Педагогический инновационный проект «Здоровьесбережение в начальной школе»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 имени П. М. Стратийчука»
с. Курсавка
Андроповского района
Ставропольского края








Педагогический инновационный проект


«Здоровьесбережение
в начальной школе»


Срок реализации - 2009-2013 годы










Автор: Сулименко Елена Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 имени П. М. Стратийчука
с. Курсавка
Андроповскогорайона
Ставропольского края








Содержание
1. Паспорт проекта

2. Пояснительная записка

1. Анализ исходной ситуации, обоснование цели и задач проекта
1.1. Общее состояние ситуации по заявленной проблеме проекта
1.2. Обоснование проекта
1.3. Этапы проекта
1.4. Календарный план реализации проекта

3. Получение продукта

4. Реализация проекта

5. Управление проектом

6. Результаты этапов проекта

7. Вывод

8. Приложения
программа мероприятий по здоровьесбережению
урок русского языка «Правописание местоимений с предлогами»;
внеклассное мероприятие «Уход за телом»;
внеклассное мероприятие «Витамины и здоровый организм»;
методическая разработка упражнений для проведения динамических пауз на уроках;
тренажёр «Проверка настроя детей на урок»;
офтальмотренажёр;
урок обучения грамоте и развития речи в 1 классе








1. Паспорт проекта
Полное название: Педагогический инновационный проект «Здоровьесбережение в начальной школе»
Проблема, на решение которой направлен проект:
Проблема сохранения и укрепления соматического, психического здоровья обучающихся, овладения ими образовательными компетенциями при постоянном повышении сложности образовательных программ и образовательных стандартов.
Целевая группа: учащиеся 1-4 классов.
Автор проекта: Сулименко Елена Николаевна, учитель начальных классов

Руководитель проекта: Савина Ирина Геннадьевна, директор школы.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Цель проекта: создание педагогических условий для сохранения и развития здоровья учеников на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.

Задачи проекта:
1. Создать систему приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.
2. Планировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями.
3.Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности учащихся в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде.
4. Повышать качество знаний за счёт увеличения потенциала работоспособности.
5.Прививать учащимся стремление соблюдать правила личной и общественной гигиены.
6. Воспитывать в школьниках осознание ценности здоровья, культуры здорового образа жизни.
7.Пропагандировать физическую активность.
8.Разрабатывать систему приёмов здоровьесбережения на уроках в начальной школе.
9.Тиражировать положительный опыт (публикации, методические рекомендации, видеоматериалы).

Сроки реализации проекта: 2009-2013 годы.

Этапы реализации проекта:
1этап (2009-2010гг.): Информационно-подготовительный (теоретическая и практическая подготовка). 
2этап (2010-2012гг.): Организационно-деятельный: обеспечение системы организационной работы, направленной на реализацию проекта.
3этап (2012-2013гг.): Аналитико-обобщающий: систематизация полученных результатов.
Основные ресурсы: основой для проекта являются информационные, кадровые и материальные ресурсы кабинета начальных классов, школьного психолога, медсестры, учителя физкультуры.
Ожидаемые результаты:
Создание педагогических условий для сохранения и развития психофизиологического здоровья детей на основе выработки и закрепления здоровьесберегающих психофизиологических навыков.
 Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся. Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни. Рост мотивации к обучению, развитие навыков самоконтроля и самоанализа, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе, творческой.
Повышение профессиональной компетенции учителя в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья школьников. Создание методической копилки инноваций по здоровьесберегающим технологиям.
Укрепление здоровья учащихся.
Приведение режима учебного труда и активного отдыха детей к оптимальному.
Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.
Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
Предпосылки проекта:
На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. "Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года" предусматривает создание условий для повышения качества общего образования. И в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предлагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Миссия проекта:
- Применять здоровьесберегающие технологии с целью сбережения и укрепления здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, построения системы обучения, устраняющей перегрузки и сохраняющей здоровье школьников;
- Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Сводный список исполнителей проекта:
- руководитель проекта – директор школы Савина И.Г.;
- автор проекта – учитель начальных классов Е. Н. Сулименко;
- участники проекта – учащиеся 1-4 классов, школьный психолог, учитель физкультуры, медицинская сестра школы, родители учащихся 1-4 классов МОУ СОШ №1 - участники проекта.

Условия реализации проекта:
Автоматизированное рабочее место учителя с выходом в Интернет, наличие материальных и технических средств для осуществления практических действий.

Критерии оценивания результатов:
Значимость и актуальность темы.
Авторская работа над проектом.
Глубина и оригинальность раскрытия темы.
Раскрытие содержания проекта во время презентации.
Ответы на вопросы во время защиты проекта.
Качество выполнения продукта проектной деятельности.
Уровень социальной и психологической адаптации обучающихся.

Механизм реализации проекта:
1. Планирование и подбор необходимых источников информации.
2. Накопление материальной и технической базы.
3. Выбор направления работы.
4. Обработка и систематизация собранной информации.
5. Оформление результатов исследования.
6. Апробация практических материалов на уроках в начальной школе (20109-2013 гг.).

Список литературы:
Антропова М.В. Основы гигиены учащихся. М.: Просвещение, 1971.
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.
Гигиенические проблемы охраны здоровья населения. Материалы научно-практической конференции. Самара, 2000.
Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: "Академия развития", 1998.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии (1-4 классы). Москва: "Вано", 2004.
Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
Здоровье наших детей. Начальная школа, № 8,9 – 2004.
Попов С.В. Валеология в школе и дома. (О физическом благополучии школьников) - СПб, Союз, 1997.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003.
Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: 1989.
Яковлев В.В., Ратников В.П. Подвижные игры. М., 1977.
2. Пояснительная записка

1. Анализ ситуации, обоснование цели и задач проекта
1.1 Общее состояние по заявленной теме проекта.
Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. А оно-то и является одним из важных условий благополучия школы, её успешности на рынке образования. С учётом тех направлений, по которым развивается российская школа, мы с уверенностью можем сказать: «Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии». Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения.
Практически
здоровы
Имеют функциональные отклонения

Имеют хронические заболевания

14%
50%
35-40%

Все эти данные говорят о том, что учащиеся подвержены серьезным учебным перегрузкам. Анализ динамики нервно-психического здоровья детей в школьный период жизни показывает, что если абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать около 1/3 первоклассников, то уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22 %. Связано это не только со школой, но и с тем, в каких семьях живут дети. Таким образом, одна из приоритетных задач педагога – обучить ребенка сохранению своего здоровья. Выдвигаемая в «Концепции модернизации российского образования» на передний план категория «качество образования» непосредственно связана с категорией «здоровье» -  гармоничного сочетания физического, психического и социального благополучия.
13 EMBED Excel.Sheet.8 1415
Исходя из данного статистического анализа ситуации, обнаружена проблема: проблема сохранения и укрепления соматического, психического здоровья обучающихся; овладения ими образовательными компетенциями при постоянном повышении сложности образовательных программ и образовательных стандартов; наличие пробелов в системе знаний учащихся о ЗОЖ; подверженность учащихся учебным перегрузкам, наличие заболеваний, влияющих на качество получения знаний.
Актуальность проблемы заключается в том, что: в настоящее время здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с САНПиН; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Именно поэтому достижение названной цели в сегодняшней школе возможно с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.
1.2. Обоснование проекта
На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающих условий обучения. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. "Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года" предусматривает создание условий для повышения качества общего образования. И в этих целях мы предлагаем проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. В том числе за счет: 1.Реальных разгрузок содержания общего образования; 2.Использования эффективных методов обучения; 3.Повышения удельного веса и качества занятий физической культурой; 4.Улучшения организации питания учащихся; 5. Рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.
6.Организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
1. Факторы школьной жизни, оказывающие разрушающее воздействие на здоровье детей:
Недостаток двигательной активности;
Длительная работа в закрытых помещениях (угнетение эмоций, снижение иммунитета);
Вербальный принцип построения учебного процесса. Учитель - передающее программирующее устройство, ученик - принимающее;
Перегруженные учебные программы,
Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни;
Неправильное (нерациональное) питание учащихся.

2. Принципы здоровьесберегающего урока:
двигательная активность;
оздоровительный режим;
формирование правильной осанки;
психологическая комфортность.
В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Создание благоприятного психического климата в учебном процессе, применение личностно значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности - это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. За годы учебы большую часть своего времени ребенок проводит на уроке, и если урок не валеологизирован, то он наносит существенный вред состоянию здоровья (физическому, психическому и нравственному). Ухудшающееся состояние здоровья детей заставляет пересмотреть взгляд на урок и применяемые педтехнологии.

1.3.Этапы реализации проекта
1этап (2009-2010гг.) - Информационно-подготовительный: анализ ситуации; обоснование необходимости использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе; выбор средств, материальных и технических; сбор информации, теоретическая подготовка.
2этап (2010-2012гг.) - Организационно-деятельный: обеспечение системы организационной работы, направленной на реализацию проекта,
3этап (2011-2012гг.) - Аналитико-обобщающий: систематизация полученных результатов.

1.4. Календарный план реализации проекта

Наименование работы и основные этапы её выполнения
Сроки исполнения
Ожидаемый результат


1этап: Информационно-подготовительный (2009-2010гг.)


Изучение методической литературы и опыта других учителей
Сентябрь-октябрь 2009 г.
Получение теоретических знаний, умений и навыков, необходимых для создания проекта

Анализ ситуации, проведение теоретического исследования
Сентябрь-октябрь 2009 г.
Получение обзорной информации

Стартовая разработка здоровьесберегающих технологий
Сентябрь-октябрь 2009 г.
Накопление материала, оформление кабинета

Разработка проекта
Ноябрь 2008 г.
Рекомендации к внедрению

Оснащение кабинета начальных классов необходимыми материалами, предметами и инвентарём
Сентябрь-декабрь 2009 г.
Уголок здоровья, гимнастические палки, мини-фитобар, массажёр для спины и др.

Выступление на МО учителей начальных классов с докладом по теме проекта
Март 2010 г.
Рекомендации к внедрению


2этап - Организационно – деятельный (2010-2012гг.)


Введение и применение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс
Сентябрь 2010г.-май 2012 г.
Рост мотивации к обучению, повышение качества знаний за счёт увеличения потенциала работоспособности, сбережение и укрепление здоровья учащихся

Мониторинг состояния здоровья учащихся
По четвертям
Получение данных для анализа и систематизации, укрепление морально-психологического здоровья учащихся

Сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;
По плану работы школьного психолога
Введение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей

Фитотерапия
Еженедельно 2 раза в неделю
Укрепление иммунитета

Привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту
По плану воспитательной работы и плану мероприятий учителя физкультуры
Пропаганда физической активности

Проведение классных часов
По плану воспитательной работы
Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.

Привлечение к занятиям в спортсекциях
Сентябрь каждого года
Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни

Просветительская работа
В течение каждого учебного года
Развитие культуры здорового образа жизни на родительских собраниях и внеклассных мероприятиях, осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.


 3этап - Аналитико-обобщающий (2012-2013гг.)


Обобщение опыта реализации проекта
Март 2013 г.
МО учителей начальных классов. Рекомендации к внедрению.

Роль здоровьесберегающих технологий в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Анкетирование родителей.
Март 2011г.
Март 2012г.
Март 2013г.
Анализ анкет для получения информации по проекту.

Публикация педагогических обобщений
Май 2013г.
Публикация

Подведение итогов реализации проекта, анализ.
2013 г.
Отчёт. Обобщение опыта работы над проектом


3. Получение продукта
Методическая разработка упражнений для проведения динамических пауз, физминуток.
Памятка для родителей по ЗОЖ.
Памятка для детей «Правила личной гигиены», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Уход за зубами» и др.
Уголок здоровья.
Игровая зона.
Офтальмотренажёр, тренажёры для разминки.
Фитобар.
Озеленение класса.
Использование полученного продукта на уроках в начальной школе и во внеклассной работе.
4. Апробация проекта
Проведение уроков с использованием здоровьесберегающих технологий в начальной школе, использование практического материала (офтальмотренажёр, тренажер «Ладошки», игровая зона, памятки для родителей, фиточаи, карточки, плакаты с упражнениями).
Проведение внеклассных мероприятий, направленных на ЗОЖ «Уход за телом», «В гостях у Айболита», родительских собраний.

5. Управление проектом
Проект осуществляется в сотрудничестве с учителями физкультуры, школьным психологом, родителями, медицинской сестрой школы через применение здоровьесберегающих технологий на уроках в начальных классах, в том числе и на уроках физкультуры; тестирований, мониторинг здоровья учащихся.
6. Результаты информационно-подготовительного этапа проекта
Результатами информационно-подготовительного этапа проекта можно считать стартовую разработку здоровьесберегающих технологий для применения их на уроках в начальных классах; анализ различных моделей здоровьесберегающего процесса, проведение стартового мониторинга, изучение состояния здоровья учащихся; изучение методических материалов, опыта других учителей и специальной литературы.
7. Результаты организационно-деятельностного этапа проекта
Результатами организационно-деятельностного этапа проекта можно считать введение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, совершенствование форм и методов здоровьесберегающих технологий; мониторинг состояния здоровья учащихся; сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению; контроль над организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объема домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся, широкое привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
8.Результаты аналитико-обобщающего этапа проекта
Результатами аналитико-обобщающего этапа проекта можно считать улучшение здоровья учащихся, реализацию такого режима обучения, при котором снимается проблема учебной перегрузки учащихся, наблюдается снижение утомляемости учащихся.
Мониторинг результативности
Показатели
1 класс
2 класс

Нормосоматическое развитие
92,9 %
92,9 %

Основная группа
66,4 %
76 %

Подготовительная
4 чел. (19,2 %)
4 чел. (19,2 %)

Специальная
3 чел. (14,4%)
1чел.(4,8%)

Нарушение осанки
14 %
4 %

Нарушение зрения
9 %
9 %

Неболевшие дети
45 %
65 %


С целью определения необходимости использования на уроках физминуток мною был проведен мониторинг результативности. Во втором классе среди учащихся проводилось анкетирование. Учащимся был задан вопрос: « Физкультминутки на уроках мешают или помогают?» Результаты были следующие:

· помогают преодолевать сонливость - 15%

· повышают работоспособность – 35%

· создают хорошее настроение – 40%

· способствуют общению – 10%

· мешают уроку – 0%

· ограничивают время урока – 0%
Из наблюдения видно, что ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Охват учащихся физкультурой и спортом:

4 класс
1 класс
2 класс

Только уроки физкультуры
21 чел. - 100%
21 чел. - 100%
21 чел. - 100%

Школьные спортивные секции
9 чел.– 43,2%
5 чел. – 24%
9чел. – 43,2%

Спортивные секции вне школы
4 чел.-19,2%
4 чел.- 19,2%
5 чел.-24%

Охват учащихся школьным
горячим питанием
18 чел.- 86,4%
20 чел.-95,2%
21 чел.- 100%

Состояние здоровья учащихся класса
Учебный год
2008-2009
2009-2010

Индекс здоровья
47,7%
61,2%

Диагностика отношения детей к ЗОЖ (от общего кол-ва уч-ся)
Общее кол-во учащихся
Имеют высокий уровень
Достаточный
уровень
Недостаточный уровень
Низкий уровень

21
26,4%
61,7%
8,3%
3,6%



С целью определения влияния здоровьесберегающих технологий на качество образования, я провела мониторинг результативности качества знаний.

Мониторинг результативности качества знаний

Учебный год, класс
2009-2010, 2 класс
2010-2011, 3 класс
2011-2012, 4 класс

Качество знаний
40 %
48%
52 %

9. Выводы.
В результате реализации проекта: 1. Создана образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния; 2. Обеспечена мотивация образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью; 3. Рационально организована двигательная активность. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни; 4. Обеспечено адекватное восстановление сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления детей;
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.





Приложения
Программа мероприятий по здоровьесбережению
№п/п
Содержание
Примечания
Сроки

Здоровьесберегающие технологии в урочной деятельности

1
Утренняя зарядка перед уроками

ежедневно

2
Проведение спортивных соревнований на уроках физкультуры

в течение года

3
Разработка и проведение «уроков здоровья», уроки на природе

в течение года

4
Приёмы для снижения напряжения:
Игра «Путешествуем со звёздочкой»
таблица с выражениями, по заданию учителя, например, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, назвать ответ в примере, где остановилась звёздочка
Периодичес
ки на уроках математики

5
Смена динамических поз

Пересадка детей за другие парты, на другой ряд
Во время урока дети могут встать и постоять
Для смены угла зрения
ежедневно

1 раз в четверть

6
Использование массажных ковриков
Для предупреждения плоскостопия
ежедневно

7
Использование офтальмотренажёра
Движение глаз по заданным цветовым траекториям, упражнения для глаз должны предусматривать движение глазного яблока по всем направлениям (в приложении)
ежедневно

8
Создание «зелёного уголка» (озеленение класса)
Зелёные комнатные растения оказывают определённое воздействие на организм. (Герань – помогает неуверенному в себе, хлорофитум – очищает воздух, кактус – нейтрализует радиоактивность)
1 четверть

9
Фитобар
Дети пьют витаминизированные настои шиповника, облепихи, концентрированные сиропы которых родители приобретают в аптеке
2 раза в неделю

10
Ароматотерапия
Чтобы предупредить простудные заболевания, в классе использую бактерицидные и противовоспалительные свойства некоторых растений (лука, чеснока)
2 раза
в неделю в зимнее время

11
Цветотерапия (здоровьесберегающая технология цветового воздействия при обучении)
В классе развешиваю карточки, таблицы
на разноцветных листах.
Над доской в классе висят 4 круга (диаметр 20 см): красный, желтый, зеленый, синий цвет. Каждый цвет выполняет определённую функцию. С помощью цвета активизируется деятельность мозга, возбуждаются нейронные связи, которые принимают участие в интеллектуальных процессах, а также внимание и память.
в течение года

12
Библиотерапия
Прививаю интерес к здоровому образу жизни на примере художественной литературы, дети посещают школьную, районную библиотеки

в течение года

13
Проверка настроя детей на урок
С помощью разноцветных кругов, обозначающих настроение: красный-радостно, синий-спокойно, серый-тревожно, чёрный-плохо (в приложении)
периодически

14
Гимнастика для глаз
По методической разработке (в приложении)
ежедневно


15
Пальчиковая гимнастика
В приложении
ежедневно


16
Дыхательная гимнастика
В приложении
ежедневно


17
Тренажёр «Ладошки»
В классе наклеила бумажные отпечатки рук, по которым дети, перебирая руками, выпрямляются во весь рост
ежедневно


18
Психогимнастика
Специальные игровые упражнения направлены на совершенствование внимания, памяти, воображения
2 раза в неделю

19
Релаксация (минутки покоя)
Дети ложатся на руки и закрывают глаза. Использую успокаивающие звуки природы (шум дождя, прибоя, листвы деревьев)
ежедневно


20
Проведение психологических тренингов
с целью формирования благоприятного морально-психологического климата в классе (с участием школьного психолога)


21
3. Физкультминутки:
Введение в урок
На регуляцию психического состояния
Способствующие снятию общего утомления
Упражнения для развития моторики кистей рук
Упражнения, корректирующие осанку
В приложении


22
Использование на уроках русского языка и литературного чтения
пословиц и поговорок о ЗОЖ
Например, «Береги здоровье смолоду» и др.
периодичес
ки

23
Мониторинг состояния здоровья
(в презентации проекта)
1 раз в год

24
Мониторинг заболеваемости учащихся, выявление причин, анализ

1 раз в год

25
Соблюдение санитарно-гигиенических требований: свежий воздух, ростовая мебель(по возможности), тепловой режим, хорошая освещённость, чистота

ежедневно


26
Правильная организация учебной деятельности: эмоциональный настрой, дозировка учебной нагрузки, учёт работоспособности учащихся, повышение мотивации учения
Соблюдение норм САНПиНа
ежедневно


Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности

1
Изготовление уголка здоровья
(в презентации)
1 четверть

2
Проведение дней здоровья

1 раз в четверть

3
Памятки для детей: «Уход за зубами», «Правила личной гигиены», «Закаливание организма»

1 четверть

4
Проведение внеклассных мероприятий,
направленных на пропаганду ЗОЖ:
Тематические праздники здоровья:
праздник "Доктор Солнышко", «Витаминная сказка»;
Классные часы: «Волосы и ногти – производные кожи», «Уход за телом», «Мы со спортом крепко дружим, спорт здоровью очень нужен», «Здоровый человек - это счастливый человек »;
Конкурсы и викторины: «В гостях у Айболита»; «Витамины и здоровый организм»;
Спортивно – оздоровительные праздники: «Путешествие в страну здоровячков и хлюпиков»;
(в приложении)

По плану воспитательной работы

5
Проведение конкурса рисунков на тему ЗОЖ
в презентации
4 четверть

6
Проведение бесед по профилактике вредных привычек:
«Курить - здоровью вредить», «Нет наркомании и токсикомании»,
«Нет вредным привычкам»
С участием педиатра, медсестры школы
По плану

7
Проведение бесед по формированию у детей здорового образа жизни:
«Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Эти простудные заболевания», «Режим дня», «Свежий воздух и вода - наши верные друзья», «Спорт и мы »
С участием спортсменов села
По плану

8
Проведение бесед по формированию гигиенических навыков:
«Личная гигиена», «Береги свои зубы», «Твоя зубная паста»
С участием стоматолога
По плану


Проведение месячников безопасности жизнедеятельности учащихся
Проведение классных часов: «Твой новый маршрут», «Виды транспорта»,
Практические занятия: «Учимся переходить дорогу», «Эти правила ты знай и всегда их выполняй», «Три цвета есть у светофора»
С участием сотрудников ГИБДД
По плану

9
Организация походов, экскурсий
Экскурсия в Алексеевский лес
октябрь
2010 года

10
Занятия в спортивных секциях школы и в учреждениях дополнительного образования
Секция футбола, борьба и др.


Здоровьесберегающие технологии в работе с родителями

1
Проведение совместных спортивных мероприятий
Семейный праздник «Папа, мама и я – спортивная семья»

3 четверть

2
Памятки для родителей по ЗОЖ



3
Привлечение родителей к организации и проведению совместных досугов
Прогулки, поездки, экскурсии с привлечением родителей
Осень - весна

4
Консультации специалистов (педагога-психолога, медсестры, руководителя физвоспитания, инспектора ГИБДД)

В течение года

5
Родительский лекторий

В течение года


Тематика родительского лектория

Тема
Сроки проведения
Ответственные

1
Характеристика содержания понятия «Здоровый образ жизни». Влияние окружающей среды на здоровье человека
ноябрь
Школьный врач

2
Младший школьник: развитие мозга и познавательная деятельность
январь
Школьный психолог, учитель биологии

3
Заболевания нервной системы и их предупреждение
февраль
Школьный врач, врач-невропатолог

4
Инфекционные заболевания и их профилактика;
болезни органов дыхания и их профилактика
март
Школьный врач

5
- Нарушения опорно-двигательного аппарата и их профилактика;
- аллергические состояния, кожные болезни и их профилактика
апрель
Школьный врач, дерматолог

6
«Трудный ребенок – норма или отклонение? Девиантное поведение в детском возрасте, причины возникновения и формы проявления».
май
Школьный психолог.
врач-невропатолог


Здоровьесберегающие технологии в начальной школе на уроке русского языка
Тема: "Правописание местоимений с предлогами"
Цели урока: Формировать навык раздельного написания местоимений с предлогами.
Развивать языковую эрудицию школьника, развивать интерес к языку и речевому творчеству.
Воспитывать любовь к родной природе, родной земле, ее обитателям.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение контролировать себя во время работы (следить за осанкой).
Оборудование: магнитофон, кассета, книги В.В.Бианки, портрет писателя, плакат «Предлоги с местоимениями», альбомные листы, фломастеры, карточки с заданиями; схема - офтальмотренажер..
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности рабочих мест.
2. Знакомство с темой урока.
Задание: Учащимся предлагается прочитать стихотворение и самостоятельно определить тему урока.
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ При НИХ на берегу ЕГО ловили. Но, увы: Я плавать - не могу! МЫ ВАМ ЕЕ, ОНА НАМ ИХ, ВЫ ИМ, обратно НАС. ОН с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ, А МЫ с НИМ – к НЕЙ от ВАС Хоть МНЕ известно, что ОНО ИХ любит больше ТЕХ, - Все ЭТО тайной быть должно Для НАС и ВАС от ВСЕХ
О чем или о ком идет речь? Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему? Назовите местоимения, которые, встретились в стихотворении (местоимения перечисляются в начальной форме).
3. Запись темы. Каллиграфическая минутка.
Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ - МЕСТОИМЕНИЯ.
В. НА, ПО, ЗА, ЧЕРЕЗ, НАД, ИЗ, ЗА, ДО- ПРЕДЛОГИ.
Ребята, вам необходимо красиво и аккуратно записать эти две строки в тетрадь. Работу выполняем до тех пор, пока звучит музыка. При письме следим за осанкой.
4. Повторение изученного о местоимении.
(Почему так названа эта часть речи?) Для чего нужны местоимения в нашей речи? Назовите местоимение 1-го, 2-го, 3-го лица. Как изменяются местоимения?
5. Новая тема.
а) «Реши примеры». (Запиши на доске.) Прочитал (о ком?) + мест. 2- го л., ед.ч. Играл (с кем?)+ мест. 3- го л.ед.ч. Приехал (к кому?) + мест. 3-го л.мн.ч.
б) Работа по иллюстрации. Цель данного задания – формирование умения правильно употреблять предлоги с местоимениями.
Задание: замени существительное с предлогом на местоимение с предлогом. На дереве – на нем, в дупле - в нем, перед домом – перед ним, около дерева – около него, через мост - через него;
в) Вывод. Местоимения с предлогами пишутся раздельно. У местоимений не бывает приставок. Учащиеся приводят примеры: за нас, к тебе, за тобой, от меня, для нас.
6. Закрепление.
Задание: спишите текст, подчеркните местоимения с предлогами.
У нас дома есть хорошая коллекция марок. Вместе со мной марки собирает и мой брат. Мы купили для них альбом. Собирать марки – увлекательное дело. Они помогают лучше узнать жизнь разных народов. (Взаимопроверка)
Чем вы любите заниматься в свободное время?
7. Физкультминутка.
а) Минутка отдыха для глаз.
Упражнения для глаз (по схеме зрительно- двигательных траекторий в методике офтальмотренажер)
движения глаз по золотисто-коричневым линиям (влево – вправо, вверх- вниз);
движения глаз по красной линии (по часовой стрелке);
движения по зеленой линии (против часовой стрелки);
движение глаз по голубой линии (восьмерка)
б) Физкультминутка.
в) Работа по рядам « Быстрый художник».
Я читаю стихотворение – загадку Елены Кай. Ваша задача: прослушать стихотворение, отгадать и быстро нарисовать отгадки (1-й ряд на одном листе, 2-й ряд на другом листе, 3-й ряд на третьем)
Утром – так заведено – разомкнешь ресницы, И к тебе идет оно розовой жар-птицей.
А стемнеет – он придет, тоненький смущенный. Он на цыпочках войдет, долькою лимонной.
Срок прошел – плывет она в пелене тумана. Круглолица и грустна, будто Несмеяна.
Кто же он, оно, она? (Солнце, месяц и луна)
8. Словарная работа. Повторение ранее изученного материала.
В левой части доски записаны слова, справа записаны названия орфограмм. Слова необходимо записать не горизонтально (а беспорядочно: вертикально, в перевернутом виде)
Задание: необходимо распределить и записать слова в два столбика (проверяемые и непроверяемые)
Писатель, месяц, месяц, природа, библиотека, сказки, рассказ, солнце, русский.
Проверяемые Непроверяемые
Сказки библиотека
писатель русский
рассказ месяц
солнце природа
Задание: составьте предложения, используя три слова:
1 вариант - (библиотека, русский, писатель)
2 вариант - (писатель, рассказы, природа)
Дети составляют и записывают предложения в тетрадь.
Назовите имена писателей, рассказывающих нам в своих произведениях о природе, животных.
9. Рассказ учителя. Показ портрета В.В. Бианки.
Виталий Валентинович Бианки – русский писатель, который подарил для детей очень много произведений о природе. Бианки открыл читателям удивительный, многоголосый и многокрасочный мир природы, переполненный загадками и тайнами.
Бианки – писатель, художник, натуралист.
Как вы понимаете слово натуралист?
Если дети объяснят неточно, проверить значение по толковому словарю. Натуралист – человек, который занимается изучением природы, естествоиспытатель. (Толковый словарь С.И. Ожегова)
10. Дифференцированная работа.
Задание: «Я - корреспондент».
Журналисты, натуралисты, корреспонденты работают в полевых условиях, на ходу, стоя. Я предлагаю каждому из вас на мгновение оказаться корреспондентом. Вам необходимо подойти и выбрать для себя задание. Чем темнее цвет квадратика, наклеенного на карточку, тем задание сложнее. Каждый из вас сам определяет – какое задание он возьмет, (задания закрепляются так, чтобы у учащихся возникла необходимость дотянуться до них.)
(Все тексты взяты из рассказов В.Бианки.)
Карточка 1.
Задание. Найди и подчеркни местоимения.
Преудивительная у нас водится птичка. Называется плавунчик.
Где бы вы ни жили летом – на Волге, на Кавказе или в жарких степях Казахстана, под Ленинградом, под Москвой или на Камчатке,- всюду вы можете этих птичек встретить.
И всегда неожиданно. А назавтра придете туда, где их видели,- их уж нет. (В. Бианки « Плавунчик»)
Карточка 2.
Задание. Найди и подчеркни местоимения. Определи падеж.
- Я,- говорит,- сидел на берегу с удочкой. Вдруг две вороны летят. Кричат, каркают. А впереди них, - смотрю, какая – то маленькая птичка мчится. Вороны ее ловят, схватить
Хотят. Она из стороны в сторону бросается, кричит. Увидела меня - и прямо - ко мне.
Примчалась и сразу в ноги мне. И сидит «Туик!» - говорит. Я сразу понял: «Защити меня» - просит. (В. Бианки. «Плавунчик»)
Карточка 3.
Задание: Найди и подчеркни местоимения. Обозначь лицо, число, падеж.
А утром Зиньку разбудил веселый, громкий крик воробьев. Она вылетела из гнезда и спросила их:
- Вы что воробьи, раскричались? И люди сегодня всю ночь шумели, спать не давали. Что такое случилось?
- Как? – удивились воробьи. – Разве ты не знаешь, какой сегодня день? Ведь сегодня Новый год, вот все и радуются – и люди, и мы. (В.Бианки « Синичкин календарь»)
11. Самостоятельная работа. Задание выполняется в тетрадях.
На доске записан текст. Задание для учащихся. Посмотрите внимательно на доску, сформулируйте самостоятельно задание. (Необходимо подобрать и вставить нужное местоимение.)
Виталий Валентинович Бианки – детский писатель. () любил родную землю, () дивные леса, степи, реки, горы. В Бианки написал для () сказки, рассказы, повести. В () писатель открыл удивительные тайны русской природы.
Чтение получившегося текста.
Работа в парах
Соотнесение местоимения с нужным падежом.
(Задания-карточки прикреплены на передней или боковой стенке стола, чтобы учащимся выполнить это задание, им необходимо присесть на корточки).
Задание: Соедини карандашом линиями-стрелками местоимения и соответствующие падежи.
мне И.п
на вас Д.п
о нем П.п.
ты В.п
12. Домашнее задание.
Русский язык стр.149 №3
13. Итог урока.
Мой друг.
Хорошая книга, мой спутник, мой друг, С тобой интересным бывает досуг. Ты учишь правдивым и доблестным быть. Природу, людей понимать и любить. Тобой дорожу я, тебя берегу. Без книги хорошей я жить не могу.
Что означает слово досуг?
На досуге я рекомендую почитать рассказы В.В.Бианки.
Какие секреты правописания местоимений вы узнали?
Листок контроля. Оцени себя сам. Оцени товарища. Оценка учителя.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе на внеклассных мероприятиях
Внеклассное занятие «Уход за телом»
Цель: раскрыть понятие «личная гигиена», познакомить учащихся с основными правилами личной гигиены, объяснить, что их соблюдение – важное средство сохранить свое здоровье.
Ход занятия
- Сегодня, ребята, тема нашего занятия «Личная гигиена школьника». Как вы думаете, что такое «личная гигиена»?
Правильный ответ. Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.
- Насколько это важно и необходимо, вы узнаете сегодня. А сейчас послушайте стихотворение М. Стельмаха «Аист моется».
По воде под ивняком Ходит аист босиком, Потому что эта птица По утрам привыкла мыться. Клювом трогает лозу, На себя трясет росу, И под душем серебристым Моет шею чисто-чисто. И не хнычет: «Ой, беда, Ой, холодная вода!»
- Что в стихотворении рассказано про аиста?
Правильный ответ. Аист любит мыться каждое утро. Он принимает серебристый душ, моет свое тело, не боится холодной воды.
- А что такое «тело»?
Учитель вызывает одного из учеников к доске и, обведя одним движением руки его голову, туловище, руки, ноги, объясняет, что все это в целом называется «тело человека».
- Чем покрыто наше тело?
Правильный ответ. Наше тело покрыто кожей. Учитель предлагает ученикам рассмотреть кожу на своих руках, обращает их внимание на то, что кожа гладкая, эластичная, способна растягиваться при движениях.
- Кожа защищает наше тело от болезней. А когда вы бегаете, прыгаете и вам становится жарко, на коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже всегда есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать наше тело от микробов. Грязная кожа может принести вред здоровью. И, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны окружающим. Вот почему кожу нужно мыть, за ней необходимо ухаживать.
Памятка «Правила ухода за своим телом»
Каждое утро необходимо умываться: мыть руки, лицо, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером.
Перед сном обязательно мойте ноги, потому что на ногах особенно сильно потеет кожа, накапливается грязь.
Все тело необходимо мыть не реже одного раза в неделю дома в ванне, под душем или в бане. Для того чтобы снять с кожи жир и грязь, мыться нужно обязательно теплой водой, натирая тело мочалкой с мылом. После мытья следует надеть чистое белье.
Очень тщательно нужно промывать волосы, так как на них и между ними накапливается жир, грязь и пыль. Легче ухаживать за короткими волосами: они лучше промываются. Поэтому желательно, чтобы мальчики стригли волосы коротко, особенно в летнее время. Девочкам же, у которых длинные волосы, нужно мыть голову не реже одного раза в неделю, после мытья тщательно их расчесывать только своей и обязательно чистой расческой.
Тщательного ухода требуют также ногти. Их необходимо аккуратно подстригать (на пальцах рук – один раз в неделю, на пальцах ног – один раз в две недели), потому что под длинными ногтями скапливается грязь, удалить которую трудно. Кроме того, такими ногтями можно поцарапать кожу себе и товарищу. Грязные ногти – признак неаккуратного, неряшливого человека, который не соблюдает правил личной гигиены.
Особенно важно следить за чистотой своих рук. Руками вы берете различные предметы – карандаши, ручки, книги, тетради, мячи, гладите животных, беретесь за дверные ручки, предметы в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая глазом, и она остается на коже ваших пальцев. Если брать немытыми руками хлеб, яблоко, конфету и т.п., то эта грязь с рук попадает сначала на продукты, а с ними через рот в ваш организм. Это грозит заражением такими тяжелыми заболеваниями, как дизентерия, брюшной тиф, желтуха (болезнь Боткина) и др. Касаться своего лица руками можно только во время умывания.
К сожалению, некоторые ребята имеют дурную привычку во время урока, приготовления домашних заданий и т.п. постоянно тереть лицо, глаза, подпирать щеки рукой. А руки-то грязные!
Работа с дополнительным литературным материалом
Учащиеся читают стихи Маяковского, заранее написанные на доске.
Не видали разве На руках грязь вы? А в грязи – живет зараза, Незаметная для глаза. Если руки не помыв, Пообедать сели мы, Вся зараза эта вот К нам отправится в живот. Грязные руки грозят бедой – Чтоб хворь тебя не сломила, Будь культурен: перед едой Мой руки мылом!
- Каждый из вас должен помнить, что в школу нужно приходить чистым и аккуратно одетым. И было бы очень хорошо, если бы в нашем классе не было ни одного неряшливого ученика. Чтобы никто из вас не задавал таких вопросов, как в стихотворении Э. Московской «Уши».
Доктор, доктор, Как нам быть:
Уши мыть? Или не мыть? Если мыть, То как нам быть: Часто мыть Или пореже? Отвечает доктор гневно: Еже, еже – Ежедневно!
Дайте ответы на следующие вопросы.
1. Что такое личная гигиена?
Правильный ответ. Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.
2. Почему необходимо мыть руки перед едой?
Правильный ответ. На грязных руках содержится большое количество микробов, которые, попадая с пищей в рот, могут вызвать заболевание.
3. Почему мыть лицо, шею и руки нужно значительно чаще, чем все тело?
Правильный ответ. Руки, лицо и шея у человека наиболее подвержены загрязнению, так как не скрыты одеждой. Кроме того, на лице имеется большое количество сальных желез, и кожный жир, который они вырабатывают, является хорошей питательной средой для микробов.
4. Зачем надо коротко стричь ногти?
Правильный ответ. Под ногтями собираются грязь и микробы – возбудители заразных болезней.
5. Сколько раз в день необходимо умываться?
Правильный ответ. Умываться необходимо два раза в день – утром после сна и вечером перед сном.
6. Как часто нужно мыть все тело и голову?
Правильный ответ. Все тело и голову необходимо тщательно мыть мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю.
7. Как часто нужно мыть руки?
Правильный ответ. Руки нужно мыть несколько раз в день – перед едой, после посещения туалета, придя с улицы, после общения с животными, то есть после любого загрязнения.
8. Как часто нужно стричь ногти на руках и ногах?
Правильный ответ. Ногти на руках необходимо стричь один раз в неделю, на ногах – один раз в две недели.
9. Как часто надо мыть ноги?
Правильный ответ. Ноги нужно мыть один раз в день (ежедневно перед сном).
Итог. Какой вывод вы сделали после нашего занятия?
Правильный ответ. Нужно соблюдать правила личной гигиены, чтобы не заболеть.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе на внеклассных мероприятиях
Внеклассное занятие по окружающему миру в 1 классе
Тема: ВИТАМИНЫ И ЗДОРОВЫЙ ОРГАНИЗМ
Задачи занятия:
Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека.
Рассказать о пользе витаминов, и их значении для здоровья человека.
Оборудование: рисунки овощей и фруктов, презентация занятия, слайды.
Ход занятия
Организационный момент.
- На уроке окружающего мира мы говорили о здоровом образе жизни. Какие ситуации могут быть опасны для здоровья?
Ответ: Нельзя есть грязными руками, так как можно занести инфекцию.
При чихании, кашле человек разбрызгивает множество капель слюны (до 40 тысяч), которые разлетаются на большие расстояния. Поэтому при чихании и кашле надо закрывать нос и рот носовым платком или рукой.
- Я прочитаю вам стихотворение С. Я. Маршака «Мороженое».

Мороженое
По дороге – стук да стук –
Едет крашеный сундук.
Старичок его везет, на всю улицу орет:
- Отличное,
Земляничное
Мороженое!
К сундуку бежит толстяк,
От жары он весь размяк,
Щеки, как подушки,
Шляпа на макушке.
- Эй! – кричит он – Поскорей
Положи на пять рублей.
Не моргнул толстяк и глазом
Съел мороженое разом,
А потом кричит опять:
- Дай еще на двадцать пять.
Да в придачу на полтинник –
Я сегодня именинник!
- Ради ваших именин
Получайте, гражданин,
Именинное
Апельсинное мороженое!
Не сказал толстяк ни слова.
Покупает на целковый,
А потом – на целых три.
Все кричат ему: «Смотри,
У тебя затылок синий,
На бровях белеет иней,
Как на дереве в лесу,
И сосулька на носу!»
А толстяк молчит – не слышит,
Ананасным паром дышит.
На спине его сугроб.
Побелел багровый лоб.
Посинели оба уха,
Борода белее пуха,
На затылке снежный ком,
Снег на шляпе колпаком.
Он стоит, не шевелится
А кругом шумит метелица
Как у нашего двора нынче выросла гора.
Вся дорога загорожена,
Катит в саночках народ.
Под полозьями не лед,
А клубничное, земляничное,
Именинное апельсинное,
Прекрасное ананасное мороженое!
- Почему даже летом в жаркую погоду нельзя есть много мороженого?
Ответ: Потому что можно заболеть.
- Что вы любите есть больше всего?
Ответ: Конфеты, сладости и т.д.
- В чем разница между «вкусным» и «полезным»?
Ответ: Полезное не всегда вкусное и наоборот.
- В продуктах есть очень важные для здоровья человека вещества, которые называются витаминами.
Витаминов много, но самые главные – это витамины А, В, С. (Показ рисунков).
Никогда не унываю,
И улыбка на лице
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
- Витамины оказывают различное влияние на здоровье человека.
1. Витамин А очень важен для зрения.
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
Витамин А больше всего содержится в моркови. (Слайд: морковь).
2. Витамин В способствует хорошей работе сердца.
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам. (Слайд: хлеб, овёс, каша).
3. Витамин D делает наши ноги и руки крепкими.
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить.
Он спасает от болезней,
Без болезней – лучше жить! (Слайд: рыбий жир)

4. Витамин С укрепляет весь организм, делает человека более здоровым, не подверженным простудам. Если все-таки простудился, с помощью витамина С можно быстрее поправиться.
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он. (Слайд: цитрусовые)
- Что полезнее – репку или жвачку?
Ответ: Репку, так как там есть витамины.
- Ягоды – маленькие клады витаминов. А еще в них есть много-много других веществ. Ягоды появляются в течение всего лета. Очень важно есть разные ягоды, ведь в каждой есть что-то свое особенное.
На доске листы с загадками. Нужно отгадать загадки и соединить листы стрелками с рисунками ягод. (На доске вывешены рисунки: черной смородины, брусники, малины, ежевики, репы, кукурузы, моркови, редиски, тыквы).

1. Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
2. Черных ягод пышный куст -
Хороши они на вкус!
3. Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка!
Куст в колючках, будто еж, -
Вот и назван (ежевика).
4. Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
5. Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.
6. Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зеленым листом.
7. Девица укуталась в листья над грядкой,
Выбилась только кудрявая прядка.
Одета она в золотую кольчугу –
Плотно колечки прижаты друг к другу.
8. Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
9. Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
Слайд-шоу ягод.
Итог урока.
- О чем мы с вами говорили на уроке?
Ответ: О влиянии витаминов на здоровье человека.
- Витамины укрепляют организм человека, делают его более здоровым, не подверженным простудам.

Методическая разработка упражнений для проведения динамических пауз на уроках

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Упражнения на расширение зрительно-пространственной активности
Использование разного рода фигур и линий, по которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмёрка, спираль, ромб и т.д.) или причудливо перекрещённые линии разных цветов толщиной 1 см. Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобном месте (над доской, на боковой стене, на потолке класса). По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Упражнение выполняется стоя.
Работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры и др. (размер изображённых предметов от 1 до 3 см). По просьбе учителя дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, записанных на карточках, предложения и т.д.
Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко
Пальминг
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки) – на переносице, как мостик очков. Ладони на глазах должны лежать так, чтобы не было ни единой дырочки, и глаза совсем не чувствовал света. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начинает казаться, что вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
Вверх-вниз, влево-вправо
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считать до 10.
Круг
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Квадрат
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
Рисование носом
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока).
УПРАЖНЕНИЯ, КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ОСАНКУ
Равновесие. Учитель предлагает детям проверить свою осанку. Упражнение может выполняться как сидя, так и стоя. Ребёнок садится прямо, распрямляет плечи, кладёт себе на голову дневник или тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до 10.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Дыхательная медитация
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка Нежный аромат цветка Старайтесь вдыхать не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.
Шарик
Учитель предлагает детям представить, что они – воздушные шарики. На счёт: 1,2,3, 4 – дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.
Каша кипит
Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить не менее 8 раз.
Ветерок
Поднять голову вверх – вдох. Опустить голову на грудь – выдох (подул тихий ветерок).
Поднять голову вверх – вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок).
Поднять голову вверх – вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).
Физкультминутки
Введение в урок.
Сели прямо! Ножки вместе!
Ручки полочкой на стол!
Начинаем разговор.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
Ну-ка в сторону карандаши.
Ни линеек, ни ручек, ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!

Таблица умножения
Достойна уважения
Она всегда во всем права
Чтоб не случилось в мире, -
А все же будет дважды два
По прежнему - четыре.

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

Гимнастические упражнения (зарядка).

Каждый день зарядку делай-
Будешь сильным, будешь смелым.
На зарядку становись!
Руки вверх! Руки вниз!
Выше руки! Шире плечи!
Раз, два, три! Дыши ровней!
От зарядке становись крепче,
Становись крепче и сильней!

Солнце глянуло в кровать
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть повыше,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку!

Физминутки
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в сторону пошире развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Мы в строю шагаем браво,
Мы науки познаем.
И налево, и направо,
И, конечно же, кругом.
Это - левая рука,
Это – правая рука,
Ох, наука не легка!
Это – левая нога,
Это – правая нога,
Ох, наука не легка!

Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше!

Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри (Руки в стороны).
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглянемся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце - руки в боки.
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!

По дорожке, по дорожке,
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке,
Скачем мы на левой ножке.
( Подскоки)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
( Бег на месте)
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем как зайки,
( Прыжки на месте).
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
(Ходьба на месте).

Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Монетки, видно, не нашел.

Чтоб монетки нам достать,
Надо на носочки встать.

С кустика достать монетку,
Закопать их в поле редко,
Чтобы выросли они.

Пчелки в домиках сидят,
И в окошечки глядят.
Порезвиться захотели,
Друг за другом полетели,
Полетели, прилетели,
И на место тихо сели.
Помахали мы крыльями, Покружились над полями, А теперь мы стали львами Покачали головами: Зарычали друг на друга Замолчали от испуга.
Поднимите плечики, Прыгайте кузнечик, Прыг, скок, прыг, скок, Сели травушку покушали, Тишину послушали.
Топай, мишка, Хлопай, мишка, Руки вверх, вперед и вниз. Улыбайся и садись.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся и семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого пальца.
КАПУСТА
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание полушек пальцев, потирать кулачок о кулачок, сжимать и разжимать кулачки.
ЛОДОЧКА
Две ладошки я прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса я подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным, по волнам
Плывут рыбки тут и там.
На первые две строчки две ладони соединить лодочкой и выполнить волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.
ЦВЕТКИ
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулаки, покачивают кулачками вперед-назад.
СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
На первые две строчки - ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки - поочередное сгибание пальчиков, начиная c большого.

Проверка настроя детей на урок
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Офтальмотренажёр

Приемы, которые я использую для снижения напряжения:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
– Путешествуем со звездочкой: 1 клетка вверх, 1 клетка вправо. Задание: найди значение выражения там, где остановилась звездочка (или назови геометрическую фигуру).
– 2 клетки влево. Найди значение выражения, и т. д. (назови геометрическую фигуру). Чтобы сохранить зрение детей, я их пересаживаю на другой ряд.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Урок обучения грамоте и развития речи в 1 классе

Тема: Повторение изученных букв. Знакомство с рассказами Л. Н. Толстого.
Цели:
- продолжить работу над формированием навыка чтения;
- формировать навык грамотного письма.
Учебные задачи:

- формировать умение «видеть» букву;
- умение прочитывать тексты, написанные разным шрифтом;
- продолжить работу над формированием правильного чтения;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать связную речь, фонематический слух, моторику, мыслительные операции;
- учить характеризовать героев (выделять признаки);
- формировать понятия о дружбе, доброте, отзывчивости;
- учить работать в парах, группами, сообща.
Учебные умения:

- видеть орфограммы в словах;
- правильно, грамотно формулировать предложения;
- различать понятия «звук», «буква»;
- анализировать произведение;
- выражать своё отношение к положительным и отрицательным поступкам героев;
- характеризовать героев произведения.
Воспитательные задачи:

- прививать любовь к чтению, к книге;
- формировать познавательный интерес;
- воспитывать чувство сопричастности и сопереживания;
- воспитывать умение слушать, учитывать мнение других.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Технологии: здоровьесберегающие технологии способом «подвижного» обучения.
Оборудование: учебник «Русская азбука» для 1 класса В. Г. Горецкого; плакат с пословицей, магнитная азбука, слоговая таблица, таблица согласных, таблички с чертами характера, раздаточный материал (карточки с кроссвордами, с индивидуальными заданиями, с тестами), картинки с изображением мальчиков, «пушистиков», указка, молоточек.

Ход урока
1. Мобилизующее начало.
Хоровое проговаривание.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Дети садятся.
II. Сообщение темы урока.
На доске плакат с пословицей

Учитель. Прочитайте предложение. Как вы думаете, что это? (пословица).
Хоровое чтение пословицы.
Дети объясняют, как понимают слово «худо».
У. Я предлагаю этой пословицей обозначить тему нашего урока. А в конце урока, я, думаю, нам удастся, как можно полнее раскрыть смысл этой пословицы.
У. Откроем ладошки навстречу новым знаниям. Оглянитесь, как много интересного вокруг. Но, в любом путешествии необходимо соблюдать определенные правила.
(На стене справа висят таблички с правилами. Дети озвучивают их.)
Не выкрикиваем

Не перебиваем друг друга

Мы слышим друг друга

Учимся работать сообща


У. Я желаю вам успехов!
Дети садятся.
У. Дети, возьмемся за руки, чтобы почувствовать помощь товарища. Закроем глазки и проговорим: «Я готов к уроку!»
III. Работа в группах. Постановка цели урока.
У.Составим слоги: I группа составляет слоги из букв, над которыми написаны зеленые цифры, II группа – из букв, над которыми написаны цифры оранжевого цвета, III группа – из букв, над которыми написаны цифры синего цвета. (Работа в группах).
Проверка. На доске перевернутые слоги маль ки чи
Д. Это – мальчики.
(Вывешиваются картинки с изображением мальчиков).





У. Оставим мальчиков у нас в гостях? Они хотят посмотреть, чему вы научились, а еще просили вас по их поступкам определить, присущие им черты характера. Выполним их желание? (да).
И, так, цель урока
Дети читают на доске справа:
Цель урока: Повторить изученное. Определить черты характера мальчиков.
У. Закроем глазки, проговорим: «Мы выполним поставленную перед нами цель»
III. Повторение изученного.
3.1. Различение звуков, букв.
У. Из чего мы составили слово «мальчики»? (из слогов).
Слоги? (из букв). Сколько в слове «мальчики» букв, звуков? (8 букв, 7 звуков). Почему? (мягкий знак не обозначает звука)
У. Можно ли оставшиеся буквы разделить на группы?
Д. Можно разделить на 2 группы: на буквы, обозначающие гласные, и на буквы, обозначающие согласные.
У. Перед вами 2 инструмента: молоточек и указка. Для чего какой инструмент служит?
Д. Указка, чтобы «пропевать» гласные.
У. Гласными называются те звуки, которые (продолжают дети, сопровождая свои слова поворотами головы) можно пропеть, протянуть и они не встречают во рту преграду.
Д. Молоточек, чтобы стучать по согласным.
У. Согласными называют те звуки, которые (продолжают дети, сопровождая свои слова поворотами головы) нельзя пропеть, протянуть и они встречают во рту преграду.
К доске выходит ученик- дирижер. Дети встают, подходят ближе к доске. Дирижер сначала берет указку, показывает в слове «мальчики» на буквы, обозначающие гласные (Дети «пропевают» их).
У.Для расширения поля зрения выполняем следующее упражнение: Смотрим на красный прямоугольник и одновременно следим за указкой учителя, «пропевая» гласные. Таблица висит справа от доски.


я а

ы

е

у



е

э





ю

о







и

Дирижер молоточком стучит по буквам, обозначающим согласные звуки. (Дети произносят их. Звук л – мягкий, так как мягкий знак смягчает согласный, звук к – мягкий, так как гласная «и» указывает на мягкость согласного)
У. Постучим молоточком по таблице согласных. (Таблица висит на правой стене класса. Дети поворачиваются к стене)
Б
К
З
Т
Р
М
Н
В
З
Р
Ш
Л
Н
С
Х

Ж
Л
П
Ф
Х
Ч
Ш
Б
Р
П
Т
С
Т
К
Л

М
Н
Д
Г
М
К
Т
Ф
Т
Р
М
Г
Н
Ж
З

В
Д
Ф
Х
Ф
Г
М
Н
Б
С
К
Т
Ф
М
Н

П
Т
К
З
Р
М
В
Д
Г
Б
Ф
К
З
Р
Ч

З
С
Ч
К
Т
Ф
Т
Щ
Д
М
Л
Х
В
Д
М

Д
Г
Р
Ш
К
Т
Б
С
Т
Ц
Т
Р
С
Ч
Ш

Т
Р
Г
Х
Л
Д
К
В
Ч
Т
Б
Л
М
Н
З

М
Ф
Т
Ч
С
Б
Н
П
Ж
Л
Ч
Щ
Г
Х
Р

Б
С
Л
Н
Р
Г
Л
Ц
М
Б
Д
Ф
Ж
Ц
Ж

Н
Б
С
М
Н
П
Р
Л
К
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
П

Ф
Щ
М
Ж
Д
Ш
Х
Ч
М
К
Б
П
Р
В
Ц

К
П
Ш
Л
Ц
З
Ч
К
Л
Н
В
Д
Щ
Ф
Т

Р
М
Н
П
Ш
Л
Ж
Ц
С
Х
Р
З
Б
Ч
В

Ш
Ч
Ж
Н
Б
В
Д
З
Т
Г
П
Ч
Х
Б
К

Учитель стучит молоточком сначала по горизонтали, затем по вертикали и по диагонали.
Дети садятся.
Учитель обращает внимание детей на буквы «м», «л», «ч», «к», обозначающие согласные звуки:
«Буквы на прогулку вышли,
Попробуй, узнай, кто из них лишний?»
Д. Лишняя буква «ч», так как она обозначает только мягкий звук ч, а остальные буквы обозначают мягкий звук и твердый звук.
У. Назовите еще буквы, обозначающие только мягкий звук (Щ, Й), буквы, обозначающие только твердый звук. (Ж, Ш, Ц).
3.2. Повторение изученных орфограмм. Чтение открытых слогов
У. А зачем нам это знать?
Д. Нам необходимо это знать, чтобы писать грамотно, без ошибок. Мы знаем орфограммы: ЧА – ЩА - пиши с гласной «а». ЧУ – ЩУ – пиши с гласной «у». ЖИ – ШИ – пиши с гласной «и». (Опорные таблицы с орфограммами висят слева от доски)
У. А мальчики увидели в нашем классе орфограммы в словах. Ваши глазки такие же зоркие?
Дети находят орфограммы в табличках с правилами. (В слове сообща орфограмма «Ща – пиши с гласной «а», в слове слышим орфограмма «ШИ – пиши с гласной и», в слове друг – парный согласный, проверочное слово «нет друга», в слове работать орфограмма «ь».
Не выкрикиваем

Не перебиваем друг друга

Мы слышим друг друга

Учимся работать сообща

Гимнастика для глаз (зажмурили глазки, открыли, повторить 8 раз).
IV. Определение черт характера мальчиков
У. Садимся на стульчики Вернемся к цели нашего урока. Изученное повторяем. (Учитель указывает на написанную на доске цель) А вот про черты характера мальчиков забыли. Мальчики не обманули родителей, а сказали правду, что пошли к нам на урок, значит они какие?
Д. Они правдивые, честные (на доску вывешиваются таблички с чертами характера по мере их определения)
правдивые


честные


У. Какие аккуратные таблички мальчики сделали для нас, они старались. Значит, мальчики какие?
аккуратные



трудолюбивые



старательные



У. Мальчики увидели, нашли все орфограммы. Значит, они какие?
наблюдательные



внимательные



У. Слово «внимательные» употребляется и в другом значении.
Д. Например: помогли перейти бабушке дрогу.
У. Назовем еще раз все черты характера мальчиков. Эти черты характера какие, положительные или отрицательные?
Д. Положительные, хорошие. Значит, и мальчики хорошие, воспитанные.
воспитанные

V. Работа в парах.
У. Каждой паре мальчики предлагают кроссворд с заданием: прочитать слова справа налево и сосчитать, сколько черт характера указано в кроссворде.

п
р
а
в
д
и
в
ы
е

в
о
с
п
и
т
а
н
н
ы
е

т
р
у
д
о
л
ю
б
и
в
ы
е

с
т
а
р
а
т
е
л
ь
н
ы
е


а
к
к
у
р
а
т
н
ы
е

н
а
б
л
ю
д
а
т
е
л
ь
н
ы
е


Дети находят слово «добрые», прочитывают слова в обратном порядке. Например, правдивые прочитают еывидварп и т.д.
У. Ребята, задумайтесь, кому из вас присущи эти черты характера? Похвалите себя.
Дети проговаривают: «Я, молодец!»
Физминутка «Четыре желания».
VII. Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого


Учитель подходит к окну в конце класса, где оформлена выставка книг, прикреплен портрет Л. Н. Толстого. Учитель сообщает краткие сведения о Л.Н. Толстом, знакомит детей с выставкой, говорит, что, если нет книг Л. Н. Толстого, то их можно взять в библиотеках.
У. Открываем «Азбуку», с.220. Я прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте и ответите на вопросы: Как зовут мальчиков? Какая черта характера проявилась в данной ситуации? Как она их характеризует?
Д. Мальчиков зовут Петя и Миша. Они оказались жадными.
VIII. Жужжащее чтение
У. Почему мама забрала у мальчиков коня? Бывали ли с вами такие же ситуации? Что предлагаете сделать Мише и Пете?
Д. Попросить у мамы прощения и играть дружно.
IX. Чтение в группах по ролям
У. Мне так не хочется вешать табличку со словом «жадные».
Дети предлагают простить мальчиков.
X. Итог урока
У. Вернемся к теме нашего урока. Как теперь понимаете смысл пословицы?
Д. Мальчики не уступили друг другу, не сделали добро, вот и остались без игрушки.
У. Удалось ли нам выполнить намеченную цель урока? (Обращаемся к цели урока, написанной на доске.)
Д. Цель урока выполнили.
У. Что нового узнали на уроке?
Д. Узнали, что по поступкам можно определить черты характера человека. Поступки бывают отрицательные и положительные.
XI. Рефлексия.
Детям предлагается тест, где написаны черты характера:
Правдивые честные аккуратные трудолюбивые внимательные наблюдательные добрые
Поставьте знак « +» около тех черт характера, которые присущи вам и допишите свои черты характера.
У. Понравился ли вам урок? Раскрасьте того «пушистика», какое настроение у вас сейчас. (У каждого ребенка картинка с изображением «пушистиков»)






XII. Домашнее задание (по желанию).
- Прочитать рассказ;
- Прочитать рассказ, продолжить его;
- Придумать свою версию данной ситуации.














 T’Д
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·пRoot Entry