Доклад на тему: «Самостоятельная работа — один из важнейших элементов эффективного обучения».



«Самостоятельная работа - один из важнейших элементов эффективного обучения».

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность зависит результат обучения.
Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительной степени тем, как преподаватель организует их учебную деятельность. Снижение интереса к обучению во многом зависит от действий преподавателя.
Например:
-неправильный отбор им содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся;
-не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием;
-неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействие учащихся друг с другом;
-особенности личности преподаватели.
В истории педагогики не раз принимались попытки создать идеальную систему образования, которая отвечала бы всем требованиям, выдвигаемым к организации познавательного процесса.
Но наиболее успешной, является система индивидуализированного обучения. Она получила своё распространение в начале ХХ в. и рассматривается, как объективная необходимость учёта индивидуальных различий детей в установившейся, уже традиционной группово-урочной системе.
В начале века она развивалась в трёх направлениях:
-организация индивидуального режима учебной деятельности;
-сочетание индивидуального режима и содержания с групповой работой учащихся;
-организация индивидуальной работы по специально разработанным учебным материалам.
Первое направление нашло своё развитие в “Дальтон-плане”: годовой объём учебного материала разбивался на “подряды”, которые состояли из ежедневных заданий. Учащийся заключал с учителем “договор” о самостоятельном изучении определённого материала в назначенное время. Материал изучался в предметных кабинетах-лабораториях, где он мог получать консультации преподаватели по данному предмету. “Дальтон-план” приучал учащихся к самостоятельности, развивал инициативу, ответственность за взятые на себя обязательства, побуждал к поиску рациональных способов выполнения заданий.
Второе направление – сочетание индивидуального режима и содержания с групповой работой учащихся.
Основные положения систем:
-вместо одновозрастных групп – разновозрастные группы, переменные по составу;
-расписание занятий, выбор учебных предметов зависел от интересов каждого ребенка;
-учебный материал делился на «отделы», изучение которых, в основном, происходило через индивидуальную самостоятельную работу в сочетании с взаимопомощью в малой группе (4-5 человек);
-один преподаватель мог заниматься разными предметами в составе различных групп.
Третье направление можно считать прообразом программированного обучения. Оно представляет собой:
-отход от группово-урочной системы по основным «академическим» дисциплинам;
-самостоятельное изучение этих дисциплин по специально приготовленным учебным пособиям;
-прорабатывались эти материалы в индивидуальном для каждого ученика темпе;
-индивидуальная работа велась в первой половине дня;
-обучение сопровождалось диагностическим тестированием, которое устанавливало степень приближения ученика к поставленным задачам и выявляло необходимость введения дополнительного и вспомогательного материала;
-во второй половине дня организовывалась групповая деятельность учащихся для приучения к коллективному труду;
-группы возникали на основе общих интересов.
Важным элементом этой системы является планирование учебной работы учителем, от которого во многом зависит качество учебных занятий.
Существует 2 вида планирования:
1) перспективное – осуществляется в тематических планах, определяются темы уроков, лабораторных работ, экскурсий, намечаются контрольные письменные работы, обобщающе-повторительные и зачетные занятия. Определяется количество учебных часов, отводимых на изучение темы, однако эти планы не детализируются.
2) текущее – заключается в разработке планов, отдельных уроков.
Разрабатывая содержание урока, преподаватель предлагает краткий план беседы, рассказа, лекции; формирует вопросы к учащемуся, задания для самостоятельной работы, перечисляет номера упражнений, определяет способы проверки знаний.
Не менее важную роль в организации самостоятельной работы играет подборка учебного материала, т.к. с его помощью мы черпаем информацию содержания обучения. Однако сама по себе информация вне потребности ребенка не имеет для него никакого значения и не оказывает никакого воздействия.
Если же информация созвучна потребностям учащегося и подвергается эмоциональной переработке, то он получает импульс к последующей деятельности. Для этого содержание учебного материала должно быть доступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но, в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным.
Однако нужно отметить. Что успешная организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся зависит от способа решения задач.
Рассмотрим некоторые из них.
Анализ практики использования задач показал, что наиболее
распространенным способом организации решения задач является
немотивированное требование решить задачи без формулирования учебной цели их решения, когда все сводится к быстрейшему поиску решения и получения нужного ответа, которым и завершается процесс решения.
Лишь небольшая часть преподавателей указывает, что они всегда формируют цель решения задач. Некоторые преподаватели, не только сами формулируют, но и привлекают к этому учащихся, т.к. считают, что это дает возможность лучше понять задачу, более сознательно ее решить, осознать ее назначение, и тем самым создает условия для лучшего ее усвоения. Этот способ называется способ целевого требования.
Наконец, совсем незначительная часть преподавателей не только формулирует цель решения задачи, но строит процесс ее решения, как процесс разрешения проблемы, осуществление цели, и после решения обсуждают с учащимися как была разрешена проблема, осуществлена цель решения. Этот способ называется учебно-проблемным.
Таким образом, данные убедительно показывают, что совершенно недостаточно лишь сформулировать цель решения задачи, необходимо весь процесс решения построить как процесс разрешения определенной проблемы.
Поэтому, если мы хотим найти наиболее эффективный путь формирования внутренних мотивов самостоятельной познавательной деятельности, то анализ педагогической практики преподавателей, показывает, что этот путь связан с использованием в обучении учебно-проблемного способа организации решения задач. Психологи исследовали учебную деятельность и установили, что изучения каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов:
1) Вводно-мотивационный этап.
На этом этапе учащиеся должны осознать основную цель предстоящего изучения учебной темы, ее место и роль в общем образовании, ее практическое и теоретическое значение. В нужных случаях, преподаватель указывает какие знания и умения ранее пройденного материала особенно понадобятся при изучении данной темы. Затем преподаватель сообщает, сколько уроков отведено на изучение темы, примерные сроки ее завершения и перечисляет основные элементы темы, т.е. знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в результате изучения этой темы.
2) Операционно-познавательный этап.
На этом этапе учащиеся усваивают знания, входящие в содержание данной темы, при этом используются разные виды и формы учебной работы: рассказ или лекция, фронтальная работа по изучению понятия. Коллективная работа по усвоению учебного материала, решению задач, проведению опытов и экспериментов, индивидуальная работа по решению задач, и т.д.
Изложение учебного материала производится в основном учителем, но по мере взросления учащихся, часть учебного материала передается для изложения докладчиком или для индивидуального изучения и проработке по учебнику.
3) Рефлексивно-оценочный этап.
Здесь производится обобщение изученного, и подведение итогов работы по данной теме. При этом, главная цель этого этапа – развитие у учащихся рефлексивной деятельности (самоанализа), способностей к обобщению и формирование адекватной самооценки. Для обобщения пройденного материала могут использоваться различные методы: обобщающие уроки, доклады учащихся, составление по группам обобщающих схем.
Самое трудное для преподавателей в этой системе научиться организовывать самостоятельную деятельность группового коллектива, постепенно передавать учащимся многие свои функции и роли, и, не подавляя инициативы, руководить самостоятельной работой учащихся.
Эту систему нужно вводить, начиная еще со школы, тогда учащиеся быстро осваивались бы с ней, и она становилась для каждого учащегося привычной, и смогли бы испытать чувства эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, счастье познания нового, интересного.
Тем самым формировались бы у учащихся ориентация на переживание таких чувств, в будущем, это привело бы их к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе.
Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.
Практический опыт преподавателей многих учебных заведений показал, что:
1.Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по выполнению заданий, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких, и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.
2.Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.
3.При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.
4. С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких групп, в которых самостоятельная работа совершенно не организуется или проводится нерегулярно.
Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.



З.Т. Маусымбаева –преподаватель экономических дисциплин















13PAGE 15


13PAGE 14415




15