Организация экологических наблюдений и экспериментирование в детском саду


Организация экологических наблюдений и экспериментирование в детском саду
Соблюдение правил безопасности
Не следует думать, что детское экспериментирование таит в себе особую опасность; оно не более опасно, чем ставшая привычной работа с иголкой, спицами, ножом и ножницами. Эпиграфом к данному разделу могло бы стать мнение Ж.- Ж. Руссо, высказанное в столь образной форме: «Представляя детям полную свободу проявить их резвость, следует устранять от них всё, что может сделать её чересчур убыточной, и не оставлять у них под руками ничего хрупкого и ценного…
Самые главные проблемы: соблюдения правил безопасности детьми и соблюдение правил безопасности педагогом.
Работа с живым объектом
1. Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомыми объектами, будь то незнакомые виды или незнакомые индивиды. Последствия могут оказаться неожиданными и опасными.
2. Работа с ядовитыми растениями и грибами проводится только в крайних, особо необходимых случаях, все операции производятся педагогом. Детям такие объекты не даются.
3. Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный экземпляр обладает спокойным характером и не является агрессивным.
4. Во время эксперимента надо создать спокойную обстановку, не нервировать животное самому и не позволять этого делать детям.
5. Если животное принесено в группу из другого места, имеет смысл дать ему некоторое время освоиться с обстановкой; в противном случае оно будет нервничать, и педагог не сможет провести все задуманные эксперименты.
6. Категорически запрещаются эксперименты с больными животными, если заболевание является инфекционным или инвазионным и может передаться детям.
7. Нежелательно проводить эксперименты с больными животными и в том случае, если заболевание не представляет опасности для человека, но может усилить страдания животного. В отдельных случаях можно провести наблюдения, но каких – либо вмешательств следует избегать.
8. От педагога требуется прогнозировать поведение животных. Это позволит предупредить возникновение опасных моментов.
9. Если животное стало нервничать, эксперимент прекращается, и животное изолируется от детей.
10. Если, не смотря на все принятые меры, животное стало агрессивным, педагог принимает удар на себя и тем самым защищает детей. Но такого быть не должно. Умение прогнозировать поведение объектов позволит заметить вероятность опасности задолго до того, как она возникнет.
Работа с детьми
1. Дошкольники не могут следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают обо всём, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
2. Для того чтобы дети ставили опыты с пользой для себя и испытывали удовольствие от этого вида деятельности, их надо обучать. Чем чаще применяется данный метод, тем более прочными становятся навыки экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП. Экспериментирование от случая к случаю гораздо опаснее, чем систематическое проведение опытов.
3. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному». Педагог должен в каждый конкретный момент отдавать себе отчёт об уровне сформированности у детей необходимых навыков и не превышать их реальных возможностей при выполнении экспериментальных действий.
4. Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определённой последовательности:
а) действие показывает педагог;
б) действие повторяет или показывает кто – либо из детей, причём тот, который заведомо совершит его неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;
в) иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приёма он даёт возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;
г) действие повторяет ребёнок, который не допустит ошибки;
д) действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребёнка;
е) действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе.
5. Педагог должен изучить индивидуальные особенности детей и уметь прогнозировать их поведение в той или иной ситуации. Заранее предвидя нежелательные реакции, он должен стараться избегать условий, способствующих их возникновению.
6. Одним из факторов, провоцирующих дисциплинарные нарушения, является гиперопека со стороны взрослого и чрезмерные требования по соблюдению тишины и порядка. Поэтому, предъявляя определённые требования к поведению детей во время экспериментирования, не следует переходить некоторых разумных пределов. Работа должна строиться на принципах личностно – ориентированной педагогики, что гасит неадекватные реакции детей.
7. Чтобы иметь возможность быстро пресекать нежелательные действия детей, имеет выработать у них условный рефлекс на какую – либо команду, например на слова «Стоп!», «Стой!», «Замри!» и т. п. Выработка рефлекса осуществляется вне экспериментаторской деятельности и обычно проводится в форме игры.
Выработав рефлекс, надо помнить, что он существует именно для экстремальных ситуаций.
8. Для успешного руководства экспериментаторской деятельности детей от педагога требуется умение видеть весь коллектив и распределять внимание между отдельными ребятами; такое возможно лишь в том случае, если педагог владеет фактическим материалом и не задумывается над методикой проведения каждого опыта.
9. На занятиях должна быть спокойная обстановка. Если дети нервничают бояться совершить ошибку, вероятность возникновения непредвиденных ситуаций возрастает. В этом случае педагог руководствуется принципом: лучше исправлять ошибки эксперимента, чем последствия нарушения правил безопасности.
Безусловно, приведённый перечень не исчерпывает всех правил безопасности. Они во многом определяются особенностями изучаемых явлений и методикой экспериментирования. Чтобы свести к минимуму вероятность возникновения несчастных случаев, у педагога должна быть постоянная психологическая готовность к быстрому анализу возникшей ситуации и выбору оптимального варианта нормализации обстановки.