Сообщение по теме «Самообразование как необходимое условие повышения статуса учителя музыки»

Сообщение по теме «Самообразование как необходимое условие повышения статуса учителя музыки»

«Педагоги не могут успешно кого-нибудь учить, если в это время не учатся сами»
Али Апшерон
«Мастерство – это то, чего можно добиться, и как может быть известным мастер-токарь, прекрасным мастер-врач, так должен и может быть известным мастер-педагог, а насколько он овладеет мастерством – зависит от собственного напора и целеустремленности».
Курсы повышения квалификации, конференции, семинары, профессиональные конкурсы, педагогические советы, открытые уроки, все это способствует развитию учителя как личности и профессионала, но, безусловно, ключевая роль в обеспечении процесса образования педагога принадлежит самообразованию.
Традиционное самообразование – это чтение специальных статей и книг по профильным предметам, изучение широкого круга тем в области психологии, педагогики, философии, искусства, художественной литературы, социальной публицистики и.т.д. Ведь для того, чтобы разработать, подготовить один урок, каждый из нас изучает огромное количество информации.
Информатизация общества существенно изменила подходы к самообразованию. Развитие профессиональной компетенции педагогов, удовлетворение запросов личности в развитии сегодня неизбежно ведёт к использованию информационно - коммуникационных технологий, без которых, мы уже, не мыслим жизни.
Информационные технологии сделали практически общедоступным колоссальный объём информации в самых разных направлениях человеческой деятельности. Например, при подготовке к урокам музыки, я стараюсь в полном объеме использовать интернет – ресурсы. Я думаю, все со мной согласятся, что интернет - ресурсы позволяют предоставить нам много интересующей нас информации. Можно узнать что – то новое о композиторе, о создании его музыкальных произведений, просмотреть видеоряд его жизни, семьи, эпохи; обратиться к исследованиям творчества; выбрать нужную технологию изучения конкретного произведения, формы, приёмы и методы работы, заимствовать интересные дидактические материалы.
Информационная культура человека, умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами для саморазвития и самосовершенствования многое сегодня определяют.
Основной целью современного музыкального образования в школе является «становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры» (Стандарт основного общего образования по искусству).

Индивидуальная тема самообразования:
"Формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры"
На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной культуры, я, как учитель музыки, чувствую себя ответственным за музыкальное воспитание учащихся.
«Как воспитать ребёнка средствами музыки?» Этот вопрос волнует каждого учителя. Бесспорно, достоинства классической музыки – это путеводная звезда для воспитания добра, справедливости, эмоционального отношения к миру. Вместе с тем, разумное включение в урок музыки фольклора, достойных образцов авторской песни, джаза, рок-музыки помогает установить арки между музыкально – историческими эпохами, стилями, направлениями, жанрами и формами и что особенно важно – острее понять и почувствовать жизненный смысл музыкального искусства.
Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и других), поэтому моя педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем формированию в учащихся музыкальной культуры, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности.
Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой, воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу.
Цели, которые перед собой ставлю:
Развивать у детей творческие способности.
Активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся.
Способствовать формированию у школьников умений и навыков выразительного исполнения музыки
Развивать умение давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать свое мнение.
Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре народов мира.
Урок музыки – это, прежде всего, урок искусства, урок творчества, на котором я решаю следующие задачи:
воспитание эмоциональной культуры ребёнка;
привитие устойчивого слушательского внимания, духовного сосредоточения как исток пути к становлению художественного вкуса;
формирование исполнительской культуры ребёнка, как самовыражение его впечатлений и переживаний в пении, музыкально-ритмической деятельности;
развитие музыкальных и творческих способностей как предпосылки для самоутверждения личности;
расширение кругозора школьника в области искусства.
Условия для решения этих задач:
доброжелательная атмосфера и положительные эмоции детей;
построение уроков по законам искусства;
педагогическая импровизация на волнующую жизненную проблему;
совместная музыкально-творческая деятельность учителя и ученика.
«Если в раннем детстве, – писал В. А. Сухомлинский – донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство».
В целях формирования у учащихся любви и понимания музыки во всем ее богатстве ее форм и жанров, т.е. воспитания в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, стремлюсь увлечь учеников всем тем, что люблю сама, хочу, чтобы ученики с удовольствием приходили ко мне на уроки.
Ученики для меня во многом соратники, собеседники, друзья – люди, с которыми мне интересно.
Всем известно, какое сильное эмоциональное воздействие оказывает на нас музыка. Музыка – это не только развлечение, но и хорошее средство для воспитания психически здоровых людей. Поэтому я стремлюсь, чтобы на моих уроках дети не только нравственно обогащались, но и физически становились здоровыми. Для этого я использую специальные дыхательные упражнения, развивающие певческое дыхание и способствующие развитию легких. Все это благотворно влияет на здоровье детей.
Музыка и жизнь – это генеральная тема, своего рода "сверхзадача” моих уроков музыки. Стараюсь, чтобы эта тема пронизывала все занятия во всех звеньях с первого до последнего.
Основой формирования музыкальной и духовной культуры школьников является восприятие музыки. В процессе восприятия музыки включается жизненный и музыкальный опыт школьников, относящийся к более широкой сфере музыкальных явлений. Это и опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием музыкального искусства, и художественный опыт, связанный с исполнением музыки.
Я стремлюсь на уроках научить детей по-настоящему слышать музыку, размышлять о ней. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль.
Моя задача состоит в том, чтобы все 40 минут урока создавали ситуацию, способную формировать состояние человеческого открытия мира музыки. Всю свою работу на уроке строю так, чтобы музыка переживалась ребятами, чтобы не было равнодушных глаз, лиц у тех, кто слушает музыку.
В своей работе я использую такие методы музыкального обучения, которые направлены на решение поставленной задачи и организацию усвоения содержания, которые способствуют установлению целостности процесса музыкального обучения на уроке музыки как уроке искусства. Это:
метод сравнительного анализа;
метод эмоциональной драматургии;
метод перспективы и ретроспективы;
проблемно поисковый метод.
Для реализации всех методов музыкального обучения я на уроках музыки использую различные формы обучения. Это слушание, исполнение, игра, решение музыкальных кроссвордов, комбинирование музыки с другими предметами (ИЗО, литература, история), для увеличения интереса к музыке использую новые формы работы: компьютер, показ и анализ видеофрагментов, творческие работы учеников.
Интернет-технологии на уроках музыки применяю таким образом, что дети сами через Интернет находят информация о композиторах, музыкальных инструментах, значение музыкальных терминов, поиск портретов композиторов, новости музыкальной культуры. Всё это оформляется ими в виде рефератов, сообщений, наглядных пособий и т. д.
Но не нужно забывать устоявшиеся традиционные формы работы (пение, слушание музыки, музыкально - ритмические движения и т. д.).
Для углубления интереса и знаний школьников в области музыкального искусства, использую такие формы внеклассной работы, как пение группами, ансамблями, работа с солистами. Вместе с ребятами принимаем активное участие в проведении праздников, концертов, различных вечеров, общепоселковых мероприятий.
Едва ли не главную роль в успехе концерта играет его программа. А программа определяется репертуаром. Значение репертуара не исчерпывается необходимостью показа достижений коллектива. Не менее важную роль он (репертуар) играет и в эстетическом воспитании его участников, а также в развитии музыкального вкуса исполнителей и аудитории.
Коллективы, созданные в нашей школе, не раз принимали участие в конкурсах различного уровня и становились лауреатами и дипломантами.