Программа по внеурочной деятельности Береги здоровье смолоду

Управление образования Администрации города Ижевска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов»
Ижкар Администраци Дышетонъя кивалтонни
«Нимаз предметьёсты тодытонэн 32-тй номеро огьядышетонъя шоръёзо школа»
огьядышетонъя коньдэтэн возиськись муниципал ужъюрт
ул. Молодежная, д. 26, г. Ижевск, Удмуртская Республика, Россия, 426072
Тел.: (3412) 36-98-49, факс: (3412) 36-24-11, e-mail: school_32@list.ru



Рассмотрено на заседании Составлена на основе
методического объединения №1 требований федерального
«28» августа 2014 г. государственного стандарта

Принято на заседании
педагогического совета №1
«29» августа 2014 г.

Утверждено руководителем
образовательного учреждения
Приказ №199-2к
«29» августа 2014 г.
/ В.Ю. Фефилова/
подпись
М.П.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по _курсу «Береги здоровье смолоду»
название дисциплины
для _учащихся 1-6 классов_

Автор-составитель: Антонова Г.Г., учитель начальных классов МБОУ СОШ №32

Рецензенты: Чубукова С.П., заместитель директора по НМР МБОУ СОШ №32
Лебедева С.И., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №32




Ижевск 2014
РЕЦЕНЗИЯ на программу внеурочной деятельности МБОУ СОШ №32 г. Ижевска

___________________________по_______________________________________________
(Ф.И.О.) (курс)
в __________________ на __________________
(класс) (учебный год)

Программа составлена из расчета _____ часов в неделю, ____ часов за учебный год, что соответствует плану внеурочной деятельности.
Содержит основные разделы:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- общая характеристика курса;
- цели и задачи курса;
- результаты освоения курса;
- содержание курса;
- тематическое планирование;
- описание учебно-тематического и материально-технического обеспечения.

Данная программа соответствует требованиям и может быть использована в качестве программы внеурочной деятельности.







Рецензенты _____________ ________________________________
_____________ ________________________________



«____»____________20___г
















Пояснительная записка

На современном этапе развития общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. С одной стороны, потому, что они являются «структурообразующими факторами социальности», с другой - потому, что мы должны немедленно восстановить адекватное отношение к ним у подрастающего поколения.
Под здоровым питанием понимают питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. В настоящее время вопросам обеспечения именно здорового питания населения уделяется большое внимание. Правительством Российской Федерации утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения до 2020 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-р), которыми предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение в соответствии с требованиями медицинской науки потребностей различных групп населения в здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения.
Школьник должен расти здоровым, физически крепким, всесторонне развитым и выносливым. Среди разнообразных условий окружающей среды, постоянно воздействующих на молодой организм, одно из ведущих мест принадлежит фактору питания. Влияние питания на растущий организм многогранно: оно не только обеспечивает гармоническое развитие и укрепляет общее состояние здоровья, но может повышать работоспособность и улучшать успеваемость школьников. Поэтому еще с раннего детства важно обеспечить полноценное и правильно организованное питание, являющееся залогом его здоровья. Всякое нарушение питания, как количественное, так, еще в большей мере, и качественное, отрицательно влияет на здоровье детей. Особенно вредны для организма нарушения питания в период наиболее интенсивного роста ребенка. Организм школьника постоянно расходует много энергии. Эта энергия необходима ему для деятельности сердца, легких и других внутренних органов, для поддержания постоянной температуры тела. Учебные занятия, чтение, просмотр телевизионных передач также требуют расхода определенного количества энергии. С особенно большими энергетическими затратами связана работа, сопровождаемая сокращением мышц: движения, игры, занятия спортом, различные трудовые процессы. Основным источником энергии служит пища. Наряду с этим пища является «строительным материалом», необходимым для роста и развития организма.
Очевидно, что процесс обучения в школе не должен строится за счет ресурсов здоровья ребенка, а должен быть направлен на сохранение и устранение нарушений в состоянии здоровья детей.
Очень важно, чтобы школа стала началом распространения знаний и умений в построении здорового образа жизни.
Основные правила здорового образа жизни и питания должны постоянно находиться в поле зрения каждого человека. Обучение должно начинаться с семьи, детского сада и далее продолжаться во всех образовательных организациях, независимо от их профиля.
При реализации государственной политики по формированию здорового образа жизни и питания важно учитывать еще один фактор – необходимость активного участия в поддержании, сохранении и восстановлении своего здоровья самого человека. Сформировать у людей сознательное, уважительное отношение к себе и своему здоровью от начала жизни до преклонного возраста – задача врачей и педагогов, обладающих научной информацией о здоровье, и средств массовой информации, способных понятно, доходчиво, интересно донести необходимые знания до человека.
Программа курса по формированию бережного отношения к своему здоровью, культуры здорового питания необходима обучающимся для того, чтобы они могли достичь высот своего потенциала знаний, полноценно развиться физически и умственно, обеспечить здоровье и благополучие на всю жизнь.
Цель реализации Программы состоит в реализации требований ФГОС образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Тип программы: образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности
Направление: социальное, спортивно-оздровительное.
Возраст участников: 7-12 лет
Цель - формирование у обучающихся здорового образа жизни, культуры питания и создание необходимых условий, способствующих укреплению их здоровья.
Задачи
Реализация Программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
формирование и развитие представлений у обучающихся о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;
формирование готовности обучающихся заботиться и укреплять собственное здоровье;
формирование у обучающихся знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья;
профилактика поведенческих рисков здоровья;
развитие творческих способностей и кругозора у обучающихся ;
формировать у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, в том числе навыков рационального питания;
формировать культуру питания и самообслуживания.

Описание места программы в учебном плане
Программа предусматривает реализацию через занятия во внеурочной деятельности.

Прогнозируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные результаты).

Результаты освоения Программы являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностные результаты освоения программы должны отражать: формирование уважительного отношения к иному мнению, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
метапредметные результаты освоения программы должны отражать: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (социальных, культурных и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
предметные результаты освоения должны отражать: получение первоначальных представлений о значении здорового образа жизни, его составляющих, в том числе – о правильном питании.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа курса по формированию культуры здорового образа жизни и правильного питания обучающихся 1 - 6 классов состоит из 6 тематических разделов:
1. Как устроен человек.
2. Личная гигиена.
3.Чтобы зубы не болели.
4. Береги зрение смолоду.
5. Как правильно питаться.
6. Наше здоровье в наших руках.

Раздел 1. Как устроен человек
Строение человека. Органы человека, их работа.

Раздел 2. Личная гигиена
Понятие «гигиена» - гигиена личная, гигиена жилища, гигиена труда. Правила личной гигиены - уход за лицом, руками, ртом, ногтями, телом, волосами, одеждой, обувью, предметами быта. Выполнение правил личной гигиены.




Раздел 3. Чтобы зубы не болели (совместно с врачом стоматологом)
Правильное питание для сохранения здоровых зубов. Состав пищи и здоровые зубы. Сладости, их влияние на состояние и сохранение зубов. Гигиена полости рта.

Раздел 4. Береги зрение смолоду
Строение глаза. Причины ухудшения зрения. Влияние режима правильного питания на сохранение зрения.

Раздел 5. Как правильно питаться
Значение питания в жизни человека. Все ли мы знаем о здоровой пище. Как правильно питаться. Питание школьников.
Для реализации данного раздела программы используются следующие пособия:
-Безруких М.М.. Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Учебное пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.
-Безруких М.М.. Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Учебное пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012

Раздел 6. Наше здоровье в наших руках
Пирамида здорового питания. Создание своей пирамиды здоровья. Характеристика ступеней пирамиды здорового питания. Изучение и характеристика составляющих здорового человека.

Формы проведения занятий: занятие-практикум, беседа, занятие-диспут, защита проектов, викторина, коллективные творческие дела (совместно с родителями).

Форма итогового контроля – тест.

Описание учебно-методического обеспечения
образовательной деятельности.

Для реализации раздела «Как правильно питаться» используется учебно-методический комплект:
-Безруких М.М.. Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Учебное пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.
-Безруких М.М.. Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Учебное пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.
Используются методические пособия для воспитателя:
Безруких М.М.. Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.
Безруких М.М.. Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.
Безруких М.М.. Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Формула правильного питания/ Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.
Фонд дополнительной литературы для реализации других разделов включает: отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную и научно-техническую литературу; издания по изобразительному искусству, музыке, физической культуре и спорту, экологии, правилам безопасного поведения на дорогах; справочно-библиографические и периодические издания; собрание словарей; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся; литературу по технологии и организации здорового питания обучающихся.

Описание материально-технического обеспечения
образовательной деятельности.

Материально-технические условия реализации программы обеспечивают:
1) возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к предметным, метапредметным и личностным результатам освоения основной образовательной программы;
2) образовательная организация, реализующая программу, обеспечивает необходимые для образовательной деятельности обучающихся (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, а также одаренных детей), административной и хозяйственной деятельности учебные кабинеты.

Новообразования, появившиеся в школе, благоприятные для здоровья
- наличие тренажёрного зала;
-наличие спортивных секций;
- употребление кислородного коктейля;
- употребление биомороженого.

Тематическое планирование.

Данное планирование может быть применено на уровне начального общего образования или на уровне основного общего образования. Работа с данной программой может быть начата в любом классе, реализация программы рассчитана на 4 года обучения.

Разделы модуля

Распределение часов по годам обучения


1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
4 год обучения

1. Как устроен человек
-
3
5
6

2. Личная гигиена
7
8
4
3

3.Чтобы зубы не болели
2
2
2
2

4.Береги зрение смолоду
5
3
4
5

5. Как правильно питаться
7
9
10
9

6. Наше здоровье в наших руках
12
9
9
9

Итого: 135 часов
33
34
34
34


Учебный план 1 год обучения
Разделы модуля

Кол-во часов
Названия тем

1. Как устроен человек
-


2. Личная гигиена
7
1. Откуда берутся грязнули.
2.Уроки Мойдодыра и доктора Чистюлькина.
3. Уроки Мойдодыра и доктора Чистюлькина.
4.Болезни грязных рук.
5. Болезни грязных рук.
6. Чистота и здоровье.
7. Чистота и здоровье.

3.Чтобы зубы не болели
2
1. «Проказы Сластены».
2. Гигиена полости рта.

4.Береги зрение смолоду
5
1. Правила посадки при письме и чтении.
2. Профилактика глазных травм.
3. Гимнастика для глаз. Разучивание комплекса упражнений.
4. Гимнастика для глаз. Разучивание комплекса упражнений.
5. Гимнастика для глаз. Разучивание комплекса упражнений.

5. Как правильно питаться
7
1.Если хочешь быть здоров.
2.Самые полезные продукты.
3.Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в магазин»
4.Как правильно есть. Гигиена питания.
5.Удивительные превращения пирожка.
6. Конкурс «Самая вкусная и полезная каша»
7.Плох обед, если хлеба нет.

6. Наше здоровье в наших руках
12
1.. Кислородный коктейль – очень полезен!
2..Режим дня школьника.
3.Если хочешь быть здоров -закаляйся.
4.Почему случаются травмы?
4. Как защитить себя от болезней?
5.Правила общения с домашними животными.
6. «Осторожно -клещ!»
7.Чем опасны полевые мыши?
8. Витамины -это лекарство или нет?
9. Осторожно – собака!
10.Не бояться простуды.
11.Викторина «Путешествие в Страну здоровья».


Учебный план 2 года обучения
Разделы модуля

Кол-во часов
Названия тем

1. Как устроен человек
3
1. Как устроен человек.
2. «Растите стройными».
3. Движение – путь к совершенству.

2. Личная гигиена
8
1.Чистота – залог здоровья.
2.Предметы личной гигиены.
3.Гигиена выполнения домашнего задания.
4. «Полезные привычки».
5.Моя комната.
6.Твой режим дня.
7.Учусь отдыхать.
8.Викторина «Путешествие в Страну чистоты».

3.Чтобы зубы не болели
2
1.Чтобы зубы не болели.
2.Гигиена полости рта.

4.Береги зрение смолоду
3
1. Правила посадки при письме и чтении.
2. Гигиена выполнения домашнего задания.
3. Гимнастика для глаз. Разучивание комплекса упражнений.

5. Как правильно питаться
9
1. «Мы растём сильными, здоровыми.» Викторина «Знатоки молока».
2.Игра «Что можно есть на ужин».
3.Где найти витамины весной?
4.Как утолить жажду?
5.Проект «Что надо есть, если хочешь стать сильнее».
6. Проект «Что надо есть, если хочешь стать сильнее».
7.На вкус и цвет товарищей нет.
8.Овощи,ягоды и фрукты -витаминные продукты.
9.Каждому овощу своё время. Праздник урожая.

6. Наше здоровье в наших руках
9
1.Биомороженое- что это?
2. Здоровый человек в здоровой семье.
3.Профилактика гриппа и ОРВИ.
4.Что такое клещевой энцефалит и геморрагическая лихорадка?
5.Как защитить себя от уличной собаки?
6.Вредные привычки.
7.Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья.
8. Физкультура – наш лучший друг.
9. КВН «Природа и безопасность».


Учебный план 3 год обучения
Разделы модуля

Кол-во часов
Названия тем

1. Как устроен человек
5
1.Органы пищеварения. Профилактика болезней органов пищеварения.
2.Для чего человеку нос?
3. Органы чувств. Профилактика болезней органа слуха.
4.Органы чувств. Профилактика заболеваний кожи.
5. Викторина «Моё здоровье и учебная нагрузка».

2. Личная гигиена
4
1.Чистота и здоровье.
2. Бактерии. Чем они опасны?
3. Полезные привычки.
4. Предметы личной гигиены.

3.Чтобы зубы не болели
2
1. Ослепительная улыбка.
2. «Береги зубы смолоду».

4.Береги зрение смолоду
4
1. «Чтобы зрение было хорошим».
2. Правила работы с компьютером.
3. Гимнастика для глаз. Разучивание комплекса упражнений.
4. Гимнастика для глаз. Разучивание комплекса упражнений.

5. Как правильно питаться
10
1. Давайте познакомимся! Добро пожаловать в Лагерь здоровья.
2. Из чего состоит наша пища.
Проект «Меню сказочных героев».
3.Что нужно есть в разное время года.
4. Как правильно питаться, если занимаешься спортом.
5. Где и как готовят пищу.
6. «Накрываем стол». Практическое занятие.
7.Игра-исследование «Это удивительное молоко»
8.Блюда из зерна.
9.Проект. Презентация «О здоровом и правильном питании».
10. Проект. Презентация «О здоровом и правильном питании».

6. Наше здоровье в наших руках
9
1.Как научиться быть здоровым.
2.Профилактика простудных заболеваний.
3..Вредные привычки.
4.Курить – здоровью вредить.
5. Пирамида здорового образа жизни.
6.Профилактика клещевого энцефалита и геморрагической лихорадки.
7. Профилактика солнечного ожога и теплового удара.
8.Движение- путь к совершенству.
9. Проект «Азбука здоровья»


Учебный план 4 год обучения
Разделы модуля

Кол-во часов
Названия тем

1. Как устроен человек
6
1. Дыхательная система. Гигиена дыхания.
2. Нужна помощь и немедленная. (Первая помощь при порезах, ушибах и т.п.)
3.Нужна помощь и немедленная. ( Первая помощь при отравлении, тепловом и солнечном ударах).
4. Как преодолеть «двигательный голод».
5. «Об одной трудновоспитуемой привычке». Какая посадка считается правильной.
6. Разучивание упражнений для осанки.

2. Личная гигиена
3
1.Кожа. Гигиена кожи.
2.Твоё здоровье и учебная нагрузка.
3.Личные вещи.

3.Чтобы зубы не болели
2
1. Гигиена полости рта.
2. Продукты, которые укрепляют зубы.

4.Береги зрение смолоду
5
1. Глаз – сложный оптический прибор.
2. Увлечения, которые вредят зрению.
3. Режим работы с компьютером.
4..Гимнастика для глаз. Разучивание комплекса упражнений.
5. Гимнастика для глаз. Разучивание комплекса упражнений.

5. Как правильно питаться
9
1. «Там, на неведомых дорожках». Какую еду можно найти в лесу.
2. «В подводном царстве» .Что приготовить из рыбы.
3.Дары моря.
4.Проект «Кулинарное путешествие по России».
5. Проект «Кулинарное путешествие по России».
6. Проект «Кулинарное путешествие по России».
7. На необитаемом острове или что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.
8.Как правильно вести себя за столом.
9. Проект. Защита презентации «О здоровом и правильном питании».

6. Наше здоровье в наших руках
9
«Здоровому человеку всё здорово».
Секреты здоровья.
3.Витамины и микроэлементы.
4..Профилактика заболеваний.
5.Первые признаки и предупреждение инфекционных заболевания.
6.Спорт против вредных привычек.
7.Враг номер один. Место травматизма среди других болезней.
8.Враг номер один. Место травматизма среди других болезней.
9. «Сам себе я помогу и здоровье сберегу». Игра-викторина.





Приложение.
Контрольно-измерительные материалы.
Тест (для учащихся 4-го года обучения)
1. Оцените по десятибалльной шкале (от 10 баллов максимум, до 1 балла минимум) то, что считаете для себя наиболее ценным и значимым:

иметь понимание в семье:

хорошо учиться, получить хорошее образование;

жить без конфликтов;

иметь хорошего, надежного друга (подругу);

иметь материальный достаток;

заниматься спортом;

иметь возможность путешествовать;

быть внешне красивым (красивой), хорошо одеваться;

здоровье;

любовь.

2. Что такое здоровый образ жизни?

А. Это поведение, которое сохраняет и укрепляет твоё здоровье.

Б. Лечебно-физкультурный комплекс упражнений.

В. Регулярные занятия физкультурой.

3. Что такое режим дня?

А. Строгое соблюдение определенных правил.

Б. Режим дня - это распорядок дел, действий, которые мы совершаем в течение дня.

В. Это прием пищи по времени.


4. Что дает человеку соблюдение правильного режима дня?

А.Много времени для отдыха и развлечений.

Б.Рациональное использование каждой минуты своего времени.

В. Получение высокой зарплаты

5. Что такое рациональное питание?

А. Это правильное, «разумное» питание.

Б.Питание, распределенное по времени принятия пищи.

В. Питание определенным набором продуктов питания.

6. В каком ряду все перечисленные условия относятся к показателям здорового образа жизни?

А. Рациональное питание, несоблюдение режима труда и отдыха.

Б. Занятия физическими упражнениями и спортом, курение.

В.Рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, занятие спортом.

7. Нарисуй запрещающий знак на тему «Здоровый образ жизни»

8. Закончи пословицу.

Болезнь ищет жирную _____________.
Береги платье снову, а здоровье __________________.
Где ________________, там и красота.











13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315