Статья «РАЗВИТИЕ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПОНИМАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА


«Развитие речи учащихся через понимание лексического значения слова в классах
с полиэтническим составом».

Особое внимание в условиях подготовки и проведения урока русского языка и литературы стараюсь уделять работе по развитию речи учащихся. Формы такой работы многообразны, значимость её велика и невозможна без систематической работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Да, не все ребята умеют правильно говорить, стоить диалог, монолог, доказывать, словарь их беден, наблюдается нарушение норм речи.
При обучении русскому языку как второму нерусские учащиеся встречаются с большими трудностями, особенно тогда, когда их родной язык относится к иной языковой системе. В этом случае они, как правило, мыслят на родном языке, поэтому допускают большое количество ошибок, являющихся следствием ложных соответствий своего родного языка и изучаемого. Касаясь данного вопроса, известный лингвист и методист Л.В. Щерба отмечал, что «родной язык нельзя изгнать из голов школьников, которые только тогда понимают смысл нового для них слова или языкового явления, когда находят для них соответствующие эквиваленты в родном языке.» Например,в русском и турецком языках попугай глуповат .Образ соловья и в русском, и в турецком языках используется для характеристики излишне словоохотливого человека
Слова в активную речь учащихся вводятся в том естественном лексико-грамматическом окружении, в котором и существует любое слово: в предложении, контексте. Поэтому я часто опираюсь на знакомые ребятам художественные произведения. При организации работы над новыми словами необходимо стремиться к тому, чтобы ученики усвоили как можно больше словосочетаний с изучаемыми словами и научились их использовать в различных речевых ситуациях. Поэтому сочетание словарной работы с работой над словосочетанием и предложением – необходимое звено в обучении русскому языку детей, для которых русский язык – не родной язык.
Объяснение значения слова это лишь первый этап в процессе обогащения словаря учеников. Каждое слово необходимо провести через сознание школьника несколько раз, включая его в разные контексты и использован различные приемы (чтение слова орфоэпически и орфографически, поиск слова и его толкования в словаре, запись слова, составление словосочетаний и предложений, выбор слова из ряда других, показ предмета, действия или признака, называемого словом, перевод слова на родной язык, морфемный или словообразовательный анализ слова).
Приведу примеры заданий, направленных на формирование умения употреблять в речи многозначные слова, антонимы и синонимы.
1. Какое из данных слов (летят, плывут) можно вставить в оба предложения?
По небу... облака. Корабли... к берегу.
2. Запиши предложения, заменяя слово идёт близкими по смыслу.
Автобус идёт в парк. По дороге идёт мальчик. На улице идёт дождь.
3. Найди в словаре толкование слова розетка. Придумай такие предложения, чтобы это слово употреблялось в разных значениях.
4. Соедини близкие по смыслу слова:
огонь          грязный
чистый   алый
красный   скакать
бросать   пламя
прыгать   озорник
шалун   кидать
Какие слова остались без пары? Почему?
5. Спиши предложения, заменяя выделенные слова близкими по значению.
Девочка искала книгу, которая исчезла со стола. На улице был холод, и мы остались дома. Приятели играли во дворе. На ветке сидела небольшая птичка.
6. Узнай слово по его значению.
Тот, кто сражается с врагом, – ...
Сильная метель, снежная буря – это...
Маленькая собачка – ...
Хлеб с маслом, сыром или колбасой – ...
Загородный дом для летнего отдыха – ...
7. Из каждого предложения выпиши парами слова с противоположным значением.
Родимая сторона – мать, а чужая мачеха. Труд кормит, а лень портит. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. Мягко стелет, да жёстко спать. Умел ошибиться, умей и поправиться. Ближний сосед лучше дальней родни.
8. Определить значение устаревших слов на примере литературных произведений (например, «Ночь перед Рожеством» и т.д.)

9. Соедини слова с противоположным значением:
нашёл          светло
чистый   поднял
уронил   грязный
темно   редкий
восход   потерял
частый   встал
сел   закат

Также использую метод “Погружение”
Впервые элементы данной технологии я применила на уроках в 5 классе при изучении слов в переносном значении . Чтобы сделать эти уроки эмоциональнее, объединяла уроки определённой темой осени. Использовала дидактический материал на осеннюю тему, иллюстрации художников, музыкальные инструментальные произведения. Своеобразный итог– подготовка к написанию сочинения – описания пейзажа на осеннюю тему.
При изучении раздела «Морфология» возникает острая необходимость в том, чтобы особо выделить те языковые явления русского языка, которые отсутствуют в родных языках учащихся. В турецком языке нет грамматической категории рода, соответственно, и тяжело даётся детям согласование в роде при изучении русского языка.
Часто я использую игру «Составь пару», элементы беру из художественных произведений. Например, вспомним произведение А.И. Куприна «Золотой петух». Подобрать прилагательные к слову петух, утро, заря и т.д.
Или когда изучаем лирику-какая она?
Также из прочитанных произведений выбираем героев, характеризуем их прилагательными. Когда учащийся знаком с текстом, поступками героев, ему легче подобрать правильные слова. Этому материалу нужно уделить особое внимание.
Значительные трудности связаны и с усвоением категории одушевленности и неодушевленности, так как в родных языках вопрос «кто?» ставится только к словам, обозначающим человека. Слова же, обозначающие животных, насекомых, птиц и неживые предметы, отвечают на вопрос «что?». При изучении данной категории следует обратить внимание на совпадение и несовпадение падежей имен существительных: винительного с родительным и винительного с именительным - и для выработки у учащихся навыков их правильного использования применить такие упражнения, как конструирование предложений с одушевленными и неодушевленными существительными, вставка в текст одушевленных и неодушевленных существительных в нужном падеже, перевод предложений с родного языка на русский и объяснение их сходств и различий в употреблении существительных и т.д.

Одной из наиболее сложных тем в курсе русского языка является «Глагол». Трудности усиливаются тем, что русскому глаголу присущи такие грамматические категории, как категория вида. Неправильное употребление видовременных форм глагола характерно для многих нерусских учащихся. Поэтому во время изучения данной части речи прежде всего основное место нужно отвести работе над глагольными приставками и суффиксами, которые придают словам различные значения.
Важно, чтобы при этом они владели семантикой глаголов совершенного и несовершенного вида: первые показывают, что действие доведено до качественного предела, т.е. его невозможно дальше продолжать; глаголы же несовершенного вида не показывают, что действие доведено до предела. В качестве материала для тренировочных упражнений по теме целесообразно использовать наиболее частотные видовые пары глаголов, которые будут способствовать выработке у нерусских учащихся навыков правильного употребления в устной и письменной речи глагольных форм. При изучении глагольных форм обращаемся к устному народному творчеству, глаголам в пословицах и поговорках.

В процессе работы над морфологическими темами следует постоянно обращать внимание на текстообразующие возможности различных частей речи.

Для того чтобы научить детей самостоятельно применять знания по русскому языку в письменной и устной речи, обязательно провожу работу с текстами.
Уделяю внимание следующим умениям: определять главную мысль текста, умение выбрать заголовок, отражающий тему или основную мысль; выделить часть текста и составить высказывания; выделить в тексте предложения, определяя языковые средства; отличать повествовательные и описательные тексты, тексты рассуждения; учить пользоваться ими в своей речи, находить в тексте речевые недочеты и исправлять их.
Урок - игра.
Особенно нужно выделить литературно-ролевую игру, когда каждая группа представляет одного или более литературных персонажей. Так, первый урок по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» можно назвать «Знакомьтесь, господа!». Герои, которых будут представлять ребята, рассказывают о своем прошлом, обмениваются первыми впечатлениями друг о друге. В чем же успех такого урока? Я думаю, что и в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев), и в доступности изложения материала, и в использовании яркой наглядности

Также могу перечислить ещё методы и приёмы.
Кластер
посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;
вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»); по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

Также использую игры на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности, логического мышления, речи. ("Футбол", "Испорченный телефон", "Что я? Кто я?", " Чепуха – не чепуха", «Лото») Например, "Футбол".
Игра проводится либо на 1 этапе изучения темы/раздела (в таком случае должно быть дано опережающее задание), либо на последнем, повторительно-обобщающем.
Класс делится на 2 команды.
1. Члены команды совместно продумывают вопросы для соперников, каждый вопрос должен вытекать из предыдущего. Переход инициативы в руки соперников происходит после того, как они ответят на заданный вопрос.
Данная игра способствует коррекции устной речи, памяти, внимания, аналитического мышления; происходит развитие коммуникативных навыков.
Игра может быть использована в любой возрастной группе.

«Найди лишнего»
- Нужно найти лишнее слово, объяснить по какому признаку, объяснить орфограмму:
а) красоваться, радоваться, огорчается
б) беречь, дочь, ночь
в) рисует, пишешь, танцует
Редактирование текста способствует развитию внимания, подключает аналитическое мышление, функции долговременной памяти. Этот метод хорош для создания ситуации успеха, при этом развивается эмоционально –волевая сфера ученика.
Исправление ошибок
Создание и использование тетради для справочных материалов.
Особый интерес представляет использование опорных схем, таблиц. Данный метод способствует развитию аналитического мышления учащихся, развитию долговременной памяти и умения строить связный рассказ по опорной схеме

Речетворчество.
Это подготовка сообщения на определённую тему, описание, «озвучивание» картины или «оживление» иллюстрации, анализ эпизода, рассказ от лица героя произведения. Зная способности, склонности, таланты учащихся, прошу нарисовать иллюстрацию к какому-либо произведению или эпизоду с последующей защитой своего рисунка, написать стихотворение, составить киносценарий эпизода, подготовить инсценировку басни или чтение по ролям и т. д. Такие задания помогают самореализации личности ученика, проявлению и развитию его творческих способностей, дают ребёнку возможность выразить своё «я», продемонстрировать собственное отношение к миру. Я обязательно включаю и выполнение заданий по орфографии, например, «Загадка в загадке», при выполнении которого дети не только вставляют пропущенные буквы, но, отгадав загадку, определяют лексическое значение и
часть речи.
Задание «Составь слово»: при выполнении этого задания нужно из одного
предложенного слова составить несколько таких, в которых было бы заданное сочетание
букв.
Также для понимания значений слов, развития навыков правильного построения речи применяю нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Типы домашнего задания:
- творческая работа;
- лингвистическое исследование текста;
- художественное чтение;
- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
- продолжение неоконченных произведений;
- наблюдение за природой;
- подготовка словарных диктантов;
- составление вопросника к зачету по теме;
- составление конспекта, опорных таблиц;
- письмо по памяти.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
5-минутное эссе.
Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1. написать,что они узнали по новой теме;
2. задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Ограниченность детской лексики, отсутствие языковой интуиции, недостаточный опыт русскоязычного общения учеников класса с многонациональным составом все эти факторы требуют от учителя глубокого методического и содержательного осмысления речевой работы на уроках русского языка. Чтобы учащиеся знали и понимали русский язык, необходимо использовать различные методы и приёмы на уроках.