Методические разработки уроков русского языка




Методические разработки уроков русского языка для 2 класса
по теме «Состав слова»


Учебник: Русский язык. 2 класс, Климанова Л. Ф.,
Бабушкина Т. В.
Москва «Просвещение» 2012 г.



Учитель начальных классов Горбунова Н. А.














Конспект урока № 1

Тема: «Как собрать и разобрать слово»

Цели:
- создать условия для формирования представления о частях слова;
- обогащать словарный запас через введение новых слов – терминов: корень, однокоренные слова, приставка, суффикс, окончание;
- актуализировать знания о понятии «родственные слова»;
- научить выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;
- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные: обучающиеся научатся называть части слова, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней; образовывать однокоренные слова с помощью приставки и суффикса;
получат возможность формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение; разбирать слово по составу, опираясь на знание морфем, и выделять графически; учиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы; овладеть логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.

Метапредметные: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы

Личностные: применение навыков культурного поведения при общении; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.); научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям.
Этап урока
Деятельность
учителя
Учебное содержание
Деятельность
обучающихся

1.Организационный.
Мотивация учебной деятельности
- Давайте друг другу улыбнемся и пожелаем удачи на уроке.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, Слушаем внимательно
Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок.

2. Актуализация знаний. Минутка каллиграфии
-Прочитайте слово на доске. Что вы можете про него рассказать? (слово обозначает предмет, в нем 3 слога, второй слог ударный, 3 буквы согласных звуков, 3 буквы гласных звуков)

-Пропишите каллиграфически правильно буквы согласных звуков, буквы гласных звуков.

-Запишите слово работа. Определите ударный слог, поставьте знак ударения и подчеркните безударные гласные.

-Как думаете, почему наш урок начинается с этого слова?

-Это слово сегодня поможет изучить новую тему всем, кто умеет хорошо работать, трудиться.

на доске записано слово работа

рбт

аоа

работа

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют каллиграфически правильную запись букв, слова.



3. Постановка цели и задач урока.

-Сегодня на уроке вы будете работать в паре. Давайте обсудим правила работы в паре.

-Перед вами лежат кубики. Что можно с ними сделать? (построить постройку)
-Сегодня мы – строители. Важна ли профессия строителя? В чем она заключается? Выполните свои постройки.
-Что у вас получилось?
-А у кого получилось слово?
-Какие открытия в русском языке вы сделали? (слова состоят из частей)


Правила работы в паре:
Работать должны оба;
Один говорит, другой слушает;
Своё несогласие высказывай вежливо;
Если не понял, переспроси.
Записывается тема урока.

обсуждают правила работы в паре.

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Выполняют постройки из кубиков.



4. Первичное усвоение новых знаний.
Я тоже составляла из кубиков слова и вот что у меня получилось.
- Что можно сказать про эти слова? (эти слова родственные, общая часть одинаковая, добавляются другие части и получаются новые слова )
- Профессор Самоваров расскажет вам как называются такие слова.

Лес,
Лесник,
Перелесок.

Слова, которые имеют общую часть и близки по значению, называются родственными. Общая часть родственных слов – это корень. Поэтому родственные слова называют ещё однокоренными.
Записывают слова, выделяют корень.

5. Физкультминутка.
- Встаньте . Нарисуйте правой ногой корень слова, а теперь левой ногой



6. Работа в парах
-Мальчики каждой группы помогают герою нашего учебника Ване найти родственные слова, а девочки помогают Ане

Свет, светлый, светить.

Дуб, дубок. Дубрава.




Записывают слова, выделяют корень.
Проверяют друг у друга.

7. Закрепление. Работа по учебнику.
- Выполняем упр. № 57 стр. 43.

Распределяют слова в три группы и записывают в тетрадь

8. Итог урока.
Рефлексия.
- Над какой темой работали на уроке?
- На какие вопросы хотели найти ответы?
-Дорисуйте человечка и покажите, как для вас прошел урок


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415всё было понятно

есть сомнения


ничего не понял
Выполняют анализ и рефлексию своей деятельности.

























Конспект урока № 2. (С презентацией)

Тема: «Морфемный состав слова».

Цель: дать общее представление о морфемном составе слова, о единообразном написании слова.

Планируемые результаты:

Предметные: находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова.

Метапредметные: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Этапы урока.
1. Организационный момент.
- Ребята, давайте пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи. Ведь, как гласит народная мудрость – с малой удачи начинается большой успех.
- Ну, а чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него.
«Разбудим» наши голоса, произнесем предложение, записанное на доске:
- У нас сегодня всё получится!

2. Чистописание.( слайд 3)
- Посмотрите какую букву вам принес умный совёнок.(буква с)
- Как вы думаете почему?
- Какой звук она обозначает? (Дети дают характеристику звуку: согласный, глухой, парный, бывает твердым и мягким).

3. Словарная работа.
- Вспомните словарные слова на букву с. (Собака, соловей, сапог, сегодня)

4. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
- Какие части растения вы знаете?
Учитель загадывает загадку:
Я и у дуба, я и у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
- Сегодня на уроке мы узнаем, какие составные части, кроме корня, есть в слове.

Проблемный вопрос: Как пишется корень в слове, если он слышится не совсем так, как в родственном слове? (слайд 4)
Дети находят проверочное слово и записывают слова: трава, травянистый, травинка, травяной, травка.
Самопроверка (слайд 5)

5. Работа по учебнику. Усвоение новых знаний. (слайды 6, 8)
--Дети выписывают родственные слова к слову свет, выделяют корень.
-- Научное сообщение о светлячках (слайд 7)
Вывод: корни в однокоренных словах пишутся одинаково. (слайд 9)

6. Физкультминутка.
Хомка - хомка хомячок (надуваем щёки) Полосатенький бочок (делать движения по тексту) Хомка рано встаёт, щёчки моет, ушки трёт Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку, Раз, два, три, четыре, пять, Хомка сильным хочет стать. (слайд 10)

7. Самостоятельная работа. Наблюдение за одинаковыми суффиксами и приставками. Поиск других (кроме корня) морфем.

- Ребята, как вы думаете, могут ли слова иметь, кроме корня, другие одинаковые части? ( слайд 11)
- Выполните упражнение № 59 и проверьте друг у друга (слайд 12- 15)

8. Усвоение новых знаний.
- Профессор Самоваров обращает наше внимание на то, что слова могут иметь одинаковые части после корня и перед корнем. Чтобы хорошо понимать смысл слова и овладеть правописанием, надо знать составные части слова: приставку, корень, суффикс и окончание. (слайды 16, 17, 18)

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Из каких частей состоит слово?
- Как называется общая часть родственных слов?
- Закончите предложение: Моя работа на уроке была ( интересная, познавательная, активная, неинтересная, скучная)
Конспект урока № 3.

Тема: «Корень – главная часть слова. Однокоренные слова».

Цели:
- закрепить умение выделять корень в родственных словах;
- научить разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
- познакомить с понятием родственные слова.
Планируемы результаты:

Предметные: различать родственные слова и синонимы, подбирать родственные слова и выделять в них корень, находить родственные слова в тексте и среди других слов.

Метапредметные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; умение слушать и вступать в диалог.

Личностные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с образцом, формирование положительного отношения к учению.

Этапы урока.

1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Ну – ка, проверим, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

2. Актуализация знаний. Минутка чистописания.
- На момент чистописания
Я приготовила вам задание.
Вы с закрытыми глазами
Угадайте буквы сами.
(Два ученика по очереди выходят к доске и с закрытыми глазами достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их)
Итак, это буквы Д, Т.
- Какие звуки они обозначают? Дайте характеристику этим звукам.
- Какие элементы мы используем при написании этих букв?
3. Актуализация знаний. Повторение пройденного.
- Что такое слово?
- Что в слове главное?
Яблоко (Г. Сапгир)
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело.
Только конь сказал,
Что низко,
А мышонок – высоко.
Воробей сказал,
Что близко,
А улитка – далеко.
А теленок озабочен,
Тем, что яблоко мало.
А цыпленок – тем,
Что очень велико и тяжело.
А котенку все равно:
- Кислое – зачем оно?
- Что вы? –
Шепчет червячок, -
Сладкий у него бочок.

Назовите из стихотворения слова антонимы.

4. Изучение нового материала.
(Учитель читает текст)
- Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.
- О! Здравствуйте! Вы кто?
- Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?
- А я ваша родственница – гусеница.

- Ребята, кого называют родственниками? (Это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.
- А как вы думаете, права ли гусеница, которая считает себя родственницей гусей? Почему?

5. Образование родственных слов.
Сказка садовника.
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова-веточки, и называли их ОДНОКОРЕННЫМИ. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их называли родственными.
Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор КОРНЕМ.

На доске рисунок дерева.



- Какие родственные слова выросли на этом дереве?

6. Физкультминутка. Игра «Лишнее слово»
Если родственные слова – хлопните, если нет – топните.
Лиса, лисица, лист.
Сыр, сырость, сырок.
Лес, лесник, лесной.
Больница, боль, больной, большой.

7. Закрепление.
1) Самостоятельная работа с учебником.
Упр. 61 с. 46.

2)Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в парах.

Игра «Засели домики»
-Одновременно в 3 домика приехали родственники. Правильно ли «заселились родственники в домики, нет ли среди них «чужих»? Поработайте в парах и правильно «заселите» родственников в домики.

























8. Подведение итогов. Рефлексия.
-Что такое корень?
- Какие слова называются однокоренными?
- Какое сходство у корня дерева и корня слова?
- Какое задание было самым трудным для вас? Самым интересным?


вода

морской

лист

лиса

моряк

водичка

лисонька

водный

море

лисий

подводник

мороз

лисичка

водитель



15