Урок русского языка Определение падежей имен существительных


Тема урока: «Определение падежей имен существительных»
Цель обучения: уметь определять падеж имени существительного
Задачи урока: определять род, число, падеж, правильно писать безударные падежные окончания существительных
- самостоятельно формировать тему и цели урока, уметь делать самооценку, взаимооценку на основе наблюдений
-строить рассуждения, оформлять правильно свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;
-развивать навыки самоконтроля и взаимопроверки, продолжить формировать умение обобщать и систематизировать информацию в устной и письменной форме;
-воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка, воспитание в учениках уверенность в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе.
Ожидаемый результат:
А: Ученики знают падежи, падежные вопросы, род, число, склонение имен существительных.
В: Ученики умеют определять падеж, род, число и склонение существительного, умеют сотрудничать в группе.
С: Ученики смогут не только определить падеж , род, число и склонение существительного, но и умеют обобщать и систематизировать изученный материал, умеют сотрудничать в группе.
Оборудование: учебники, тетради, муляжи фруктов для деления на группы, листы А4, фломастеры, карандаши, стикеры, кубик, лист оценивания, рефлексивный лист «Ступени успеха», интерактивная доска, слайдовая презентация.
Ход урока:
Этап Ресурсы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Мотивационный этап
Организационный момент ИКТ, «улыбающееся солнышко» с музыкальным сопровождением 1мин Круг радости. «Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!». Что вы почувствовали?
-Какое у вас настроение?
-Пусть хорошее настроение всегда будет с вами.
Учащиеся стоят в круге здороваются (тактильно) дарят свою улыбку. Делятся своими впечатлениями(несколько человек) . « Дарит хорошее настроение, радость», «стало хорошо», «почувствовала тепло руки, поддержку»…
Стратегия «Большой палец»
Фишки для деления на группы
Устная разминка
Работа в тетради
Деление на группы по счету: 1,2,3,4,5
Работа по слайдам. Устная разминка
Отгадайте загадку:
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
(Имя существительное.)
Правильно, ребята, молодцы. Значит, тема урока….
-Какие цели поставим на урок?
Мы продолжаем изучать тему: имя существительное (прикрепить слово на доску)
Давайте вспомним с вами, что вы знаете об имени сущ-м (учащиеся поочередно называют признаки существительных, не повторяясь)
Постоянные и непостоянные признаки
- Запишите: число. Классная работа. Минута чистописания. (Образец в тетради)
-Словарная работа. Образовать из данных слов имена существительные: смотреть-смотр, играть-игра, звенеть-звон, веселый-веселье, грустный-грусть, Учащиеся рассаживаются по группам.
Учащиеся работают по слайдам
ТиО, загадка (опережающее задание, подготовить загадку)
Оцените себя «+», «-« на полях тетради
Самооценивание.
Учащиеся определяют тему и цели урока.
Учащиеся составляют кластер к слову «имя существительное» и называют их поочередно в группах, не повторяясь.
Формативное оценивание.Стратегия «3 хлопка»
Проверка по слайду. Критериальное оценивание.
0ош.-5б.
1-2ош.-4б.
3ош.-3б.
4и более-0б.
2.Операционный этап.
Листы А-4, со словами и надписью 1скл,2 скл, 3 скл А сейчас, поработайте в парах. Цель: повторить склонение имен существительных.
Что означает склонение? Склонение – это изменение имен существительных по падежам.
-Вспомните, как определить склонение имени существительного? Какие сущ-е относятся к 1 скл ...и.т.д
Выборочно учащиеся озвучивают вопрос и ответ.
Распределите данные имена существительные в три группы по склонениям: 1,2,3:
Мышь, гора, метель, поляна, сосна, снег, дерево, ель, солнце, тень, пень, дядя, пейзаж, елка.По моему хлопку учащиеся передают лист другой группе .Проверка работы групп.
-Как определяли склонение сущесвительного? Работа в паре, взаимооцениваниеПрием «Расскажи соседу, задайте вопросы »
Рассказывают друг другу, какого склонения бывают имена существительные.
Вспоминают, как определить склонение имен существительных. Взаимообучение. Оцените себя.
Составил и задал вопрос-2б. ответ полный-2б.,не полный-1б.
Работают самостоятельно в группе записывают слова в три столбика на листе А4. Номер группы пометить на листе.
Прием «Карусель». Передают свой листок в соседнюю группу, те проверяют работу. По хлопку передают далее.
Оценивают работу группы, формативное оценивание. «3хлопка»
-делают вывод,по роду и окончанию
-оцените себя
«Кубик вопросов» Цель: повторить название падежей, вопросы падежей.
Чем вы будете заниматься, нам подскажет «кубик…»
На каждой грани кубика написаны вопросы
Кто?
Что? Кого?
Чего? Кому?
Чему? Кого?
Что? Кем?
Чем? О ком? О чем?
- Как вы думаете, что это за вопросы? Почему указываются 2 вопроса. Постановка проблемы.
- лежит у вас на парте? К какой части речиотносится?Докажите. Просклоняйте, определите род, число, склонение существительных.(постер)
Цель: умение применять знания на практике
Каждая группа бросает кубик и называет по вопросам на кубике падеж.
Это вопросы падежей имен существительных.
Сегодня мы повторим падежи.
Повторить падежи, умение определять падежи.
Групповая работа с составлением постеров.1группа-падежи
2группа-род
3 группа-число
4 группа-склонение
Формативное оценивание. «3хлопка»
.
Листочки для игры, линейка, карандаш
Критерии оценок на доске:
3-4 ош. –«3»
1-2 ош.-«4»
0 ош.-«5» - А теперь поиграем.
Цель: умение применять знания на практике - определять падежи имен существительных.
Игра «Морской бой».
И.п Р.пД.пВ.пТ.пП.п1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Учитель читает словосочетания: 1-бежал по дороге, 2-летел над лесом, 3- сидели у реки, 4-купила мяч, 5-росли в саду, 6-дети играют,7- зашел к бабушке, 8-думал о сестре, 9-взял у друга, 10-выступал перед мамой
- У кого 5 и больше промахов?
- Какой вывод вы сделаете для себя?
- Кто допустил 3-4 промаха?
-Кто допустил 1-2 промаха поднимите руки.
-Кто попал во все цели без ошибок, поднимите руки. У каждого ученика карточка с координатной плоскостью (готовят сами заранее или учитель на листочках в клетку)
ученики ставят точку на пересечении номера словосочетания и названия падежа имени существительного.
Самопроверка в группе: каждый проверяет свою карточку, консультант читает правильные ответы: 1- Д.п., 2-Т.п., 3- Р.п., 4- В.п., 5-П.п., 6-И.п., 7-Д.п., 8-Пп., 9-Рп., 10- Т.п. Если точка поставлена неверно - зачеркивают ее (это промах).
Те, кто допустил промах, делают вывод: им нужно повторить падежи, умение их определять.
Если им нужна помощь, то выбирают себе консультанта из класса (из числа тех ребят, которые справились с заданием без ошибок)
Музыкальная пауза «Неунывающий ежик»
Физкультминутка.
Работа по уровневым карточкам
Справился с заданием -5б.
Частично справился-3б
Цель: умение применять знания об имени существительном на практике
-Выполняют самостоятельно. Вывод.
-Какие знания об имени существительном вам будут нужны для выполнения этого задания?
Индивидуальная работа за компьютером-тренажерЗнание падежей, склонений, правописание окончаний.
Уровень А - определить склонение и падеж. Доказать правописание данного окончания.
уровень В - найти ошибки и объяснить письменно.
уровень С - составить и записать предложение из каждой строчки. определить склонение и падеж имен существительных в ед.числе, дописать окончания.
Взаимопроверка в сменных парах. Консультанты помогают.
Итог урока
ключ ответов
на доске
Стратегия «Да-нетка»
Цель: диагностика знаний детей об имени существительном
– А теперь подведём итог нашей работы и напишем небольшой графический диктант.
Если вы согласны с утверждением, то ставите «+», если же это утверждение не соответствует истине, ставите «–».Ключ к графическому диктанту:
1.+ 2.- 3.+ 4.- 5.- 6.+ 7.- 8.+ 9. – 10. +
Обменяйтесь тетрадями и проверьте по ключу.
4 и менее-0б
5-6 совпадений-3б
7 - 8 совпадений-4б
9-10 совпадений-5б
- Какую тему вам нужно повторить (тем, кто допустил ошибки)
- Ученики в тетради на полях ставят знак + или –1.Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что?
2.Имя существительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета
3.Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.
4.Имена собственные  пишутся с маленькой буквы.
5.Имена существительные изменяются по числам и падежам, родам.
6.Изменение имён существительных по падежам называется склонением.
7.В русском языке пятый падеж - Дательный.
8.К первому склонению относятся имена существительные женского рода и мужского рода с окончаниями а-я.
9. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – что? неодушевленные – на вопрос кто?
10.Имена существительные среднего рода бывают только 2 склонения.
Проверяют в парах, ставят оценки на полях.
Подводят итоги в листе оценивания, подсчитывают баллы .Суммативное оценивание.
Домашнее задание Стр.75, упр.200
по желанию: упр.199 составить рассказ Записывают в дневник.
Рефлексивный лист «Ступени успеха» В начале урока мы поставили с вами цель. Какую?
-Как вы думаете, смогли мы её реализовать?
«Дерево успеха»
Своей работой на уроке:
«Я доволен» -желтый
«Не совсем доволен» -зеленый «Не доволен» -розовый
Поясните свой выбор (выборочно)
Ребята отмечают себя на «Дереве успеха».
Продолжите предложение: Своей работой на уроке:
Я доволен, потому что…
Не совсем доволен, потому что…
Не доволен, потому что….