Рефлексивный отчет по внедрению модуля программы в серии последовательных уроков.


Садвакасова Айгуль Каскеновна Портфолио учителя Отчёт АГруппа № 4 3-го уровня
г.Петропавловск 15.05.2015 г
Рефлексивный отчет по внедрению модуля программы
в серии последовательных уроков
В данном отчете я представляю рефлексию по интеграции модуля «Обучение критическому мышлению» в серию последовательных уроков по предмету «Рассказы по истории Казахстана» в 5 классе.
Почему я выбрала этот модуль? Современному обществу нужен выпускник, который умеет самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, искать рациональные пути в решении проблем, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. На практике в школе я задалась вопросами: Как помочь детям раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как повысить мотивацию к обучению? Практические ответы на поставленные вопросы позволяет получить приемы развития критического мышления.
В Руководстве для учителя дано такое определение этому явлению: «Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученный в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженности к организационным общественным действиям и развитию критического мышления у других» (Руководство для учителя стр.165).
Для написания отчета я изучила различные источники информации, где встретила разные определения критического мышления. Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное, близкое к творческому, которое предполагает создание новых идей, развивающееся путем осмысления новой информации на основе личного жизненного опыта.
Внедряя данный модуль в свою практику, я ставила целью решение существующих проблем в классе. А именно, посредством применения приемов развития критического мышления я стремилась достичь такие результаты: повысить мотивацию учащихся к образовательному процессу; научить работать с различными источниками информации; развивать способности передавать другим авторскую информацию, понимать и принимать точку зрения другого человека; развивать умение анализировать, рассуждать, приводить доводы и доказательства, делать умозаключения.
Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Каждая стадия реализуется через определенные методы и приемы.
На уроке «Поднятие целины» стадию вызова я запланировала через постановку проблемного вопроса «Знаете ли вы, что такое Целина?». Для 5 класса это новая тема, где происходит знакомство с этим понятием, в ходе этого урока учащиеся должны получить образное представление о процессе освоения целинных и залежных земель. Поэтому я предполагала, что для многих учеников это принципиально новое слово, и, возможно, они ранее не слышали о таком явлении. Оказалось, что некоторые учащиеся знают это слово, но значения его не понимают. Например, ученик Султан слышал это понятие из фильма, где главный герой работал на целине, но сути этого термина он не знает.
Тогда я предложила им подобрать ассоциации к слову «Целина». Детей это задание заинтересовало. У Васи это понятие ассоциируется со словом «целый», Алина сказала, что слышала название города Целиноград. Я акцентировала внимание класса на этих ответах, сказав, что они очень близки к истине. Далее я попросила их подобрать синонимы к слову «целый». Ответами детей были «неразделенный», «полный», «нетронутый». Тогда я задала вопрос: Какое значение будет иметь это слово, если сочетать его со словом «земля»? Ученица Полина которая учится на «отлично» и является способной, предположила, что «нетронутая земля» - это земля, которую не трогал, не использовал человек, то есть не вспахивал ее и не сажал. Я похвалила ее за интересную мысль и предложила классу самим найти определение этого слова в Толковом словаре Ожегова и проверить, насколько они были правы в своих суждениях. Учащиеся, у которых пробудился интерес узнать, что же такое «целина», нашли определение в словаре, затем обсудили в парах, как они поняли это слово и что, по их мнению, значит «осваивать целину». После записали это в тетрадь. Далее я попросила их назвать тему, сформулировать цель урока, спросила, что бы они хотели узнать за урок. Ученик Жасулан сказал, что целью урока будет изучить, как происходило освоения целины и высказал желание подробнее узнать об этом процессе.
Стадия вызова на этом уроке имела большой успех, так как она достигла своей цели. Я узнала, что детям уже известно по этому вопросу, пробудила интерес к изучению непонятного для них явления, подвела к постановке учениками собственных целей обучения. Для себя я отметила, что стадия вызова – это очень важный этап в структуре урока, так как прочные знания формируются только тогда, когда новые знания накладывается на уже имеющиеся. Об этом говорит конструктивистская теория, лежащая в основе Программы. Большинство сторонников конструктивистской теории считают, что подходы в преподавании, основанные на передаче готовых знаний не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися.» (Руководство для учителя, стр. 110)
Ранее я сама объявляла тему урока, формулировала цели со своей позиции, но, изучив идеи Программы, я поняла, что для лучшей результативности цель должна быть поставлена с точки зрения ученика. На этом уроке я развивала навыки критического мышления через организацию исследовательского диалога, потому, что именно через обмен мыслями, обсуждение происходит развитие навыков мышления высокого порядка. Я согласна с Мерсером, который утверждал, «что в наиболее продуктивных обсуждениях, в рамках достижения коллективного понимания и обучения преобладает исследовательский тип беседы.» (Руководство для учителя, стр.146)
Проанализировав ответы учеников, я пришла к выводу, что у каждого ученика есть предпосылки для развития критического мышления, необходимо только создать благоприятную образовательную среду для этого, в этом может помочь правильно выстроенный диалог. В ходе этого урока учащиеся смогли сами определить тему, поставить цели. Это очень важный, на мой взгляд, аспект, так как цели, поставленные самостоятельно, более действенные чем цели, сформулированные учителем. Это развивает саморегуляцию детей в обучении.
Погружение в тему, активное восприятие новой информации, соотношение ее со старой происходит на стадии осмысления. На этом этапе я использовала прием «Инсерт» - чтение с пометками. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Ребятам было предложено пометить знаком “галочка” (v) информацию, которая уже известна ученику; знаком “плюс” (+) отметить новое для него знание; знаком “вопрос” (?) отметить то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Направленные таким образом на конкретные действия, учащиеся не просто читали, а вчитывались в текст, отслеживали собственное понимание в процессе чтения. При использовании этой стратегии я следила за тем, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без ответа. Например, ученику Семену было непонятно, в чем отличие «целинных» от «залежных» земель. Я попросила Полину разъяснить и разграничить эти понятия, так как взаимообучение – очень действенный метод, так как ученики лучше усваивают материал, изложенный сверстником, а Полина, передавая знания другому, укрепит свои. Полине удалось выполнить роль наставника.
В ходе выполнения этого задания мне хотелось научить учащихся осмысленно читать текст, оценивать свои знания. Затруднения у детей вызвало неумение правильно формулировать вопросы. Для себя я отметила, что нужно ввести такой прием в систему, который бы научил грамотной формулировке вопросов.
После прочтения и разбора текста учащимся было предложено заполнить таблицу «двойной записи», в правой колонке – положительные стороны освоения целинных и залежных земель, в левой колонке – отрицательные. Учащиеся после того, как собрали и изучили информацию из разных источников, анализируют, оценивают ее, выносят обоснованные суждения и решения. Это задание развивает навыки критического мышления, так как ученики применяют полученные знания для решения реальных вопросов, решают проблемную задачу, учатся выражать свое мнение, аргументировать свои мысли. Я организовала эту работу как парную беседу, так как именно эта форма позволяет вовлечь в деятельность всех, кроме того, обмениваясь мнениями с другим, ученик уточняет и углубляет свою позицию. Конечно, не все прошло успешно. Дети задавали много вопросов, выкрикивали, дети затруднялись в подборе аргументов, доказательстве своих мыслей. Но даже то, что они рассуждали, находили решение проблемы, делали собственные умозаключения – уже успех. Например, ученица Анжела высказала мнение о том, что освоение залежных земель привело к тому, что объем пастбищ сократился, а это привело к убыткам в животноводстве. Султан заметил, что на освоение целины приехали люди из других республик, а это повлияло на снижение роли национальных традиций.
Для себя я взяла на заметку, что необходимо научить детей приводить логические доводы, аргументировать свои ответы. Если раньше главной моей целью уроков было передача фактических знаний, то теперь я ставлю целью формирование навыков мышления высокого порядка, развитие функциональной грамотности. Потому что информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.
Еще один эффективный прием, который очень понравился детям – это составление кластеров.Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер позволяет обобщить, структурировать знания, привести в систему, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
Я предложила ученикам составить один из видов кластера – «ментальную карту». Работали дети в группах. Первая группа составляла ментальную карту по теме «культура», вторая – по теме «искусство». Дети работали очень активно, задание их заинтересовало.
Далее следовала презентация работ, взаимооценивание через прием «Две звезды, одно пожелание». Это задание я проводила с целью формирования у учащихся навыков анализировать, составлять ассоциативные логические цепочки, выделять ключевые понятия, то есть активизировать критическую мыслительную деятельность. Выявились такие проблемы, как недостаточный словарный запас для полного, развернутого, аргументированного ответа, неумение проводить причинно-следственные связи, строить свое выступление в логической последовательности. Для себя я сделала вывод, что мне следует включать в планирование урока задания на развитие речи учащихся, повышать их самостоятельность, поощрять «голос ученика», давать возможность каждому учащемуся высказываться на уроке. Также для меня было трудных организовать групповую работу, дети могли перебивать друг друга, исправлять ошибки, они не могли объективно оценить работу одноклассников. Для решения этой проблемы я предложила классу установить правила работы в группах и придерживаться их, составить критерии для объективного оценивания.

После осмысления следует стадия рефлексии, целью которой является размышление, рождение нового знания, постановка учеником новых целей обучения. На этом этапе я применяла прием «Синквейн» - пятистишие, это достаточно известный и распространенный способ рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления. Задание было для детей очень увлекательным, они проявили свои творческие способности. Например синквейн ученика Султана на тему «Космос» был таким:
Космос.
Необъятный, далекий.
Притягивает, заинтересовывает, манит.
Неизведанный космос таит много тайн.
Вселенная.
Мне очень нравится этот прием, так как он позволяет быстро проверить, насколько ученики понимают тему, умеют выделить ключевые идеи, в лаконичной форме изложить суть явлений, кроме того он дает свободу творчества, позволяет найти оригинальное решение поставленной задачи, то есть работает на развитие критического мышления.
На стадии рефлексии я предлагала детям написать эссе на тему «Что для меня значит культура?» Эта творческая работа дает им возможность раскрыть свои таланты, выразить свое видение, свое понимание этого понятия. Работы детей были составлены не всегда правильно, отсутствовала логическая последовательность изложения событий, но я похвалила их за то, что они выразили свое мнение, свое отношение. К примеру, ученица Полина написала очень интересную мысль: «Культура в моем понимании – это духовное богатство народа, которое мы должны беречь и ценить. Культура включает в себя такие аспекты, как литература, искусство, музыка. Народ не может сохранить свою индивидуальность, если не будет беречь свои культурные ценности». Это говорит о том, что она умеет рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, находить взаимосвязь новых знаний с реальной жизнью, делать умозаключения.
Все эти методы и приемы направлены на формирование у учащихся саморегуляции в обучении, позволяет им самим контролировать процесс получения знаний, брать на себя ответственность за свое обучение. Проведя серию последовательных уроков, я задалась вопросом, что получилось, а что нет.
Наблюдение за классом привели меня к мысли, что при правильной организации урока можно научить детей критически мыслить, нести ответственность за свое обучение, работать в сотрудничестве, привить желание учиться на протяжении жизни. Внедрение в практику модуля «Обучение критическому мышлению» дало такие результаты: дети научились отбирать нужную информацию из различных источников; интерпретировать ее, систематизировать, представлять в виде схем и таблиц; анализировать, находить ассоциации; синтезировать, то есть составлять новый продукт: синквейн, эссе; давать оценку значимости события. Таким образом, дифференцируя задания по таксономии Блума, я разработала уроки, нацеленные на развитие навыков мышления высокого порядка.
И в заключение хочу сказать, что развитие критического мышления не только изменяет сознание учащихся, но и меняет стиль преподавания самого учителя. Пажарес утверждает, что «при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку убеждения в процессе обучения влияют на все, что он делает в классе». (Руководство для учителя, стр. 111). Изучив идеи Программы я пришла к убеждению, что моя роль на уроке – это роль наставника, направляющего ученика к самостоятельному обучению и моя основная задача – создать условия для развития критического мышления через чтение, письмо, говорение и аудирование. В дальнейшей своей практике я планирую применить метод РАФТ, лекцию с остановками и другие интерактивные формы обучения.
Список использованной литературы:
АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб-метод.пособие. М.:Мирос, 2002.