Конспект урока по русскоу языку в 10 классе «Работа с художественным текстом»


Приложение №1
Вступление
Форма вступления Пример
Лирическое размышление, созвучное
Теме текста
Проблеме текста,
Идее текста
Позиции пишущегоВ. Вересаев , писатель, литература, переводчик, активный общественный деятель, в своих произведениях уделил внимание проблеме взаимоотношения между людьми: между родителями и детьми, преподавателями и гимназистами, старшими и младшими товарищами. Обсуждая важные важные вопросы с читателем, Вересаев даёт возможность каджому задуматься над своим поведением.
В тексте, предложенном для анализа, автор решает проблему воспитания детей и показывает , какие черты приобретает ребёнок в результате «бесконечного родительского потакания».
Сведения об авторе, о своеобразии художественного мира писателя. Существует ли взаимосвязь между поведением родителей и поведением ребёнка? Кто ответственен за формирование характеров детей? К чему приводят любые перекосы в воспитании? Ответы на эти вопросы можно найти , проанализировав текст В.Вересаева.
Ряд риторических вопросов, созвучных
Теме текста,
Проблеме текста,
идее текста,
Позиции пишущегоРодительская любовь…Важна ли она для человека? Безусловно! Именно поддержка и понимание близких позволяют найти себя в этом мире, помогают в формировании характера ребёнка, направляют течение всей его жизни. Родители- это «первооткрыватели» мира для своего малыша. Насколько «правильно будет подготовлен «первооткрыватель», настолько «правильно» будет готов к жизни сам малыш. Поэтому необходимо «учить» взрослых «быть родителями». Например, посредством художественных произведений.
В тексте по рассказу «Всю жизнь отдала» поставлена проблема чрезмерной родительской любви, развивающей в ребёнке такие качества , как себялюбие и равнодушие.
Ряд назывных предложений, создающих образную картину , возникающую при ассоциации в связи с темой или проблемой текста Однажды я был свидетелем того, как один малыш вырвал из рук другого игрушку и толкнул его. «Хочу, хочу, хочу играть с этой машинкой!»-неслось по скверу. Слова мамы объяснили поведение мальчика-невежи: «А что такого? Немного поиграет и отдаст».
О мальчике и о маме с неправильными жизненными установками и говорит в тексте В. Вересаев.
Цитаты, пословицы, поговорки, соответствующие
Теме текста,
Проблеме текста,
Идее текста. Себялюбие. Равнодушие. Эгоизм. Это не самые лучшие черты характера, человека. Однако эти черты проявляются в каждом из нас в большей или меньшей степени.
В рассказе В.Вересаева идёт речь о капризном и эгоистичном мальчике, характер которого сформировался в результате «слепой» любви матери , «отдающей всю свою жизнь « якобы во благо жизни ребёнка.
Иллюстрация темы, проблемы или идеи текста с помощью факта Русская народная пословица гласит: «Умел дитя родить, умей и научить!» Ещё одна мудрость: «Маленькие детки- маленькие бедки, а вырастут велИки- большие будут»
В своем произведении В.Вересаев говорит о матери, которая «родить дитя сумела, а «научить не смогла» и о ребёнке, который приносит пока только « маленькие бедки» и родителям, и посторонним людям.
Приложение 2
Комментирование проблемы
Категория проблемы Степень значимости проблемы Проблема может заставить читателя
Социальная
Философская
Общественная
Политическая
Психологическая
Идеологическая
Нравственная
Морально-этическая
Эстетическая
Культурная
Научная
Экологическая
национальная Злободневная
Животрепещущая
Актуальная
Насущная
Важная
Серьёзная
Назревшая
Неразрешимая
Наболевшая
Первоочередная
Главная
сложная глубоко задуматься
серьёзно размышлять о…
рассуждать вместе с автором о…
лучше понять себя и окружающих
серьёзнее (критичнее)относиться к…
переосмыслить своё отношение к…
по- иному смотреть на…
поделиться мыслями о…
оценить истинный масштаб …
выразить своё отношение к…
с горечью понять, что…
испытать потребность в…

Текст В.В.Вересаева «Всю жизнь отдала»1.Трамвайный вагон подходит к остановке.2. Хорошо одетая , полная дама сказала упитанному мальчику лет пяти:
3. – Лёвочка, нам тут сходить.
4. Мальчик вскочил и, толкая всех локтями, первый бросился пробираться к выходу. 5. Старушка отвела его рукой и сердито сказала:
6. – Куда ты, мальчик- невежа лезешь-то?
7. Мать в негодовании вскричала:
8.- Как вы смеете ребёнка толкать?
9. Вмешался высокий мужчина . 10. Он заговорил громким , на весь вагон, голосом:
11- Вы бы лучше мальчику вашему сказали, как ОН смеет всех толкать!12. Растите эгоистов…
13.Мать возмущенно ругалась с выходящими. 14. Тем временем съежившийся мальчик с открытым ртом испуганно глядел на мужчину и вдруг разразился отчаянным рёвом. 15. Мать присела перед ним на корточки, обнимала, целовала.
16. –Ну, не плачь, мой милый.17. Не обращай внимания на этого дядьку, никого не слушай!
18. Она взяла сына на руки, чтобы прижать к себе.
19. мальчик , рыдая, крепко обхватил её шею. 20. Дама , шатаясь и задыхаясь от тяжести, не помня себя от усталости, повторяла:
21. – Не плачь, бесценный мой.
22. Дома за ужином мать возмущенно рассказала мужу насчет дневного происшествия: как обидел их несчастного мальчика в трамвае какой- то , должно быть, пьяный хулиган.
23. – Эх, меня не было! 24. Я бы ему ответил.
25. Она с гордостью возразила:
26. – Я ему тоже ответила хорошо…27. Милый, ты успокоился? 28. Не бери сливу, она кислая.
29. Мать положила сливу обратно в вазу.30. Мальчик, глядя упрямо, взял её и снова положил перед собою.
31. – Ну, детка моя, не ешь сливу, расстроишь себе животик…32. А вот я тебе купила шоколад…33. Кушай.
34. Мальчик концами пальцев отодвинул шоколад и сильнее нахмурился.
35. – Кушай, мальчик мой. 36. Дай, я тебе разверну.
37. Отец сказал просительным голосом:
38. – Лёвочка, дай мне тоже кусочек шоколада!
39 – Не –ет!.40. Это специально для Лёвочки. 41. Это не для тебя…42. Ну, что же ты, детка, не кушаешь?
43. Мальчик молчал, капризно хмурясь.
44. – Ты , наверное, ещё не успокоился?
45. Надутый мальчик подумал и впервые за вечер ответил:
46. – Я ещё не успокоился.
47. – Ну, успокоишься, тогда скушаешь, хорошо?
48.- мальчик молчал и не смотрел на шоколад, а мать продолжала хлопотать…
49. Вечерело…