Урок русского языка по теме Знакомство с тремя типами склонения имен существительных и способом определения склонения. 4-й класс


Урок русского языка по теме "Знакомство с тремя типами склонения имен существительных и способом определения склонения". 4-й класс
Цели:
познакомить учащихся с распределением имен существительных по склонениям;
учить определению склонения, к которому относится то или иное существительное;
развивать внимание, память, логическое мышление, словарный запас, кругозор;
воспитывать интерес к предмету, понимание ценности доброго отношения.
Учащиеся должны:
получить представление о трёх типах склонения имён существительных;
учиться распознаванию склонений существительных;
уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы на основе наблюдений;
формировать навыки грамотного письма; развивать речь учащихся;
воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОрганизационный момент. Эмоциональный настрой.
(Слайд №1.)
- Урок я хочу начать с таких слов:
Прикоснись ко мне добротой,И болезни смоет волной,И печаль обойдёт стороной, Озарится душа красотой…
- Как вы понимаете слова: “Час в доброте пробудешь – все горести забудешь”?
- Пусть эта пословица станет девизом нашего урока. Давайте дарить друг другу добро. И тогда мир станет для всех лучше.
Открываем тетради, записываем число, классная работа.  
 
 
 
 
 
Высказывания обучающихся.
Минутка чистописания.
(Слайд № 2.)
- Для минутки чистописания я выбрала букву, которую на Руси называли “добро”. Какая это буква?
(На доске прописаны образцы букв и соединений.)
- Из каких элементов состоит заглавная буква Д?
- Пропишем правильно эту букву.
- Из каких элементов состоит строчная буква д?
- Пропишем.
- Пропишем соединения этих букв по образцу.
До да Ди ду Дл дм Дв дз 
- Это буква Д.
Высказывания обучающихся.
Дети прописывают образцы.
Высказывания обучающихся.
Дети прописывают образцы.
Дети прописывают образцы.
Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы урока.
- Как часто горят в сказках: “… и стали они жить-поживать и добра наживать”. Какой смысл имеет в данном случае слово “добро”?
- Сегодня на уроке мы откроем новый секрет имён существительных. (На доске открывается записанная часть темы урока.)
- Какой это секрет, вы узнаете позже. Можно ли сказать, что мы “наживём добра” в виде новых знаний?
(Слайд № 3.)
- В домашнем задании вы просклоняли слова лиса и кот. Что вы можете сказать о падежных окончаниях: одинаковы ли они в одних и тех же падежах?
- Поменяйтесь тетради и проверьте друг у друга написание окончаний по образцу на слайде. Если найдёте ошибку у друга, поставьте на полях напротив карандашом галочку.
- Как вы думаете, почему падежные окончания слова лиса отличаются от падежных окончаний слова кот?  
- Приобретение чего-то нового, нужного…
 
 
 
 
- Да.
 
- Нет, они разные.
 
Дети выполняют взаимопроверку по эталону.
- Это зависит от рода имени существительного.
Постановка учебной задачи (проблемы).
- Хорошо. Давайте проверим ваше предположение. Ниже в тетради-задачнике обратимся к двум предложениям.
(Слайд № 4.)
- Покажите окончания выделенных слов и запишите рядом признаки этих слов как частей речи.
Ученики записали слова в тетрадке.
Ученики записали слова в тетради.
- Подтверждается ли ваше предположение?
- Смогли ли мы определить, от чего зависит падежное окончание имени существительного?
- Кто догадался о чём будем говорить, изучая этот раздел?
- Мы откроем новый секрет имён существительных.
(Слайд № 5.)
- А каков главный вопрос, на который мы должны ответить?
(Слайд № 6.)
- Итак, задачи урока: познакомиться с тремя типами склонения имён существительных, узнать как определить тип склонения имени существительного.  
 
 
 
Дети в тетрадях-задачниках определяют грамматические признаки имён существительных.
- Нет.
 
 
- Будем говорить о падежных окончаниях имён существительных.
 
 
- От чего зависит падежное окончание имени существительного?
Знакомство с новым материалом.
Знакомство с тремя типами склонения имён существительных.
- Подберите как можно больше однокоренных имён существительных к слову “доброта”.
(Слайд № 7.)
- Прочитайте слова, которые я для вас подобрала. Смысл, каких слов вы бы хотели уточнить?
(На экране слова: добро, доброта, доброжелательница, доброжелатель, доброжелательность, добродушие, Добрыня, добрый, добросовестность, добряк, одобрение, добродушность.)- Какое слово лишнее? Почему?
- Наблюдая за окончаниями имён существительных при изменении их по падежам, учёные заметили, что есть три разных набора окончаний. Вот они и выделили три типа склонения по падежам имён существительных. Это и есть новый секрет имён существительных – все существительные делятся на три группы по типу склонения. (На доске открывается тема – “Три типа склонения имён существительных”)
(На экране слова распределяются по типам склонения.)
- Попробуем определить, по какому признаку происходит распределение слов.
(Если дети затрудняются, можно задать наводящий вопрос: “Обращайте внимание на род и на окончание в начальной форме.”)- Чтобы проверить свои предположения, прочитаем сообщение в учебнике.
(Чтение правила на стр. 79)
- Что вы узнали из сообщения?
- По каким же признакам слова узнают его склонение?
– Заполните таблицу в упр. 179 в тетради-задачнике, опираясь на сообщение авторов.
(Слайд № 8.) Дети называют однокоренные слова.
 
 
 
 
 
 
 
- “Добрый”. Это имя прилагательное.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Дети делают свои предположения.
 
 
 
 
 
Дети высказываются.
Дети высказываются.
Дети заполняют таблицу в тетрадях-задачниках.
Физминутка. (Слайд № 9-12.)
Алгоритм определения склонения имени существительного.
(Слайд № 13.)
- Вернёмся к домашнему заданию. Теперь вы можете сказать, почему в одних и тех же падежах окончания имён существительных различны?
- Как мы будем определять склонение имени существительного?
(Слайд № 14.)
- Давайте составим алгоритм. На что будем смотреть сначала?
(На экране появляются части алгоритма)
- Что теперь будем делать?
- Что останется определить?  
 
- Да. Эти существительные разных типов склонения.
Дети высказываются.
- Определим род имени существительного.
- Выделим окончание.
- По роду и окончанию определим склонение.
Первичное закрепление.
- Давайте попробуем действовать по алгоритму. Из упр. 183 в тетради-задачнике выпишем слова в три столбика: в первый – слова 1 склонения, во второй – 2 склонения, в третий – 3 склонения.
- Это всё замечательно, но мы с вами пропустили один пункт. Какой – вы догадаетесь сами. Обратимся к пословице – девизу нашего урока: “Час в доброте пробудешь – все горести забудешь”. Найдите имена существительные, выпишите их столбик и определите склонение.
- Почему не можем сразу определить склонение?
- Что надо с ними сделать?
- Итак, какой пункт мы пропустили?
(На экране появляется новый пункт алгоритма.)
- Как вы думаете, этот пункт каким номером надо поставить?
(На экране появляется последовательность пунктов алгоритма.)
- Запишем слова в начальной форме и определим склонение.  
 
Дети по очереди выходят к доске и выписывают по одному слову.
 
 
 
 
- Они стоят в формах косвенных падежей.
- Поставить в И.п. или в начальную форму.
- Поставь слово в начальную форму.
 
- Этот пункт – первый.
 
Дети выполняют задание.
Закрепление материала. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
(Слайд № 15.)
- А теперь поработаем в парах: на экране высказывание мудреца: “День доброго человека освещается добрым поступком, а злодей всегда живёт в темноте”. Как понимаете эти слова?
- Работая в парах, выпишите из него все существительные и определите тип склонения. Договоритесь между собой, как будете работать.
- Выполним проверку по эталону.
(На экране появляется эталон выполнения задания)  
 
 
Дети высказываются.
 
Дети работают в парах.
Итог урока. Рефлексия.
(Слайд № 16.)
- Подведём итог урока. На какой вопрос мы сегодня искали ответ?
- Смогли мы на него ответить?
- Достигли ли мы задач урока: Познакомились с типами склонения имён существительных?
- Узнали как определить тип склонения имени существительного?
- Как будете определять склонение имени существительного?
- Можно ли сказать, что мы “добра нажили”?
- Были ли у вас затруднения?
- Когда сможем использовать знания, полученные на уроке?
- Как думаете, чем мы займёмся на следующем уроке?
- А сейчас я прошу вас отметить на шкале знаний на полях своих тетрадей, как вы поняли эту тему.
(Слайд № 17.)
- Мне понравилось наша работа сегодня. Я желаю вам добра, и вы пожелайте друг другу. …. (Оценивание работы детей.)  
- От чего зависит падежное окончание имени существительного?
- Да. Падежное окончание имён существительных зависит от типа склонения.
Дети высказываются.
Дети высказываются.
Дети высказываются.
Домашнее задание: упр. 184