КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Ведрукова Роза Аркадьевна, учитель марийского (государственного) языка и ИКН МОУ «Лицей г. Козьмодемьянска»
(e-mail: roza.vedrukova@mail.ru)
Культурно-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА УРОКАХ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Терпимость, доброту, уважение к старшим, любовь к Родине нельзя воспитывать, не пробудив чувства любви к «малой родине», родным местам и языку, обычаям, традициям. Использование местного материала на уроках и мероприятиях облегчает изучение культуры и языка народа, живущего в крае. На уроках учащиеся узнают много нового о своей республике, о своем районе, городе. Под руководством учителя учащиеся собирают газетные вырезки; встречаются с пожилыми людьми и записывают их воспоминания; ведут поисковую работу в архиве, библиотеках района и города; посещают музеи, театры; ведут поиск материала в сети Интернет; подготавливают презентации, научные исследования, проектные работы на уроках и во внеурочное время
Предметом гордости являются музеи города Козьмодемьянска: художественно – исторический музей имени А.В.Григорьева, этнографический музей под открытым небом – музей старины, который является хранилищем памятников зодчества, предметов быта, труда и культуры земледельцев и кустарного дела мастеров. Возможность в нравственном воспитании обучающихся при посещении музеев безгранична. C учащимися 6б класса проводилась исследовательская работа по теме: «Художник А.В.Григорьев организатор художественно-исторического музея в г.Козьмодемьянске Республики Марий Эл». С чувством гордости за нашего соотечественника – первого художника из мари, учащиеся выступили в научно – практической конференции «Наука Творчество Развитие» в городе Новочебоксарск.
Уроки, посвященные знаменитым людям нашей республики, дают возможность детям сделать вывод, что история народа мари тесно связана с историей всей России. Например, в стенах лицея проводились передвижные уроки – выставки по темам: «Марийские художники – продолжатели традиций А.В. Григорьева», «Марийский край в составе России» и другие. После прослушанных выступлений были проведены конкурсы и викторины, которые дали положительные результаты. Победителей наградили грамотами и дипломами.
Из рассказов о ветеранах войны школьники узнают о том, что в наших деревнях и городах живут люди, которые защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Такие уроки – встречи с ветеранами и героями войны воспитывают у учащихся патриотические чувства.
Уроки, посвященные заповедным местам Республики Марий Эл, проходят оживленно, здесь ученики дополняют рассказ педагога небольшими сообщениями, докладами и т.д. Так же интересны и результативны уроки – презентации о Республике Марий Эл, деятелях культуры, искусства. К примеру, о Заслуженном работнике культуры Российской федерации; Заслуженном работнике культуры Республики Марий Эл; Лауреате Государственной премии Республики Марий Эл имени Ивана Палантая Арсении Яйцове проведена большая научно – исследовательская работа учащимися 8т класса лицея «Талант земли Горномарийской», которая стала победителем в Х «Игнатьевских чтениях в номинации «Наши знаменитые земляки». В современном мире людей, занимающихся благотворительностью, таких как Арсений Яйцов можно встретить не часто. Главная необходимость – дарить людям добро как можно чаще, является актуальным и в настоящее время. Изучение творчества известных людей родного края вызывает интерес, их деятельность достойна подражанию молодому поколению.
Изучению родного края, где мы живем, способствуют уроки посвященные «жемчужинам» нашей родины, таким как Шереметевский замок в поселке Юрино РМЭ. Закреплением пройденного материала может послужить посещение самого замка в летнее и осеннее время года.
Дети не могут остаться равнодушными, когда изучают тему «Марийская народная резьба». Важно то, чтобы учащиеся не только любовались ею, когда посещают нижнюю часть города Козьмодемьянска, но и почувствовали, насколько эта работа тонкая и кропотливая, требующая большого терпения и мастерства.
Уроки, посвященные марийской национальной вышивке, дают возможность ученикам понять древний язык народа мари, который запечатлен в узорах в старинной одежде, рушниках, скатертях и т.д. На уроках ИКН с младшими лицеистами 3в класса, совместно с их родителями проведена научно – исследовательская работа «О чём рассказывает марийская вышивка?», ставшая победителем не только муниципального уровня, но и успешно представленная на научно – практической конференции «Наука Творчество Развитие» в Чувашской республике.
В рамках уроков, посвященных промыслам народа мари, например корзиноплетению, учащиеся с удовольствием рассказывают о своих родственниках, которые продолжают заниматься каким – либо промыслом. Одной из таких исследований стала работа «Мастер корзиноплетения», выполненная учащимися 8т класса вместе с педагогом, вошедшая в публикационный материал по итогам научно – практической конференции «История Марий Эл: культура, традиции, искусство» города Козьмодемьянска.
На уроках марийского (государственного) языка и ИКН учащиеся приобщаются к культурным и историческим ценностям «малой родины». Древние философы говорили, что человек рождается дважды: один раз физически, второй – духовно. В духовном становлении любовь к родной земле, своему народу, как одно из важнейших качеств личности играет огромную роль. Воспитание любви к «малой родине», уважительное отношение к родному краю, к людям, рядом с которыми они живут, к их традициям и обычаям является одной из важнейших задач учителя предметов этнокультурной направленности. Изучая историю и культуру «малой родины», можно затронуть струны детских сердец, посеять зерна добра в детские души.
Таким образом, в век новых технологий нужно развивать умственный потенциал подрастающего поколения, необходимо воспитать духовно и нравственно богатого человека.
Список источников
Историко – краеведческий журнал «Отчина», №1 –2, Йошкар-Ола, 2010г.
Смирнова Д.А. «Кустарные промыслы», Козьмодемьянск, 2009г.
Чуриков И.А. «Этнопедагогика народа мари», Москва, 2005г.