Статья Особенности нравственного воспитания младших школьников при изучении дисциплин гуманитарного цикла


,Н.В. Выборнова (воспитательТОГБООУ «Красносвободненскаясанаторная школа-интернат»
в с.Красносвободное)
Особенности нравственного воспитания младших школьников при изучении дисциплин гуманитарного цикла
Известно, что школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения младшего школьника доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский [см.: Бабанский 2003: 352], такой стороной будет нравственное воспитание: младшие школьники при изучении дисциплин гуманитарного цикла овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания при изучении дисциплин гуманитарного цикла следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Из специальных источников известно, что заметным своеобразием отличается нравственное воспитание младших школьников при изучении дисциплин гуманитарного цикла [см.: Шарапова 2008: 46]. В их моральном сознании преобладают, главным образом, императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Моральное сознание младших школьников фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения младшие школьники исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому младшие школьники замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, младшие школьники зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ  у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.
Некоторая внешняя повернутость морального сознания и недостаточный уровень развития самосознания имеют своим следствием, то, что их регулятивная роль в поведении младших школьников называется слабой. Поступки обучающихся этого возраста зачастую носят подражательный характер или вызываются спонтанно возникающими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе воспитания и обучения.
Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как в этом возрасте младшие школьники охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком [см.: Шарапова 2008: 42]. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства: товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей-то несправедливости. Младшие школьники стремятся поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют им взрослые. Нравственное воспитание начинается с первых шагов сознательной жизни, когда младшие школьники постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости. Одновременно с этими азбучными истинами необходимо раскрывать перед обучающимися начальной школы сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость. Мастерство и искусство нравственного воспитания заключаются в том, чтобы мир нравственных богатств увлекал младших школьников. Представления младших школьников о нравственности богаче и правильнее, чем их поведение. Личный опыт нравственного поведения обучающихся начальной школы ограничен, не очень богат ситуациями, где они сами должны решать вопросы своих взаимоотношений в коллективе. Разрыв в сознании и поведении проявляется в том, что младшие школьники знают, как надо поступать, но не поступают в соответствии со всеми знаниями. Младшие школьники еще только учатся соотносить имеющиеся у них представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением.
Большие возможности нравственного воспитания младших школьников заложены в содержании литературных произведений, изучаемых на уроках чтения. Здесь младшие школьники имеют возможность для самовыражения нравственных суждений, для отставания своих взглядов и позиций.
Таким образом, особенностью нравственного воспитания младших школьников 1-4-х классов является стремление к подражанию, к максимально полному переживанию событий [см.: Козлов 2005: 97]. Учитывая это, естественно интегрировать нравственное воспитание в предметы гуманитарного цикла. В этот период младшим школьникам просто необходимы героические образцы для подражания, потенциальные объекты их непосредственной любви. Важно помнить, что младшие школьники пока не нуждаются в системной полноте нравственных представлений, для него полезнее, чтобы он усваивал нравственные представления ассоциативно, связывая новое, которое ему предлагают,  с уже знакомым, личным и родным.
Начальная школа имеет огромные стартовые возможности для формирования и закрепления нравственных представлений, которые обеспечивает многообразие ее предметов и координация их одним учителем [см.: Шарапова 2008: 45].
Нравственное воспитание в начальной школе связано, прежде всего, с учебно-воспитательным процессом. Успешная организация нравственного воспитания младших школьников при изучении дисциплин гуманитарного цикла требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внимания и формировании волевых усилий в преодолении встречающихся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у обучающихся этой возрастной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с трудом сосредоточиваются на восприятии «неинтересного» материала, учителя стремятся использовать различные педагогические методы и приемы, чтобы сделать обучение более занимательным. Не следует, однако, забывать, что не все в обучении имеет внешнюю занимательность и что у младших школьников нужно формировать понимание своих школьных обязанностей. Об этом, в частности, писал еще К.Д. Ушинский: «Конечно, сделав занимательным свой урок,  вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в обучении, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность» [Ушинский 2010: 254].
Важными особенностями характеризуется организация практической деятельности младших школьников, у которых происходят значительные сдвиги. Хотя и в их жизни игра занимает заметное место, они начинают осознавать значение производительного труда, труда по самообслуживанию, помощи взрослым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. Вот почему так важно расширять сферу трудовой деятельности младших школьников, особенно ее коллективных форм. Специфическим для младших школьников является то, что именно на основе включения их в обучение и трудовую деятельность у них формируется осознание своих общественных обязанностей, складывается интерес и стремление к участию в общественной жизни.
Итак, сегодня требуются личности, обладающие определёнными знаниями и реализующие себя благодаря этим знаниям. Исходя из этого, начальная школа призвана приобщать младших школьников к общечеловеческой культуре, ориентированной на сохранение и воспроизводство нравственных, гуманистических ценностей при соблюдении следующих условий: целенаправленная работа по формированию нравственных качеств младших школьников при изучении дисциплин гуманитарного цикла; содержание нравственного воспитания и просвещения должно соответствовать особенностям нравственного воспитания младшего школьного возраста; уроки по дисциплинам гуманитарного цикла являются оптимальной формой формирования нравственных качеств.
Весьма важно развивать нравственное сознание младших школьников и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения. Следует умело использовать упражнения, в которых отражен нравственный аспект, для выработки и закрепления у младших школьников устойчивых форм поведения.
Литература
1. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2003. – 432 с.
2. Козлов, Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников [Текст] / Э.П. Козлов. – Изд-во Ростовского ун-та, 2005. – 152 с.
3. Ушинский, К.Д. Педагогика в 6-и томах. Т.2 [Текст] / К.Д. Ушинский. – М.: 2010. – 496 с.
4. Шарапова, О.В. Особенность нравственного воспитания на уроках чтения [Текст] / О.В. Шарапова // Начальная школа. – М., 2008. – №1. – С. 42 – 47.