Пояснительная записка изо 1 класс Календарно-тематическое планирование


Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство » для 1-ого класса (далее рабочая программа) составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009),
на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Н.М Сокольниковой «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 - 4-й классы
Учебно-методический комплект «Планета знаний» М.:АСТ Астрель, 2009г.
Данная программа обеспечивается учебно - методическим комплектом, в который входят учебник «Изобразительное искусство», рабочая тетрадь, методические рекомендации автора учебника. Учебник «Изобразительное искусство » Н.М Сокольникова входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Цели
- развитие творчества и эмоциональной отзывчивости;
- воспитание духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
- развитие эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
- использование приобретенных художественных знаний, умений и навыков для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям.
Задачи
-изучение «Азбуки цвета» (элементов цветоведения), проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков, изучение порядка расположения цветов в радуге, выразительные возможности основных и составных цветов;
-ознакомление с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, пастельные и восковые мелки и др.); ознакомление с выразительными возможностями и особенностями живописи (гуашь, акварель);
-освоение простейших приемов лепки объемных форм (из одного куска, из отдельных частей, из колец и др.);
-формирование умения передачи в тематической композиции или иллюстрации смысловых связей между изображаемыми объектами;
-умение выбирать горизонтальный или вертикальный формат работы в зависимости от замысла, использовать соответствующий замыслу фон рисунка, добиваться выразительности образов;
-освоение способов передачи пространства на плоскости листа (прием загораживания, уменьшение удаленных объектов);
-ознакомление с традиционными народными художественными промыслами (Дымка, Филимоново, Городец, Гжель, Хохлома, Полохов-Майдан, Семенове Загорск);
освоение некоторых приемов росписи дымковских и филимоновских игрушек, матрешек, хохломской и гжельской посуды, городецких изделий;
-обучение «Азбуке форм», умению узнавать геометрические формы и тела (круг, шар, квадрат, куб, треугольник) в природе и объектах дизайна;-обучение умению создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе геометрических форм.
Содержание программы
Учебный материал представлен блоками: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты) Как говорит искусство?», «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?», «Опыт художественно- творческой деятельности». Данные разделы присутствуют на каждом уроке. Первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает эмоционально—ценностную направленность тематики задний, четвертый содержит виды и условия деятельности
I . Мир изобразительного искусства. (19 ч)
Тема «Королевство волшебных красок»
Беседы об изобразительном искусстве. Живопись.
Цвет в живописи. Геометрические формы в живописи.
Основы художественного языка.
«Азбука цвета». «Азбука формы». «Игры с пространством». Творческая мастерская.
Тема «В мире сказок»
Беседы об изобразительном искусстве Живопись. Книжная графика. Скульптура.
Основы художественного языка.
«Игры с пространством». «Азбука цвета»
Творческая мастерская
Вариативные творческие задания для учащихся
Проектная деятельность
Тема «Изобразительное искусство»
Проект 1 .Выставка рисунков «Музыка в красках»
Проект 2. Изготовление костюмов для игры «Цвет и звук»
Тема «Сказочные герои»
Проект 1. Сделай книжку-раскладушку
Проект 2. Выставка рисунков
Проект 3. Новогодний карнавал сказочных героев
Проект 4. Вылепи из снега сказочных героев
II. Мир народного и декоративного искусства (9 ч)
Тема «В гостях у народных мастеров»
Беседы о народном искусстве. Основы художественного языка.
«Азбука форм». «Азбука цвета». Творческая мастерская Вариативные творческие задания для учащихся.
Проектная деятельность Тема «Народное искусство»
Проект 1. Выставка творческих работ
Проект 2. Коллекция «Народное искусство»
Проект 3. Весёлая ярмарка
III. Мир дизайна и архитектуры (5ч)
Тема «В сказочной стране «Дизайн»
Беседы о дизайне.
Основы художественного языка.
«Азбука формы». «Азбука цвета». Творческая мастерская Беседы об архитектуре Основы художественного языка.
«Азбука формы». «Азбука цвета». Вариативные творческие задания для учащихся.
Проектная деятельность Тема «Дизайн в нашей жизни»
Проект 1. Выставка творческих работ.
Проект 2. Фотоколлаж из журналов
Проект 3. Воздушный шар для путешествия
Общая характеристика программы
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования:
приобщение к искусству как духовному опыту поколений,
овладение способами художественной деятельности,
развитие творческой одаренности ребенка.
Инвариантная (обязательная) часть программы обеспечивает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам.
Вариативная часть программы содержит расширенный материал по основам художественного изображения, декоративному искусству и дизайну и включает задания повышенной сложности.
Наряду с основной формой организации учебного процесса (уроком) рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники, использовать видеоматериалы по художественным музеям и картинным галереям.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литера ирного чтения, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (Россия — наша Родина, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основы художественного языка излагаются системно, в доступной и интересной для учащихся форме. Программой предусматривается знакомство с разнообразными художественными материалами и техниками, правилами изобразительной грамоты, а также формирование у детей практических навыков рисования с натуры, по памяти и представлению как специфических средств постижения прекрасного. Теоретические сведения изложены в соответствии с возрастными возможностями учащихся, а также непрофессиональным характером обучения в общеобразовательной школе.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик-художник). Такой подход дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет на первый план вывести деятельное освоение изобразительного искусства.
Ценностные ориентиры
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
 Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
 Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
 Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
формирование духовных и эстетических потребностей;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные УУД:
Учащиеся получать возможность для
формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
ознакомления с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
ознакомления с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
первичного ознакомления с отечественной и мировой культурой;
получения представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
Донести свою позицию до собеседника;
Оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
Учиться планировать работу в группе;
Учиться распределять работу между участниками проекта;
Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Учебно-тематическое план
№ Раздел Кол-во часов
1. Мир изобразительного искусства 19
2. Мир народного и декоративного искусства 9
3. Мир дизайна и архитектуры 5
Итого:
33
Класс:
Учитель:
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов в год: 33 часов
Количество контрольных уроков: нет
Учебник: «Изобразительное искусство», Учебник для четырёхлетней начальной школы.
Н.М. Сокольникова, М.: АСТ Астрель, Москва, 2011 г.
Пособие: рабочая тетрадь «Изобразительное искусство, 1 класс» к учебнику Н. М. Сокольникова, 1класс, М.: АСТ Астрель, Москва, 2015 г.
Календарно-тематическое планирование
№ урока Тема урока Кол-во часов Дата Примечание (указание причины сокращения, объединения или увеличения количества часов)
по плану факты 1. Цветовые оттенки. Картинная галерея. Основные и составные цвета. Цвет. Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. 1     2. Рисование радуги. Теплые и холодные цвета. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. 1     3. Красное королевство. Рисование красных ягод (земляники и малины) по выбору. Смешивание цветов. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). 1     4. Оранжевое королевство. Рисование цветков ноготков. Рисование апельсина. Эмоциональные возможности цвета. Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России . Рисунок. 1     5. Жёлтое королевство. Рисование жёлтых фруктов и овощей (лимон, дыня, банан, репа) по выбору. Практическое овладение основами цветоведения. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. 1     6. Зелёное королевство. Рисование зелёных фруктов: груши или яблока (по выбору).Сходство и контраст форм. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. 1     7. Сине-голубое королевство.Рисование синего моря с рыбками. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. 1     8. Фиолетовое королевство.Рисование фиолетовых цветов: астры и колокольчики. Цвет-основа языка живописи. Живопись. Живописные материалы. 1     9. Разноцветная страна.Твои творческие достижения.Рисование фантастических картин. 1     10. Волк и семеро козлят. Лепка фигурки волка. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. 1     11. Волк и семеро козлят. Рисование образа «Злой волк». Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. 1     12. Рисование Сороки-Белобоки. Силуэт. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. 1     13. Иллюстрирование сказки «Колобок». Понятие о синтетичном характере народной культуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.1     14. Изображение петушка.Композиционный центр. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). 1     15. Лепка из солёного теста крендельков, булочек и корзиночки для Красной Шапочки. Основные темы скульптуры. Объём — основа языка скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. 1     16. Иллюстрация к сказке «Буратино».Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно- прикладного искусства и его роль в жизни человека. 1     17. Снегурочка. Лепка Снегурочки из пластилина. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина –раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.С.84-85. 1     18. Дымковские игрушки. Повтор дымковских орнаментов Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. 1     19. Дымковские игрушки. Роспись дымковской «Барыни-сударыни». Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. 1     20 Филимоновские игрушки. Повтор филимоновского орнамента. Практическое овладение основами цветоведения. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). 1     21 Филимоновские игрушки. Роспись филимоновскими узорами игрушек. Роль рисунка в искусстве основная и вспомогательная. Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. 1     22. Матрёшки. Рисование полхов-майданских цветов, ягод, листьев.Сходство и контраст форм. Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. 1     23. Роспись загорских матрёшек. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы. Человека. животного. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. 1     24. Городец. Повтор городецких узоров (розан, купавка, листок).Роль контраста в композиции: низкое и высокое , маленькое и большое , тонкое и толстое, темное и светлое. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. 1     25. Хохлома. Выполнение росписи «Ягодки» и «Травка». Эмоциональные возможности цвета. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер.1     26. Гжель. Роспись посуды гжельскими узорами. Жанр пейзажа. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. 1     27. Круглое королевство. Тематический рисунок в круге. Аппликация «Луноход» из кругов разного размера. Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. 1     28. Шаровое королевство.Рисование мячиков и шариков в подарок королю Шару. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. 1     29. Треугольное королевство.Рисование треугольников и превращение их в сказочные предметы. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. 1     30. Квадратное королевство.Выполнение эскиза подушки квадратной формы и украшение её узорами из квадратов (аппликация).Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства.     31. Кубическое королевство.Роспись бумажных кубиков. Ведущие художественные музеи России – Третьяковская галерея. Человек и человеческие взаимоотношения. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. 1     32. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (И.И.Шишкин, И.И. Левитан, Н.К. Рерих, К. Моне). Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. 1     33. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. 1