 10
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, а способные находить выход из проблемной ситуации, принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
 Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности и весь свой творческий потенциал.
Слайд 11
У каждого ребёнка есть способности, таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Чтобы они могли проявить свои дарования, на своих уроках я применяю исследовательский, частично-поисковый, проблемный и проектный методы, групповые формы работы и работу в парах, творческие и разноуровневые задания, импровизации, игры, консультации, сотрудничаю с родителями и библиотекой.
Слайд 12-13
=Групповая работа.
Большое внимание уделяю групповой работе и работе в парах.
Работа в группе и паре невозможна без диалога.
В групповой работе через диалог ученики учатся строить свою учебную деятельность, сравнивая, анализируя свои идеи и решения с идеями и решениями своих одноклассников. «Жизнь по природе своей диалогична. Жить – значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться... В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово»
(Бахтин М.М «Эстетика словесного творчества. М., 1986.с.329).
Групповая форма работы создаёт благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу. В групповой работе ученик не может просто сидеть на уроке, увлекаясь в диалог со сверстниками, он мыслит, предлагает своё мнение, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения. В процессе учебной дискуссии идёт взаимообучение и взаимовоспитание. Ученики учатся обсуждать задание, искать пути её решения, реализовывать на практике и представлять результат. Учатся слушать и слышать друг друга, уступать или отстаивать, дополнять, исправлять – учатся работать вместе на один результат. Они учатся вести диалог и аргументировать, развивается доказательная речь, что способствует формированию таких качеств, как уверенность в себе, коммуникабельность,
=Примеры работ, выполненных ребятами группами или парами.
Работа в группах на уроке математики – «Противоположные величины». Из предложенных картинок нужно было выбрать пары, соответствующие понятиям больше меньше Н/р высокий –низкий, широкий –узкий, дорогой – дешёвый…
Сгруппировать геометрические фигуры. Первая группа разложила по видам геометрических фигур, вторая по цветам – казалось бы это просто даже для первоклассников, но они проявили творчество и сложили башню, домик…
Игра «Куча-мала». На стол высыпаются много мелких карточек, учащиеся должны наклеить в таблицу в соответствующую графу. Это задание можно проводить работая в группах, парами и самостоятельно. Нужна довольно большая подготовка к уроку, но большой эффект это оправдывает. Думаю, что несколько раз в год можно потрудиться. Здесь представлена работа по познанию мира «Разнообразие животных»
«Сгруппировать буквы». Здесь вы видите результат группы, в которой была ученица группы А. Они разложили и смогли аргументировать своё решение. Гласные, согласные, мягкие согласные, и буквы, которые не обозначают звуков.
Урок обобщение по теме «Разнообразие животных» составление ментальной карты.
«Дом дружбы» - самопознание.
«Собрать букет» - первоклассники в группах собирали карточки -лепестки с примерами к соответствующему числу.
Слайд 14
«Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд, и поддержать его успех». Рефлексия деятельности в конце урока – обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу.
-На слайде вы примеры, как провести рефлексию в начальных классах
Слайд 15 Рефлексия «Машенька»
- Самая любимая рефлексия для моих учеников это «Машенька» с её разными эмоциями. Кроме рефлексии можно использовать при оценивании – весь урок за ответы и работы раздаю таких «Машенек», различные эмоции – разные и оценки, в конце урока подводим итоги.
Слайд 16
И рефлексия для учителя.
I. Использование воспитательных возможностей организации урока. 1.    Воспитание интереса к учению, к процессу познания (способы создания и поддержания интереса, активизации познавательной деятельности учащихся). 2.    Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины). 3.    Формирование умений и навыков организации учащимися своей деятельности (организация самостоятельной работы учащихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места). 4.    Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение). 5.    Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с учащимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга учащимися). 6.    Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между учащимися).II. Использование воспитательных возможностей, обусловленных спецификой учебного предмета.III. Использование воспитательных возможностей содержания образования (связывание педагогом учебного материала с жизнью, с потребностями уча щихся, с общественной моралью, с актуальными нравственными проблемами).
Слайд 16.
Сухомлинский писал «Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом».
Слайд 17Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребность творить и совершенствоваться есть важнейшее условие развития нашей страны.
Учителю принадлежит значительная роль в формировании будущего члена общества. Именно дети, получившие основные знания и понимание нравственности и морали, будут управлять страной в будущем.
«Учителя обладают такой властью, о которой премьер-министр может только мечтать»
Уинстон Черчиль