Формирование универсальных учебных действий при организации проектной деятельности младших школьников


Формирование универсальных учебных действий при организации проектной деятельности младших школьников
Сегодня «Великая цель образования – это не знания, а действия…»
Г. Спенсер
Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) требует обновления содержания образования и освоения новых форм организации образовательного процесса. Важнейшей задачей современной школы является формирование системы «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научиться учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом коренным образом меняется роль учителя – он становится соучастником учебного процесса, консультантом, помощником, организатором познавательной деятельности детей. В связи с этим актуальны слова В.А. Сухомлинского. Он говорил, что лучший учитель тот, кто забывает, что он учитель.
В условиях перехода на новые образовательные стандарты на первое место выступают интерактивные методы обучения, одним из которых является метод проектов. Именно метод проектов позволяет организовать учебный процесс таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в активный процесс познания. Не случайно проектная деятельность провозглашена как базовая образовательная технология.
Значимость проектной деятельности обусловлена тем, что формирование УУД достигается путем сознательного, активного присвоения учениками социального опыта. Как показывает практика, проектная деятельность детей, организуемая на уроках и во внеурочное время, способствует достижению личностных, предметных и метапредметных результатов.
Целью работы над проектами в начальной школе является развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи при работе над проектами:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; — формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
Результатом проектной деятельности учащихся является продукт, произведенный усилиями детей. Дети радуются собственному успеху, видят значимость своей деятельности. Это способствует повышению мотивации учащихся к образовательному процессу. Кроме того, в процессе проектной деятельности развивается творчество и фантазия ребенка, формируется активная жизненная позиция, осуществляется интеграция образовательного процесса.
Покажем, как использование метода проектов способствует формированию универсальных учебных действий согласно ФГОС.
 Умение выбрать тему проекта согласно своим интересам и способностям; выразить и оценить собственную точку зрения по итогам проектной деятельности; обозначить дальнейшие направления развития проекта – все это способствует формированию личностных УУД.
Регулятивные УУД характеризуются следующими умениями: обнаруживать и формулировать учебную проблему; обосновывать актуальность выбранной темы проекта, составлять план выполнения проекта.
 Для формирования познавательных УУД при работе над проектом учащимся необходимо: самостоятельно находить, систематизировать и отбирать информацию из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); записывать выводы в виде правил по теме проекта; представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, презентаций с помощью ИКТ; передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; создавать конечные программные продукты по теме проекта.
При защите проекта учащемуся необходимо отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее фактами. Кроме этого, ему необходимо понимать и принимать точку зрения другого,  учащийся должен уметь договариваться с людьми иных позиций, организовывать учебное взаимодействие в группе. Все это способствует формированию коммуникативных УУД.
В начальной школе активно используем проектную деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное время.
Проектная деятельность для учеников начальной школы - дело очень сложное и требующее особой подготовки. Чтобы научить детей данному виду деятельности, на своих уроках используем метод проектов. Такие уроки по отношению к предметному содержанию, являются, обычно, обобщающими. Дети уже имеют достаточный запас знаний и умений, нужно только правильно распределить деятельность и воспользоваться этими знаниями в конкретной ситуации.
Особое место занимает организация проектной деятельности учащихся на уроках окружающего мира. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. Примерами уроков, на которых осуществляется проектная деятельность учащихся, являются следующие: «Возьмем под защиту», «Моя Красная книга», «Профессии наших родителей», «Города России», «Родословная моей семьи», «Прекрасна, прекрасна, родная земля», «Птицы Югры», «Красная книга Югры», «Природные богатства Югорского края».На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта.
Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.
Одним из типов проектов является творческий проект. Для реализации творческих проектов используем уроки литературного чтения. Темы проектов, которые можно реализовывать в начальной школе при изучении курса “Литературное чтение” во втором классе: “Словарь вежливых слов”, “Книжки-малышки”, “Мой любимый детский журнал”, “О чем может рассказать библиотека”, “Мои первые стихи о любимом празднике”, “Энциклопедия животных нашего края”. В результате проектной деятельности на уроках литературного чтения стимулируется творчество детей, их самостоятельность, реализуется принцип сотрудничества детей и взрослых.
Для формирования УУД на уроках математики, достаточно эффективным, является метод проектов, который применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, к которым по праву можно отнести математику.
Примерами проектов, реализуемых на уроках математики в начальной школе, являются следующие: «Узоры на посуде», «Математическая сказка», «Тайны цифр», «Таблица умножения на квадратном метре».
На уроках русского языка в процессе организации групповой работы реализовали следующие проекты: “Пословица недаром молвится”, “Алфавит в жизни человека”, “Словарь вежливых слов”, «Королевство частей речи».
Овладеть основами проектной деятельности в полной мере возможно на уроке технологии. Процесс обучения носит поэтапный характер и даёт старт решению системы учебных проектно-технологических задач.
Осуществляя внеурочную деятельность в условиях внедрения ФГОС НОО, организуем исследовательскую деятельность младших школьников в рамках творческого объединения учащихся «Я – исследователь», «Знайки», «Сочинитель». На занятиях творческого объединения учащиеся включаются в проведение исследовательских проектов. Примерами таких проектов являются следующие: «Я – исследователь», «Моя первая книжка», «Пословица недаром молвится», «Наши коллекции», «Тайны цифр», «Ягоды Югры – лакомство, или лекарство», «Стоит ли бояться Бабу Ягу», «Дар греков проповедников», «Кенар – птичка певчая», «Практическае советы начинающему рыболову», «Курочка Ряба в северных условиях», «Домашний кролик – игрушка, или забота», «Собака в доме. Практические советы собаководу» и другие. Не могли обойти стороной и посвятили проекты нашей победе в Великой Отечественной войне.
Универсальные учебные действия, которые формируются через проектную деятельность, выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности детей. Формирование универсальных учебных действий обеспечивает личности переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.
Итак, как показывает практика, организация проектной деятельности младших школьников способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников.
Проектная деятельность, организуемая на уроках и во внеурочное время, способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников, позволяет каждому ребенку стать активным участником процесса познания и преобразования окружающей действительности.
Итак, организуя проектную деятельность младших школьников, мы убеждаемся в правоте слов В.П. Вахтерова: “Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания”.