Педагогический проект От успеха на занятиях к успеху в жизни


Педагогический проект
«От успеха на занятиях к успеху в жизни»
В условиях современного общества недостаточно создать условия для формирования умений и навыков в области изучаемого ребенком направления: авторская песня, гитара, хореография, необходимо научить обучающихся учиться и общаться, презентовать себя, быть компетентными в различных областях. Современная педагогика имеет большой потенциал в виде активных методов, применение которых способствуют формированию ключевых компетенций обучающихся.
Новизна заключается в выявлении особенностей применения активных методов обучения, как ресурса формирования учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенций; в обосновании педагогических условий формирования ключевых компетенций в образовательном процессе дополнительного образования.
Актуальность данного проекта вызвана новыми требованиями к образованию.
Социальные изменения, происходящие в обществе, требуют пересмотра традиционного подхода к образованию и воспитанию обучающихся. Педагогический процесс протекает не только в стенах школы, но и во внешкольной среде, включая учреждения дополнительного образования.
В настоящее время одной из задач педагога - «поиск средств и методов развития образовательных компетенций обучающихся как условие, обеспечивающее качественное усвоение программы» (А.Хуторской). Для решения этой задачи требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Цель проекта: создание условий для формирования ключевых компетенций обучающихся в процессе реализации дополнительной образовательной программы «Наполним музыкой сердца».
Задачи: Провести анализ активных методов обучения, включая дистанционные, в образовательный процесс и их влияния на сформированность ключевых компетенций.
Создать «банк активных методов обучения», «банк дистанционных мероприятий».
Обобщить и распространить опыт работы в форме методических рекомендаций.
Объект исследования: Ключевые компетенции.
Предмет исследования: Активные методы обучения.
Гипотезы: Активные методы обучения в образовательном процессе обеспечат развитие способностей обучающихся для жизни в современном обществе и их творческую самореализацию;Ситуация успеха спроектированная для обучающихся в процессе реализации активных методов обучения, будет способствовать развитию у них уверенности, компетентности и максимальной реализации собственного потенциала.
Ожидаемые результаты:
Изменение отношения детей к образовательному процессу, повышение их мотивации к обучению за счет расширения пространства изучаемого предмета;
повышение уровня сформированности ключевых компетенций обучающихся;
повышение качества усвоения образовательной программы;
повышение профессионального уровня педагога, а в результате изменение качества и содержания образовательного процесса.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанных материалов по использованию активных методов обучения для развития ключевых компетенций в работе педагога дополнительного образования, в возможности практического применения педагогами разработанных приемов.
План реализации проекта
I этап – организационно-теоретический 2014-2015 учебный год.
Анализ внедрения активных методов обучения, включая дистанционные, их влияние на сформированность ключевых компетенций.
Изучение, обобщение и применение опыта по внедрению активных методов обучения и проведению дистанционных мероприятий как средств формирования ключевых компетенций всех участников образовательного процесса.
Применяемые методы: изучение и теоретический анализ материалов исследований и психолого-педагогических публикаций по данной теме; изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение, опрос; диагностическое исследование; анализ результатов тестов, составленных на основе традиционных и компетентностных заданий.
II этап – практико-ориентированный 2015-2016 учебный год. 
Создание «банка активных методов обучения», внедрение активных методов обучения и дистанционных мероприятий в образовательный процесс и диагностирование их влияния на сформированность ключевых компетенций. Анализ мероприятий и занятий, проводимых с применением активных методов и современных средств обучения.
Применяемые методы: изучение педагогического опыта; изучение и теоретический анализ предоставляемых в информационном пространстве возможностей использования дистанционных мероприятий; наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование; анализ результатов тестов, составленных на основе традиционных и компетентностных заданий.
III этап – аналитико-обобщающий 2016-2017 учебный год. 
Обобщение и распространение опыта работы в форме методических рекомендаций.
Методы: обобщение педагогического опыта; опрос, анкетирование, диагностические тесты, составленные на основе компетентностных заданий, анализ внедрения применяемых активных методов.
I этап – организационно-теоретический 2014-2015 учебный год.
Известно, до 70% личностных качеств закладывается в детстве. Педагогу необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить обучающегося мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Целями образования, которые ставят перед образовательным учреждением государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как на занятии, так и при организации и проведении воспитательных мероприятий.
АМО - (Активные Методы Обучения) – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала.
АМО подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими обучающимися.
Существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. К АМО относят различные формы организации образовательного процесса такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, проектное обучение, обучающие игры, исследовательская работа. В других случаях, авторы относят к активным методам обучения отдельные приемы, решающие конкретные задачи. В том и другом случае происходит активизация образовательного процесса. Наверное, по этому признаку все перечисленное можно отнести к активным формам, методам, приемам обучения.
Рассмотрим классификацию методов активного обучения предложенную Смолкиным А.М.. Он различает имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным это все способы активизации познавательной деятельности на занятиях.
Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие.
Схематично данную классификацию можно представить следующим образом:
активные методы обучения
неимитационныеимитационные
игровые неигровые
проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция; эвристическая беседа; поисковая лабораторная учебная дискуссия;самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии деловая игра;педагогические ситуации;педагогические задачи и т.п. коллективная мыслительная деятельность;ТРИЗ работа;
Появление методов активного обучения связано со стремлением педагогов активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: мышление, действие и речь. Ещё один в неявном - эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание. Степень активизации обучающихся рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии проявляется. Например, на лекции используется мышление (в первую очередь память), на практическом занятии — мышление и действие, в дискуссии — мышление,
речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре —все виды активности, на экскурсии —только эмоционально-личностное восприятие. Этот подход согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) — до 90%. Методы могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки, так и в сочетании с традиционными. Признаки методов. Адекватности учебно-познавательной деятельности характеру будущих практических (должностных) задач и функций обучаемого. Особенно это касается вопросов личностного общения, служебных и должностных взаимоотношений. Благодаря его реализации возможно формирование эмоционально-личностного восприятия обучающимися направления изучаемой деятельности. Наиболее полно подходы к реализации этого признака изложены в теории. Чаще всего, выделяют следующие признаки:
Проблемность. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью педагога и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном опыте, логике и здравом смысле. Оптимальный вариант проблемной задачи — задача, решение которой неоднозначно даже для специалиста, педагога.
Взаимообучение. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением методов активного обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. Этот признак не отрицает индивидуализацию обучения, но требует его разумного сочетания и умелого использования. Многочисленные эксперименты по развитию интеллектуальных возможностей обучающихся показали, что использование коллективных форм обучения оказывало даже большее влияние на их развитие, чем факторы чисто интеллектуального характера.
Индивидуализация. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Признак также подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегулирования, самообучения.
Исследование изучаемых проблем и явлений. Реализация признака позволяет обеспечить формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.
Непосредственность, самостоятельность взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических средств) исполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения — педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале педагог становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.
Мотивация. Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так и регламентируемой учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых педагогом мотивов обучающихся выступают: профессиональный интерес; творческий характер учебно-познавательной деятельности; состязательность, игровой характер проведения занятий; эмоциональное воздействие.
Структура методов активного обучения
Выделяют четыре структурные группы элементов игровой деятельности, которые имеют место при реализации всех форм и методов активного обучения.  
Проблемное содержание. Имитационная модель — это основной, центральный элемент деловой игры. Если рассматривать весь комплекс методов активного обучения, то в основе других игровых форм, вместо нее, могут использоваться творческие (или проблемные) задачи, ситуационные задачи, проблемные вопросы. 
Вторым элементом реализации проблемного содержания выступает игровая среда.   Организация участников игрового действия. Этот элемент игры отражается в способах формировании команд, определении и распределении ролей.  
Игровое взаимодействие. Порядок, вид и способы действий участников определяют правила, которые описываются отдельно или в сценарии игры. Условия, в которых осуществляется игровое взаимодействие, называют игровой обстановкой.  
Методическое обеспечение. Требование формирования дидактической модели игрового действия, реализации принципа двуплановости выполняется при осуществлении всех перечисляемых выше игровых элементов, но только дидактическим целям служат такие игровые элементы как погружение, рефлексия и система оценивания. Они обеспечивают успешность игрового действия и поэтому в наибольшей степени отвечают дидактическим целям игры. Совокупность всех игровых элементов в части их дидактической направленности трактуется как игровая модель.
Выбор методов обучения
Большинство из исследователей проблемы методов обучения приходит к выводу о том, что поскольку понятие «метод» многостороннее, то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться педагогом. В любом акте образовательной деятельности всегда сочетается несколько методов. Методы всегда как бы взаимопроникают друг в друга, характеризуя с разных сторон одно и то же взаимодействие педагогов и обучающихся. И если мы все-таки говорим о применении в данный момент определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося особенно большой вклад в решение основной дидактической задачи.
В дидактике установлена следующая закономерность: чем в большем числе аспектов был обоснован педагогом выбор методов обучения (в гностическом, логическом, мотивационном, контрольно-оценочном и др.), тем более высокие и прочные учебно-воспитательные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время. При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
1 Соответствие методов принципам обучения.
2. Соответствие целям и задачам обучения.
3. Соответствие содержанию данной темы.
4.Соответствие учебным возможностям обучающихся: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям учебной группы.
5. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения.
6. Соответствие возможностям самого педагога. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, личностными качествами педагога и пр.
В ходе проведенных нами исследований по теме «методы обучения» мы выяснили, что методы обучения –это способ организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Существуют различные классификации. Традиционными из них является классификация по источнику проведения знаний: словесное, наглядное практическое. Наряду с традиционными методами обучения в современной педагогике используются методы активного обучения (МАО) МАО - совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию образовательного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. Использование методов активного обучения связано со стремлением педагогов активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. Знания методов активного обучения, необходимы в профессиональной деятельности педагога как средство воспитания личности. Знание и умение использовать методы обучения помогут педагогу достичь высоких результатов. Результаты работы на данном этапе могут быть использованы для проведения семинаров, практических занятий, докладов.
Литература
Педагогика: учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики нач. Обучения пед. Ин-тов. / под ред. С. П. Баранова и др. - М.: Просвещение,2004.
Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика: Учеб. Для вузов. Сб. Питер, 2000
Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М., 2001
Зотов Ю.Б. Организация современного урока / Под ред. П.И. Пидкасистого, М.,2001.
Педагогика/Под ред. Л.П.Крившенко. М., 2004 Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. —М.: Педагогическое общество России,2000.
Столяренко Л.Д.Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике: Экспресс- справка для студентов вузов. Ростов М/Д: Март, 2000.
Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. – Минск: Изд-во Университетское,2003