Внеклассное мероприятие Русь, Россия, Родина моя для 3-4 классов

Муниципальное казённое образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Дубовки
Дубовского муниципального района Волгоградской области









Районный конкурс методических разработок
по патриотическому воспитанию учащихся



Внеклассное мероприятие
«Русь, Россия, Родина моя»








Работу выполнили:
Сурова Вера Николаевна
учитель начальных классов,
Екушенко Татьяна Владимировна
учитель начальных классов












2014г.

Патриотизм – это когда вы считаете,
что эта страна лучше всех остальных оттого,
что вы здесь родились.
Бернард Шоу.
Методическая разработка «Русь, Россия, Родина моя» направлена на развитие патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Содержание мероприятия направлено на воспитание у учащихся любви и привязанности к своей Родине, включает систематизацию знаний о символике государства. Данное мероприятие может быть использовано учителями и студентами в урочной, внеурочной и внеучебной деятельности.























Содержание
1.Введение.4
2.Основная часть..5
3.Заключение..11
4.Список используемых источников12
Приложение13



















Введение.
Школа является одним из главных учреждений, которое влияет на формирование мировоззрения учащихся. Одной из актуальных тем воспитательной работы является гражданско-патриотическое воспитание школьников. Ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям. Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний. Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Задачами патриотического воспитания младших школьников являются:
1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).
2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.
Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.
3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста;
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.






2.Основная часть.
Цели:
Предметная: создать условия для формирования понятий: Русь, Россия, Родина; для систематизации знаний школьников о государственной символике РФ.
Метапредметная: способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся; организовать совместную деятельность через работу в группах; создать условия для формирования умений вести диалог, делать выводы.
Личностная: способствовать формированию качеств личности: гордость за свою Родину, уважения к государственным символам.
Задачи:
·        пополнить знания о символах своей страны;
·        расширять кругозор учащихся;
·        стимулировать интерес к изучению истории России;
·        вызвать чувство гордости за  свою родину;
·        воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Планируемые результаты:
Учащиеся будут:
- знать основные понятия: Русь, Россия, Родина;
- уметь выражать собственное мнение;
- уметь работать в группе, вести диалог.
Аудитория: 3-4 классы
 Этапы подготовки: заранее объявляется конкурс рисунков на тему “Россия - Родина моя ”; готовится выставка поделок из папье-маше с различными видами росписей; разучивание стихов о Родине и песни «Моя Россия».
Оформление: стенды с рисунками “ Россия - Родина моя ” и выставка поделок, планшеты с символами государства; физическая карта Российской Федерации.
Оборудование: презентация в Power Point, мультимедийная доска, магнитофон.
Ход мероприятия
Учитель: Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! А значит, у нас появилась возможность поговорить о чём-то интересном. А о чем мы с вами будем говорить, я думаю, вы догадаетесь сами. Но вначале послушайте притчу:
Однажды в одном купе ехали три женщины и один мужчина. За окном простирались бесконечные пески. Пораженные скудной природой за окном, женщины то и дело восклицали:
Какие страшные места!
Как здесь могут жить люди?
Неужели им здесь нравится?
Вот поезд подъехал к крохотной станции, за которой виднелись лишь несколько чахлых деревьев, верблюд, а вдали глиняный домик. Мужчина начал собирать вещи.
Вы здесь выходите? удивились женщины.
Да, выхожу, ответил он и с чувством добавил: Это моя Родина!
- Кто догадался, о чем у нас сегодня пойдет разговор? Ответ: О Родине.
Учитель: «Русь, Россия, Родина моя» так называется наше мероприятие, на котором речь пойдёт о нашей Родине. Давайте совершим небольшое путешествие по страницам русской истории. Я надеюсь, что сегодня  вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете много нового и интересного.( Слайд 1)
- Что значит РОДИНА для человека? (ответы учащихся)
-Послушайте стихотворение «Родина», что же в понимании автора Родина
Родина. (З. Александрова)
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина.
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Учитель: она считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога, толстый тополь у ворот, степь красная от маков, место, где жили его предки. Наверное, все это и есть родина, то есть родное место. (Слайд 2)
Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине.
Ученики читают стихи
(стихи сопровождаются видео роликом «Уголок России»)
1 ученик:
Россия - Родина моя, Прекрасна ты и многолика. Твои поля, леса, луга И на речной равнине блики Я восхваляю!
 Россия - родина моя Детьми своими ты богата. Традиции, обряды предков Узнают все из нас когда-то.
2 ученик:
Откуда начинается Россия? С Курил? С Камчатки? Или с Командор? О чём грустят глаза её степные  Над камышами всех её озёр? Россия начинается с пристрастья К труду, к терпенью, к правде, к доброте. Вот в чём её звезда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте. Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба. И если ты причастен к ней, – Россия  Не с гор берёт начало, а с тебя.
3 ученик:
Россия, Русь – Куда я ни взгляну, За все твои страдания и битвы Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы. Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шёпот ив у смутной у воды, Люблю навек, до вечного покоя
4 ученик:
Край любимый! Сердцу снятся  Скирды солнца в водах лонных.  Я хотел бы затеряться  В зеленях твоих стозвонных.
С.Есенин
5 ученик:
В поле звон раздается лазоревый,  Льется с птичьими трелями в лад.  Почемуто в России особенно  Колокольчики нежно звучат.
Я.Козловский
6 ученик:
Отдохну-ка, сяду у лесной опушки!  Вон вдали соломой крытые избушки,  И бегут над ними тучи вперегонку  Из родного края в дальнюю сторонку.  Белые березки, жидкие осины,  Пашни да овраги – грустные картины!  Не пройдешь без думы, без тяжелой, мимо  Что же к ним все тянет так неодолимо?
А. Плещеев
- Расскажите, пожалуйста, о своей Родине. Какая она? Какой вы ее нарисовали на своих рисунках? (ответы учащихся)
-Я предлагаю выполнить кластер на тему «Милая сердцу Родина» (учащихся делят на 6 групп по 4-5 человек в каждой).
Каждой группе необходимо собрать пословицу и объяснить ее смысл. (Приложение 1)
На выполнение задания отводится 3 минуты.
(Выслушиваются ответы учащихся, дополняются. На экране последовательно появляются пословицы. Слайд 3)
- Как называется наша Родина? (подвести детей к ответу: Россия)
-Посмотрите на карту. (Учитель показывает на карте Россию)
Ни одно государство не имеет такой большой территории, как наша страна Россия. Она такая большая, что если мы захотим пересечь ее с запада на восток, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.
- А откуда, по-вашему появилось такое название «Россия»? (ответы учащихся)
- В стародавние времена страну называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов. Русь – светлое место. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, Россией.
- Как вы думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну?
По данным последней переписи населения, которая проходила в 2010 году, население России составляет более 142 миллионов человек.
- Как называют людей, которые живут в России? (ответ: россияне)
_ Что, по–вашему, объединяет нас всех, присутствующих здесь? (предполагаемый ответ: все мы - россияне)
- Возникает вопрос, а какие же мы – россияне?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поиграем в игру «Угадай – ка».
А угадать вы должны качества, которыми обладают россияне. (Слова появляются на экране последовательно, по щелчку, слайд 4)
1)Как называют человека, умеющего жить мирно, дружно, без ссор? (миролюбивый)
2)Человек, любящий трудиться (трудолюбивый)
3)Человек, всегда готовый помочь в трудную минуту (отзывчивый)
4)Человек, умеющий сам выполнять качественно свои обязанности? (ответственный)
5)Человек, умеющий героически защищать интересы государства, его территорию (мужественный)
- Вот какими качествами обладают россияне.
-Ребята, а у вас есть такие качества?
-Ребята, а мне кажется, что все люди в той или иной степени обладают этими качествами. Нам с вами нужно стараться, чтоб хороших качеств было больше!
-Вы считаете себя россиянами?
У вас у каждого на столе лежит шаблон человечка. На этом шаблоне напишите своё имя и разместите его на карте России. У каждого ряда человечки своего цвета.(Сначала я приглашаю ребят 1 ряда, 2 ряда, 3 ряда)
Ребята, посмотрите, что у нас получилось!
-Каждый из вас – частичка России, нашей Родины!
Учитель: предлагаю вам выполнить творческое задание: придумать синквейн на тему «Родина».
Предполагаемый ответ:
Родина.
Великая, необъятная.
Защищает, помогает.
Моя Родина – Россия.
Богатство.
(Возможны и другие варианты)

 (подготовленные ученики исполняют песню «Моя Россия» Соловьева Н., Струве Г.)
Учитель: Российская Федерация состоит из 21 республики, 7 краев, 48 областей, одной автономной области, 9 автономных округов, двух городов федерального значения - равноправных субъектов Российской Федерации. Россия многонациональная страна, сегодня друзья мои, мы поговорим с вами о символах нашей славной Отчизны. Скажите мне, а что для вас является символом России?
Ученики: Гимн, герб, флаг, блины, медведи, матрёшка, валенки, балалайка, баня гостеприимство, чествование героев и пр. (Слайд 5)
Учитель: Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер. Есть они и у нашей Родины: герб, гимн и флаг. Отношение к символам – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры.
- Кто может описать Государственный Герб России? (ответы учащихся)
Учитель: У нас очень красивый герб. Сейчас расскажу вам притчу о том, как звери выбирали символ герба (слайд 6). «Давным – давно, на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой выскочила попрыгунья белка: «Посмотрите какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы белки живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе». Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка, ты такая маленькая, а Россия такая большая, куда уж тебе.» Тут вперед вышел огромный бурый медведь: «Мне-то вы не скажете, что я ростом невелик, я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе». Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы медведи на земле живете и кроме своего леса ничего не видите, а мы птицы высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим и леса, и моря и степи. Есть у нас орел с двумя головами. Орёл с двумя головами самый умный, самый сильный. Летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: налево и направо. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе». Все звери и птицы согласились с мудрой совой, и сразу с неба спустился прекрасный двуглавый орел, а его изображение появилось на гербе.
Кроме двуглавого орла на гербе изображен воин на белом коне и страшный дракон, которого воин поражает своим копьем. Этого война зовут Георгий Победоносец. Георгий Победоносец защищает нашу страну от всякого зла, и Россия всегда побеждает всех врагов». Государственный Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. (Слайд 7)
Ученик:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он – России дух свободный!

-Где можно встреть герб России? (монеты, паспорт, печати и т.д.)
Учитель: Наука об изучении гербов называется геральдикой. Первый государственный герб России появился 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван III Васильевич – князь всея Руси. (Слайд 8)

Физминутка (учащиеся сопровождают слова движениями)
В нашей стране горы высокие,
Реки глубокие,
Степи широкие,
Леса большие,
А мы – ребята вот такие!

 Учитель: Кто может описать флаг РФ? Что символизируют цвета на флаге? (ответы детей).
Я вам расскажу сказку о том, как природа выбирала цвет для флага. (Слайд 9)
Встретились снег, вода и солнце.
–Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет, – сказал Снег.
И на флаге появилась белая полоска. Вода собрала своих друзей – моря, большие и малые реки, океаны, озера. Все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появился синий цвет. Утром встало солнце.
- Я хочу подарить российскому флагу свой самый яркий красный цвет, – сказало Солнышко. И третья полоска стала красной. Так российский флаг стал трехцветным. (Слайд 10)
– А что же обозначают эти цвета?
– Что бывает белым? (Облака, пена на море, снег) Белый снег – цвет чистоты, миролюбия, символ мудрости.
– Что бывает синим? (Реки, моря, небо). Этот цвет обозначает верность, правду, свободу.
– Ребята, что всегда бывает красным? (Огонь) Красный цвет обозначает отвагу, мужество, храбрость, силу, могущество и жизнь.

Ученик:
А флаг в России триколор,
Полотнище в три цвета.
В нем яркой красной полосой
Страна наша воспета.
В России так заведено,
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названы у нас
И площадь Красной, и изба,
А также девица красна:
Ведь красный это красота,
И цвет крови, и цвет жизни,
И цвет верности Отчизне.

Учитель: Одним из главных символов России является Государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны. Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня».
Ученик:
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил,
Работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!

Учитель: Государственные гимны существуют во всех странах мира. А что вы знаете о гимне Российской Федерации?
Ответы учеников: различные варианты ответов
Учитель дополняет ответ детей о гимне Российской Федерации.
Учитель: Гимн – главная государственная песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя. Обычно музыка гимна – торжественная, эмоционально приподнятая, а слова – величавые. Автор слов гимна России – знаменитый писатель и драматург Сергей Михалков. Наверное, не найдется у нас в стране человека, не знающего его стихов – “Дядя Стёпа”, “Мой щенок” и многие другие. Автор музыки гимна России – композитор А.Александров. Итак, гимн – это торжественная песня, прославляющая нашу Родину. Давайте послушаем отрывок из нашего гимна. Как слушают гимн?
(Звучит гимн Р.Ф.)(Слайд 11)
- Итог: назовите государственные символы нашей страны. Для чего они нужны?
Рефлексия.
-Чему было посвящено наше мероприятие? (Родине)
- А какая наша Родина?
(На доску вывешивается слово «РОДИНА» в столбик)
У вас на столах лежат слова-определения на каждую букву этого слова. (Учащиеся по очереди подходят к доске и прикрепляют карточки со словами )
Р – родная, разная, разноликая, ранимая, роскошная
О –отважная, очаровательная, отзывчивая, ослепительная
Д –деликатная, добрая, доброжелательная
И- истинная, интересная, индивидуальная
Н- наивная, настоящая, нежная, независимая
А – астрономическая
Итог: мне бы хотелось, что бы вы всегда помнили, что вы граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны, объединённой одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни, и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России, вы надежда и будущее нашей страны. Всё в ваших руках! (слайд 12)
Россией зовётся общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нём,
Любые трудности мы осилим,
И только в единстве сила России!
 
3.Заключение.
Цели и задачи данного мероприятия соответствуют общей цели воспитания детей младшего школьного возраста. Цели и задачи четко сформулированы, соответствуют возрастным особенностям и потребностям обучающихся. Содержание, формы и методы проведения мероприятия соответствуют целевым установкам. Основной формой проведения мероприятия является беседа с использованием новейших технологий, таких как групповая работа, кластер, синквейн. Для активизации детей, побуждения интереса к обсуждаемому вопросу включили в общее содержание элементы праздника (исполняются песни, стихи). Для создания необходимой эмоциональной обстановки использованы специальные приемы (подготовка выставки рисунков на тему “Россия - Родина моя ”; выставка поделок из папье-маше с различными видами росписей, красочно оформлен зал, используется музыкальное сопровождение).
Таким образом, поставленные нами цели достигнуты, задачи мероприятия реализованы полностью.







































4. Список используемых источников:
Солженицын А. И. Русский вопрос к концу XX века. // Ориентир. – 1996. – № 12. – С.31.
Мальгин А. С., Мальгин М. А. Ратная слава Отечества. – М.: Экзамен, 2006.
Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития. // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 17-18.
Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций. – М.: Юрайт, 2001.
«Родина»  З. Александрова
 «Откуда начинается Россия?» В. Ф. Боков
«Россия, Русь – Куда я ни взгляну» Н. Рубцов
«Край любимый» С.Есенин
«В поле звон раздается лазоревый» Я. Козловский
«Отдохну-ка, сяду у лесной опушки!» А.Плещеев
«Символика России» автор не известен
«Люблю тебя, мой край любимый» Н.Н. Цуменко
«Гой ты, Русь, моя родная» С. Есенин
 «Берегите Россию – нет России другой» С.Синицын

Музыкальное сопровождение.
«Уголок России» Шевелева Е., Шаинский В.
«Моя Россия» Соловьева Н., Струве Г.
«Гимн России»  А. Александрова, С. Михалкова

Ссылки использованных сайтов:
http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=9556&hry=./131493/131538/131555/131631
http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2638
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/02/14/rus-rossiya-rodina-moya
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



























Приложение 1.
Пословицы для работы с кластером:
1)Родная сторона – мать, чужая – мачеха
2)Одна у человека мать, одна у него и Родина
3)Где родился, там и пригодился
4)Родина мать – умей за неё постоять
5)Кто за Родину горой, тот истинный герой
6)Человек без Родины, что соловей без песни








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




0ђ Заголовок 1iђ Заголовок 315