Научно-исследовательская работа по теме «Изучение ценностных ориентаций старшеклассников».


Научно-исследовательская работа.
Тема «Изучение ценностных ориентаций старшеклассников».

Cодержание.Введение._________________________________________________________2
Глава 1. Ценностные ориентации старшеклассников, как психолого-педагогическая проблема.___________________________________________5
1.1. Понятие ценности и ценностные ориентации в трудах отечественных и зарубежных психологов.____________________________________________ 6
1.2. Особенности развития личности старшеклассников._________________8
1.3. Особенности ценностей и ценностных ориентаций старшеклассников._10
1.4. Ценностно-ориентированный портрет старшеклассника._____________12
1.5. Проблема формирования ценностных ориентаций._________________ 14
Глава 2. Исследование ценностных ориентаций учащихся.______________ 22
2.1. Общие аспекты изучения ценностных ориентаций.________________ 23
2.2. Методика проведения исследования._____________________________ 25
2.3.Анализ результатов исследования. Выводы._______________________27
Заключение._____________________________________________________ 33
Список использованной литературы._________________________________35
Приложение 1. Анализ мероприятия при наблюдении.__________________36
Приложение 2.Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокич)._________37
Приложение 3. Степени сформированности дифференциации ценностных ориентаций (диаграмма).__________________________________________ 39
Введение.
Проблема исследования ценностных ориентацией у учащихся старших классов остается актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентацией; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у учащихся старших классов. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условии ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Актуальность изучения ценностных ориентаций молодежи обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью и так далее.
Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, А.С. Шаров и другие.
Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев отмечал: "... - это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни". [1].
Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.
Именно ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение (Б.С. Круглов, В.А. Ядов и другие).
Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.
З.И. Файнбург отмечает "чрезвычайную сложность системы ценностных ориентаций личности... сложность ее детерминации социальную, многослойную и многоплановую опосредованность всех зависимостей в этой сфере. Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что ценностные ориентации старшеклассников имеют различную направленность, в зависимости от пола регулируют их поведение.
Объектом исследования является мировоззрение старшеклассников, а предметом - их ценностные ориентации.
В ходе исследования была поставлена следующая цель: выявление особенностей ценностных ориентаций.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучение теории и практики становления ценностных ориентаций.
2. Проведение исследования ценностных ориентаций.
3. Проведение анализа полученных данных.
4. Формулировка выводов и рекомендаций.
В исследовании были использованы следующие методы:
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
Метод наблюдения.
Методика исследования психологических особенностей ценностных ориентаций как механизма регуляции поведения.
Методы анализа данных.
Для проведения исследования нами была выбрана следующая база:
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №68», обучающиеся 8 А и 8 Б классов в количестве- 41 человека. Из них- 26 девочек и 15 мальчиков.
Глава 1.
Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. [2].
Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Но различия были либо по параметру "Общее - индивидуальное", либо по параметру "реально действующее - рефлекторно сознаваемое" в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. [2].
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и "философию жизни". Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).
Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности – это, прежде всего доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения.
Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл [3].
Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [4].
Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры. В связи с этим они подчиняются принципу единства сознания и сознания и деятельности, сформированному С.А. Рубинштейном [5].
Ценности охватывают жизнь человека и человечества в целом во всех его проявлениях и сторонах, а это значит, что они охватывают познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу.
Ценностные ориентации формируются в определенных социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, которые детерминируют поведение человека, задают ему определенный "горизонт видения", и являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми, детерминируют и регулируют поведение человека. (Б.Г. Ананьев, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Мясишев, Б.Г. Ольшанский, В.А. Ядов).
Осознавая собственные ценностные ориентации, человек имеет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности.
В современной науке понятие "ценностных ориентаций" соотнесено, с другой стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности [6].
Общечеловеческие ценности, свобода, совесть, счастье характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры.
Условно когда мы говорим ценности, мы подразумеваем культурологические ценности, выработанные человечеством за историю его существования и вознесения на гребень современной культуры. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признает, а другой считает еду, вещи, деньги условиями существования, а ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, природу, познание.
Педагоги, как представители человеческой культуры, направляют старшеклассников на высшие ценности, ставя перед собой задачу сформировать предпочтительное отношение к ним, хотя они и понимают, что рынок делает свое черное дело и втягивает подростков и поток лжеценностей.
Ценностное отношение - это устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира. Когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека. Сам объект не всегда осознает личностную иерархию ценностей, меру значимости их для своей жизни. Столь же трудно это сделать и педагогам, старающихся прослеживать духовное становление подростков. Принято считать что экстремальная ситуация выявляет истинные предпочтения и ориентир. Но если учитывать, что в таких ситуациях часто нарушается психоравновесие человека, то они (экстремальные ситуации), пожалуй, не могут служить окончательной проверкой. Хотя, может быть, дело не в хитроумных способах обнаружения и фиксации ценностных ориентаций, а в динамичности отношений, которые как текущая река, не позволяют войти в себя дважды. Однако ценностные ориентации проявляют себя ежеминутно, только контролировать человеку производимый им выбор невозможно, так как он весь поглощен деятельностью и процессом взаимодействия с окружающей действительностью. Педагоги могли бы фиксировать реальные предпочтения и ориентиры учащихся в ходе событий и, прослеживая их пространство, делать определенные психологические выводы. Правда, при этом педагогам необходимо уметь видеть отношения, предпочтения там, где внешне их, как бы не существует. Вслушиваясь и вглядываясь в поведение старшеклассников, педагоги обнаружат духовные ценности предпочтения. Проживание этих предпочтений составляет содержание жизни человека.
Понятие "ценность" широко используется в современных общественных науках (философии, психологии, социологии), где оно обычно трактуется как субъективное отражение в сознании индивида некоторых специфических свойств предметов и явлений окружающей действительности (О.Г. Дробницкий, 1967; В.П. Тугаринов, 1968). Отнесение того или иного объекта окружающей действительности к ценности выражается в его способности удовлетворять потребности, интересы и цели человека (В.Н. Тугаринов, 1968).
Смысловые образования предельного обобщения превращаются в ценности, и человек сознает собственные ценности, только относясь к миру как целому. Поэтому когда говорят о человеке, то естественно приходят к понятию "ценность". Это понятие рассматривается в разных науках: аксиология, философии, социологии, биологии, психологии. В ценностях сконденсированы опыт и результата познания прошлых поколений людей, воплощающие устремленность культуры в будущие ценности рассматриваются как важнейшие элементы культуры, придающие ей единство и целостность.
Понятие "ценность" его психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически, обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковы: Н.Ф. Добрынин называет их "значимостью"; А.И. Божович "жизненной позицией"; А.Н. Леонтьев "значением" и "личностным смыслом"; В.Н. Мясищев "психологическими отношениями".
Ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняет ее простотой и гармонией, что ведет к подлинной свободе - свободе от колебаний и страхов, свободе творческих возможностей. Ценности не являются неизменными, раз и навсегда упорядоченными, их перестройка возможна.
С.Л. Рубинштейн говорил, что ценность - значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира повеления. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [5].
Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: "что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого". И далее: "Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни".
У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей ценности выстраиваются в определенной иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций учащихся, как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости школьника. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Не трудно заметить, что такая способность может осуществиться при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны цели воспитания. [7].
Ценностные ориентации связаны с воспитанием. Рассматривая этот вопрос нельзя не затронуть такое понятие как "личность".
Р.С. Немов под "личностью" понимает понятие, обозначающее совокупность устойчивых качеств человека, составляющих его индивидуальность [3].
В.А. Петровский говорил, что быть личностью значит быть субъектом собственной жизнедеятельности, строить свои витальные контакты с миром.
В.С. Мухина личность определяла так: «Личность - это человек, как продукт общественно-исторических отношений, имеющих определенные индивидуальные качества». Личность, по утверждению В.С. Мерлина, представляет собой интегральную индивидуальность, совокупность относительно свободных автономных систем, индивидуальных свойств организма, ценностную характеристику социально-типических и индивидуальных свойств человека. Человек же в свет современных антропологических достижений являет собой единство трех сущностей: природной, социальной и культурной.
Постсоветское общество переживает переходный период. Произошел резкий слом общественных отношений, социально-экономических устоев. Но жизнь не останавливается: поколение, выросшее в ходе перестройки, активно вступает в жизнь. И, несмотря на то, что в это время система целенаправленного воспитания фактически не функционировала, молодые люди, конечно же, имеют какие-то взгляды, убеждения. Каковы они? Какими ценностями будет руководствоваться новое поколение? Ответы на эти вопросы волнуют всех. Ценности - это духовные и материальные феномены, имеющих личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Изучение противоречий между ценностями поколений, выявление ценностей различных социальных групп, создание научно обоснованной прагматической школы - таковы основные направления научного поиска.
Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно, под влиянием самых различных факторов. Роль ценностного влияния на их формирование минимальна. Существуют разные точки зрения на соответствие целей воспитания жизненным ориентациям (установкам). Например, есть мнение, что желательным является соответствия целей воспитания реально функционирующей в обществе системе ценностей. Воспитание человека в их духе и есть правильное решение проблемы. Возможно, такая ситуация и устроила бы, если бы формирующиеся стихийно жизненные ценности благотворно влияли на гармоничное развитие подростков, и на общественный прогресс в целом. Но, к сожалению, такой картины пока не наблюдается.
Сказанное ранее дает основание полагать, что ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития зависят от того, в какую деятельности включена личность. В данном случае мы исходим из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения.
В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы - главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.
В соответствии с принятым в психологии пониманием природы и особенностей функционирования ценностных ориентаций личности, ценности, составляющие их структуру и содержание, разделяются на две основные группы с точки зрения целей и задач, которым служит та или иная ценность. Первую группу составляют ценности - цели (терминальные), вторую ценности - средства (индустриальные). Важнейшими являются терминальные ценности - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Умение определить свои цели, то есть найти самого себя и свое место в жизни, - очень важный показатель зрелости в юношеском возрасте.
С точки зрения ценностного подхода к изучению особенностей формирования сознания личности все явления действительности (поступки человека) могут быть представлены в виде набора ценностей, выражающего субъективную оценку индивидом этих явлений с позиции их необходимости при удовлетворении его потребностей и интересов (В.П. Тугаринов, 1968, Б.С. Круглов, 1983).
Следующие показатели, характеризующие особенности формирования ценностных ориентаций личности учащихся старших классов, выступала содержательная сторона иерархической структуры ценностных ориентаций. Для определения содержания типов ценностных ориентаций обычно прибегают к факторному или таксономическому. М. Рокич провел большую и тщательную работу по анализу различных наборов ценностей самых разных этнических и политических групп людей и на этой основе создал шкалу ценностей, которая в обобщенном виде отражает наиболее актуальные ценности человека, живущего и работающего в современном развитом мире.
Формирование ценностных ориентаций - сложный и длительный процесс, предполагающий научное знание психологических механизмов, лежащих в основе ценностных ориентаций, и условий их развития.
Представляется очень важным определиться в понимании природы ценностных ориентаций. Изучение психологических особенностей формирования ценностных ориентаций целесообразно вести с позиции системного подхода, позволяющего рассматривать данное психологическое образование как результат процесса взаимодействия Человека с Миром, с точки зрения содержания, ценностных ориентаций - общая направленность личности на то, что для нее в жизнедеятельности значимо и важно.
В психологическом механизме ценностных ориентаций можно выделить три аспекта: субъективный, интернациональный и объективный.
К субъективному аспекту можно отнести приобретение жизненного опыта во всех сферах жизни, самоанализ и рефлексию, удовлетворение собой, духовное развитие, самопознание, воспоминания и грезы.
Интернациональный аспект ценностных ориентаций - это все ценное, что есть для человека в самом процессе взаимодействия с окружающими людьми и предметами. Например, значимость хороших отношений, жизненный комфорт и хорошая обстановка, сочувствие и сопереживание другим, взаимопомощь и взаимопонимание, дружба и добрые, сердечные отношения, интересные и творческие люди. В объективный аспект ценностных ориентаций включаются: достижение материальных благ и ценных вещей, быт, социальные блага, привилегии, слава и почет, одежда, машина, культурное окружение. Но, конечно, более всего объективный аспект ценностных ориентаций характеризуют общекультурные ценности, экзистенциональные ценности, цель и смысл жизни человека. Сюда же можно отнести эстетические и религиозные ценности, т.е. все то, что дается человеку Миром, и о чем он догадывается, только достигнув определенного уровня самосознания, рефлексии.
Субъективный, объективный и интернациональный аспекты ценностных ориентаций пронизывают три уровня регуляции личностного поведения. На самом высоком уровне (по степени обобщенности и времени) - детерминации, регуляции жизнедеятельности человека определяющую роль играют общечеловеческие и экзистенциональные ценности. Это находит выражение в ориентации на: определенный жизненный путь, творческую активность, радость жизни, понимание добра и зла, идеалы модели желаемого будущего и, конечно, в осознании цели и смысла бытия. Так, подростки могут считать для себя самим важным стать эрудированными, образованными и культурными людьми. Когда же они переходят в старшие классы, то эти ценности чаще всего включают нравственный аспект, т.е. быть не просто культурным, а еще отзывчивым, доброжелательно относиться к людям. Степень активности в реализации этих целей тоже изменяется, т.е. нарастаете течением времени, а, достигнув некоторого максимума, снижается и т.д. На данном уровне регуляции жизнедеятельности человека проявляется, прежде всего, его зависимость от широкого социального окружения, от особенностей национальной культуры, от традиций, обычаев и ритуалов, т.е. от всего того, что чаще всего обозначают одним словом - культура. Именно она закладывает через культуру психической деятельности (ритуал, традиция, обычай и т.п.) основные, жизненно важные ценности. Этот уровень регуляции жизнедеятельности человека мы называем уровнем отдаленных перспектив.
Далеко не все то, что для человека важно и значимо, может быть реализовано в поведении. Это зависит от ряда обстоятельств и причин субъективного и объективного планам. И, в частности, от того, имеет ли для человека какой-то смысл совершать тот или другой поступок, стремиться к избранной цели. То, что человек ставят перед собой цели, еще ее говорит о том, что он будет их достигать и знает, как это сделать. Этот момент очень важен в плане понимания того, как человек управляет своим поведением. Имеет ли для него смысл совершать то или иное деяние? И как этот смысл обнаруживает себя для человека? Конечно, наиболее простой ответ заключается в том, что мы просто знаем, как нужно делать в что нужно делать. Этот ответ хотя и прост, но явно не полон, т.к. смысл и значимость чаще всего обнаруживают себя через привлекательность предметов, вещей и людей, их желательность для человека и эмоционально-чувственное отношение к ним. Эмоции и чувства выступают в данном случае в качестве источника активности, который питает фантазию, стимулирует и побуждает человека проектировать возможные действия, представлять конкретные ситуации и результаты деятельности. В таких условиях необходимой информации чаще всего бывает недостаточно, и тогда в работу включается воображение; Воображение не только помогает проектировать пути достижения цели, но и расцвечивать ситуации, условия, результаты деятельности в эмоционально привлекательные краски, Что особенно ярко проявляется в мечтах и грезах. Таким образом, именно через воображение, единство интеллекта и аффекта - идет трансформация, изменение и детерминация ценностей и поведения человека. Воображение в данном случае выполняет функцию мостика между тем, что для человека ценно и желательно и тем, какого результата он хочет добиться в реальной жизни. В процессе проигрывания в воображении возможных ситуаций реализации принятых человеком ценностей происходит их осмысление, и они становятся элементами внутреннего мира человека. В реальной жизнедеятельности это выражается в том, что люди не только избирательно относятся к окружающему миру, но и с развоя степенью активности реализуют поставленные цели или готовы это сделать. Этот уровень в психологическом механизме регуляция поведения, на котором личность открывает для себя смысл поступков и действий, проигрывает возможные ситуации реализации ценностей и целей эмоционально-чувственно относится к ним, готова действовать определенным образом мы назвали уровнем проектирования.
Конкретные ситуации, конечно же, отличаются от воображаемых, но те возможные пути достижения целей, которые человек с помощью воображения и мышления готовит заранее, переносятся в реальную жизнь. И здесь они обретают форму мотивов. В некоторых ситуациях жизнедеятельности мотивы побуждают человека совершать определенные поступки и деяния. Этим они регулируют и направляют его поведение. Достижение целей, получение определенного результата, реализация программы поведения имеет для человека личностный смысл. Личностный смысл может быть связан у школьников с самоутверждением среди сверстников, благополучием, установлением отношений и т.д. Описательный уровень регуляции поведения в конкретной ситуации мы называем мотивационным.
Подводя итог рассмотрению структуры ценностных ориентаций, как психологического механизма регуляции поведения человека, отметим, что три уровня детерминации поведет (уровень отдаленных перспектив, уровень проектирования, мотивационный уровень) и три аспекта взаимодействия Человека с Миром или с ближайшим социальным окружением (субъективный, объективный и интернациональный) находятся во взаимосвязи и взаимодействии, в переходах и трансформации одного уровня в другой и это же касается аспектов взаимодействия. Формирование и функционирование ценностных ориентаций имеет ряд особенностей. Детерминация регуляции поведения человека идет с двух сторон:
а) со стороны Мира, внешних условий, уровня развития культуры, природных факторов и т.д.;
б) со стороны самого Человека, его желаний, предпочтений, ценностей и смыслов, мотивов и интересов.
На каждом из уровней регуляции поведения названные стороны встречаются и трансформируются в тот или иной вид отношений. А на уровне отдаленных перспектив - это предполагает их субординацию и упорядочению. Проектировочный уровень характеризует осмысление отношения к возможной деятельности, целям, вещам, людям с позиции их включения в реальную жизнь человека. Осмысления направлены на создание смысловых образований через соотношение смыслов по разным критериям и на их трансформацию.
На мотивационном уровне мотивационные отношения проявляются в активном выборе поступков, действий, предметов и людей. Ярко проявляют себя предпочтения и пристрастия Отношение между мотивами во внутреннем мире человека ведет к их иерархии, сравнению и упорядочению. Всякое внутреннее отношение - это отношение между актуальным и потенциальным в человеке, которые в зависимости от уровня регулируются на основе критериев. Этими критериями выступают: мера общности тех или иных образований, степень значимости для человека конкретного образования сейчас или в будущем.
Внутренние отношения выражают динамику субъективной жизни человека и могут принимать разные формы (конфликт, подъем, цельность, гармония и т.п.). В реальном процессе психологической регуляции ее виды отношений (ценностные, смысловые, мотивационные) существуют в единстве, это касается и ценностных ориентаций понимаемых как ценностный психологический механизм регуляции поведения. Конечно, один из видов отношений (или уровень регуляции) может или должен доминировать, тогда остальные находятся в нем в снятом, свернутом виде.
Процесс регуляции поведения человека идет от внутренних отношений к актуальным и потенциальным в человеке. Это касается не только отношений внутри одного уровня, но переходов и связей между уровнями регуляции. Например, между мотивами и смыслами, общими смыслами и ценностями, системой мотивов и ценностями. Данное замечание указывает на то, что в ценностных ориентациях как психологическом механизме существуют трансформации, переходы и связи как по горизонтали (внутри одного уровня), так и по вертикали (между уровнями). Формирование же ценностных ориентаций идет со стороны актуализации внешнего отношения, взаимодействия Человека с Миром. В процессе формирования и развития человека мир, культура и конкретные ситуации актуализируют разные виды значимых отношении в очень многообразных комбинациях. Но, конечно, есть и общие моменты: так культура (миф, ритуал обряды и т.п.) прежде всего актуализируют ценностные отношения.
Поскольку ценностные ориентации обычно определятся как направленность личности на цели и средства деятельности и таким образом выражают ее отношение к миру, естественно предположить, что их формирование, как целостной психологической структуры начинается в период между старшим подростковым и началом юношеского возраста. О том, что именно здесь, а не в более раннем возрасте формируются ценностные ориентации свидетельствует, по мнению некоторых исследователей, наличие главного условия их формирования - достаточно высокий уровень рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения (И. Ю. Истошин. 1979; Ш.А. Надирашвиди,1979). Именно в этом возрасте отношения с товарищами, сверстниками и благополучие этих отношений представляет для детей большую ценность, причем нередко столь высокую, что отодвигают на второй план учение, уменьшают привлекательность общения с родными. Это общение является практикой по овладению способами социального взаимодействия в коллективе и способствует проявлению у подростков высокой нравственной активности, направленной на осознание целого ряда моральных качеств и на усвоение норм морали. Эта активность проявляется в избирательном общении подростков и в выборе социально значимых образцов для подражания. Отчетливо выступает факт ориентации подростков на нравственные качества, в которых выражается отношение к человеку вообще и к товарищу в частности. Почти каждый подросток выделяет в сверстнике качество хорошего товарища и хочет походить на него в этом плане. Наряду с этим подростков привлекают качества мужественности, представленные комплексом морально-волевых черт. Качества, в которых проявляется отношение к учению, труду, общественной работе, наиболее значимые для младших школьников, у подростков сначала теряют свою ценность, но затем вновь возрастает равнение на деловые качества, что свидетельствует о возрастающем осознании важности учебной деятельности. Важно отметить, что на протяжении подросткового возраста повышается внимание к качествам, в которых выражается отношение личности к себе.
Так, с одной стороны старшеклассник весь устремлен на себя, на свою личность, озабочен тем, как ему повести себя, чтобы его личные потребности и устремления получили наибольшее удовлетворение, с другой - именно в ранней юности даже те ребята, которые в подростковом возрасте были весьма эгоистичны [8].
Потребность в обособлении, которая характерна юношескому возрасту, находит свое конкретное выражение как в общении (в составе более или менее широких общностей), так и в уединении. В уединении юноши проигрывают те многочисленные роли, которые недоступны им в реальной жизни, представляют себя в тех образах, которые им наиболее импонируют. Это, в частности, происходит в мечтах, отсюда ясно, почему многие исследователи такое большое значение придают юношеской мечте. «Юношеская мечта» - важнейший механизм формирования ценностных ориентаций личности. Она создает многочисленные «прожективные ситуации», в которых человек вырабатывает свое отношение к самым различным фактам и явлениям. Лишь на этой основе происходит дифференциация внешних объектов, т. е. возникает призвание к определенному виду труда, любовь к конкретной девушке (а не к образу женственности вообще), складывается определенный стиль жизни и поведения". Подобная склонность важна для развития личности. Мечты позволяют юноше предотвратить многие поступки, которые привели бы к нежелательным последствиям для него в обществе. Необходимо отметить, что потребность в уединении ни в коем случае не есть противопоставление социальности и коллективизму.
Сказанное ранее позволяет сделать следующий вывод. Молодежь как социальная группа, выполняет определенную функцию в социальном развитии своего поколения. Все нормы и ценности черпаются молодежью из культур взрослого общества. В целом общество сверстников обучает юношей практике нравственных норм взрослых. Усвоение ценностных ориентаций помогает школьнику достигнуть определенной внутренней независимости от взрослых, утвердить свое я.
Глава 2.
Исследованием ценностных ориентаций у учащихся старших классов занимались многие ученые: А.Н. Леонтьев, М. Рокич, И.С. Кон, А.С. Шаров и другие.
В отличие от глобального философского подхода к проблеме ценностей характерной чертой психологического аспекта их изучения является дифференцированность объектов по их ценностному значению внутри одного и того же вида, группы, класса ценностей и связанная, с этим их конкретизация и иерархизация. (Ю. М. Жуков, 1976, Е. С.Махрах, 1975).
Специфичность осознания объектов социальной действительности, как ценностей предполагает наличие особых психологических механизмов их усвоения. Так, в качестве предмета психологического исследования в этом случае на первый план выдвигается такой вид психической деятельности, как оценочная деятельность индивида, направленная не только на восприятие и усвоение объективно содержательной стороны предмета (так называемое знание факта, по В. П. Тугаринову, 1968), но и на оценку его свойств с точки зрения их необходимости, полезности, приятности и т. п. для удовлетворения потребностей и интересов личности, для реализации целей ее деятельности. В результате происходит осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и тем самым формируется особый вид отношения к нему - ценностное отношение (В. Н. Мясищев, 1960).
Осознание ценности предполагает наличие у индивида определенного способа ориентировки в каком-либо классе, виде, группе ценностей, являющегося внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности, по характеру и направленности которых можно определить и особенности ее ценностных ориентации.
Таким образом, можно сформулировать два основных методологических принципа психологического исследования ценностных ориентации. Во-первых, рассмотрение системно-ценностного подходя как результата освоения учащимися общественных явлений окружающей действительности с позиции ценностей. Во-вторых, представление о формировании и функционировании ценностных ориентации личности как процессе, в основе которого лежит особый вид психической деятельности - оценочная деятельность, направленная на осознание ценностного значения этих явлений.
Эти методологические принципы лежат в основе экспериментальных методик, изучающих особенности формирования ценностных ориентации. Следует отметить, что один из существенных недостатков традиционных методик выявления ценностных ориентации заключается в том, что полученные с их помощью данные позволяют судить лишь об общих тенденциях направленности предпочтений учащихся. Причины формирования тех или иных предпочтений и лежащие в их основе психологические механизмы, а, следовательно, и ценностные ориентации остаются, как правило, вне поля зрения исследователя. Так, например, традиционными методическими средствами трудно выявить, в какой степени предпочтения личности действительно являются критериями при ориентировке человека в мире ценностей и какова степень устойчивости этих предпочтений.
Исходя из рассмотренных теоретических предпосылок, выдели следующие основные параметры изучения особенностей формирования ценностных ориентации учащихся старшего школьного возраста: ценностные представления учащихся, особенности их ориентировочной деятельности, направленность, устойчивость и действенность их предпочтений. Кроме того, мы определяли, в какой степени сложившиеся предпочтения становятся преобладающими и служат ли они критериями при реализации отношения учащихся к тем или иным явлениям действительности, что и характеризует уровень сформированности ценностных ориентации (Б. С. Круглов, 1980; 1983).
Ценностные ориентации личности включают в себя многие стороны взаимоотношений человека с окружающей действительностью.
Признается, что ценности, доминирующие в обществе - это главный элемент культуры, и ценностные приоритеты индивидов реализуются в основных целях поведения, а опыт повседневной жизни в меняющихся экологических и социологических условиях напрямую влияет на ценности. Таким образом, через анализ ценностей можно отчетливо увидеть изменения, происходящие в культуре и личности в ответ на исторические и социальные перемены. Одна из главных проблем, имеют ли исследуемые ценности одинаковое значение в разных культурах.
На индивидуальном уровне ценности рассматриваются как основы мотивов, которыми люди руководствуются в повседневной жизни. Отношения между различными ценностями отражают психологическую динамику конфликта и согласие, испытываемое людьми, когда они в своем поведении руководствуются определенными ценностями. Например, людям нелегко стремиться к власти и подчинению одновременно, но они могут в одно и то же время стремиться к власти и богатству. Взаимосвязь между рангами ценности для индивида отражает внутренние изменения, организующие его ценности.
Отношения между различными ценностями на культурном уровне отражают социальную динамику конфликта и согласия. Современные исследования ценностей в основном базируются на исследовании Рокича. М.Рокич стимулировал интерес к ценностям в психологии, дав ясное определение этого понятия, предложив легкий инструмент их измерения, в котором отражалось его понимание ценностей, как руководящих принципов жизни.
В настоящее время многие считают, что подростки все больше ценят собственные интересы. Они в меньшей степени, чем их предшественники, осуждают эгоистичные действия, особенно если они направлены на достижение материальной выгоды. 
Исследование ценностных ориентаций обучающихся.
В исследовании приняли участие 41 человек: 26 девочек и 15 мальчиков. Для осуществления исследования ценностных ориентаций у обучающихся 8-х классов были использованы методы:
Метод наблюдения.
Метод анкетирования. ( Методика М. Рокича.)
Метод анализа результатов.
При посещении классных и школьных мероприятий использовался метод наблюдения. В школе в рамках акции «Неделя Добра» проходили следующие мероприятия: трудовой десант «Чистая душа- чистая планета», «Спешите делать добро!» (сбор канцтоваров для детского дома), «Мохнатый друг» (сбор корма, медикаментов для экологического центра), изготовление плакатов, листовок к Международному Дню Земли, «Моя малая Родина» (написание сочинений) и др. Ребята с удовольствием принимали участие в этих мероприятиях. Проявились такие качества как доброта, трудолюбие, творчество, забота, любовь к животным, к природе. При анализе сочинений на тему «Моя малая Родина» можно сказать о любви, заботе, гордости ребят за свой дом, город, страну в целом. Также в школе проходили мероприятия, посвящённые 70- летию Победы. Это акция «Подарок ветерану» (изготовление открыток, сувениров), торжественный митинг ко Дню Победы, урок мужества, конкурс Боевых листков, классный час «Подвиг омичей», акция «Вечная память героям» (посещение памятников, уход за мемориалом и др.) Многие ребята поучаствовали в этих мероприятиях. Они учили стихи о ВОВ, рассказывали о подвигах своих родных, смотрели фильмы о ВОВ. У ребят проявились такие чувства как сочувствие, сострадание, любовь к Родине, патриотизм. Наблюдение проводилось по следующему плану:
1.Название мероприятия, дата проведения.
2.Цель, задачи мероприятия.
3.Деятельность обучающихся (коротко).
4.Проявление качеств характера, ценностных ориентаций обучающихся.
5.Понравилось мероприятие обучающимся?
Пример анализа мероприятия представлен в Приложении 1.
Для выявления ценностных ориентаций нами была использована методика М. Рокича, адаптированная А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым и В. А. Ядовым «Ценностные ориентации», основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), на листах бумаги в алфавитном порядке. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Образец опросника «Методика ценностных ориентаций» ( М.Рокич) можно увидеть в Приложении 2.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции.
Обработка полученных результатов проводилась по каждой ценности отдельно для всех участников.
Терминальные ценности - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу. То, к чему он стремится сейчас и в будущем.
Инструментальные ценности характеризуют средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности. Добавим, что подобное деление ценностей достаточно условно, ибо на определенных, особенно ранних, этапах формирования личности инструментальные ценности, выражающие в основном качества личности, могут выступать и как цели жизни, играя роль терминальных.
В иерархии терминальных ценностей ведущие места у представителей всех групп занимают здоровье, любовь и наличие хороших и верных друзей.
В иерархии терминальных ценностей у представителей первой группы ведущие места заняли: Материально обеспеченная жизнь, Наличие хороших и верных друзей, Любовь. Для второй группы доминирующими ценностями являются: Творчество, Свобода, Любовь, Наличие хороших и верных друзей. Третья группа характеризуется ориентацией на Здоровье, Наличие хороших и верных друзей, Счастливая семейная жизнь, Интересная работа. В число доминирующих терминальных ценностей четвертой группы вошли: Любовь, Свобода, Наличие хороших и верных друзей.
В иерархии инструментальных ценностей ведущие места у представителей всех групп занимают Образованность, Твердая воля, Воспитанность. В иерархии инструментальных ценностей у представителей первой группы ведущие места заняли: Материально обеспеченная жизнь, Наличие хороших и верных друзей, Любовь. Для второй группы доминирующими ценностями являются: Творчество, Свобода, Любовь, Наличие хороших и верных друзей. Третья группа характеризуется ориентацией на Здоровье, Наличие хороших и верных друзей, Счастливая семейная жизнь, Интересная работа. В число доминирующих инструментальных ценностей четвертой группы вошли: Любовь, Свобода, Наличие хороших и верных друзей.
Анализ результатов показывает, что учащиеся неодинаково ранжируют предлагаемые ценности. Для одних все предложенные ценности представляются одинаково значимыми, для других имеют разную степень важности, что позволяет им дифференцировать ценности, то есть выделять из них те, которые выступают для учащихся как главные или второстепенные цели жизни. Это дает основание говорить о том, что одни учащиеся имеют дифференцированную структуру ценностей. Для остальных все предложенные ценности представляются одинаковыми по своему значению, и у них, следовательно, пока еще отсутствует дифференцированная структура ценностных ориентаций.
Согласно исследованиям К. Олпорта и М. Рокича, необходимое условие формирования условий ценностных ориентаций - именно умение дифференцировать объекты. Однако при анализе данных выявилось, что даже у учащихся, умеющих дифференцировать ценности, эта способность выражена в разной степени: есть учащиеся со слабой дифференциацией, и учащиеся с высокой дифференциацией ценностей, которые принимают весь спектр оценок.
Таким образом, по степени сформированности дифференциации все испытуемые разделяются на три основные группы ( Приложение 3):
1. обучающиеся, имеющие в достаточной дифференцированную структуру ценностных ориентаций;(58,5%- 24 человека)
2. обучающиеся, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций начинает формироваться;(36,7%-15 человек)
3. обучающиеся, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций еще не сложилась. (4,8%-2 человека)
А.Г. Здравомыслов указывает, что ценностные ориентации являются важным элементом внутренней структуры личности, которые закреплены жизненным опытом каждого конкретного индивида и всей совокупностью его переживаний (1986г). Поэтому очень важен анализ индивидуальных особенностей формирования ценностных ориентаций старшеклассников. Он выявил, что в зависимости от развития и содержания ценностных ориентаций старшеклассников можно разделить на несколько групп:
а) группа учащихся, у которых с точки зрения принятых в нашем исследовании критериев, определяющих различную степень сформированности ценностных ориентаций, этот элемент личности еще не сформировался.
Несформированность основного механизма выделения ценностей - препятствует этим учащимся осознанно выбирать и иерархизировать в определенную структуру те или иные ценности человеческой жизни в качестве главных целей. Следовательно, у учащихся этой группы отсутствуют ценностные ориентации.
б) учащихся второй группы характеризует преимущественная ориентация на семью и работу с некоторым превышением семейно-бытовых ценностей.
в) учащихся третьей группы характеризует, по Ядову В.А., доминирование ценностей "гедонистического" характера. Они в основном ориентированы на свое здоровье, любовь, приятное проведение времени с друзьями.
г) у таких учащихся имеются устойчивые сбалансированные ориентации, прежде всего на работу и достижение семейного счастья, где значимость профессионально-творческих интересов превышает все остальные ценности. Этих учащихся отличает гражданская направленность их личностной позиции.
д) у учащихся этой группы ориентации так же устойчивы, но направлены на собственную личность, на ценности, отражающие в основном индивидуальные интересы личности. Содержание их ценностных ориентаций позволяет охарактеризовать этих учащихся как "рационалистов с неудовлетворенными запросами".
Таким образом, рассматривая в целом особенности формирования ценностных ориентаций старшеклассников по результатам исследований, можно сказать, что этот необходимый и важный элемент личностной структуры полностью сформирован лишь у части старшеклассников. Значительная часть старшеклассников пока еще не осознала свою жизненную позицию, не определила своего личного отношения к ценностям окружающего мира. Их ценностные ориентации, как необходимый элемент структуры зрелой личности к началу юношеского возраста оказались несформированными, что позволяет охарактеризовать степень их личной зрелости как не вполне соответствующую возрастным и социальным критериям развития. Наличие определенной системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного образования, как возникновение зрелых жизненных планов, личностного и профессионального самоопределения учащихся. Но для того, чтобы понять закономерности процесса личностного самоопределения, недостаточно только выявить систему ценностных ориентаций учащихся, важно понять, в каком отношении они находятся по всей мотивационно-потребностной сфере личности, иными словами, как соотносится между собой то, что человек ценит, сознательно считает наиболее важным, и то, чего он реально хочет, к чему сознательно или не сознательно стремится.Ценностно-потребностная сфера личности - это система индивидуальных потребностей, формирующаяся на основе врожденные или уже приобретенных в течение жизни потребностей, и организующихся в блоки ценности, которые соответствуют исторически сложившимся социально одобряемым, морально - этическим нормам, выработанным в процессе развития общества под влиянием социально-экономических факторов, но отличающимся своей индивидуальной неповторимостью [9].
Таким образом, из проведенного нами исследования, мы сделали следующий вывод: ценностные ориентации учащихся старших классов различны в зависимости от пола. Для мальчиков наиболее важными являются ценности социальной успешности, а для девочек - ценности социального взаимодействия. Наличие именно этих ценностей, их содержание обуславливает соответствующее поведение старшеклассников, регулируют их поведение.
Гипотеза нашего исследования полностью подтвердилась. Задачи решены.
Результаты нашего исследования имели ярко выраженную практическую и теоретическую значимость, так как они могут быть использованы в консультативной, профилактической работах с учащимися. Полученные данные помогут учителям составить конкретную программу воспитательной работы с данными классами и группой психологов разработать комплекс мероприятий с конкретными учениками. Через консультацию было указано, на какие ценности необходимо обратить особое внимание. С учетом полученных данных будут сформированы не только ближайшие, но и отдаленные временные перспективы обучающихся, так как без дальнейшей временной перспективы человек больше подвержен влиянию случайных факторов.
Заключение.
Ценности - это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно. Под влиянием самых различных факторов.
Ценностные ориентации представляют собой целостное, структурно сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психологических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций. Как устойчивое самостоятельное структурное психологическое образование ценностные ориентации могут формироваться лишь на довольно позднем этапе возрастного развития - в переходный период от старшего подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе формирования личности школьника, появлении таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.
Ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и, тем самым, в определенной мере детерминируют ее поведение (Б.С. Круглов, В.А. Ядов и другие). Не смотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.
По результатам различных исследований можно сделать вывод о том, что наличие определенной системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного новообразования, как возникновение зрелых жизненных планов, личного и профессионального самоопределения учащихся.
Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры.
Несформированность основного механизма выделения ценностей - препятствует учащимся осознанно выбирать и иерархизировать в определенную структуру те или иные ценности человеческой жизни в качестве главных целей.
Исследования ценностных ориентаций, связано с тем, как мы понимаем их психологическую природу. В соответствии с принятыми подростками ценностями выстраивается их поведение, строятся их взаимоотношения с окружающим миром.
Список использованной литературы:
Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., Смысл 1992.
Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979.
Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос,1998.
Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 1981.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания. // Педагогика 1998 №3.
Шафранский К.Д., Суханова Т.Г. К вопросу о ценностных ориентациях личности // Личность и деятельность. Л., 1982 с. 108-115.
Мнацаканин Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. М., Просвещение, 1991 с. 191.
Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Под ред. Дубровиной И.В. М., Педагогика, 1987.
Приложение 1.
Анализ мероприятия при наблюдении.
План анализа:
1.Название мероприятия, дата проведения.
Классный час «Подвиг омичей». 06.05.2015.
2.Цель, задачи мероприятия.
Цель: знакомство обучающихся с подвигами героев- омичей ВОВ.
Задачи: расширение кругозора обучающихся, развитие познавательных, творческих способностей,
3.Деятельность обучающихся (коротко).
Обучающиеся смотрят отрывок из худ. фильма о ВОВ, читают стихотворения, рассказывают о жизни своих бабушек, дедушек во время ВОВ, отвечают на вопросы мини-викторины о ВОВ.
4.Проявление качеств характера, ценностных ориентаций обучающихся.
Проявление доброты, сочувствия, сострадания, гордости, патриотизма, семейных ценностей и др.
5.Понравилось мероприятие обучающимся? Да.
Приложение 2.
МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" (М. Рокич)
Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".
Бланк тестируемого____________________________
Список А (терминальные ценности):
– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); –жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); – здоровье (физическое и психическое); – интересная работа; – красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); – любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); – материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); – наличие хороших и верных друзей; – общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); – познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); – продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); – развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); – развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); – свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); – счастливая семейная жизнь; – счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); – творчество (возможность творческой деятельности); – уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Список Б (инструментальные ценности):
– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; – воспитанность (хорошие манеры); – высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); – жизнерадостность (чувство юмора); – исполнительность (дисциплинированность); – независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); – непримиримость к недостаткам в себе и других; – образованность (широта знаний, высокая общая культура); – ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); – рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); – самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); – смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; – твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); – терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); – широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); – честность (правдивость, искренность); – эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); – чуткость (заботливость). Приложение 3.
Степени сформированности дифференциации ценностных ориентаций.

Группа 1- обучающиеся, имеющие в достаточной дифференцированную структуру ценностных ориентаций (58,5%- 24 человека).
Группа 2- обучающиеся, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций начинает формироваться (36,7%-15 человек).
Группа 3- обучающиеся, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций еще не сложилась (4,8%-2 человека).