Статья на тему Рефлексивный отчет по проведенной серии последовательных уроков


4857750-44450000Жаксылыкова Гульнар Нармахановна
Учитель русского языка и литературы
Коммунальное государственное учреждение
« Средняя школа имени А. Байсалбаева с дошкольным
Мини-центром. Карасайский район

Рефлексивный отчет по проведенной серии последовательных уроков
«Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться-вот единственный курс учительской жизни».
К.Д.УшинскийУчитель…Мы часто произносим это слово, но не задумываемся, какую огромную роль играет он в нашей жизни. Трудно представить себе наше общество без школы, без Учителя. Нет, наверное, учителя, который не задавался бы вопросом: какова моя роль в жизни моих учеников, их судьбе, становлении их как личности. Потому что профессия учителя с древних времен занимает важное место в обществе.
А требования современного общества к учителю таковы, что учитель постоянно должен заниматься самообразованием, расширением границ своих возможностей. Учитель должен уметь быстро меняться и уметь применять на уроках новые подходы и технологии. Одним словом он должен идти в ногу со временем.
Я считаю, что мы учителя стоим у штурвала большого корабля, который идёт в большое плавание под названием « Новые методы обучения по внедрению 7 модулей». Да мы преподавали авторитарным командным методом, где учитель являлся полноправным хозяином. Не считались с мнением учащегося, навязывали свою точку зрения, и очень много негативного можно перечислять и дальше. Что это значит? Наступило время глобальных перемен в образовании и я рада, что могу принимать в этом участие. Когда мы приехали на курсы, многое нам было неясно, непонятно. Мы привыкли давать готовые знания, а это было неинтересно детям и не приносило вдохновения им, не заинтересовывало их включатся в процесс обучения, а также не привлекало слабоуспевающих детей. Чтобы стать педагогом, мастером своего дела одних фактических знаний мало, нужно научиться профессионально мыслить, а затем и действовать.
После прохождения 1 этапа курсов «Лицом к лицу» я задумалась о том, как построить процесс обучения, чтобы на уроке не было пассивных детей, как создать условия, чтобы все были вовлечены в процесс обучения, как повысить мотивацию у детей, чтобы они ходили в школу с радостью? Ответы на все мои вопросы я нашла здесь, обучаясь на курсах повышения квалификации учителей. Настольной книгой для меня стало «Руководство для учителя».
Апробация и внедрение идей семи модулей позволит мне позиционировать себя в новой роли: учителя, обладающего критическим мышлением, то есть, способного критически оценивать результаты своей деятельности и находящегося в постоянном поиске; исследователя, экспериментатора, который воспринимает ошибку, как трамплин для будущих достижений.
Знания, полученные на первом этапе, помогли мне интегрировать идеи семи модулей в серию 4 последовательных уроков. Это для меня оказалось важным, потому что я смогла на практике применить свои знания. Практика в школе заставила меня от размышлений перейти к действиям, а затем свои действия отрефлексировать. Перед собой поставила цель: научить ученика учиться, чтобы каждый осознал ответственность за свое обучение.
Самое первое и главное в новом обучении это ребёнок, ради которого происходят и будут происходить новые инновационные методы обучения. Ключевыми факторами, определяющими пользу учебного процесса в классе являются следующие: понимание детьми процесса обучения, понимание того, чему учить, представление о том, как структуировать учебный процесс, как результативность обучения.
Согласно исследованиям при традиционных методах обучения, независимо от профессионализма учителя, усваивают знания всего 10% учащихся. Поэтому я увидела необходимость перехода от пассивного слушания лекции учителя к активному участию каждого ученика в учебном процессе. В решении этой задачи мне помогла организация парной и групповой работы. Я изучила теоритическое обоснование преимуществ такой организации деятельности. Поэтому, на проведенных уроках я использовала наряду с индивидуальной, парную и групповую формы работы.
На уроке я создала такие условия, чтобы дети пришли к мысли о пользе работы в группе самостоятельно, на основании своих наблюдений и выводов. Я намеренно предложила детям усложненное задание, несколько превышающим их возможности, исходя из теории Л.Выготского о зоне ближайшего развития. Задание было такое: нужно было соотнести и соединить стрелками типы текстов с соответствующими определениями. Эту работу они выполняли в группе. Они пришли к выводу, что в группах работается легче, потому что высказываются много идей, хорошо когда кто-то помогает, поддерживает. При групповой работе дети на уроках стали активнее, общаясь в группах, советовались друг с другом, чего не было раньше.
Когда правильное решение найдено самостоятельно, это, во-первых ,приносит чувство удовлетворения от проделанной работы, а во-вторых, способствует лучшему запоминанию.
В первую очередь, я должна заботиться о том, чтобы в классе всегда была комфортная среда, доброжелательная атмосфера, дружеские отношения между детьми. Работа в группах немало этому способствовала. Каждый урок я начинала с приемов, настраивающих ребят на урок, повышающих настроение, а самое главное, способствующих сплочению учеников. К примеру: «Фонтан радости», «Круг пожеланий», «Комплименты».
Изучение идей модулей Программы заставило меня более подробно остановиться на каждом из них. Каждый модуль по своему уникален и интересен, и что важно взаимосвязаны.
На первом месяце обучения я узнала о формативном оценивании, это самооценивание, выставление оценок по критериям, о саморегуляции. В модуле "Новые подходы в преподавании и обучении" я узнала, что в первую очередь нужно наладить психологический контакт, для того чтобы настроить детей на результативный урок. Если быть точнее нужно создать коллаборативную среду, где присутствует доверие ученика к учителю, должен быть контакт; учитель и ученик, ученик и ученик, учитель и родители. Когда это произойдёт , тогда только обучение будет иметь должный эффект. Достичь этого можно при помощи всевозможных психологических тренингов и разгрузочных моментов урока, а именно через физические разминки, через социограммы и анкетирования.
Считаю, что немаловажным является и умение учащихся задавать вопросы. Если ученики задают вопросы, значит можно говорить об усвоении знаний. Если нет вопросов, нет понимания. Вопросы низкого и вопросы высокого порядка я использовала дифференцированно, в соответствии с потребностями учеников, опираясь при этом на систему мыслительных навыков, предложенную Блумом. Чтобы научить учеников задавать вопросы, я использовала такие приемы: «Горячий стул», «Конверт», «Толстые и тонкие вопросы». Также в будущем хочу предложить детям такие приемы, которые предложила из своей практики Света Пересторонина, это: «Прием 6W», «Вопросительные слова». Учитывая результаты исследований Харгривса и Гэлтона, по которым следует, что «наибольшего эффекта достигает обучение, при котором соблюдаются паузы как после постановки вопроса ученику, так и после получения ответа ученика», я старалась давать время для обдумывания ответа каждому ученику. Поэтому если я раньше могла на поставленный вопрос дать сама ответ, так как очень трудно выдерживать паузу после постановки вопроса, то сейчас, переосмыслив свою практику, я стараюсь дать время ученику для обдумывания.
Свои уроки я проводила с использованием ИКТ, что способствовало познавательному интересу учеников. На уроках после каждого задания я использовала формативное оценивание при помощи приемов: «Сэндвич», «Дерево успеха», «Светофор». Применяла листы оценивания, в которых ребята при помощи составленных ими самими же критериев оценивали свою работу и работы друг друга. Эти приемы позволяют ученику оценить себя, дать оценку своей деятельности. Во время взаимного оценивания ребята были доброжелательными друг другу. Применение приемов формативного оценивания позволили мне установить с учениками обратную связь.
Практика показала эффективность 7-ми модульного обучения. Самое главное , что для себя я уяснила, если обучать по новому методу обучения, то в стороне не останется ни один ребёнок .
Очень важный момент при проведении урока был настрой к уроку. Для детей было в новинку, тренинги. "Лицом к лицу", "Спиной к спине". Цель этих тренингов показать, то что если мы встанем спиной к друг другу , нам будет тяжело общаться, а если станем друг к другу лицом, то нам будет легко общаться, мы лучше узнаем , что хотим, будем знать, видя друг друга в лицо, что мы думаем друг о друге
Немаловажное место имеет саморегуляция. Саморегуляция развивается при групповой работе это видно на фотографиях на видео, снятых на этапах уроков. Учащиеся, обсуждают как ответить на тот или иной вопрос. В процессе обсуждения дети научились работать в группе, самостоятельно обсуждать, подводить итог, высказывать своё мнение, составлять кластер, постер, диалог, работать в паре. Я научилась на этих урока, как эффективнее применять методы и приёмы критического мышления. Модуль талантливые и одарённые показал, что в классе есть дети, в которых есть творческие задатки и их нужно развивать. На четвёртом уроке было задание составить со словами стихотворение по желанию, Турысова Нагима справилась с этим заданием. Я была приятно удивлена, что есть в классе ученики, которые могут писать стихи на русском языке и мне нужно не бояться давать более сложные задания. На уроках я выявила для себя, что обязательно нужен разноуровневый подход к обучению, так как проявились учащиеся более способные и менее способные. Значит, на будущее я должна планировать создать такие условия, где более сильные учащиеся будут помогать слабым. Задача учителя находить в каждом ребенке изюминку и развивать ее, не дать погаснуть тому, что заложено в ребенке природой. Приемы критического мышления, которые мы можем использовать на уроках, обязательно дадут хорошие всходы в виде того, что ребенок научиться размышлять, анализировать, обдумывать свои действия наперед, обосновывать свое мнение и наконец критически мыслить. Тому доказательство, прием « Шесть шляп де Боно», который раскрыл в ребятах критическое мышление, они начали больше думать и дальше, по одному и тому произведению можно привести разные виды доводов и размышлений, для них это было ново. Но с заданием ребята старались справиться. Даже, если не хватало ребятам словарного запаса, желание правильно ответить вызывало чувство гордости у ребят.
После внедрения мною идей семи модулей Программы в преподавании и обучении произошли заметные изменения как в моей практике, так и в моих взглядах.
Пажарес утверждает, что «убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания». Серия проведенных мною уроков с применением активных методов обучения повлияло на мое отношение к обучению и преподаванию. Я теперь с уверенностью могу сказать, что мне просто необходимо начать работать по – новому. А в этом меня убедили результаты. Например, я смогла оценить эффективность групповой и парной работы. А ведь как трудно бывает на обычных уроках поддерживать интерес и внимание каждого ребенка. При групповой работе каждый ученик был вовлечен в процесс обучения. Я была удивлена, что слабоуспевающие, пассивные ученики начали высказывать свое мнение, а самое главное, что они не боялись ошибаться. Слабоуспевающие ученики: Нагима и Алмат не боялись участвовать в общем обсуждении, более того, я увидела, как они могут обосновывать свои идеи. В классе есть ученики, у которых скудный словарный запас, отсюда у таких учеников барьеры в обучении- не могут высказывать свое мнение, рассуждать. Это Айгуль, Жансая. А работая в группе, в атмосфере сотрудничества, они начинали учиться у своих одноклассников, быстрее понимали задание и могли справиться с его выполнением. К тому же активное речевое общение побуждало их постоянно высказываться, что положительно сказывается на усвоении ими темы урока.
Я наблюдала повышение коммуникативных навыков, обогащения словарного запаса, проявление терпимости друг друга, признания чужого мнения.
Применение стратегий критического мышления способствовало лучшей организации урока, повышению у учащихся внутренней мотивации, появлению интереса к предмету, любознательности, ответственности, активности, инициативности. При такой организации учебного процесса быстрее происходит нравственное развитие: дети учатся общению, принятию друг друга, сопереживанию, сопричастности к успешности каждого члена своей группы. Например, при защите работы, выполненной совместно, группа с большим интересом следит за выступлением товарища, переживает за него. И как приятно смотреть, когда ученики радуются успехам вместе, разделяют неудачи вместе.
Мне как учителю еще многому нужно научиться. Данные курсы являются для меня стимулом для дальнейшего совершенствования своих профессиональных качеств. Именно в этом я вижу свою задачу: построить процесс обучения так, чтобы создать условия для самореализации каждого ученика. Устаревшие методы, которыми мы пользуемся до этого времени, тормозят развитие нашего общества, не охватывают полностью наших детей, лишь 50% процентов детей оканчивают среднюю школу до 11 классов, и не все из них могут поступить в высшие учебные заведения. И это продолжается десятилетиями, не развит уровень самосознания, что нужно поднимать интеллект, знать, что образование необходимость для каждого ребёнка и это должны понимать сами дети.
Когда я вернусь в школу в первую очередь я проведу в кругу своих коллег круглый стол, на котором более детально обсудим « Новые методы обучения по внедрению семи модуль». Надеюсь на то, что я получу поддержку с их стороны.
В работе с родителями я планирую провести собрание, где детально объясню цели и задачи новых подходов обучения. Мне необходимо, чтобы родители поняли, какое значение имеют для нас изменения, которые нужно проводить в процессе образования. Я думаю, что родители в первую очередь заинтересованы качественным образованием для их детей и я найду у них понимание и поддержку.
Если оглянуться назад, и вспомнить то время, когда я впервые пришла на эти курсы, то нужно сказать какой долгий и трудный путь мы прошли. Я и понятия не имела, какие эти занятия, как их проводить, но теперь обучившись и узнав про новые методы внедрения 7 модулей, я поняла эффективность и необходимость этих перемен в образовании. Внедрение и апробация инновационных технологий – это непрерывный профессиональный рост для меня. 1В будущем я вижу себя как учителя, обладающим критическим мышлением, владеющим подходами, основанными на конструктивистских теориях.