Психолого – педагогические особенности развития детей дошкольного возраста


Психолого – педагогические особенности развития детей дошкольного возраста Цель: Углубление психолого – педагогических особенностей развития детей дошкольного возраста   План1. Цели и задачи психологической службы в дошкольных образовательных учреждениях.Принципы психологического сопровождения.3. Возрастные психологические особенности ребенка.4. Особенности кризисных периодов. Психолого-педагогическое сопровождение – это система совместной деятельности педагога и психолога, предполагающая разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта дошкольника, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение является не просто суммой разработанных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации ребёнка. Цель создание условий для полноценного психического развития детей дошкольных образовательных учреждений. Задачи - Диагностика индивидуальных особенностей детей, выявление их интересов и способностей, условий развития.- Выявление возможных негативных факторов в развитии личности ребенка, их своевременное преодоление.- Помощь в формировании позитивных межличностных отношений с родителями, педагогами, воспитателями, сверстниками, в решении проблем социализации.- Психологический анализ учебно-воспитательного процесса и составление обоснованных практических рекомендаций по повышению его качества.- Оказание консультативной помощи родителям и педагогам в решении психологических проблем.- Пропаганда психологической грамотности среди педагогов и родителей. Гуманизация - предполагающая веру в возможности ребенка. Системный подход - основанный на понимании человека как целостной системы Принципы психологического сопровождения Комплексный подход к сопровождению развития ребенка Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения. Подвижная игра «Слушай хлопки» Цель: снять напряжение, переключить внимание, настроить на творческое занятие; способствовать развитию чувства коллективизм, учить действовать в группе сверстников, воспитывать организованность и дисциплинированность, развивать внимание, память; воспитывать силу воли, вырабатывать согласованность действий всех участников. «Развитие ребенка»Цель: сформировать осознанное отношение к пониманию развития ребенка, понимание системы смыслов, которые мы закладываем в этот процесс. Выразите с помощью имеющихся материалов свое представление о развитии ребенка (человека)… Что влияет на развитие ребенка? Внутренние факторы - биологические, наследственные факторы. Внешние факторы - окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека. Что влияет на развитие ребенка? Физическая активностьПитаниеСонАктивный отдыхНасыщенная развивающая средаСоциальная среда Индивид – (от лат. Individuum - неделимое)- как биологически организм, носитель общих генетипических наследственных свойств биологического вида (индивидуумом мы рождаемся) Индивидуальность – (от лат. Individuum –неделимое, особь)- неповторимость, уникальность свойств человека. Личность – как социально-психологическая сущность человека, формирующая в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно – исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни, общества, воспитания и обучения, общения, взаимодействия). Структура личности (К. Платонова) подструктуры Биологически обусловленные подструктуры обусловленные Социально Направленность(потребности, интересы, идеалы, убеждения, отношения, характер) Социальный опыт(знания, умения, навыки) воспитание обучение Индивидуальные особенности психических процессов, способностей Биологически обусловленная подструктура (темперамент, тип нервной системы, пол, возраст, конституция тела) ВыготскийЛев Семёнович 1896 – 1934гг. Особенности кризисных периодов: 1. Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных возрастов, неотчетливы. Характерно резкое обострение кризиса, происходящее обычно в середине этого возрастного периода. 2. Значительная часть детей, переживающих критические периоды развития, с трудом поддается воспитанию. В критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается более или менее острыми конфликтами с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка порой связана с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами. Однако все это встречается далеко не обязательно у разных детей критические периоды проходят по-разному.  3. Негативный характер развития, которое совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. На первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовалось на предшествующей ступени и отличало ребенка данного возраста. Всего выделяют следующие кризисы: - кризис новорожденности (младенческий возраст: 2 мес. – 1 год); - кризис одного года (раннее детство: 1 год – 3 года); - кризис 3 лет (дошкольный возраст: 3 года – 7 лет); - кризис 7 лет Раньше других был открыт и описан кризис 7 лет. Позже был открыт и описан кризис 3-летнего возраста. Еще позже был изучен кризис 13 лет. Самым последним был обнаружен кризис одного года.  Возрастные психологические особенности ребенка  ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ИГРА, освоение норм поведения и деятельности людей)3 – 4 года – самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых». («Я сам», «Я сам знаю», нарциссизм – восхваляет себя). ИГРЫ в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры) Негативизм - выражен отказом подчиняться требованиям взрослых Упрямство - происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с ней считались. Ребенок настаивает на своих требованиях и решениях Протест-бунт -ребенок  находится в состоянии конфликта, войны  с окружающими. Э. Келер Важные симптомы кризиса трех лет Строптивость -как правило, это протест против порядков, существующих в доме Обесценивание взрослых Кризис 3 лет (кризис социальных отношений, становление самосознания ребенка)Причины:Возникает тенденция к самостоятельной деятельности: взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.  Социальная ситуация развитияОсвоение социальных норм, взаимоотношений между людьми Общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок обучается рефлексии на другого человека, развивает способность к идентификации с людьми, сказочными персонажами, игрушками, изображениями и т.п. Учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми, продвигается в развитии речевого и эмоционального общения. Ведущая деятельностьСюжетно-ролевая играСобственно игра возникает в 3 года: копирование действий и поведения взрослых. Игрушки – модели предметов, с которыми «играют» взрослые – сюжетная игра. В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, преобладает до 6-7 лет. Смысл игры заключается в разделении ролей. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам, роли становятся чисто игровыми.Форма общения детей – внеситуативно-личностная (протекает на фоне игры как ведущей деятельности; потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, так как совпадение мнений и оценок ребенка со взглядами старших – критерий правильности этих оценок; ведущий мотив общения – личностный). НовообразованияПроизвольность поведенияВозникает соподчинение мотивов: преобладают обдуманные действия над импульсивными, поведение ребенка опосредуется определенными представлениями, правилами.Формирование самосознанияОсознает себя и относится к себе как к физическому, духовному, общественному существу. Возникают внутренние, этические инстанции, формируются общие представления о природе, мире – складывается мировоззрение. Активно развивается самооценка. Комплексы готовности к школьному обучению:Коммуникативная готовностьМожет взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. Начинает понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. К 6-7 годам происходит разделение сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, в них нормы ставятся под индивидуальный контроль. Когнитивная готовностьУровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения. Формирование образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит.Уровень эмоционального развитияПреодолевает ситуативные эмоции, культурно управляет чувствами. В старшем дошкольном возрасте справляются с агрессивностью. Технологическая оснащенностьМинимум знаний, умений, навыков (ЗУН: умение читать, считать, писать), позволяющих обучаться в школе. Воображение.Личностная готовностьПроявляется в самоактуализации. Для девочек – в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности. Под влиянием этих двух факторов у дошкольников складываются основные структуры личности: 1) притязания личности; 2) Я-концепция; 3) перспективы личности; 4) иерархия побуждений. Ведущие психические функцииПамятьВозникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения, высокий уровень механического запоминанияВниманиеУвеличивается объем, устойчивость, появляются элементы произвольного внимания Наглядно-образное мышлениеСовершенствование наглядно-действен-ного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путём использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач. Своеволие: стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Речь идет о самостоятельности намерения, замысла. Обесценивание взрослых: ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими. Стремление к деспотизму. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.  Смысл (новообразования): 1. Возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого – ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они. 2. У ребенка возникают и приобретают собственную динамику развития какие-то желания. Ребенок познает различие между «должен» и «хочу». Проявления: Интерес к своему изображению в зеркале (ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других). Негативизм. Все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Негативизм – это такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-либо сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых. Следует отличать от непослушания. Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Следует отличать от настойчивости. Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома: против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.  Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит ряд этапов Второй этап (4-6 лет) Третий этап (6-7 лет) Первый этап (2-4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит, в основном, себя возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником, содержанием общения становится совместная игровая деятельность параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника общение со сверстниками приобретает черты внеситуативности; складываются устойчивые избирательные предпочтения 2-3 Мышление Наглядно-действенное Наглядно-образное Наглядно-образное Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного Речь Словосочетаниями, понимает глаголы Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли Формирование планирующей функции речи Развитие внутренней речи Произвольность познавательных процессов Внимание и память непроизвольные Внимание и память непроизвольные Внимание и память непроизвольные; начинает развиваться произвольное запоминание в игре Развитие целенаправленного запоминания Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения Физиологическая чувствительность Высокая чувствительность к физическому дискомфорту Высокая чувствительность к дискомфорту Уменьшение чувствительности к дискомфорту Уменьшение чувствительности к дискомфорту Индивидуально, у большинства низкая Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые Предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы Причинно-следственные связи между предметами и явлениями Способ познания Манипулирование предметами, их разбирание Экспериментирование, конструирование Рассказы взрослого, экспериментирование Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками Условия успешности Разнообразие развивающей сферы Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослым Кругозор взрослого и хорошо развитая речь Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле Форма общения Ситуативно-личностное Ситуативно-деловое Внеситуативно-деловое Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное внеситуативно- личностное Отношения со сверстниками Мало интересен Мало интересен Интересен как партнер по сюжетной игре Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении Собеседник, партнер по деятельности Отношения со взрослыми Источник защиты, ласки и помощи Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству Источник информации Источник информации, собеседник Источник эмоциональной поддержки Наличие конфликтов Со взрослыми ("Я сам") Со взрослыми как продолжение ("Я сам") Отсутствуют Отсутствуют К 7 годам - кризис, смена социальной роли Эмоции Сильной модальности, резкие переходы Сильной модальности, резкие переключения Более ровные, старается контролировать Преобладание ровного оптимистического настроения Развитие высших чувств Игровая деятельность Предметно-манипулятивная, игра "рядом" Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками; игровое действие Коллективная со сверстниками; ролевой диалог, игровая ситуация Усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения Длительные игровые объединения; умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью TEXT TEXT TEXT TEXT Психологическая характеристика типов темперамента и  рекомендации по индивидуальному подходу и воспитанию Тип нервной системы   Тип темперамента Психологическая характеристика типа     Акцент в воспитании  Сильный-уравновешенный-подвижный  Сангвиник Живо и с большой энергией  на все, привлекающее внимание; мимика живая, движения быстрые, выразительные, чувства и отношения к чему-либо не скрывает; может громко захохотать по незначительному поводу, мелочь может рассердить;Слабые звуковые и световые раздражители не замечает, энергичен, работоспособность высокая, активно принимается за все новое. Легко дисциплинируется, находчив, соображает быстро, речь быстрая, эмоциональная. Чувства, настроения, интересы, стремления и предпочтения изменчивы. Легко заводит новые знакомства; легко адаптируется к новым требованиям и условиям.Быстро переключается с одного занятия на другое.  Навыки вырабатываются быстро, экстраверт:·1    Формировать устойчивые интересы;·2    Учить доводить начатое до конца;·3    Формировать критичное отношение к результатам своего труда;·4    Обращать внимание на качество выполнения задания;·5    Предлагать игры и упражнения требующие сосредоточения, точности, сдержанности. Сильный-неуравновешенный инертный Холерик Не замечает очень слабые звуковые и световые раздражители: вспыльчив, нетерпелив;В чувствах и эмоциях не сдержан;Интересы и стремления относительно устойчивы;Настойчив, испытывает трудности переключения внимания, мимика и речь эмоциональны; Темп умственной деятельности достаточно высок:·1    Развивать способность считаться с чувствами окружающих;·2    Направлять энергию на полезные дела;·3    Укреплять процесс торможения через включение в спокойную деятельность;·4    Предлагать игры и упражнения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности Сильный – уравновешенный инертный Флегматик    Эмоциональность малая; При больших неприятностях остается спокоен; Мимика и движения бедные; Обладает высокой работоспособностью, энергичен, отличается выдержкой, самообладанием, терпеливостью;Внимание сосредотачивает медленно; с трудом переключается, сосредотачивается; склонен к стериотипизации навыков и привычек, с трудом приспосабливается к новому;Малообщителен; Темп работы низкий.   1    Постепенно развивать активность и подвижность, включая в игры с малой, потом средней, а потом высокой подвижностью; 2    Учитывать низкий темп выполнения задания. Слабый Меланхолик Повышенная чувствительность;Малейший повод может вызвать слезы; чрезмерно обидчив и  восприимчив к несправедливости;Мимика и движения невыразительны, голос тихий;Робок, тревожен, самооценка занижена;Мало энергичен, настойчив слабо; Работоспособность низкая1 внимание легко отвлекаемое,2 к новым условиям привыкает долго, малообщителен. 3    Чаще давать положительную оценку, подбадривать; 4    Создавать ситуации успеха; 5    Организовывать совместную деятельность с успешными детьми. Спасибо за внимание