Конспект урока по русскому языку для 9 класса «Комплексный анализ текста»


Урок – исследование
«Комплексный анализ текста».
(В рамках подготовки к ГИА 9 класс).
Учитель – Князькова Галина Алексеевна
Цели урока:
1.Выявить умение учащихся выдвигать гипотезу, ставить перед собой задачи, позволяющие достигнуть поставленной цели;
2. Комплексное исследование текста с точки зрения орфографии, пунктуации, синтаксиса;
3. Развитие творческих способностей учащихся;
4. Отработка навыков работы с текстом.
Задачи урока:
1. Исследовать текст К.Г.Паустовского.
2. Составить задания по фонетике, орфографии и синтаксису, сформулировать тестовые вопросы.
3. Написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по предложенным цитатам, используя алгоритм написания сочинения.
4. Решить подготовленные учащимися задания.
5. Оценить творческие работы.
Содержание урока:
1. Организационный момент.
Класс разбит на четыре группы:
1 группа – составляет тестовые задания по фонетике и орфографии.
2 группа – составляет тестовые задания по синтаксису.
3 группа – выполняет творческую работу - сочинение рассуждение С2 по цитате
4 группа – выполняет творческую работу – сочинение – рассуждение С2.2.
2. Знакомство с текстом К.Г.Паустовского. (Чтение учителем текста на экране).
(1)Однажды осенью я ехал из Москвы в Ленинград.(2)Моим попутчиком оказался маленький человек с узенькими, но очень живыми глазами. (3)человек этот вез большой ящик с масляными красками и рулоны холста. (4)Нетрудно было догадаться, что это художник.
(5)Мы разговорились. (6)Мой попутчик рассказал, что едет под город Тихвин, где у него приятель-лесник, будет жить у него и писать осень.
– (7) А почему же вы забираетесь так далеко, под Тихвин? – спросил я.
– (8) Там у меня облюбовано одно место, - доверительно ответил художник. – всем местам место! (9)Такого второго нигде не найдете. (10)Чистый осиновый лес! (11)Кое-где попадаются редкие ели. (12)Осина дает такой нарядный убор, как ни одно дерево. (13)Лист у неё чистой раскраски. (14)Пурпурный, лимонный, лиловый и даже черный с золотом. (15)Под солнцем получается великолепный костер. (16)Поработаю там до зимы, а зимой подамся на берег Финского залива, за Ленинград. (17)Там, вы знаете, самый лучший иней в России. (18)Нигде я такого инея не видел.
–(19)А вы составьте путеводитель для художников, где что писать, - сказал я, конечно, шутя.
–(20)А что вы думаете! – серьезно ответил художник. – Составить нетрудно, но только нет смысла. (21)Все набьются в одно место, а сейчас каждый ищет себе красоту в отдельности. (22)А это не в пример лучше.
–(23)Почему?
–(24)Разнообразнее раскрывается страна. (25)На русской земле столько прелести, что всем художникам, живущим на ней, хватит её на тысячи лет. (26)Но знаете, – добавил он с тревогой, –
Что-то человек начал уж затаптывать и разорят землю. (27)А ведь красота земная – вещь священная, это великая вещь в нашей социальной жизни. (28)Это одна из наших конечных целей (29)Не знаю, как вы, но я в этом убежден. (30)Без понимания красоты земли какой же может быть передовой человек!
3. Определение темы и основной мысли текста, проблемы, поднятой автором в нем. (Беседа)
О чем говорится в тексте К.Г.Паустовского?
- В тексте говорится о том, как работает художник, путешествуя по России, выбирая самые живописные места.
В чем заключается его основная идея?
- Основная идея текста заключается в том, чтобы привлечь наше внимание к красотам родной земли. Автор призывает нас быть передовыми людьми и любить и сохранять «красоту земную».
Соединив тему и идею текста, сформулируйте вопрос
- Внимательны ли мы, люди, к окружающей нас природе? Умеем ли мы видеть и понимать, беречь родную землю и дорожить ею?
Исходя из данного вопроса, сформулируйте проблему, поднятую автором в тексте.
Проблема: не всегда люди внимательны к окружающей среде, не умеют видеть и понимать прекрасное, любить родную землю. 4. Работа в группах. Исследование текста.
1 группа. Фонетика и орфография.
Гипотеза: если мы, исследуя данный текст, подберем примеры заданий по фонетике и орфографии, это поможет нам успешно выполнить задания в экзаменационной работе.
Задачи:
- подобрать слова с непроизносимыми согласными;
- найти слова, в которых количество звуков и букв не совпадает;
- выделить слова с орфограммами в суффиксах и приставках;
- составить тестовые задания.
2. группа. Синтаксис.
Гипотеза: если мы, исследуя данный текст, найдем примеры простых осложненных предложений, разные виды сложных предложений, это позволит нам в подготовке к сдаче ГИА.
Задачи:
- найти примеры предложений с причастными и деепричастными оборотами;
- подобрать примеры сложных предложений;
- выделить словосочетания с разными видами связи;
- составить тестовые задания.
Работа творческих групп.
3 группа. Сочинение-рассуждение С2 по цитате Г.Степанова.
Работа по заданному алгоритму.
Известный лингвист Г. Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, грамматика – как они думают».
Словарь Грамматика
Под словом «словарь» автор Изучает этот раздел строение
подразумевает словарный запас словосочетаний и предложений.
человека. Зависит он от характера, От того, как построен текст, зави-
возраста, сит его понимание, восприятие
занятий, рода деятельности, читателем. Интересные синтак -
интеллекта, образованности человека. сические конструкции позволяют
Главный герой данного текста- человек сделать текст понятным, доступ-
творческий, умеющий видеть в самом ным, эмоциональным.
обыкновенном прекрасное и показать
красоту родной земли всем.


Аргументы.
(подбираются учащимися в группе).
В тексте множество слов-эпитетов, В основе текста лежит диалог.
позволяющих сделать его красивым, (7,8, 19,20, 23, 24). Это прибли-
Выразительным, образным. Это, жает нас, читателей, к действию,
действительно, помогает нам понять происходящему в повествова-
главного героя, восхищающегося нии. Мы становимся свидете-
красотой родной земли. «Нарядный», лями разговора главных героев,
(12), «великолепный» (15), «священная» прислушиваемся к раздумьям
(27). художника, умеющего с
такой любовью рассказать
о красотах России.
Таким образом, на примере текста К.Г.Паустовского мы доказали справедливость утверждения лингвиста Г.Степанова.
4 группа. Сочинение-рассуждение С2 по цитате И.Н. Горелова «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах»
Аргументы из текста.
Эпитеты (предложения .№ 10, 15, 27)
Метафора (Предложение №15)
Восклицательные предложения (предложения № 10, 30)
5. Проверка выполненных заданий.
1 группа – тестовые задания дает классу, на интерактивной доске оно выполняется;
2 группа - тестовые задания по синтаксису выполняет с классом;
3 группа – представляет творческую работу С2.по цитате Г.Степанова.
4 группа - представляет творческую работу С2. По цитате
6. Оценка выполненных работ.
7. Рефлексия
- Что нового и важного вы узнали на уроке?
- Как эта информация пригодится в дальнейшем?
8. Домашнее задание. Выполнить задания части А, В теста № 9.
Приложение №1.
Вариант сочинения С 2 по цитате Г.Степанова.
Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают».
По-моему, данную фразу можно разделить на две смысловые части. Рассмотрим первую часть высказывания. Я думаю, что под словом «словарь» лингвист подразумевает словарный запас каждого человека в отдельности. Вполне можно согласиться с этим потому, что словами человек высказывает свои мысли, чувства. По произнесенным словам можно судить о его характере, профессии и даже месте жительства. В данном тексте множество эпитетов, которые использует в своей речи главный герой.(«нарядны й», «великолепный»пр. 12,15) Это говорит о его творческой натуре, характеризует автора как человека неравнодушного, способного понимать и чувствовать красоту окружающего мира.
Чтобы осмыслить вторую часть высказывания, необходимо знать, что грамматика изучает строение словосочетаний и предложений. Значит, знание грамматики помогает правильно, красиво и точно построить предложения. В данном тексте множество предложений с однородными членами (2, 14, 27). Это позволяет сделать текст живым, напряженным и интересным.
По приведенным мною примерам можно судить о правильности высказывания Г. Степанова.
Приложение № 2
Вариант сочинения по цитате лингвиста И.Н. Горелова.
«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах»,- утверждает лингвист Илья Наумович Горелов. Я думаю, что с его мнением нельзя не согласиться, так как задача писателя заключается в том, чтобы привычными словами показать чувства и переживания свои или своих героев.
В тексте известного писателя К.Г.Паустовского всем известные слова приобретают особое, важное значение. Эпитеты в предложении № 14 «Пурпурный, лимонный, лиловый и даже черный с золотом» удивительно украшают текст, придают ему яркость и выразительность. Писатель подобно художнику рисует картину осенней природы. Метафора в предложении № 15 «великолепный костер» заставляет работать наше воображение, и мы вместе с автором и главным героем восхищаемся разноцветием осенней природы.
Действительно, в руках умелого мастера-писателя слова способны выражать различные мысли и чувства.