ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Васильева Татьяна Евгеньевна
Учитель технологии, МБОУ лицей №33, г. Иваново
Маскаева Алена Алексеевна
Учитель английского языка, МБОУ лицей №33, г. Иваново
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность».
Бернард Шоу

Аннотация: Информационные технологии делают уроки и внеклассную деятельность более разнообразной и интересной для учителя. Создание и работа в сетевых проектах позволяют мотивировать учащихся на познание и приобретение социального опыта, что является одним из важных аспектов образовательно-воспитательного процесса в рамках реализации ФГОС. Представление городского сетевого проекта «Миру – мир!»

В условиях реализации новых образовательных стандартов классный руководитель является сопровождающим и поддерживающим ребенка в образовательном процессе. Его деятельность должна способствовать формированию инновационного поведения учащихся, создавать условия для проявления инновационной активности детей. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения. Современный выпускник должен не только быть вооруженным знаниями, он должен по-новому относиться к процессу познания, к полученным знаниям, и что немало важно, он должен уметь применять эти знания для решения встающий перед ним проблем в современном мире. Необходимо применять в учебно-воспитательном процессе приемы и методы адекватные вызовам времени. Считаем, что одним из таковых является метод проектов (а именно сетевых проектов и социальных проектов), который мы применяем во внеурочной деятельности.
Проектная деятельность в настоящее время является весьма актуальной, так как данная технологий развивает учащихся, дети учатся сами добывать знания, им интереснее самим узнавать что-то новое, чем получать готовые знания, и не мене увлекательно самим что-то создавать. Социальное проектирование несет в себе еще и большую воспитательную значимость.
Актуальность данной технологии очевидна, так как она развивает самостоятельность мышления, самоорганизует, способствует созиданию, сотрудничеству, мотивирует в познавательной и воспитательной деятельности, формирует черты творческой личности. А если проектная деятельность происходит в информационной образовательной среде 21 века (сети Интернет), с использованием современных гаджетов, без которых учащиеся не представляют своего существования, то ролевая игра становится источником познания и социализации личности. Вывод очевиден: проектная деятельность без применения новых информационных технологий теряет свою привлекательность.
Под сетевым  проектом  понимается совместная  учебно-познавательная, исследовательская, творческая  или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение совместного результата деятельности.
Вовлекая учащихся в сетевое взаимодействие с определенной целью, мы воспитываем эмоционально-ценностное отношение к событиям, социальной жизни, к истории и культурным традициям, формируем потребность в труде, понимание значимости семьи в жизни человека, отношение к здоровью как одной из главных ценностей в жизни. Кроме того, это формирование определенных умений и навыков работы с информацией. Формирование универсальных учебных действий: таких как планирование работы, сотрудничество, познание и выражение своего отношения к результату являются основными требованиями при подготовке проекта в сети. Не стоит забывать и о том, что такая деятельность, которая близка ребенку (работа на компьютере в сети) дает возможность для создания ситуации творчества и успеха, которые придают учащимся уверенность в собственных силах, порождают дальнейшую активность. В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.
Создавая данные сетевые проекты, мы особое внимание обращаем на их тематику и содержание, чтобы привлечение средств компьютерной телекоммуникации было разнообразным и педагогически целесообразным. Как правило, это проблема, требующая регионального, межрегионального или международного взаимодействия. В содержании четко прописаны условия участия, цели и задачи проекта, этапы проведения, сроки, виды деятельности и формы взаимодействия.
Представляем вашему вниманию городской сетевой проект «Миру-мир!», приуроченный к всемирному Дню мира и проводимый в нашем лицее ежегодно. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цель данного проекта: привлечение внимания учащихся к проблеме мира на Земле, повышение уровня творческого мышления учащихся, развитие коммуникативных навыков учащихся.
Задачи проекта: развитие уровня сетевого общения учащихся и учителей, формирование и развитие навыков толерантности, повышение интереса и мотивации школьников к изучению иностранного языка, воспитание у учащихся понимания важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством познания; стимулирование самостоятельности и креативности школьников.
В ходе проекта учащиеся знакомятся с историей данного дня и основателем, масштабных на сегодняшний день, мероприятий в мире Джереми Гилли, знакомятся с командами из других школ посредством подготовленных визиток, пропагандируют значимость данного движения в своих образовательных учреждениях, проводя социальные акции, общаются с представителями организации Дня мира в Лондоне на английском языке, создают фото и видео отчеты о мероприятиях, которые они провели у себя в школах. Данный проект был оценен на Всероссийском конкурсе Международного детского молодежного движения «Мы хотим жить в мире!» и был представлен как один из лучших сетевых проектов в МДЦ «Артек» в октябре 2015 года представителем нашего лицея.
Считаем, что данный проект мотивирует учащихся на познание и развивает творческую активность, что полностью соответствует новым требованиям в работе классного руководителя.
Во всем мире существуют специальные сети, основная задача которых - помочь учителям найти себе партнеров по проектной работе. Организаторы сети, как правило, не являются авторами и руководителями проводимых проектов: они лишь координируют работу и создают условия, позволяющие школам искать партнеров, объявлять и проводить собственные проекты. Например, проект "Школьный сектор": [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Здесь представлены разнообразные проекты. Многие школы России участвуют в данных проектах. Сайт "Школьного сектора" поделен на три зоны: учительский сектор представляет сторож Ефимыч, вход для детей символизирует хулиганка Танька, и еще один раздел возглавляет Петя - борец за права детей (здесь находится нечто вроде виртуальной юридической консультации для школьников). В секторе для школьников находятся сообщения о конкурсах и сетевых проектах, информация об обучающих курсах и программах, советы юным веб-дизайнерам, коллекция детских веб-проектов. В учительской зоне публикуются новости школьной жизни, информация о ключевых датах сетевых проектов, конференций и других образовательных событий (раздел «Телематический склерозник»).
Международная образовательная сеть iEARN (International Education and Resource Network: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - по-русски) объединяет школы и молодежные организации в 90 странах мира. Школьники из разных концов света участвуют в совместных проектах: творческих и художественных, исследовательских и научных. Структурно iEARN представляет собой набор форумов для учителей. Роль координаторов сети состоит в том, чтобы опубликовать объявление учителя, желающего создать собственный проект, и по каждому новому проекту создать специальный форум. В большинстве случаев организаторы проектной деятельности предусматривают достаточно большую тематическую вариативность, которая позволяет выбрать ребятам свое направление - творческое, исследовательское, научное - о чем мы уже говорили, рассматривая проект iEARN. Ещё чаще деятельность учителей и ребят носит разноплановый характер и содержит как элементы исследования, так и творчества. Ведь одно совсем не исключает другое. Например, в конце 2015 года наш лицей принял участие в сетевом проекте «Обмен открыток к Новому году и рождеству» на английском языке. В ходе проекта, ребята были разделены на группы с подростками других стран и должны были обменяться праздничными открытками, где они описывали традиции празднования нового года и рождества в их странах. Учащиеся с ответственностью подошли к данному проекту, создали и подписали открытки, отправили свои послания в Канаду, Тайвань, Тунис и другие страны и уже получили ответы от некоторых групп.
Данный проект так же повышает мотивацию не только к познанию, но и формирует навыки толерантного отношения к другим национальностям и их традициям, что так значимо в наше время.

Информационные ресурсы
Бершадский А.М., Кревский И.Г. Дистанционное обучение - форма или метод. Дистанционное Образование - 1998. - №4.
Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. - М.:Издательский дом "Камерон", 2004.
Виртуальная образовательная платформа «Мой университет».
[Электронный ресурс] – URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(дата обращения: 14.01.2016)
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.




C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\iearn.spb.ru