Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка


МКОУ «Коршуновская сош»
«Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе»
Работая учителем русского языка и литературы в течение многих лет, главной своей задачей ставила научить каждого ученика. С изменением социально-экономических условий, вхождением в жизнь компьютеризации у детей изменилось отношение к учёбе. Сейчас в большей своей части дети смотрят не в книгу, а на экран. Давно поняла, что нужны совершенно новые подходы к обучению.
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача. Научить учиться – лозунг стандартов II поколения. Новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного слушателя. В стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно.
Чтобы выполнить все поставленные задачи, у учителя должна быть база знаний. Он сам должен пройти через систему повышения квалификации. Пройдя курсы повышения квалификации, поняла, чтобы стандарт был хорошо усвоен, в своей деятельности мне нужно следующее:
1.      Изменить подачу нового материала, основываясь на новые технологии. Не давать новые знания в готовом виде, а стимулировать исследовательскую деятельность учащихся.
2.      Сформировать у учащихся универсальные учебные действия для того, чтобы родилось новое знание, чтобы ребёнок был наиболее успешен в жизни.
3.      Начать работу по новому УМК, который направлен на развитие детей.
Это нужно для того, чтобы у ребёнка, которого доверили тебе родители, сформировалось умение и желание учиться в течение всей жизни, работать сообща, саморазвиваться.
Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой.
Отличие урока в традиционном обучении от урока при системно-деятельностном подходе для лучшего восприятия можно представить в таблице:
Урок в традиционном обучении Урок при системно-деятельностном подходе
1. Цели урока задаются только учителем без целеполагания у учащихся. 1. Цели и задачи задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель не обучает детей рефлексии, сам не реализует рефлексивную функцию в обучении 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие
3. Формы и методы урока однообразные, не вызывающие субъективную позицию ученика 3.На уроке используются разнообразные формы, методы, приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе
4. Диалоговые формы на уроке не используются (или используются неэффективно) 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель реализует преимущественно репродуктивную форму обучения, не умеет ее сочетать с проблемной (не владеет методикой постановки и решения проблемы) 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. Учитель не склонен принимать другое решение, не поддерживает стремление учеников к спору, дискуссии. 6. Учитель принимает, поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
7. Система отношений, атмосфера урока подавляют возможности совместной продуктивной деятельности. 7. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта
8. Личностное воздействие не реализуется 8. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие
9. Контроль и оценку осуществляет сам учитель 9. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки
10. Учитель не использует специальных приемов осмысления учебного материала 10. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы
11. Коммуникативные ситуации специально не планируются, возникают и реализуются стихийно 11. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
12. В оценке знаний ученика ориентируется только на общие критерии, не учитывая минимальных индивидуальных продвижений, не поощряя их. 12. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи
Моделирование урока  с позиции системно – деятельностного подхода:
1. Самоопределение к деятельности начинается с мотивации.
2. Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля.
3. Совместная с обучающимися постановка цели.
4. Постановка проекта выхода (совместный поиск путей решения проблемы).
5. Закрепление во внешней речи (с монологическим или диалогическим оформлением решения).
6. Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой.
7. Включение в систему знаний и повторение (неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта).
8. Рефлексия.

Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Для этого нужна постоянная работа учителя, который находится в поиске нового и достаточная материальная база для проведения и организации практической деятельности.
Какие трудности встречались мне в работе? Это:
1. Держать позицию сотрудника.
2. Не хватает терпения, чтобы дождаться ответа от ребёнка. Проскальзывает подсказка, которая «убивает живую мысль ребёнка». Задаются лишние вопросы, которые мешают ребёнку думать.
3.Желание сэкономить временя на: прослушивание замысла каждого, рефлексию.
Экономия времени чревата тем, что, во-первых, не зная замысла ребёнка, нельзя оказать ему своевременную помощь; во-вторых, ребёнок выпадает из учебного процесса, теряет смысл работы.
4. Трудно признать, что если ребёнок не включается в работу, то у меня что-то не получается.
Ключевой фигурой в решении проблем является учитель. Если учитель  открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОС, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.