Конспект классного часаКлассный час: «В семейном кругу мы вместе растем» Методическая разработка Максаковой В.И.


Классный час: «В семейном кругу мы вместе растем»
Методическая разработка Максаковой В.И.
Мировосприятие каждого человека неразрывно связано с родительским домом, семьей.
Истинным идеалом воспитания в России испокон веков являлось традиционное духовное мировоззрение, основывающееся на понятиях долга и чести, нравственности и морали. Вечными истинами провозглашались заветы добра и душевной чистоты, порядочности и служения Отчизне, сохранение вековых традиций.
Исследования по истории своих семей – это своеобразная попытка размышления над неразрывной связью человека (личности), семьи, его воспитавшей, и страны, где существует его семья, фамилия, род.
Дети работают в 4 группах: «Завтрак», «Обед», «Полдник», «Ужин»
Цель проведения классного часа:
1. Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.
2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
3. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
4. Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение семей.
5. Изучение семей учащихся.
6. Знакомство с наиболее распространенными традициями русского народа.
Средства воспитательного воздействия:
1. Выставка «Кто мы? Откуда мы?» - генеалогические деревья семей учащихся.
2. Фотовыставка «Загляни в семейный альбом».
3. Сочинения учащихся.
4. Сундук.
5. Старинные семейные вещи.
6. Компьютер, фонограммы песен «Родительский дом», мелодии к инсценировкам, презентация.
7. Наличие оборудования для проведения конкурсов, игр, рефлексии.
8. Выпечка, сок «Моя семья»
Предварительная подготовка к классному часу учащихся:
1. Классный час: анкетирование ребят, инструкции, репетиции номеров художественной самодеятельности.
2. Небольшие комментарии в виде мини-сочинений «Моя семья», «Кем я могу гордиться в моей семье», «Династии», «Наши имена».
3. Поиск старинных вещей, документов, хранящихся в семьях.
Предполагаемый результат деятельности:
Сформировать представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слова, заботятся о своей семье.
Ход классного часа:
1. Приветствие классного руководителя:
Всем добрый день!
Сегодня у нас с вами необычный классный час. Мы будем говорить о семье. Вы становитесь, год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью. Мы начали с вами новый учебный год в год семьи.
- А как Вы понимаете это слово «семья»
- Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (говорят дети класса, а можно и выдержки из сочинений зачитать).
Да, это семья. У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, от том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровно родственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
2. Выступление танцевальной пары - Ясинских Марии и Олега, учеников класса, «Вальс»
Они открывают тематический классный час.
3. Инсценированная сказка «Дуб и ветер».
Сказка.
Стоял Дуб на высокой горе и никому не покорялся. И вот однажды прилетел Ветер и спрашивает:
-Боишься меня?
-Нет!
- Ну, тогда держись!
И стал Ветер дуть изо всех сил. Налетая с одной, с другой стороны, старался нагнуть к земле. А Дуб стоит и смеется каждым своим листиком. Так и устоял, не сумел Ветер повалить его. Побежал Ветер звать на помощь молнию:
-Помоги, сестрица Молния, окажи мне услугу.
-Какую?
-Опозорил меня дуб. Пообещал я его одолеть, а он на смех меня поднял, говорит, никакими силами не свалить. Прошу я тебя, повали его, сожги!
Поплыли, заклубились черные тучи, явилась Молния и спрашивает у Дуба:
-Боишься меня?
- Не боюсь.
Раскололось надвое небо, грянул гром, блеснула саблями молния.
Загорелась вершина Дуба, а дождь залил. Ударила молния еще раз – расколола ствол. А дуб как рос, так и продолжал расти. Кажется, даже крепче стал.
Думали, думали Ветер и Молния, как же им одолеть дуб. Наконец придумали, побежал Ветер к леснику:
- Дай удобрений, лесник.
-Зачем?
- Дуб спасать, что-то он вянуть стал.… Только побольше давай, чтоб враз вылечить.
-Много удобрения – большой вред для растения, - говорит лесник.
- Ты мне дуб не вылечишь, а погубишь. А мы с ним большие друзья.
Рассердился ветер на лесника, да только ничем себе не смог помочь. Полетел снова к дубу:
- Послушай, приятель, почему я не могу совладать с тобой? Объясни, в чем твой секрет, в чем твоя сила?
-Могу сказать, - отвечает Дуб. – Моя сила в том, что я за землю – матушку держусь.
Так и не покорился Дуб и до сих пор растет могучий и красивый.
Так и мы не должны забывать корни свои; оберегать и любить своих близких и родных.
Классный руководитель:
Сегодня мы поговорим о семейных традициях и праздниках, получим уроки семейной любви и доброты. Мы с вами долго и много готовились к нашему празднику и хорошо поработали. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени!
Мы составляли свои родословные (генеалогические деревья) – выступили в роли историков, были антикварами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами, когда расспрашивали своих родителей о своих прабабушках и прадедушках, писателями, когда писали мини-сочинения о семье, фотографами, кулинарами и даже лингвистами, когда знакомились со значениями новых, незнакомых слов.
Мы узнали много с вами много интересного и нового. Думаю, что вам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать нашим гостям. Думаю, что и им тоже будет интересно.
Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, приголубит, поймет и утешит? Конечно ваши мамы, папы, дедушки, бабушки, родные и близкие вам люди – семья. Я знаю из бесед с вами, что семья для многих из вас является самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас всех есть, замечательные семьи, есть родительский дом, начало всех начал, в жизни каждого надежный причал.
Ребята, а как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был понят, чтобы тебе доверяли, и ты доверял другим?
- Что для этого необходимо? (чувства!)
- Какие? (любовь!)
- А есть еще такое понятие: чувство родства. Как бы Вы определили: что это за чувство?
(Чувство родства – наши отношения к родным и близким людям).
Это самое раннее человеческое чувство и вместе с тем одно из самых устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни. Но одно из самых глубоких родственных чувств – материнское чувство. Любовь матери не зависит от качества ребенка. Именно она любит малыша не за какие-то качества, достоинства, а просто за то, что он существует. Именно в этот момент у ребенка формируется способность быть любимым; и лишь потом появляется умение – уже взрослого человека. Именно материнское чувство – трамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь.
Дети читают стихотворение «Берегите матерей» (А. Ремизова), вокальная группа девочек исполняет песню о маме.
Стихотворение.
Прошу вас любите матерей,
Теплом укройте от житейской вьюги,
Их любовь во сто крат горячей,
Чем друзей и любимой подруги.
Материнской любви не объять,
И канонов я здесь не нарушу,
Коль скажу: « мать готова отдать
Свою ласку, нежность, душу»
Мать возьмет на себя вашу боль,
Все терзанья, смятенья и муки,
Мать положит в дорогу хлеб-соль
И протянет навстречу вам руки.
Пусть за шалость накажет не строго,
Только ей никогда вы не лгите
И во имя великого Бога
Матерей своих берегите.
Не оставьте их без участья,
Сей наказ, вы запомните, дети,
Ведь не может быть полного счастья,
Если мамы не будет на свете.
Звучит песня о маме.
Классный руководитель.
Ребята, а как вы думаете, в ваших рассказах все семьи одинаковые? Да, разные.
А чем они отличаются?
Ребята: привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.
Классный руководитель:
Да, традициями, тем, что передается из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни.
Издавна одной из традиции в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи.
И вот мы попытались составить свою родословную. У кого на дереве больше всех листочков? ( Беседа с детьми). У каждого ученика своя папка с родословной семьи.
А раньше у кого-нибудь была составлена родословная?
Мой совет:
не выбрасывайте свои работы. Храните их для своей семьи. Пополняйте свое древо, узнавайте о родственниках, передавайте этот документ из поколения в поколение. И может быть, в вашей семье укрепится эта традиция.
Еще есть традиции, когда люди гордятся своими знаменитыми предками. Пример о Пушкине. Но если ваши предки не были историческими деятелями, а были просто хорошими людьми достойными уважения, кем бы вы могли погордиться сейчас?
Ребята рассказывают о бабушках и дедушках.
О династиях в семьях:
Кто занимался спортом?
Были ли лидерами пионерского движения в советские годы?
Какие профессии передавались по наследству?
Фотовыставка «Загляни в семейный альбом», В каждой семье есть такая традиция – собирать фотографии и их хранить.
Классный руководитель:
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поется в одной из песен. Здесь на выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов.
Классный руководитель:
Ребята, а что дом делает домом, не похожим на другие дома, что нас окружает в квартире? (Ответ: предметы, вещи).
Человек живет, пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими – либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь осталась. Мы продолжаем ее хранить. У каждого дома: в гараже, в чуланчике, на чердаке у бабушки, на даче – хранится много старинных вещей. Мы с вами провели разведку, поиск старинных вещей, принесли их сюда, чтобы всем показать их, и сложили их в «бабушкин сундук».
Какие тайны хранит бабушкин сундук?
Самая древняя вещь – конца XIX века, старинная книга
Фотография 30-х годов семьи Бачурихиных, головной ажурный платок 50-х годов, старые учебники за 5-й класс, старинные деньги, открытки и пр.
О старинных вещах рассказывают ребята, им помогают их родители.
Классный руководитель:
Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но они и дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история семьи, история народа, история Отечества.
Одной из распространенной русской традиции были игры и забавы.
Переходим к игровой части.
Родители также распределились с учениками, принимают участие в интеллектуальной игре.
Конкурс, кто быстрее выполнит задание:
Русский язык:
1. Из каждого ряда выберите однокоренные слова:
дорога, дорожный, дорогой, подорожник, дороговизна, дорожить,
2. Объясните значение слова натюрморт.
3. Прочитайте отрывок и назовите:
Автора и название произведения, волшебные предметы, всех отрицательных героев.
Отрывок из произведения А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо»
Сказка о мертвой царевне, о семи богатырях. «Спящая красавица» В. Жуковский.
По экономике:
Задача.
В стране Лилипутии были три стада божьих коровок: у Тома, Тима Тума. В стаде Тома было 58 божьих коровок, стадо Тима насчитывало на 12 божьих коровок больше, а у Тума было на 4 божьих коровок меньше, чем у Тома.
Сколько всего божьих коровок было в Лилипутии?
Задача.
В Изумрудном городе 12 заводов занимаются обработкой изумрудов, на 3 завода больше работают в пищевой промышленности, а остальные – секретные заводы Волшебника изумрудного города.
Сколько в Изумрудном городе секретных заводов, если общее количество в городе 56?
Игра «Аукцион»
Предпраздничная покупка
Внимание! (2 раза)
Объявляю аукцион супер товаров.
Спешите и будьте внимательны и активны! А тот, кто подзабыл правила аукциона, я напомню.
Покупка лота осуществляется всей группой – 78 дел арий, являющейся денежной единицей лицея № 373.
Минимальный шаг 3 дел ария.
ИТАК, мы начинаем (гонг)
Первый лот аукциона «Кот в мешке».
Я представляю товар.
Это гениальное изобретение человечества, До сих пор это предмет считается признаком интеллигентной семьи. В застойные времена в СССР этот товар был единственным, кто противостоял официальной прессе…
Начнем торги.
Начальная цена – 5 дел арий,
Ученики предлагают: 5, 10, 20 дел арий
Кто больше.
Большую цену определила группа……
Классный руководитель достает туалетную бумагу.
Ученики расстроились – за 20 дел арий купили туалетную бумагу.
Нас обманули, кричали они.
Разбор ситуации.
Какую ошибку совершил покупатель?
Второй лот аукциона.
Ребята, если у вас перехватило дыхание и пересохло в горле, вам просто необходим нежный, вкусный и полезный сок «Моя семья» На торги выставляется сок.
Его первоначальная цена – 14 дел арий.
Ученики предлагают: 15, 15, 30 дел арий. Кто больше?
Цена 30 дел арий.
Примите товар, но деньги вперед.
Ученики группы передают деньги.
Классный руководитель:
Я обещала вам, что продам 1 литр сока. Ученики отвечают утвердительно: Да!
Классный руководитель
Но я ничего не говорила, что продаю вместе с пакетом.
Вам придется выпить напиток сразу, прямо сейчас, кто передал мне деньги.
Классный руководитель:
Какую очередную ошибку совершил покупатель? Разбор ситуации.
Третий лот аукциона.
Классный руководитель:
Ребята! 3 лот – жевательная резинка «Орбит», стоимостью12 дел арий.
Начальная цена – 9 дел арий.
Ученики предлагают: 15, 20 30 дел арий.
Классный руководитель:
Я обещала жевательную резинку «Орбит».
Получите (одну пластинку) из пачки.
Разбор ситуации. Ученики вновь наступили нате же грабли.
Формально продавец прав. Договор о количестве или весе не заключал.
Покупатели (ученики) проявили доверчивость и самоуверенность.
Настольная игра «Формирование полезных привычек»
Цель:
формирование сознательного отношения к себе, к объектам окружающего мира, к аспектам собственного повседневного бытового поведения.
Эта игра дает детям 12-13 лет возможность обратить внимание на особенности своего поведения и поведения других людей. В ненавязчивой форме она способствует норм образованию и рефлексии детьми собственных действий и отношений.
Эта игра служит для развития социальной и эмоциональной компетенции ученика в возрасте от 11лет до 12-13 лет.
В ходе игры (дети в группах играют по 8-10 человек с родителями) примеряют на себя различные утверждения, написанные на карточках, перемешанных в центре стола. Участники игры берут по очереди по одной карточке и зачитывают вслух. Если ученик считает, что прочитанное ему подходит, он оставляет карточку себе. Если он считает, что содержание карты подходит к кому-то другому, он передает ему (ей) карту и пытается ее обосновать. Если карта не подходит никому, она кладется в отдельную стопку – «корзину для мусора». Когда все карты распределены, участники зачитывают их вслух в виде историй о себе.
Я никогда не выбрасываю хлеб.
Мне часто не хочется чистить зубы.
Иногда я мою руки без мыла.
Я вытираю ноги, только если мои ботинки очень грязные
Я с удовольствием помогаю маме.
Я с удовольствием помогаю маме.
Я люблю пить воду из-под крана.
Я всегда жду, когда мама пришьет мне пуговицу.
Порядок в моем портфеле касается только меня
Я часто не успеваю сделать дело к сроку.
Хорошо, если мама выбросит все лишнее из портфеля или рюкзака.
Лучше иметь ботинки на «липучке», чем со шнурками.
Ухаживать за ногтями должны только девочки.
Мне нравиться вертеться перед зеркалом.
Я часто опаздываю в школу.
Темная одежда мне нравиться больше – на ней не видно пятен.
Если звенит звонок, то можно и не мыть руки после туалета, а то опоздаешь.
Если звенит звонок, то можно и не мыть руки после туалета, а то опоздаешь.
Мне кажется, что на деньгах очень много микробов.
Последний раз я был у зубного врача меньше года назад.
Я жую жевательную резинку не только после еды.
Я всегда выключаю свет, если он мне не нужен.
Мой лучший друг – компьютер.
Я сам решаю, когда нужно мыть голову.
Мои вещи всегда гладит мама.
Мыться под душем мне нравится больше, чем принимать ванну.
Если никто не видит, я брошу фантик от конфеты под батарею.
Мне кажется, что хозяйство – женское дело.
Я спокойно могу читать, даже если в комнате ужасный беспорядок.
Я чищу зубы около трех минут.
Если нет ножниц, ногти можно отгрызть.
После еды я убираю грязную посуду в раковину.
У меня в рюкзаке всегда есть расческа.
Носовой платок я беру с собой, только если мне его даст мама.
Мне не нравится, когда моя парта изрисована или поцарапана.
Мне нравится готовить.
Если нет кипяченой или другой чистой воды, я лучше потерплю, чем буду пить воду из водопровода.
Можно есть лапшу быстрого приготовления в сухом виде, это даже вкуснее.
Если я порежу палец, я сам смогу остановить кровь.
Если я покупаю продукты, я не смотрю на срок годности – это должны делать взрослые.
Я никогда не открываю дверь ногами.
Моя обязанность по дому - выносить мусор.
Даже если цветок в горшке начнет сохнуть, я не полью его, пока мне не напомнят.
Когда я вырасту, тогда все буду делать сам, а сейчас необязательно.
Ухаживать за домашними животными не так приятно, как с ними играть.
У меня нет постоянных обязанностей по дому, если что-то попросят, я сделаю.
Если моя мягкая игрушка порвалась, наверное, я ее выброшу.
Я знаю, сколько мои родители платят за электроэнергию.
Если мне купили что-то из одежды, я обязательно спрошу цену.
Иногда я очень долго ищу что-нибудь нужное в моем столе.
Стоит отметить, что многие утверждения подойдут нескольким детям одновременно.
В такой ситуации карточка достается тому, у кого данный аспект поведения присутствует в большей степени, что должно выявиться в процессе коллективного обсуждения.
Такие обсуждения по ходу игры не должны вызывать насмешки, скепсис, отвержение
как прямые и директивные нравоучения и запреты. Этому способствует доверительные отношения между классным руководителем или родителями. Очень полезная игра для детей. Она основана на настольной игре, созданной немецким психологом Г. Хорном.
Эта игра адаптирована для наших целей, но это не привело к искажению идеи игры.
Литература:
«Интеллектуальный марафон» 5-11 классы
Журнал «Классный руководитель», 1998 год,№2
Журнал «Классный руководитель» 2001 год, №6
Журнал «Классный руководитель», 2007год,»7,4,1
Журнал «Классный руководитель» 2001 год №2
Журнал «Классный руководитель»2003год №5
Журнал № 3 за 2004 год, «Классный руководитель»
Методические пособия для классного руководителя «Классный час играючи»
Спутник классного руководителя, за 2008 год №2