Программа коррекции и развития эмоционально – волевой сферы «Радуга»

Донская Марина Викторовна
педагог – психолог
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 г. Черемхово»
Программа коррекции и
развития эмоционально – волевой сферы «Радуга»
Процесс формирования социально – личностных качеств у ребенка на современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО, приобретает особую актуальность. Развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного школьного обучения, но и способствует саморазвитию личности. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Однако, замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети меньше общаются со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
В связи с этим одним из важных направлений деятельности является обеспечение качественного психолого - педагогического сопровождения, позволяющего не только преодолеть возникающие трудности в процессе воспитания, но и предотвратить их.
В рамках образовательного процесса на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 г. Черемхово» в 2013-2014 учебном году проводилась работа по коррекции и развитию эмоционально - волевой сферы детей по программе «Радуга».
Данная программа была разработана на основе изучения методической литературы и личного профессионального опыта и направлена на коррекцию эмоционально - волевой сферы воспитанников. В основу программы положена «Цветик – семицветик» Н. Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова, программа И.А Пазухиной «Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников». В программе используются игры и упражнения по коррекции эмоционально-волевой сферы следующих авторов: И.А.Пазухина, С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник, Н. Л. Кряжева, О. В. Хухлаева, Н.И.Монакова, Т.А.Крылова, А.Г.Сумарокова, О.В.Баженова, М. И. Чистякова и др.
Методологические и теоретические основы программы
Проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики. Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г. М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, Я.З. Неверович, П.В. Симонов, И. В. Алехина, Н.М. Амосов, П.К. Анохин, М.В. Антропова, И.А. Аршавский, А. Баллон, А. И. Захаров, М.И. Кольцова, А.Д. Кошелева и др.).
В основе предлагаемой программы лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми. При такой модели взаимодействия и педагог, и ребенок в равной мере признаются в качестве субъектов педагогического процесса, обладают свободой в построении своей деятельности, осуществляют свой выбор строить через свою личность. Основные противоречия преодолеваются не за счет принуждения, а посредством сотрудничества. В силу этого особую ценность приобретают такие свойства личности, как способность к самореализации, творческому росту и инициативность как форма выражения отношений на основе взаимопринятия и взаимопонимания.
Сформированность эмоционально-волевой сферы зависит от ряда условий:
1. Эмоции и волевые качества формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах со сверстниками может проявляться задержка эмоционального развития.
2. Эмоции интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников в виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.
В связи с этим работа по программе строится в групповой форме с использованием игровых методов.
Основной подход, используемый в программе – поведенческий. Главная задача коррекции в рамках поведенческого подхода - помочь ребенку усвоить новые реакции, направленные на формирование адаптивных форм поведения, или угасание, торможение имеющихся у него дезадаптивных форм поведения. Различные поведенческие тренинги, психорегулирующие упражнения закрепляют усвоенные реакции.
Программа построена с учетом основных принципов коррекционно-педагогической деятельности:
1. Ведущим в системе целенаправленной коррекционно-педагогической деятельности является принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Программа коррекции направлена не только на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, а и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка и гармоничного развития его личности.
2. Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Крайне важным является всестороннее обследование и оценка интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, особенностей его психического развития.
3. Принцип системного и целостного изучения ребенка во взаимосвязи и взаимозависимости отдельных отклонений в психическом развитии и первичных нарушений, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, соотношения первичных и вторичных отклонений.
4. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе, предполагает учет «нормативности» развития личности, учет последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
5. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей при которой исходным моментом в достижении целей является организация активной деятельности ребенка.
6. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности, т.е. решение любой педагогической, развивающей и коррекционной задачи с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, состояния развития психических функций, работоспособности, сложности задания, формы работы, интенсивности нагрузки. Комплексность также предполагает, во-первых, использование всего психолого-педагогического и коррекционно-развивающего инструментария, во-вторых, междисциплинарное взаимодействие специалистов для оказания эффективной помощи ребенку, в-третьих, при работе учитываются все психические функции и процессы, их взаимосвязь и взаимовлияние.
7. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, оно составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонения в развитии и поведении есть не только результат психофизиологического состояния ребенка, но и активного воздействия родителей, ближайших друзей, сверстников, педагогического и детского коллективов.
8. Принцип динамического изучения уровня развития ребенка, актуального и потенциального уровня, определение зоны его ближайшего развития в сотрудничестве с родителями при усвоении ребенком новых способов действий.
Цели, задачи, ожидаемые результаты
Назначение программы: психологическая коррекция эмоциональных нарушений у ребенка, смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др.
Основная цель программы коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, повышение осознанного восприятия ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, развитие социально-личностной компетентности и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития его личности.
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи (коррекционные, профилактические, развивающие):
способствовать самопознанию ребенка, помогать ему осознавать свои характерные особенности и предпочтения;
формировать у детей адекватную самооценку;
помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния, формировать способности к эмоциональной саморегуляции.
развивать навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе.
учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории его семьи;
вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения; корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
развивать творческие, коммуникативные способности в процессе игрового общения.
Организация, формы и методы работы
Форма проведения занятий: коррекционно-развивающие занятия с подгруппой детей, тренинги.
Методы и приёмы
В процессе работы по программе используются приемы, содержание которых отвечает развивающим, профилактическим и коррекционным задачам программы. Полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие.
Ролевые методы – предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей противоположных обычным, проигрывание своей роли. Ролевые методы включают в себя: ролевую гимнастику и психодраму. Ролевая гимнастика – ролевые образы животных, сказочных персонажей, социальных и семейных ролей, неодушевленных предметов. «Психодрама, терапевтические сказки» Крюкова Н. П.
Психогимнастические игры основываются на теоретических положениях социально-психологического тренинга о необходимости особым образом формировать среду, в которой становятся возможными преднамеренные изменения. В психогимнастических играх у детей формируются: принятие своего имени, своих качеств характера, своих прав и обязанностей «Психогимнастика в детском саду» М. И. Чистякова.
Коммуникативные игры – это игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому человеку вербальную и невербальную поддержку; игры, способствующие углублению осознания сферы общения, игры, обучающие умению сотрудничать.
Игры и задания, направленные на развитие произвольности.
Игры, направленные на развитие воображения – вербальные игры – придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации, либо коллективное сочинение сказок или подбор ассоциаций к какому-либо слову. Невербальные игры предполагают изображение детьми того или иного живого существа или неживого предмета. «Мысленные картинки» - закрывают глаза и под музыку придумывают картинку, а затем рассказывают ее группе.
Эмоционально-символические методы – групповое обсуждение различных чувств. Как необходимый этап обсуждения используются детские рисунки, выполненные на тему чувств. Направленное рисование, то есть рисование на определенные темы «Бессюжетное рисование» Каиль Д.Г.
Релаксационные методы – в программу включены упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные и визуально-кинестические техники Семенович А.В. «Нервнопсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза».
Интерактивный метод - интерактивный тренажер «Радуга эмоций» Аккозина Н. М. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .
Занятия строились в доступной и интересной для детей форме с использованием:
элементов цветовых игротренингов (Н.В. Нищева «Разноцветные сказки», Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг»), терапевтических сказок (Анималотерапия для детей Н. Л. Кряжева), развивающих играх (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения), упражнений (подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию), этюдов, рассматривание рисунков и фотографий, чтение художественных произведений, рассказы психолога и рассказы детей, сочинение историй, беседы, моделирование и анализ заданных ситуаций, слушание музыки, рисование, мини-конкурсы, игры-соревнования.
Направления работы по программе. Программа состоит из 6 блоков:
Вводный блок
Эмоциональный блок - «Мои чувства»
Поведенческий блок - «Я хозяин своих чувств»
Коммуникативный блок - «Давайте жить дружно»
Мотивационный блок - «Страна знаний»
Заключительный блок.
Категория и возраст воспитанников.
Данная программа рассчитана на детей дошкольного возраста 5-6 лет с проблемами в эмоционально-волевой сфере и в поведении.
Организационные условия проведения занятий
Программа реализуется в течение 1 учебного года в количестве 34 учебных часов. Занятия проводятся с группой детей, состоящей из 5-12 человек, 1 раза в неделю во второй половине дня. Занятия проводятся в кабинете психолога, в групповых помещениях, в музыкальном зале.
Комплексный подход к реализации программы
Неотъемлемыми участниками образовательных отношений в рамках реализации данной программы являются родители детей, посещающих занятия. Родители посещали консультации специалиста по возникающим вопросам и выявленным проблемам в ходе реализации программы, консультации «Развитие навыков социального поведения детей старшего дошкольного возраста», «Эмоции и волевые качества формируются в процессе общения ребенка со сверстниками» и другие. Отслеживали индивидуальную карту развития (приложение 1), посещать открытые и итоговые занятия, родительские лектории, собраниях, высказывать свои пожелания и рекомендации по текущим вопросам, касающимся образовательного процесса, заполняли листы анкет (приложение 2). Обеспечивая принцип комплексности, применялось взаимодействие узких специалистов (музыкальные руководители, инструктор ФК, учитель – логопед) для оказания эффективной помощи. Воспитатели групп создавали условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельность, для развития творческого потенциала ребенка.
Мониторинг результатов работы по программе основывается на результатах психологической диагностики. Методологическая основа диагностики:
методика В.М.Минаевой. «Диагностика эмоциональной сферы ребенка» Цель: развитие эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста: знакомство с основными эмоциями, различие и анализирование (приложение 1).
Анкеты для педагогов «Изучение эмоциональной сферы дошкольников» составитель Ю.Е.Веприцкая (приложение 3).
Анкеты для родителей «Вопросы для родителей по изучению эмоциональной сферы дошкольников» составитель Ю.Е. Веприцкая (приложение 2).
В результате проведенной работы по коррекции и развитию эмоционально - волевой сферы детей по программе «Радуга», итоговая диагностика показала следующие результат по направлениям:
мимика и пантомимика. По сравнению с первичной диагностикой (38%) данные по этому параметру увеличились на 12 % , то есть в результате проведенной работы - 50 % детей научились правильно выражать свое эмоциональное состояние.
выразительности речи. Интонационная выразительность речи по сравнению с первичной диагностикой (27%) увеличилась на 24% и составила 51%.
восприятие графического изображения различных эмоций улучшилось по сравнению с первичной диагностикой (24%) на 48% и составила 72%.
Диагностируется значительное улучшение графического изображения эмоций 64% в сравнении с первичной диагностикой (21%), динамика составила 43%.
В результате проведения цикла коррекционно – развивающих занятии по программе «Радуга» у детей развивается умение различать и объяснять свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей, улучшается уровень передачи эмоциональных состояний речи, развивается умение правильно реагировать на различные жизненные ситуации с эмоциональной точки зрения.

Приложения
Приложение 1
Индивидуальная карта развития дошкольника
для коррекционно – развивающих занятий в
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2»
Группа №_______Ф.И. ____________________________________
Коррекционно – развивающая программа «Радуга».
Цель: развитие эмоционально – волевой сферы детей дошкольного возраста (знакомство с основными эмоциями, различие и анализирование их).
Количество занятий:34. Время занятий:25 минут. Методика В.М.Минаевой. «Диагностика эмоциональной сферы ребенка»
Диагностика мимики (м) и пантомимики (п)
Эмоции
Веселый
Печальный
Испуганный
Сердитый
Удивленный

Начальная диагностика
м
п
м
п
м
п
м
п
м
п













Итоговая диагностика











Диагностика выразительности речи. (Произнесение фразы «У меня есть собака с различной интонацией)
Эмоции
Радостно
Грустно
Испугано
Сердито
Удивлено

Начальная диагностика
м
п
м
п
м
п
м
п
м
п













Итоговая диагностика











Диагностика восприятия графического изображения различных эмоций (выбор пиктограммы)
Эмоции
Радость
Грусть
Страх
Гнев
Удивление

Начальная диагностика
м
п
м
п
м
п
м
п
м
п













Итоговая диагностика











Диагностика графического изображения эмоций (рисование эмоции радость)

Содержание рисунка
Цвет
Величина
Расположение на листе

Начальная диагностика
м
п
м
п
м
п
м
п











Итоговая диагностика









Заключение
Анализ результатов
Рекомендации






















Педагог – психолог Донская Марина Викторовна











Приложение 2
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, в письменной форме на представленные вопросы,
Это необходимо для углубленной работы педагога – психолога
Вопросы для родителей по изучению эмоциональной сферы ребенка
Часто ли ребенку кажется, что он сделал что то не так?
Обидчив ли Ваш ребенок?
Смущается ли он при разговоре со взрослым?
Бывает ли ребенок так возбужден, что не может усидеть на месте?
Любит ли он мечтать?
Можно ли назвать его раздражительным?
Спокойно ли спит Ваш ребенок?
Часто ли его терзает чувство вины?
Долго ли перехаживает после случившегося конфликта?
Часто ли ребенок «дуется»?
Беспокоят ли его боли без всякой причины?
Часты ли подъемы и спады настроения в течении дня?
Легко ли его задеть, покритиковав чем то?
Можно ли назвать его веселым и живым?
Бывают ли у него тики, непреднамеренные движения?
Проявляет ли ребенок чрезмерно бурные эмоциональные реакции с плачем?
Вступает ли ребенок в конфликты, потасовки со сверстниками по различным поводам?
Ведет ли он так себя со взрослыми?











Приложение 3
Изучение эмоциональной сферы дошкольников
Анкета для педагогов
Дата заполнения__________ ФИ ребенка_______________________ дата рождения___________
1. Трудности поведения: а) имеются, б) отсутствуют;
2. Трудности в обучении: а) имеются, б) отсутствуют;
3. Проявляет ли ребенок нервозность, тревожность
а) очень часто
б) обычно
в) редко
г) никогда
4. Проявляет ли ребенок двигательное беспокойство, расторможенность
а) очень часто
б) обычно
в) редко
г) никогда
5. Проявляет ли ребенок рассеянность, отвлекаемость, импульсивность
а) очень часто
б) обычно
в) редко
г) никогда
6. Проявляет ли ребенок утомляемость, истощаемость
а) очень часто
б) обычно
в) редко
г) никогда
7. Проявляет ли ребенок раздражительность, агрессивность
а) очень часто
б) обычно
в) редко
г) никогда
8. Проявляет ли ребенок вялость, пассивность
а) очень часто
б) обычно
в) редко
г) никогда
9. Проявляет ли ребенок робость, скованность
а) очень часто
б) обычно
в) редко
г) никогда















15