Русский язык. Урок развития речи.Редактирование текста по картине И. И. Шишкина Зима


Макеевская общеобразовательная школа I-III ступеней №50
Русский язык. 3 класс. Метапредметный урок.
Урок развития речи. Редактирование текста по картине И. И. Шишкина «Зима».
Презентация проекта «Зимние страницы»
Подготовила Фомина Елена Юрьевна,
учитель начальных классов
Макеевка
2016 год
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3
Автор УМК: «Школа России»
Тема урока. Редактирование текста по картине И. И. Шишкина «Зима». Презентация проекта «Зимние страницы».
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Цели урока.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания (к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов).
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм, выявление теоретических основ развития и построения содержательно-методических линий.
Ход урока
Этап мотивации: прием «Нестандартный вход в урок»: учитель задает вопросы и, получив ответ, «снимает снежные оковы».
– Ребята, помогите мне «расколдовать» тему нашего урока, «снять снежные оковы».
Назовите, какое время года хозяйничает на улице, в нашем проекте и на уроке? (Зима)
Назовите художника, который написал картину с таким названием. (И.И. Шишкин)
А кто создает такие красивые узоры? (Мороз)
– Итак, на уроке развития речи мы продолжим работу над текстом описанием. Откройте тетради, запишите дату и вид работы. (Дети комментируют)
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Игра «Подскажи словечко».
– Играем в «Подскажи словечко», называем одним словом понятия, о которых сегодня пойдет речь на уроке, и определяем их место жительство. Сначала установим, как называются домики, а потом определим их жителей.
(Дети называют слова и распределяют их в «домики», которые проецируются на экране)
Изображение окружающего мира красками или непосредственно произведения искусства. (Живопись)
Связное высказывание на определенную тему. (Текст)
Устное или письменное высказывание о признаках предмета или явления. (Описание)
 Картина, живописное произведение. (Полотно)
Картина с изображением природы. (Пейзаж)
Человек, который пишет картины. (Художник)
Слово, образное выражение, которое характеризует какое-нибудь свойство или качество предмета. (Эпитет)
Изменение текста для улучшения его содержания. (Редактирование)
– Задача нашего урока: редактирование текста по картине И.И. Шишкина «Зима».
III. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.
«Зимний поэтический вернисаж»: работа в парах.
– Ребята, работа в парах. Зима бывает разная. То светит солнышко, и переливаются в его лучах разноцветными волшебными огоньками сугробы. Вокруг, куда ни глянь, белоснежное покрывало зимушки-зимы. А бывает вдруг, что завоет злой, лютый ветер, заметает пургой всю округу, ничего не видно-сплошная снежная стена. Поэтому и зимние пейзажи такие разные. Внимательно посмотрите на наш «Зимний вернисаж». Назовите картины и их авторов (Ответ детей). А на карточках нужно установить с помощью стрелок соответствие между отрывками из стихотворений, которые звучали у нас на конкурсе, и картинами И.И. Шишкина. (Ответ детей)
Прочитайте еще раз подпись к картине «Зима». Это будет эпиграф к нашему уроку и тексту. Запишите его правильно в тетрадь: справа и чуть дальше середины строки. (Учитель комментирует запись)
– А теперь назовите эпитет в эпиграфе. (Чародейкою зимою) Какой частью речи он выражен? (Ответ детей), а на уроке будем использовать в работе над текстом другую часть речи. Но сначала с помощью кластера посмотрим и оценим вашу работу в проекте «Зимняя страничка». Откройте учебник на с. 60. С помощью сигнальных карт оцените ответ товарищей: снежинка – правильный ответ, сосулька – нет.
Работа с учебником: кластер (с. 60), сигнальные карты.
– Прочитайте слова в кластере (Дети читают слова самостоятельно, а затем один ученик вслух).
Какой темой можно объединить эти слова? (Зима)
Какие слова вы хотели бы добавить? (Зима, Новый год, подарки, елка, стужа, горка, снежки, лыжи, санки, каток, коньки, сосулька).
Какой частью речи являются все слова кластера? (Ответ детей)
Какие из них вызывают радость? (Ответ детей)
А какие слова можно назвать снежными? (Снег, снежинка, снеговик, снегопад, снегири, Снегурочка)
Как называются такие слова? (Однокоренные) Почему?
Подберите к слову «метель» синонимы. (Метель – стужа, метелица, вьюга, пурга, буран, завируха).
Назовите антоним к слову «лед». (Огонь, пламя).
Названием, какой литературной сказки можно заменить ключевое слово кластера и наш эпиграф к уроку? (К.Д. Ушинский «Проказы старухи Зимы»)
3. Работа с буктрейлером.
– Действительно, всегда уверенно и бойко пишет Зима свою картину. Давайте представим, что мы не в классе, а там, в зимнем лесу. Наберем полную грудь чистого морозного воздуха и оглядимся вокруг, прислушаемся, почитаем книгу зимы. А помогут нам в этом писатель Георгий Алексеевич. Скребицкий, композитор Антонио Вивальди и совсем не старуха Зимушка-зима. По окончании просмотра работа покарточкам6 составляем алгоритм пирамиду по содержанию отрывка рассказа. (Демонстрация буктрейлера, работа по карточкам, ответы детей).
IV. Минуты отдыха.
– А теперь отдохнем и вспомним о зимних праздниках и забавах.
V. Этап включения изученного в систему знаний: работа по картине И. И. Шишкина «Зима».
Беседа по картине.
– Ребята, а с какой картиной Шишкина созвучно содержание рассказа? (Ответ детей) Давайте вспомним некоторые факты о его жизни и творчестве.
а) рассказ о творчестве художника;
б) анализ картины;
Какой это вид живописи? (Ответ детей) Давайте докажем это.
Какой уголок природы изображен на картине? (Лес)
Почему картина называется «Зима»? (Потому что в лесу много снега)
– Изображение природы – это пейзаж, зима в лесу – тема картины.
Что напоминает земля, укрытая снегом? Почему?
С чем можно сравнить зимний наряд деревьев?
Какие краски преобладают на заднем плане? Светлые или темные?
Каким выглядит лес? Что он нам напоминает?
– Красота и сказочное величие зимнего леса навевают тишину, спокойствие, умиротворенность – это идея картины.
А какое другое название вы бы дали картине? Почему? (Ответ детей) Давайте запишем его в тетрадь. Это будет название нашего текста.
(Зима в лесу или Зимний лес).
в) исполнение песни, анализ выразительных средств текста;
Ребята, вспомните есенинские строки: «Поет Зима, аукает, мохнатый лес баюкает сто звоном сосняка…», а что это за песня, вы узнаете, разгадав ребус. Внимание на экран. (Ответ детей) А как вы думаете, почему это колыбельная, а не марш? (Ответ детей) Вы учили такую песню на уроках музыки. Давайте ее споем. А теперь расскажите о художнике Зиме словами из песни. (Ответ детей)
г) чтение стихотворения Ф. Тютчева и сопоставление его с содержанием картины.
– Стихотворение, какого русского поэта созвучно теме и идее картины И.И. Шишкина «Зима»? (Ответ детей) Сейчас мы еще раз услышим его в исполнении победителя нашего конкурса чтецов …….
Чем очарованы художник Шишкин и поэт Тютчев? Что их восхищает? (Ответ детей)
Редактирование текста.
а) чтение текста и его анализ;
– Ребята, а свое восхищение сказочной картиной зимнего леса мы выразим, отредактировав предложенный нам текст, прочитайте его. (Дети читают) Понравился ли вам текст? Почему? (Ответ детей) Правильно, он обедняет картину. Ее описание не будет полным и ярким, если называть только то, что на ней изображено. А какая часть речи поможет описать признаки предметов? (Ответ детей) Как называются такие образные определения, прилагательные? (Эпитеты)
Художника Шишкина называют п…вцом *** леса.
Вот в *** чащу заглянула з…ма. Укрыла *** д…ревья снегом. Л…жит он на ветках, ств…лах, сучьях *** ша__ками. Нам…ла ***сугробы. Св…тло и тихо в царстве *** з…мы. Спит лес *** сном.
б) речевая и орфографическая подготовка;
– Ваша задача – переписать текст, вместо снежинок вставить эпитеты, соответствующие содержанию картины. Дети, у которых фиолетовая снежинка на карточке, должны из предложенных в скобках эпитетов выбрать наиболее подходящий. Те, у кого карточка с синей снежинкой, подбирают нужный эпитет в словаре для справок. Ребята, у которых голубая снежинка на карточке, эпитеты подбирают сами и могут использовать еще и другие образные выражения из словаря для справок.
Но сначала, давайте назовем орфограммы в тексте и объясним их написание:
слова с безударной гласной в корне слова;
слова с буквосочетаниями, написание которых нужно запомнить;
слова с сомнительным согласным;
слова с разделительным мягким знаком;
написание фамилий.
в) запись текста.
VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Чтение 2-3-х работ обучающихся.
– Изменился ли текст? Какой рассказ был лучшим? Почему?
Домашнее задание: с. 62, упр.108.(Дети комментируют)
Составить текст по картине, форма на выбор – устная или письменная. С самооценкой светофором: красный – с помощью родителей, желтый –
частичная самостоятельность, зеленый – самостоятельно.
Итог урока: «Дерево-Зима: мое мнение».
– Перед вами «Дерево-Зима: мое мнение», воспользовавшись снежинками, выскажите его о работе на уроке и в проекте. (Дети выполняют и анализируют результат).
– А в заключении мне хочется сказать вам, ребята, что природа прекрасна в любую погоду и в любое время года – зимой, весной, летом, осенью.
Она нам не жалеет ничего,
Даря свои бесценные дары,
А требует взамен лишь одного –
Чтоб люди были к ней добры!