Аналитический отчёт социального педагога



Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Сухоложский многопрофильный техникум»
Аналитический отчёт
Аттестующаяся:
Попова Ольга Ивановна
социальный педагог
Заявленная категория -
первая
Сухой Лог - 2015 г.
Содержание
Введение 3
1.Аналитическая часть 5
2. Результаты деятельности по направлениям 7
2.1.Социально – информационная помощь 7
2.2.Социально – правовая помощь 10
2.3.Социально –экономическая помощь 17
3. Задачи, противоречия, проблемы 18
4.Определение проблемы на следующий 19
межаттестационный период
5.Анализ полученных результатов 20
6.Способы и методы достижения результатов 22
7.Самооценка эффективности деятельности 24

Введение.
Формулировка понятий «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дана в Законе «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В нем установлено, что дети–сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или один-единственный родитель, а дети, оставшиеся без попечения родителей, – это дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
По данным государственной статистики в последние годы в России наблюдается рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. Их общее количество ежегодно увеличивается на тридцать-сорок тысяч человек и перешло уже за полумиллионный рубеж. Причем лишь небольшое число детей остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях.
Социологи установили круг причин возникновения социального сиротства сегодня: отказ от детей при рождении, лишение родительских прав из-за полного равнодушия к проблемам детей, их здоровью, воспитанию, порой из-за угрозы для жизни, жестокого обращения, насилия. Подобное наблюдается в семьях алкоголиков, наркоманов, психически недееспособных, а также среди родителей, находящихся в местах заключения, на длительном принудительном лечении. Обычно такие дети признаются сиротами в соответствии с законами РК, и их ставят на полное государственное обеспечение. Большинство проблем, связанных с определением статуса ребенка как сироты, решаются с учетом его возраста, наличия родственников, добровольно желающих принять участие в судьбе ребенка, его воспитании, материальном обеспечении. Скажем, ребенка до 3-х лет обычно помещают в Дом ребенка. Затем его переводят в дошкольный детский дом, школьный интернат и др. государственные учебные или лечебные учреждения.
Специалисты отмечают в динамике сиротства негативные тенденции, а именно увеличение среди них количества детей со сложными, комплексными видами отклонений, с трудностями в развитии, в обучении и поведении. Обнаружилось качественно новое явление - так называемое "скрытое" социальное сиротство, когда родители вроде бы и живы, но ведут себя так, будто ребенок выброшен из их жизни. К ним относят детей,
проживающих в условиях безнадзорности и беспризорности. Если раньше речь шла о социальном сиротстве, то это касалось только неблагополучных семей, например, пьянствовали родители, то сейчас к этой категории относятся семьи из наркоманов, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, в том числе и семьи с отрицательным психологическим климатом и неблагополучной эмоциональной атмосферой при внешнем благополучии. Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где воспитывает детей один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака, дети-сироты, социальные сироты и скрытые социальные сироты относятся к группе риска. К ней же зачастую принадлежат и дети из неполных семей.
Несмотря на принимаемые меры по улучшению устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет.

Поскольку несовершеннолетние, в том числе дети, рассматриваемой категории в силу возраста не могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав и законных интересов, эти обязанности в соответствии со ст.15.ФЗ от 24.04.2008 года № 48 ФЗ «Об опеке и попечительстве» возложены на законных представителей, т.е. на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется следующими документами: Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ (ст.34,35,39), Семейный кодекс РФ (ст. 121 - 125 и др.), Жилищный кодекс РСФСР (ст.53,60,62), Федеральный закон РФ от 04.12.96. «Принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет», другими правовыми актами в соответствии с законами субъектов РФ и отраслевым законодательством. В рамках президентской программы «Дети России» (Указ Президента РФ от 01.06.92. № 543) существует целевая программа «Дети сироты», направленная на создание благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к самостоятельной жизни в современной социально-экономической обстановке, развитие различных форм устройства осиротевших детей, совершенствование их медицинского обслуживания, развитие кадровой и материальной базы сиротских учреждений, улучшение социально-экономического обеспечения воспитывающихся в них сирот.
В связи с большим объёмом работы и с тем, что дети находятся на полном государственном обеспечении в техникуме, Управление социальной защиты населения г.
Сухой Лог и директор техникума заключили «Соглашение о порядке ведения личных дел детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором определён порядок ведения личных дел детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (Приложение 1).
На основании данного соглашения администрацией техникума были разработаны должностные обязанности специалиста, работающего в этом направлении.(Приложение 2)


1.Аналитическая часть.
Цель образовательного учреждения: удовлетворение потребностей обучающихся в получении среднего и начального профессионального образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.
Направленность государственной политики определена через инклюзивное обучение
( полноценное образование и профессиональное обучение детей с ОВЗ и детей – сирот и детей, оставшихся без попечения).
Исходя из этого, основной целью моей деятельности является: создание условий для социально – правовой защиты прав и интересов обучающихся детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в техникуме, в соответствии с требованиями ФГОС - развитие компетенций.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
обеспечение на оптимальном уровне обучающихся из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, а также деятельности социальной службы;
организация реализации правовых гарантий обучающихся, правовое информирование обучающихся из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по социальным, жилищным и гражданским вопросам, развитие и способствование развитию регулятивных компетенций;
оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи обучающимся из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленных на материальную поддержку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей развитию социально-коммуникативных компетенций.
Все это нашло отражение в разработанной и составленной программе социально – правового сопровождения обучающихся техникума из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (Приложение 3)
Цели и задачи программы: создание условий для официальной правовой защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с учётом требований развития общих компетенций.
На основании вышеуказанной программы разработан план работы на год. (Приложение 4).
Целью аналитического отчёта является: приведение в соответствие системы деятельности с требованиями Постановлений Российской Федерации, обеспечение пакета документов, необходимых для защиты прав и интересов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачами аналитического отчёта являются:
изучение и анализ личных дел обучающихся из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение личных дел недостающими документами, необходимых для приложения к личному делу, в соответствии с требованиями;
контроль за своевременным обеспечением необходимой информацией, в соответствии с требованиями правил ведения личных дел.
В соответствии с задачами работа осуществлялась по трём направлениям:

Направления деятельности
Социально – информационная помощь Социально –
правовая помощь Социально – экономическая помощь
Цель: своевременное информирование детей – сирот и детей, по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, о деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг, а также знаниями обучающихся о документальном обеспечении их прав и защите интересов. соблюдение прав детей – сирот, содействие в реализации правовых гарантий обучающихся выше указанной категории, правовое воспитание детей по жилищным и гражданским вопросам.
оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат.
Задачи: - выяснение информации о действиях социальных работников по содержанию предоставляемого пакета документов, особенностях развития и социальной адаптации детей.
-анализ передаваемого личного дела каждого из воспитанников детских домов.
- развитие общих компетенций будущих обучающихся на основании устного сообщения представителей и специалистов детских учреждений.
- проведение мероприятий по защите законных прав и интересов обучающихся из числа детей – сирот через взаимодействие с межведомственными инфраструктурами.
- информирование и выяснение уровня развития компетенций регулятивных, эмоционально – психологических и аналитических. - информирование детей – сирот о социальных льготах;
-подготовка пакета документов для предоставления в необходимые органы.
Методы Собеседование с представителями детских учреждений, педагогами, мастерами, воспитателями, обучающимися и тд.;
Анализ передаваемого личного дела; консультирование Беседы; групповое консультирование; индивидуальное консультирование Беседы; групповое консультирование; индивидуальное консультирование
Резуль
тат - качество оформления личного дела повысилось примерно на 50% .

- На 50 % увеличился показатель умения применять на практике полученную информацию
-увеличилось количество межведомственных взаимосвязей, что является результатом повышения уровня социально – правовых знаний специалистов и понимания необходимости более тесных контактов для эффективного сотрудничества.
Обучающиеся из числа детей – сирот и детей. оставшихся без попечения родителей в полном объёме пользуются оказываемыми услугами.
2. Результаты деятельности по направлениям.
2.1. Социально – информационная помощь.
Цель социально-информационной помощи заключается в своевременном информировании детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, о деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг, а также знаниями обучающихся о документальном обеспечении их прав и защите интересов.
В этой связи, на первом этапе своей деятельности по данному направлению при приёме личных дел организую собеседование с представителями детских учреждений, которые сопровождают вновь поступающих из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
За период с 2009 г. по 2011 год в наше образовательное учреждение поступили дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа из 18 детских учреждений для детей – сирот.
Статистические данные о детях – сиротах и детях,
оставшихся без попечения родителей.
2012 г 2013 г. 2014 г.
Сухоложский
район 407 сирот 390 сирот 378 сирот
ГБПОУ СО «Сухоложский многопрофильный техникум
130
93 – сироты и оставшиеся без попечения
37 – лица из числа детей - сирот 160
100 - сироты и оставшиеся без попечения
60 -лица из числа детей - сирот 190
145 - сироты и оставшиеся без попечения
55 - лица из числа детей - сирот
В процессе беседы выясняется информация о действиях социальных работников по содержанию предоставляемого пакета документов, особенностях развития и социальной адаптации детей.
Далее проводится анализ передаваемого личного дела каждого из воспитанников детских домов. Анализ позволяет выявить уровень обеспеченности необходимыми документами личного дела, определить действия по восполнению отсутствующих документов для формирования полного пакета документов, выяснить уровень развития общих компетенций будущих обучающихся на основании устного сообщения представителей и специалистов детских учреждений.
Содержание работы по обеспечению детей информацией по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки определяется технологией информирования индивидуального характера, в зависимости от необходимости выполнения требований по защите прав и интересов детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, кроме того учитывается степень сформированности у выпускников определенных и требуемых видов компетенций..
В ходе информационно-социальной помощи осуществляются взаимосвязи с социальными инфраструктурами и заинтересованными учреждениями по защите прав и интересов ребенка.
За отчётный период было сформировано 200 личных дел обучающихся, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании проведённого анализа всех личных дел выявились следующие проблемы: у 70 % из числа обучающихся личные дела были не обеспечены требуемыми документами, не в полном объеме были проведены действия по получению информации о близких родственниках, алиментах, жилье. Отсутствовали документы личного характера (ИНН, страховое свидетельство и т.д.)
О результатах приёма документов составлена аналитическая справка. (Приложение 5)
Данные о количестве обучающихся в СМТ
в статусе детей-сирот и оставшихся без попечения родителей,
и лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2012 год 2013 год 2014 год
Всего обучается 130 ч. 160ч. 190ч.
Дети – сироты 33 30 43
Дети, оставшиеся без попечения родителей 60 70 92
Лица из числа детей – сироти детей, оставшихся без попечения родителей 37 60 55
Учитывая ежегодное увеличение количества поступающих детей - сирот возникает необходимость систематизации работы по социально-информационной помощи. В этой связи провожу работу , способствующую развитию общих компетенций: эмоционально-психологических, регулятивных, аналитических, коммуникативных через групповые консультации как с обучающимися вновь поступившими, так и с педагогами и мастерами. Содержание консультаций направлено на повышение социально-правовой информированности субъектов образовательного процесса и повышение компетентности обучающихся в рамках регулятивных компетенций.
Индивидуальные консультации – предполагают общение на уровне каждого из числа детей – сирот по индивидуальным запросам, обычно касающихся проблем, связанных с вопросами жилья, по перечислению алиментов, пенсий, пособий.
Кроме того, беседы с обучающимися, из числа детей – сирот, носят диагностический характер, позволяют выявить уровень социально-правовой информированности, способности социальной адаптации при защите своих прав и интересов, степень сформированности общих компетенций, необходимых, как условие социализации личности. Определяется группа обучающихся, которым необходимы знания о способах защиты своих прав и интересов.
По результатам данной работы можно сделать следующие выводы:
Сводные данные по результатам социально – информационной помощи.
Умения 2012 г. 2013 г. 2014 г.
кол-во обуч -ся На начало года На конец года кол-во обуч -ся На начало года На конец года кол-во обуч -ся На начало года На конец года
Самостоятельно определить организацию по направлению деятельности для решения своих возникающих проблем. 130 23% 45% 160 27% 47% 190 30% 48%
Формировать пакет документов по месту требования. 130 17% 29% 160 18% 30% 190 22% 35%
Обращаться в правоохранительные органы по решению проблем. 130 13% 35% 160 15% 30% 190 24% 40%
Обращаться в инстанции, касающиеся трудоустройства и перспективы развития. 130 31% 55% 160 32% 58% 190 35% 63%

Сравнительный анализ показывает положительную динамику социально-правовой информированности обучающихся и возможность применения ими усвоенных знаний на практике, что позволяет предполагать о повышении уровня развития общих компетенций в рамках требований ФГОС, в частности организация социально – коммуникативных компетенций.
Фиксирование обращений субъектов образовательного процесса отражено в Журнале регистрации консультаций.

2.2. Социально – правовая помощь.
Социально – правовая помощь направлена на соблюдение прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на содействие в реализации правовых гарантий обучающихся выше указанной категории, правовое воспитание детей по жилищным и гражданским вопросам.
Социально – правовая защита детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществлялась совместно с социально – правовыми структурами. Мной были налажены взаимодействия с Управлениями социальной защиты населения всех территорий, из которых прибыли дети; судебными органами; прокуратурой; судебными приставами; пенсионным фондом; администрациями городских округов; ОМВД; жилищными хозяйствами; отделениями сберегательных банков; Центрами занятости населения.
Модель взаимодействия с социально – правовыми инфраструктурами.

Деятельность по защите прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в тесном сотрудничестве с органами опеки и попечительства практически всех территорий Свердловской области.
Для формирования полного пакета необходимых документов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423, направляются запросы по оказанию помощи в предоставлении недостающих документов. Не во всех личных делах имеются справки о родственниках, об имуществе, опись имущества и т.д.
Одним из важнейших вопросов защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, является обеспечение их жильем. На основании статьи 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. В случае, если жилое помещение отсутствует, имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
С целью сохранности жилья, два раза в год направляются письма – запросы в отделы опеки и попечительства о проведении обследования жилищно – бытовых условий жилого помещения, закреплённого за обучающимися – сиротами. Факт сохранности фиксируется в актах, которые направляются в техникум и прикладываются к личному делу ребёнка.
2012 г. направлено - 182 запросов.
2013 г. направлено - 238 запроса.
2014 г. направлено – 324 запросов.
(Ознакомиться с образцами запросов можно в папке «Образцы исходящей корреспонденции).
Совместно со специалистом отдела опеки и попечительства за отчётный период мною проведено 48 обследования жилищно – бытовых условий жилья, закреплённого за детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на территории Сухоложского района.
В собственности у обучающихся из числа сирот - 15 жилых помещений. Заключено 8 договоров коммерческого найма жилого помещения по согласованию с начальником УСЗН.
Один раз в год направляются письма-ходатайства в жилищно – коммунальные хозяйства и расчётно – кассовые центры о том, чтобы оплата за предоставление коммунальных услуг в закреплённом жилье не начислялась.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159 –ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Областным законом от 23 октября 1995 г. № 28 – ОЗ «О защите прав ребёнка», Постановлением Правительства Свердловской области от
06.04. 2011 года № 364-ПП «Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки по освобождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от платы за жилое помещение и коммунальные услуги» на всех обучающихся – сирот, имеющим закреплённое жильё, подготовлены пакеты документов для предоставления в УСЗН по Сухоложскому району на предоставление меры социальной поддержки по освобождению от платы за жильё.
В 2012 году – подготовлено 83 пакета документов для предоставления данной услуги.
Всем обучающимся – сиротам, имеющим закреплённое жилое помещение, данная услуга предоставлена. Приказ начальника УСЗН о предоставлении меры соцподдержки приложен к личным делам.
Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
За отчётный период было подготовлено 22 пакета документов для принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилье. Поставлено на очередь 22 человека из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для оформления данных документов были направлены запросы в УСЗН о имеющемся или не имеющемся закреплённом жилье, юстицию и БТИ о предоставлении сведений по наличию или отсутствию жилья в собственности, в жилищно – коммунальные отделы о предоставлении справок с места регистрации с момента рождения ребёнка до настоящего времени.
А также приложены копии документов, необходимых для постановки на очередь, имеющихся в личном деле ребёнка.
Оказана помощь в подготовке пакетов документов для принятия на учёт в улучшении жилищных условий- 10 обучающимся, из числа лиц, оставшихся без попечения родителей.
Сводная ведомость по жилью детей – сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей – сирот.
Имеют закреплённое жилое помещение. Приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении. Имеют жильё в собственности.
2012 г. 70% 30 % 7 %
2013 г. 72% 28 % 5%
2014 г. 68% 32 % 4%
Выпускники из числа детей-сирот, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью вне очереди согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ. С 2012 г. по 2014 год в муниципальных районах детям сиротам было предоставлено 25 жилых помещений по договорам социального найма.
Выпускники, не достигшие возраста 18 лет передаются вместе с личным делом для дальнейшего жизнеустройства в органы опеки и попечительства по месту жительства.
В Семейном Кодексе РФ в главе 22 п.4 записано «По завершению пребывания ребёнка в образовательной организации для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет, исполнение обязанностей опекуна или попечителя возлагается на органы опеки и попечительства». За три года
было передано 17 выпускников из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По результатам данной деятельности проводятся групповые и индивидуальные консультации для обучающихся с целью информирования их о положении дел – данного вопроса и выяснения уровня развития компетенций регулятивного, эмоционально-психологического и аналитического вида.
На основании статьи 26 Гражданского кодекса Российской Федерации, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе распоряжаться денежными средствами, находящимися на их лицевом счёте, с разрешения органов опеки и попечительства.
Подготовлено разрешений на снятие денежных средств и приложенных к ним пакетов документов.
Значительный объём работы в интересах прав несовершеннолетних связан с работой по перечислению алиментных платежей на лицевые счета несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, взысканных с родителей, лишённых родительских прав.
В Семейном кодексе записано, что " родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей" (ст. 80 СК). Содержание детей является совместной обязанностью матери и отца, независимо от того, живут они совместно или раздельно.
При поступлении несовершеннолетних в образовательное учреждение, в связи с переменой места жительства, в судебном порядке производится замена стороны взыскателя алиментов. В решении вопроса об алиментном содержании я активно взаимодействую с подразделениями Службы судебных приставов (ССП).
Количество детей, оставшихся без попечения родителей,
имеющих право на получение алиментов.
2012 год
2013 год 2014год
Общее кол – во обучающихся - сирот Имеющих право на получение алиментов Общее кол – во обучающихся - сирот Имеющих право на получение алиментов Общее кол – во обучающихся - сирот Имеющих право на получение алиментов
130 44 160 39 190 46
В период с 2012 года по 2014 год было подготовлено 112 пакетов документов и заявлений в суды области по замене взыскателя алиментов.
Законом предусмотрены два порядка уплаты и взыскания алиментов: добровольный, т.е. определенный соглашением, которое заключено между его родителями; принудительный, т.е. установленный в судебном порядке. В случае, если родители (один
из них) не исполняют добровольно свою обязанность по содержанию ребенка, алименты взыскиваются с них в судебном порядке.
За межаттестационный период в сотрудничестве со специалистами СПС и обучающимися было подготовлено 13 исковых заявлений и необходимых к ним приложений документов для предъявления в суд исков о взыскании
алиментов с родителей, лишённых родительских прав. По каждому заявлению имеется решение суда в виде судебного приказа о взыскании алиментов.
Обязанность проводить ежемесячный контроль за перечислением алиментов на лицевые счета детей обусловило подготовку и направление запросов в отделы судебных приставов по месту жительства родителей, лишённых родительских прав, о предоставлении информации о перечислении алиментов:
- за 2012 г – 148 писем , 2013 г - 130, 2014 г. - 152.
Заявлений о проверке правильности удержания алиментов бухгалтерией по месту работы должника направлено за отчётный период - 98.
В случае отсутствия сведений о месте нахождения должника по выплате алиментов в отдел судебных приставов направляется заявление о розыске должника. За три года было
направлено 12 таких заявлений. Далее запросы о предоставлении информации по розыску родителей - должников по выплате алиментов направляются в ОМВД.
В целях осуществления контроля за перечислением алиментных платежей на лицевые счета детей, оставшихся без попечения родителей, ежеквартально осуществляется отметка о перечислениях в сберегательных книжках представителями банка.
Если алименты, взыскиваемые с родителей на детей, не поступают, направляются заявления в службу судебных приставов о привлечении родителей к уголовной ответственности по статье 157 УК РФ в связи со злостным уклонением от уплаты алиментов. Сообщение о причинах не поступления алиментов проводится в виде собеседования с данной категорией детей. Кроме того, ребята получают информацию о дальнейших действиях, способствующих защите их прав на получение алиментов, тем самым происходит содействие в развитии общих компетенций, влияющих на эффективность социализации.
За три года было направлено 44 заявления.
Привлечено к уголовной ответственности 23 родителя. В 21 случае было вынесено постановление судебных приставов об отказе в привлечении к уголовной ответственности по определённым причинам:
- неизвестно местонахождения должника;
- своевременно не предупрежден должник судебным приставом об уголовной ответственности;
- родители не работают по причине ухода за ребёнком – инвалидом и т.д.
Таким образом, наблюдается рост количества детей, на лицевые счета которых перечисляются алименты.
Получали алименты:
2012 – 20% от количества детей, оставшихся без попечения родителей имеющих право на получение алиментов;
2013 г. – 35 % от количества детей, оставшихся без попечения родителей имеющих право на получение алиментов;
2014 г. - 41 % от количества детей, оставшихся без попечения родителей имеющих право на получение алиментов.

Систематически по родителям - должникам со службой судебных приставов проводится обмен информацией для уточнения данных по результатам ранее поданных заявлений.
Налажена совместная деятельность с судебными органами: за отчётный период в судебные органы в интересах несовершеннолетних направлено 119 заявлений:
2012 год-29
Исковое заявление с прилагающимися к ним документами:
о лишении родительских прав -2
признании гражданина без вести пропавшим – 1
о замене стороны взыскателя алиментов - 25
о признании оставшимся без попечения родителей- 1
2013 год-34
Исковое заявление о признании гражданина без вести пропавшим – 2
Заявление о замене стороны взыскателя алиментов - 30
Заявление о взыскании алиментов -2
2014 год- 36
Заявление о признании оставшейся без попечения родителей-1
Исковое заявление о признании гражданина без вести пропавшим – 2
Заявление о замене стороны взыскателя алиментов - 32
Таким образом, подтверждением правомерности требований со стороны образовательного учреждения по правам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является 100% показатель удовлетворенных судом заявлений.
Эффективность взаимодействий с органами прокуратуры обеспечивает
своевременность и правомерность совместных требований по защите прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
По защите жилищных прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, активно взаимодействую с администрациями городских округов по решению следующих задач:
получение информации о порядка очереди в льготном списке нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма;
по вопросам предоставления жилья после окончания обучения –
о решении вопроса трудоустройства
В связи с этим было направлено 156 писем главам городских округов.
По вопросам возможного содействия в трудоустройстве выпускников направляются письма в Центры занятости населения тех территории, откуда прибыли учащиеся.
Органы службы занятости в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
В результате совместных действий в 2012 году из 45 выпускников было трудоустроено- 14 ч., поставлено на учет – 16 ч., перепрофилировано по специальностям - 3ч. В 2013 г. из 47 выпускников трудоустроено - 12 ч, поставлено на учет – 15 ч. В 2014 г. из 55 выпускников трудоустроено- 15 ч., поставлено на учет – 15 ч.
Работа с отделом военного комиссариата Свердловской области Сухоложского района предполагает постановку на учет, контроль за своевременным прохождением медицинской комиссии и подготовку необходимых документов.
Организовано взаимодействие с ПФ РФ. Социальную пенсию по случаю потери кормильца, закреплённую законом о государственном пенсионном обеспечении, получают дети, родители которых на дату смерти не имели трудового (страхового) стажа, а также в случае смерти родителей.
Если умерший родитель работал, ребёнок имеет право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Выплачивать её органы ПФР будут до совершеннолетия
ребёнка или – если он учится на очном отделении в образовательном учреждении – до 23 лет. За назначением пенсии надо обратиться в управление Пенсионного фонда по месту жительства. Пенсия по СПК устанавливается на срок в течение которого ребёнок считается нетрудоспособным и выплачивается по дату исполнения ребёнку 18 лет включительно. Если ребёнок продолжает учиться по очной форме в образовательном учреждении всех типов и видов независимо от их организационно- правовой формы, за
исключением образовательного учреждения дополнительного образования , пенсия выплачивается до окончания им такого обучения , но не дольше , чем достижения возраста 23 лет.
В техникуме на 01.09.2012 года обучающихся из числа детей – сирот, имеющих право на получение пенсии по СПК - 58 человек.
За отчётный период вновь оформлено пенсий по СПК 23 обучающимся.
Если ребёнок до достижения возраста 18 лет стал инвалидом, пенсия выплачивается на весь срок установления инвалидности.
На 01.09.2014 год в техникуме 17детей – инвалидов, получающих пенсию по инвалидности.
За отчётный период 9 детям инвалидность после переосвидетельствования была снята. В этом случае 7 обучающимся был подготовлен пакет документов на оформление пенсии по СПК. Двоим детям пенсия назначена не была, так как они не относятся к категории детей, которым назначена пенсия. Для отслеживания перечисления назначенных пенсий в пенсионный фонд готовятся и направляются письма – запросы с просьбой выслать справки с информацией о перечислении назначенной пенсии.
За 2012 г. направлено 32 запроса.
За 2013 г. направлено 35 запросов.
За 2014 г. направлено 38 запросов.
Взаимодействие с медицинскими организациями осуществляется в соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159 –ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Требования данного закона удовлетворяются через:
- своевременную проверку наличия документа, подтверждающего инвалидность или его формирования;
- обеспечение контроля за прохождением медицинского переосвидетельствования;
- контроль за перечислением пенсии;
- контроль за выполнением закона
Результатом совместных действий с заинтересованными учреждениями по защите прав и интересов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются акты проверок личного дела. (Приложение 6 - 6.4).
2.3. Социально – экономическая помощь.
  Направлена на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат.
Результат деятельности по оказанию социально – экономической помощи.
год Получение пособий
(единовременная выплата на проезд детям – инвалидам) Предоставление меры соцподдержки
(по оплате за закреплённое жильё)
(кол-во человек) Обеспечение одеждой, канцтоварами, выплата соц.стипендии, бесплатное содержание ит.д.
2012 г. 100% 100% 100%
2013 г. 100% 100% 100%
2014 г. 100% 100% 100%
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159 –ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей, «Областным законом от 23 октября 1995 г. № 28 – ОЗ «О защите прав ребёнка», Постановлением Правительства Свердловской области от 06.04. 2011 года № 364-ПП «Об утверждении Порядка предоставления меры социальной поддержки по освобождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от платы за жилое помещение и коммунальные услуги» на всех обучающихся – сирот, имеющим закреплённое жильё, подготовлены пакеты документов для предоставления в УСЗН по Сухоложскому району на предоставление меры социальной поддержки по освобождению от платы за жильё.
В 2014 году – подготовлено 83 пакета документов для предоставления данной услуги.
Всем обучающимся – сиротам, имеющим закреплённое жилое помещение, данная услуга предоставлена. Приказ начальника УСЗН о предоставлении меры соцподдержки приложен к личным делам. (См. в личном деле ребёнка)
Совместно со специалистами СПС принимаю участие в реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такие как: предоставление бесплатного проезда в общественном транспорте, выплат социальной стипендии, пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, обмундирование, бесплатное питание, проживание в общежитии т. д.
Все обучающиеся из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в полной мере обеспечены мерами необходимой социальной поддержки.


3. Задачи, противоречия, проблемы.
Основной задачей организации деятельности считаю: создание условий для социально – правовой защиты прав и интересов обучающихся детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в техникуме.
Реализация поставленной задачи осуществлялась через: организацию взаимодействий органов и учреждений, межведомственных взаимосвязей, направленных на поддержку несовершеннолетних, диагностические мероприятия и консультирование субъектов образовательного процесса.
Противоречия заключаются в несогласованности действий заинтересованных учреждений по защите прав и интересов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по следующим вопросам: выполнение единых требований указанных в Постановлении Правительства РФ № 423 от 18.05.2009 г.
по ведению и оформлению личных дел детей – сирот специалистами детских учреждений, органов опеки, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
судебных органов – по требованиям к оформлению заявлений и приложенных к ним пакета документов;
судебных приставов - несвоевременность выполнения исполнительного производства по взысканию алиментов;
отделы опеки – несвоевременное предоставление актов обследования жилья;
незаконные отказы глав администрации ГО в предоставлении жилья выпускникам, с одной стороны, а с другой требования Закона по обеспечению и защите прав детей – сирот.
Отсюда проблема заключается в трудности организации взаимодействий органов и учреждений, деятельность которых направлена на защиту прав и законных интересов детей вышеуказанной категории.
Решение данной проблемы обусловлено совершенствованием системы реализации совместных действий вышеуказанных учреждений в интересах детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Определение проблемы на следующий межжаттестационный
период.
Исходя из вышеизложенного считаю проблемой некоторую отдаленность детских учреждений из которых дети поступают к нам на дальнейшее профессиональное обучение, и это затрудняет прямой контакт со специалистами и детьми и как следствие- недостаточная степень согласованности в действиях и при оформлении документов и личных дел поступающих.
Отсюда, цель моей деятельности на межаттестационный период: создание условий для совершенствования системы взаимодействий с учреждениями для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через составление согласованной преемственной программы действий, позволяющей не только добиться прямого контакта с вышеуказанными учреждениями, но и более подробно узнать о будущих обучающихся об уровне развития как базовых так и общих компетенций и достичь формирования пакета документов личного дела в соответствии с Постановление Правительства РФ № 423 от 18.05.2009 г. и специфическими требованиями образовательного учреждения. (Приложение 7).
Достижение данной цели возможно через реализацию следующих задач:
организовать работу по предварительной согласованности о возможном поступлении детей в ОУ, о перечне профессий и условиях обучения;
наладить на высшем уровне прямые контакты с субъектами образовательного процесса через организацию экскурсий, «дни открытых дверей», выездных совместных мероприятий ;
согласовать с представителями детских учреждений требования по оформлению пакета медицинских документов и документов личного дела.
Считаю, что если в полной мере реализовать данные задачи, то это поможет совершенствовать взаимосвязи с детскими учреждениями, способствующие индивидуализации педагогического подхода к каждому из будущих поступающих учащихся, определить уровень развития как базовых так и общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС, выработать технологию взаимодействий, основанную на принципах сотрудничества, что, в свою очередь, поможет эффективнее организовать процесс социализации обучающихся и повысить уровень мотивационного интереса к освоению будущей профессии.


5. Анализ полученных результатов.
В ходе анализа результатов учитывается начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности должностных инструкций, специфику объектов деятельности. Результативность моей деятельности прослеживается через анализ мониторинга по следующим направлениям деятельности: социально – информационное, социально – правовое, социально экономическое в соответствии с данными критериями:
качество оформления личного дела;
организация взаимодействий;
обеспечение информацией;
охват обучающихся социально – документальной поддержкой;
защита жилищных прав детей;
право на получение алиментов;
право на получение пенсий;
обеспечение прав через судебные органы.
Уровень социально – информационной деятельности.
Качество оформления личного дела
Организация взаимодействия Обеспечение информацией Охват социально – документальной поддержки обучающихся
На начало учебного года
(не соответствует правилам) На конец учебного года Межведомственные связи Образовательное учреждение Консультатив-ная деятельность Педа
гоги Мас
тера Вос
пита
тели 2012 г. 70% 100% 12 20% 55% 25% 63% 58%
2013 г. 62% 100% 18 26% 68% 23% 72% 69%
2014 г. 53% 100% 24 29% 75% 50% 84% 72%

Степень социально – правовой деятельности.
Защита жилищных прав Защита прав на получение алиментов Работа по оформлению пенсий Защита гражданских прав
На начало учебного года
На конец учебно
го года Имеют право на получение алиментов Являются получателями алиментов Итоги текушего контроля Заявления по замене взыскателя алиментов О признании б/пропавшим О лишении родительских прав О признании оставшимся без попечения родителей
2012 г. 62 % 100% 44 ч. 12% 100% 100% 2 2 1
2013 г. 68% 100% 39 ч. 20% 100% 100% 2 0 2
2014 г. 75% 100% 46 ч. 28% 100% 100% 1 0 2
Степень социально – экономической деятельности.
год Получение пособий
(единовременная выплата на проезд детям – инвалидам) Предоставление меры соцподдержки
(по оплате за закреплённое жильё)
(кол-во человек) Обеспечение одеждой, канцтоварами, выплата соц.стипендии, бесплатное содержание ит.д.
2012 г. 100% 100% 100%
2013 г. 100% 100% 100%
2014 г. 100% 100% 100%
Сравнительный анализ данных социально – информационной деятельности позволяет сделать следующие выводы: качество оформления личного дела повысилось примерно на 27% . Данное повышение обусловлено активным сотрудничеством с представителями детских учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по проблеме формирования пакета документов, приложенного к личному делу ребёнка, согласно правилам, указанным в Постановлении Правительства РФ от 18.05.2009 г за 423.
Увеличение количества межведомственных взаимосвязей является результатом повышения уровня социально – правовых знаний специалистов и понимания необходимости более тесных контактов для эффективного сотрудничества.
Показатели организации взаимодействия с субъектами образовательного процесса зависят от количества набора детей в статусе сирот и оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Повышение процента показателя обеспечения информацией через консультационную деятельность обеспечивает повышение интереса и уровня мотивации на объективность и компетентность в вопросах социально – правовой защиты, развитие способностей (компетенций) детей вышеуказанной категории.
На 21 % увеличился показатель умения применять на практике полученную информацию, что позволяет сделать следующие выводы: фактически выпускники СМТ умеют: организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, использовать нормативно – правовую документацию, анализировать ситуацию, оценивать собственную деятельность, осуществлять поиск и использовать информационно – коммуникативные технологии, эффективно – общаться.
В целом считаю, что используемые мною технологии организации взаимодействия являются продуктивными и оказывают положительное влияние при реализации программы деятельности в достижении требований развития общих компетенций обучающихся.
6. Способы и методы достижения результатов.
Эффективность социально-педагогической деятельности обусловлена выбором основных направлений работы, способствующих развитию общих компетенций, определение главных целей и задач в зависимости от индивидуальных особенностей (уровня базовых компетенций и степени развития общих) детей и специфики их обучения по выбранным профессиям и в соответствии с должностными обязанностями. В свою очередь это помогает в подборе психолого-педагогических технологий взаимодействий с субъектами образовательного процесса (педагоги, мастера, обучающиеся, родители или лица их заменяющие).
Большое значение в организации работы по оформлению пакета документов и личных дел имеет методика применения информационно-коммуникативных технологий. Использование в своей деятельности способов консультирования и проведения бесед индивидуального и группового характера помогает выполнять требования по социально-правовой грамотности педагогов, мастеров, воспитателей общежития и обучающихся.
Использование информационно-технологических методов облегчают доступ к необходимой информации областного и федерального уровня, способствует расширению информационного сотрудничества с инфраструктурой области. Решает проблемы длительности почтовых отправлений и несвоевременности получения требуемой информации. Ускоряет обработку и подготовку отчётов для предоставления в УСЗН, прокуратуру и т.д. Способствует применять систему информационной обеспеченности индивидуального характера и требуемой направленности.
Применение технологий сотрудничества и методов модульного обучения обеспечивает повышение уровня контактов и совершенствует способы межведомственных взаимосвязей с образовательным учреждением.
Через использование рефлексивной связи с вышеуказанными организациями удается достичь оптимальных результатов по обеспечению защиты прав и интересов детей в статусе сирот.
Деятельность определяется Программой действий, обусловленной целями и задачами. Реализация данной программы осуществляется через:
- обеспечение социально-информационной помощи;
-социально-правовой помощи;
- социально-экономической.
Основными методами деятельности социального педагога являются:
Диагностические мероприятия;
Консультирование (групповое и индивидуальное);
Собеседование;
Анализ документации (обработка и текущий контроль).
Значительное влияние на продуктивность деятельности оказывает повышение уровня профессионального развития.
- посещение семинаров,
- курсов повышения квалификации,
- изучение и анализ информационных материалов, нужных для организации работы;
- практическое применение необходимой информации .
В процессе профессионального саморазвития сформирован пакет документов нормативно-правовой базы, разработан перечень необходимых документов для поступления в техникум на полное гособеспечение, применяется технология организации процесса по обеспечению прав детей на жильё и получение алиментов.
На новый межаттетстационной период основной задачей профессионального развития является: повышение уровня знаний и разработка технологий охранно-защитной деятельности, по применению мер и реализации ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные действия в отношении детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей.
Задача может быть решена через следующие действия: организацию взаимодействий органов и учреждений, межведомственных взаимосвязей, направленных на поддержку несовершеннолетних, диагностические мероприятия, совершенствование методов, позволяющих повышать уровень общих компетенций согласно требованиям ФГОС, консультирование субъектов образовательного процесса.

7. Самооценка эффективности деятельности.
В основе самооценки результаты подтверждаются (перечислить акты, и результаты)
следующими показателями: каждый обучающийся в статусе сироты обеспечен пакетом документов, необходимых для защиты его прав и интересов. Обучающиеся могут определять степень важности документов, объяснить их назначение. Знают свои права, умеют их защитить, ориентируются в исполнении обеспечения пакета документов, необходимых для различного рода действий: получение паспорта или иного документа, оформление пенсий, решение вопросов в получении жилья, оформление пособий и т.д. Могут найти самостоятельно выход из трудной ситуации такого порядка.
Индивидуальные и групповые консультации, которые помогают создать условия, необходимые для организации жизнедеятельности обучающихся из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: своевременно обеспечиваю информацией педагогов и мастеров с целью повышения их степени социальной грамотности (правовая информация: своевременное информирование обучающихся о предстоящей правовой деятельности) на практическом и теоретическом уровнях.
Созданные мной условия обеспечили результативность моей деятельности, способствовали реализации педагогической технологии взаимодействия на принципах индивидуализации, что позволило создать условия взаимодействий на уровне сотрудничества. Это подтверждается результатами административных проверок областного, муниципального уровня и уровня образовательного учреждения.
Сократилось количество обучающихся – сирот, имеющих проблемы реализации социальных прав, касающихся документального обеспечения, в том числе: все дети, не имеющие закреплённого жилья, приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, увеличилось количество детей, на лицевые счета которых перечисляются алименты, отсутствие детей, не имеющих юридического статуса сироты.
является основной задачей образовательного учреждения.
Таким образом, целью межаттестационного периода будет являться: совершенствование системы взаимодействий с учреждениями для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через составление согласованной преемственной программы действий (Приложение 7), позволяющей не только добиться прямого контакта с вышеуказанными учреждениями, но и более подробно узнать о будущих обучающихся и достичь более высокого уровня в формирования пакета документов личного дела в соответствии с Постановлением Правительства РФ №423 от18.05.2009 г. и специфическими требованиями образовательного учреждения.
Достижение данной цели возможно через реализацию следующих задач:
организовать работу по предварительной согласованности о возможном поступлении детей в ОУ, о перечне профессий и условиях обучения;
наладить на высшем уровне прямые контакты с субъектами образовательного процесса через организацию экскурсий, «дни открытых дверей», выездных совместных мероприятий и спортивных состязаний;
согласовать с представителями детских учреждений требования по оформлению пакета медицинских документов и документов личного дела.
Считаю, что если в полной мере реализовать данные задачи, то это поможет совершенствовать взаимосвязи с детскими учреждениями, способствующие индивидуализации педагогического подхода к каждому из будущих поступающих учащихся, выработать технологию взаимодействий, основанную на принципах сотрудничества в основе которой модульное обучение, что в свою очередь, поможет эффективнее организовать процесс социализации обучающихся и повысить уровень развития общих компетенций и мотивационного интереса к освоению будущей профессии.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что используемые мною методы взаимодействия педагогически целесообразны и профессионально результативны, являются основанием для аттестацию на первую категорию.