Конспект урока по географии на тему Внутренние воды России (8 класс)

Конспект урока по географии по теме «Внутренние воды России»- 8 класс
Технология: развитие критического мышления
Тема: Внутренние воды. Реки России
ТИП УРОКА: комбинированный
ФОРМА УРОКА. Изучение новой темы, с элементами творчества, и самостоятельности
Цели урока:
Образовательная
- Изучить крупнейшие речные системы России
- Определить зависимость речной системы от климата , направление от рельефа
- Объяснить особенности питания и нежим реки
2. Воспитательная:
- Формирование чувства любви к родной природе.
- Формирование экологического сознания школьников на примере экологических проблем речной системы своего Района
3. Развивающая
- развивать умение составлять характеристику рек по плану
- развивать навыки работы со справочным и публицистическим материалом
- формировать критические мышления
Оборудование. Физическая карта России, атласы, учебники, таблицы ЛОК. картосхемы, справочник по географии

ХОД УРОКА.

1. Орг. момент


1. Вводная часть: Природа- единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания ( Иоганн Вольфганг Гете)
Ребята обратите внимание на доску , эпиграфом нашего урока будет высказывание
И я надеюсь , что мы с вами приоткроем эту замечательную книгу и рассмотрим одну из ее удивительных страниц , посвященную бесценному дару нашей планеты , самому ценному минералу на Земле ( какому?) воде.
Итак, ТЕМА НАШЕГО УРОКА: ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ. РЕКИ РОССИИ.
ЦЕЛЬ:НА ЭТОМ УРОКЕ МЫ С ВАМИ ПОЗНАКОМИМСЯ С КРУПНЫМИ РЕЧНЫМИ СИСТЕМАМИ РОССИИ, ОПРЕДЕЛИМ ИХ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КЛИМАТА И РЕЛЬЕФА.

2. Внутренние воды (актуализация опорных знаний)
Воды России это наше национальное богатство и мы должны их рационально использовать.
Существует мнение, что Россия богата внутренними водами? Верно ли это?...
КАКИЕ ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ ИМЕЮТСЯ В РОССИИ?
(ПЕРЕЧИСЛИТЕ)

а)реки России
Но мы с вами рассмотрим только один вид внутренних вод – реки.
На территории России более 2,5 млн. крупных реки маленьких речушек длиной более 8 млн. км.
Россия занимает 2 место в мире по величине суммарного стока вод после Бразилии
С термином река ребята вы познакомились еще в 6 классе и сейчас мы освежим память.

б)Терминология






РАБОТА С УЧЕБНИКОМ ( СТР. 98) ( ТЕРМИНЫ ЗАПИСАНЫ НА ДОСКЕ)
Дать определение следующим терминам;
1.река
2.исток
3.устье
4.приток
5.речная система
6.бассейн реки
7.водораздел
В 8 классе терминология прибавляется
Ребята давайте правильно прочитаем термины и их определение.
Но в тетрадь запишите только сами термины без определения, определения запишите дома в тетради.
аллювий - речные наносы
пойма- часть днища речной долины
базис эрозии- определенный уровень , до которого углубляется речной поток
терраса- высокая ступень в днище речной долине
эстуарий- узкий воронкообразный залив
дельта- многочисленные рукава и притоки
падение реки – превышение истока над устьем
уклон- отношение падения к ее длине
расход волы – количество воды, проходящее по руслу за единицу времени
С падением и уклоном (расчетами) более подробно познакомимся при выполнении практической работы на следующем уроке

В) ЛОК (Логический опорный конспект) Схема на доске
Работа по учебнику (стр. 98, рис. 62)
Физминутка
( можно детям предложить движением рук показать характер реки)
- Пользуясь атласом , скажите, равномерно ли распределены речные системы по территории России? (неравномерно, почему?)
- От чего зависит их распределение по территории материка? (опора на ЛОК) Вывод: от климата и рельефа
Рассмотри:
Влияние рельефа:
На направление течений ( территория Восточно-Европейской равнины и вся Сибирь наклонена к северу и относиться к бассейну Северного ледовитого океана)
А) К бассейнам, каких океанов относятся реки , находящиеся на территории России?
- На характер течения
( Определите характер течения реки по данному описанию )
Терек воет, дик и злобен
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь.
Он лукавый принял вид
И,приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит


Вопрос к классу
- Влияние климата ( реки- продукт климата – А.И. Воейкова климатолог)
Ребята, какие элементы климата влияют на режим рек?
( осадки, обильное или недостаточное их выпадение)

3.Групповая работа
(самостоятельная исследовательская работа)
Ребята вы заметили , что сидите по группам , выберите старшего группы, который будет отвечать за работу группы, вести учет знаний. По заданию каждая группа готовит отчет (1 выступающий у карты)
-Регламент
-5 минут подготовки
-3 минуты на отчет
Задание группе №1 «Общее представление о внутренних водах»
Пользуясь атласом ,учебником стр. 97, 101, подготовьте сообщение для класса ( 3 мин) по вопросам
Какие крупные реки протекают по территории России:
К бассейну, какого океана они относятся
Почему все крупные реки текут в Северный Ледовитый океан?
Как влияют на направление и характер течения рек особенности рельефа?
Какое влияние на режим рек оказывает климат ?
Какой тип питания характерен для большинства рек России?
( режим рек – жизнь речного потока в течении суток , сезонов, года)
Задание Группе №2 «Характеристика речных систем»
Составьте характеристику речных систем России, пользуясь атласом, таблицами.
Зафиксируйте найденные данные по рекам Волга , Енисей, Обь, Лена в таблице

Название Реки
Крупные притоки
Площадь бассейна, 2 км
Длина реки , км
Основной тип питания ( стр.101учебника)
Время половодья
Время ледостава

1
Волга







2
Енисей







3
Обь







4
Лена







Выпишите из таблицы в тетрадь:
Название самой длиной реки
Реку с самым большим бассейном
Данные реки Енисея (т.к. наша река Абакан является одним из самых крупных притоков Енисея)
Задание группе №3 «Распределение речной сети по бассейнам океанов»
Пользуясь атласом и картосхемами учебника (стр. 98, рис 62), заполните данную таблицу. ( по пренадлежности рек к определенным бассейнам океанов, перечень рек ниже)
Бассейн Северного Ледовитого океана: 2/3 площадь страны
Бассейн Атлантического океана: = 3%
Бассейн Тихого океана > 20% территории
Область внутреннего стока

Перечень речных систем.
Дон, Кубань, Обь, Амур, Волга, Енисей, Лена, Терек, Урал, Печора, Северная Двина.
Запишите в тетрадь у бассейну какого океана относится река Енисей со своими притоками ( Абакан, Таштып).
Задание группе №4 « Характеристика реки Абакан» (протекает по территории нашего населенного пункта)
Запишите в тетради;
К бассейну , какого океана относится.
Исток реки
Устье реки
Характер течения.
Основные притоки
Источники и режим питания.
Возможное хозяйственное использование, крупные города , искусственные сооружение на реке.
Стихийные явления природы, связанные с рекой.

4. Отчет группы
Отчет каждой группы по результатам своей работы учащимся класса.

5.Синквейн (Французский ученый)
Синквейн – стихотворное пятистишье, требующее изложения большого объема информации в кратких выражениях .
Ребята, а сейчас мы с вами попробуем , проработать творчески и по группам вы составите, Синквейн на тему река и ручеек.
Результаты данной работы бывают самыми ошеломляющими , у ребят подчас скрыт огромный творческий потенциал , который при таких творческих работах начинает раскрываться
Пример:
Река
Горная ,бурная
несется, гремит, шумит
два раза в одну воду не войдешь
гидросфера

1.Ручеек
2.весенний , маленький
3. пробивается , журчит , бежит
4. с глубокого ручейка начинается река
5. исток


6. Обобщение (фронтальная беседа)
1. Богата ли Россия внутренними водами?
2. Перечислите и покажите на карте крупнейшие речные системы России?
3.Перечислите факторы, влияющие на распределение речных систем по территории России.
4. Можно ли визуально по карте определить характер реки , исток и устье?

7. Итоги (рефлексия)
1. Рейтинговая оценка по работе в группе. (выставляется в листке учета знаний имеется в каждой группе.)
По 5 бальной системе.

Ф.И.О.
Рейтинговая оценка работы в течении урока



Самооценка
Оценка группы

1.




2.




3.




4.




5.




2. Ребята всем понятна новая тема? Кто испытывал в новой теме затруднения? В самостоятельной работе? Во время повторения?

8. Домашняя работа
Прочитать страницы учебника 98-102, выписать определение терминов , записанных в тетради в начале урока .


Список используемой литературы:

1.Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 кл. - М.: Дрофа, 2012
2.Географический атлас: 8 кл. - М.: Дрофа, 2012.
Интернет-ресурсы.
Уроки географии Кирилла и Мефодия. 8 класс : мультимедийное учебное пособие для школьников. - М. : NMG, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия). (КиМ-8)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Урок проведен:

Учитель : Захарычева В.П.
15