ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И НЕВРОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.


Государственное областное бюджетное учреждение
Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
«Согласовано»
__________________________
«____»_____________2015г.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И НЕВРОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА.
Разработчик программы
педагог-психолог
Сергиенко Н.Ю.
Мурманск,2015г.
Индивидуальная программа психологической работы
по коррекции эмоционально-волевой сферы и невротических состояний у ребенка младшего подросткового возраста.
Каждый родитель в процессе воспитания своего ребенка стремится обеспечить ему полноценное, гармоничное и всестороннее развитие. Большое значение, на пути этого развития, имеет состояние эмоционально-волевой сферы ребенка, удовлетворение всех его базовых и возрастных потребностей. И то, насколько ребенок будет спокоен, уравновешен, активен, весел, принят как личность родителями и насколько он чувствует себя в безопасности, настолько это поспособствует его полноценному развитию. Но если в процессе жизни ребенка систематически фрустрируются или нарушаются его базовые и возрастные потребности, либо произошла психотравмирующая ситуация, то могут происходить нарушения в эмоционально-волевой сфере, которые проявляются в негативном поведении ребенка, страхах, агрессии, неврозах и т.д.
В настоящее время количество неврозов и психозов у детей значительно выросло. В медицинской трактовке детский невроз – это реакция личности (даже маленькой) на острую или продолжительную, а также внезапную психологическую травму или ситуацию. Проявления невроза определяются возрастом, характером травмирующей психологической ситуации, а также эмоциональным складом маленького человека.
Основная особенность неврозов у детей обусловлена их развитием у формирующейся личности. Личность в значительной мере определяется типом воспитания ребенка в семье. Различный тип неправильного воспитания («гиперопека», «неприятие», «потворствующая гиперопека», авторитарное, жесткое воспитание, контрастное, «гиперсоциализирующее» воспитание) искажает нередко биологические особенности личности, темперамент детей. При этом нарушается направленность реакции ребенка, создаются неблагоприятные черты характера, нередко формируется преневротический личностный радикал.
При написании данной программы учитывался возраст ребенка, темперамент, тип семейных взаимоотношение и стиля воспитания в семье, а так же тип нервоза, проявляющийся у ребенка (невротический кашель).
Цель программы: Работа с невротическими проявлениями (невротическим кашлем), стабилизация эмоционального состояния ребенка.
Задачи: Снятие физического и эмоционального напряжения, снижение частоты проявления невротических проявлений. Формирование у ребенка положительного образа-Я, адекватной самооценки, умение понимать и осознавать своё эмоциональное состояние, причины его появления и навыки самоконтроля.
Критерии эффективности программы:
Снижение уровня тревожности;
Сформированность самоконтроля в поведении, адекватный уровень самооценки;
Нормализация в детско-родительских отношениях.
Первичная диагностика:
Цель: Определение эмоционального состояния ребенка, уровня тревожности, уровня самооценки. Определение эмоциональных отношений в семье.
Итоговая диагностика:
Цель: Определение эмоционального состояния ребенка, уровня тревожности, уровня самооценки. Определение эмоциональных отношений в семье. Определение результативности проведенной работы с ребенком.
Диагностические методики, используемые в работе:
Проективная методика «Волшебная страна чувств»;
«Семейная социограмма»;
Проективная методика «Автопортрет»;
Проективная методика «Такие разные деревья»;
Проективная методика «Цветик-восьмицветик»;
Методика Дембо-Рубинштейна;
«Несушествующее животное»;
«Тест на самооценку». Беличева С.А.
Методы и техники работы, используемые в программе:
Элементы арт-терапии: рисование, лепка.
Элементы сказкотерапии: чтение сказок; сочинение историй, продолжение сказок.
Игротерапия: сюжетно-ролевые игры;
Релаксация.
Продолжительность занятия: 1 час.
Тематическое планирование занятий
№ занятия Тема Кол-во занятий Кол-во часов
1. «Беседа о кашле» 1 1
2. «Вред и польза моего кашля» 1 1
3. «Я наблюдатель» 1 1
4. «Город кашля» -1 1 1
5. «Город кашля» -2 1 1
6. «Мои страхи» 1 1
7. «Моя храбрость» 1 1
8. «Город страха, город храбрости» 1 1
9. «Семья, как мой ресурс» -1 1 1
10. «Семья, как мой ресурс» -2 1 1
11. «Диагностика» 1 1
12. «Диагностика. Завершение» 1 1
Всего 12 12
Коррекционно-развивающие игры и упражнения к занятиям
№ занятия Задачи Игры, упражнения
1. Активизация рабочего состояния ребенка. Определение уровня осознания ребенком своего невротического проявления. Визуализация «образа кашля» с целью дальнейшего самоконтроля над своими невротическими реакциями и проявлениями. Приветствие.
Беседа с ребенком о его кашле: «Что ты знаешь о своем кашле?»; «Как часто и сильно ты кашляешь?» и т.д.
Рисунок «Образ кашля»
Упражнение «Сочини историю – Почему появляется кашель».
Релаксация «Мороженое».
Завершение.
2. Активизация рабочего состояния ребенка. Беседа о кашле ребенка с целью снижения психологического и физического напряжения с помощью вербализации и осознания роли кашля. Приветствие.
Беседа-история «Какой вред и какую пользу приносит мой кашель»
Релаксация «Мороженое».
Завершение.
3. Обличение невротического проявления с целью психологического отделения ребенка от невроза. Определение частоты и тех ситуаций в которых возникает невротический кашель, для дальнейшей возможности самоконтроля и снижения частоты проявлений невроза. Приветствие.
Беседа о том, когда кашель становится сильнее, а когда уменьшается.
Сочинение истории «Жил-был кашель по имени…»
Релаксация «Оловянный солдатик».
Завершение.
4. Формирование у ребенка ощущение контролируемости ситуации, собственной ценности, самодостаточности. Осознание собственных ресурсов в изменении определенных жизненных ситуаций. Приветствие.
Игра с песком «Строим город кашля»-1.
Обсуждение: «Кто живет в этом городе»?, «Кто главный»!, «Как устроена жизнь в этом городе»? и т.д.
Релаксация «Оловянный солдатик».
Завершение.
5. Формирование у ребенка ощущение контролируемости ситуации, собственной ценности, самодостаточности. Осознание собственных ресурсов в изменении определенных жизненных ситуаций. Приветствие.
Игра с песком «Строим город кашля»-2.
Обсуждение: «Как хочется перестроить город?», «Кого назначить главным?», «Что сделать с кашлем?».
Релаксация «Солнце, море и песок».
Завершение.
6. Работа с чувством страха у ребенка. Снятие психического и физического напряжения. Научить ребенка осознавать свои страхи и причины их появления. Приветствие.
Беседа о страхах «Чего ты боишься?».
Лепка из пластилина «Мой страх».
Обсуждение: «+ и – чувства страха».
Релаксация «Мороженое».
Завершение.
7. Поиск ресурсов ребенка, с помощью которых он мог бы контролировать свои страхи. Формирование внутренней опоры на самого себя. Осознание своей сильной стороны, ситуаций, когда ребенок чувствует себя храбрым, сильным, спокойным. Приветствие.
Сочиняем сказку «Откуда берутся страхи и зачем они нужны».
Беседа о храбрости: «Что такое храбрость».
Лепка из пластилина «Моя смелость - мой защитник». Обсуждение.
Релаксация «Сдвинь камень».
Завершение.
8. Формирование положительного восприятия себя. Помочь ребенку представить свои страхи в смешном и нелепом образе. Снятие эмоционального и мышечных зажимов. Приветствие.
Игра с песком «Город страха и город храбрости».
Обсуждение «Как контролировать свой страх».
Релаксация «Сдвинь камень».
Завершение.
9. Определение внутрисемейных отношений у ребенка с каждым членом семьи. Актуализация восприятия ребенком своей семьи. Формирование у ребенка понимания положительных и отрицательных сторон каждого члена семьи. Развитие толерантности. Приветствие.
Беседа «Моя семья».
Рисунок семьи с краткими характеристиками каждого члена семьи.
Беседа: «Какую поддержку я беру от семьи?», «Чего мне не хватает от каждого члена семьи?»
Релаксация «Водопад»
Завершение.
10. Формирование у ребенка способности видеть ресурс в своей семье, умение замечать свою принадлежность к семейной системе. Умение брать любовь и поддержку от близких. Приветствие.
Работа с песком «Такая какая она есть и такая, какой я ее хочу видеть». Обсуждение.
Релаксация «Водопад».
Завершение.
11. Завершение программы. Закрепление личностных ресурсов ребенка. Диагностика. Приветствие.
Диагностика эмоционального состояния ребенка.
Релаксация «Пряничный человечек».
Завершение.
12. Завершение программы. Закрепление личностных ресурсов ребенка. Диагностика. Приветствие.
Итоговая диагностика.
Релаксация «Пряничный человечек».
Завершение.
педагог-психолог Сергиенко Н.Ю.
Используемая литература
Гарбузов В.И., Фесенко Ю.А. «Неврозы у детей»: - СПб:КАРО, 2013.
Захаров А.И. «Неврозы у детей и подростков. Анамнез. Этиология и Патогенез». –Л: Медицина, 1988.
Захаров А.И. «Происхождение детских неврозов и психотерапия». – ЭКСМО-ПРЕСС. Москва,2000г.
Саенко Ю.В. «Регуляция эмоций. Тренинги управления чувствами и настроениями». – СПб,2011.
РатниковаЕ.В., Гаврик А.В. «Игры на песке. Работа с семьей и детьми».-СПб. 2013.
Лидерс А.Г. «Психологическое обследование семьи». –Москва,2006.
Конспекты занятий
Занятие №1 «Беседа о кашле»
Приветствие.
Беседа с ребенком о его самочувствии, настроении, о событиях его жизни за прошедшую неделю.
Беседа о кашле.
«Что ты знаешь о своем кашле?»; «Как часто и сильно ты кашляешь?»; «В какие моменты и как это происходит?»
Рисунок «Образ кашля»
Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать и нарисовать образ собственного кашля.
Упражнение «Сочини историю – Почему появляется кашель».
Ребенку предлагается придумать и рассказать историю-сказку о том откуда и как появляется его кашель. Как он живет. Почему именно у него этот кашель появился, и т.д.
Релаксация «Мороженое».
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы —мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1 —2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального эмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять, лежа на полу.
Завершение.
Спросить у ребенка, что ему понравилось на занятии, а что не понравилось? С каким настроением уходит?
Занятие №2 «Вред и польза моего кашля»
Приветствие;
Беседа с ребенком о его самочувствии, настроении, о событиях его жизни за прошедшую неделю.
Беседа-история «Какой вред и какую пользу приносить мой кашель»;
Ребенку предлагается поиграть в исследователя и ответить на вопросы: 1. Какой вред приносит ему его кашель?, 2. Какую пользу приносит ему его кашель?
Релаксация «Мороженое»;
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы —мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1 —2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального эмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять, лежа на полу.
Завершение.
Спросить у ребенка, что ему понравилось на занятии, а что не понравилось?
С каким настроением уходит?
Занятие №3 «Я наблюдатель»
Приветствие;
Беседа с ребенком о его самочувствии, настроении, о событиях его жизни за прошедшую неделю.
Беседа «Когда кашель становится сильнее, а когда уменьшается»;
Данное задание является продолжением задания с прошлого занятия. Ребенку предлагается по вспоминать в какие моменты он чаще и сильнее кашляет, что с ним в эти моменты происходит, какие чувства он испытывает перед тем как начинает кашлять, а потом, какие чувства испытывает когда уже кашляет. Может ли он контролировать появлении кашля или нет. Как и когда кашель затихает. В какие моменты он вообще не кашляет, чем он занимается в эти моменты и какие чувства испытывает.
Релаксация «Оловянный солдатик»
Ребенок стоит на полу по стойке смирно, как солдат (5-8 секунд). Все тело должно быть напряжено до придела. Затем по команде взрослого он медленно начинает расслаблять тело, пока не почувствует полную расслабленность и мягкость мышц.
Завершение.
Спросить у ребенка, что ему понравилось на занятии, а что не понравилось?
С каким настроением уходит?
Занятие №4 «Город кашля -1».
Приветствие;
Беседа с ребенком о его самочувствии, настроении, о событиях его жизни за прошедшую неделю.
Игра с песком «Строим город кашля» -1.
Ребенку предлагается на песке с помощью игрушек построить город кашля. Обсуждение: Кто живет в этом городе? Кто главный и почему? Как устроена жизнь в этом городе? Как кашель подчиняет все себе ?и т.д.
Релаксация «Оловянный солдатик»
Ребенок стоит на полу по стойке смирно, как солдат (5-8 секунд). Все тело должно быть напряжено до придела. Затем по команде взрослого он медленно начинает расслаблять тело, пока не почувствует полную расслабленность и мягкость мышц.
Завершение.
Спросить у ребенка, что ему понравилось на занятии, а что не понравилось?
С каким настроением уходит?
Занятие №5 «Город кашля - 2»
Приветствие;
Беседа с ребенком о его самочувствии, настроении, о событиях его жизни за прошедшую неделю.
Игра с песком «Город кашля – 2»;
Ребенку предлагается еще раз взглянуть на город кашля, который он построил в прошлый раз и обсудить: всё осталось так же (по его ощущениям) или что-то уже изменилось? Затем предлагается перестроить город, спрашивая его: как хочется перестроить город? Кого назначить главным? Что сделать с кашлем? И т.д.
Релаксация «Солнце, море и песок»;
Ребенок сидит на полу в удобной для него позе с закрытыми глазами. Взрослый сидит сзади ребенка и рисует у него на спине проговаривая следующий текст: Ты собрался ехать в отпуск. Собрал чемодан, положив в него все для тебя необходимое, сел на поезд и поехал на море (ведущий рисует на спине у ребенка рельсы, шпалы, как едет поезд…). Вот ты приехал на море … на улице прекрасная погода, светит очень яркое и жаркое солнышко, которое греет тебя (рисует на спине у ребенка солнце и много лучей… Ты лежишь на пляже, на теплом песке, где тысячи песчинок (рисует песчинки с помощью пальцев). Вдруг ты понял что тебе стало очень жарко и ты побежал купаться в море, а там небольшие. Покачивающие волны рисует на спине много волн). Ты наплавался, немного устал и вышел снова полежать на песочке (рисует песчинки) и погреться на жарком солнышке (рисует солнце)… (повторить два раза море, солнце и песок).
Завершение.
Спросить у ребенка, что ему понравилось на занятии, а что не понравилось?
С каким настроением уходит?
Занятие №6 «Мои страхи».
Приветствие;
Беседа с ребенком о его самочувствии, настроении, о событиях его жизни за прошедшую неделю.
Беседа о страхе;
Чего ты боишься? Как появляются твои страхи? В какой части тела живет твой страх? Какого он размера? И т.д.
Лепка из пластилина;
Ребенку предлагается из пластилина слепить свой страх (предать ему образ чего-либо)
Беседа ««+» и «-» чувства страха;
Ребенку предлагается обсудить – зачем человеку нужен страх, какую роль он играет в нашей жизни. Какой вред страх может принести.
Релаксация «Мороженое»;
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы —мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1 —2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального эмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять, лежа на полу.
Завершение.
Спросить у ребенка, что ему понравилось на занятии, а что не понравилось?
С каким настроением уходит?
Занятие №7 «Моя храбрость».
Приветствие;
Беседа с ребенком о его самочувствии, настроении, о событиях его жизни за прошедшую неделю.
Упражнение: Сочини сказку «Откуда берутся страхи и зачем они нужны;
Акитивизация у ребенка понимания причин страха. Формирование навыка контролировать свои страхи и свою привычку самого себя пугать, нагнетая события.
Беседа о храбрости «Что такое храбрость»;
Активизация ресурсов ребенка в борьбе со своими страхами, осознание сильных сторон своей личности и умения активизировать их в нужный момент .Лепка из пластилина «Моя смелость – мой защитник»;
Визуализация и активизация чувства смелости у ребенка с целью формирования осознания, что у него есть не только его страхи, но и его смелость, на которую он может опираться.
Релаксация «Сдвинь камень»;
Ребёнок лежит на спине. Попросите его представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступнёй) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8 – 12 сек.). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога тёплая…, мягкая…, отдыхает…». Затем тоже самое проделывается с левой ногой.
Завершение.
Занятие №8 «Город страха, город храбрости».
Приветствие;
Беседа с ребенком о его самочувствии, настроении, о событиях его жизни за прошедшую неделю.
Игра с песком «Город страха и город храбрости»;
Противопоставление страха и храбрости. Гармонизировать у ребенка восприятие своих сильных и слабых сторон. Помочь ребенку представить свои страхи в смешном и нелепом образе. Снятие мышечных и эмоциональных зажимов.
Беседа «Как контролировать свой страх»;
Формирование у ребенка уверенности в своих силах и возможностях контролировать свои страхи. Поиск способов справляться со страхами. Обучение навыкам расслабления и самоконтроля.
Релаксация «Сдвинь камень»;
Ребёнок лежит на спине. Попросите его представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступнёй) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8 – 12 сек.). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога тёплая…, мягкая…, отдыхает…». Затем тоже самое проделывается с левой ногой.
Завершение.
Занятие №9 «Семья, как мой ресурс!»-1.
Приветствие;
Беседа с ребенком о его самочувствии, настроении, о событиях его жизни за прошедшую неделю.
Беседа «Моя семья»;
Определение внутрисемейных отношений ребенка с каждым членом семьи. Формирование положительного отношения к родителям. Определение места ребенка в семейной системе.
Рисунок семьи с краткими характеристиками каждого члена семьи;
Формирование у ребенка понимания положительных и отрицательных качеств каждого члена семьи. Развитие толерантности.
Беседа обсуждение «Какую поддержку я беру от семьи? Чего мне не хватает от каждого члена семьи?».
Формирование понимания опоры на семью, осознание какую помощь ребенок может брать от каждого члена своей семьи, что бы справиться со своими страхами.
Релаксация «Водопад».
Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.
Завершение.
Занятие №10 «Семья, как мой ресурс»-2.
Приветствие;
Беседа с ребенком о его самочувствии, настроении, о событиях его жизни за прошедшую неделю.
Игра с песком «Моя семья, такая как она есть, и какой я ее хочу видеть»;
Формирование у ребенка способности видеть ресурс в своей семье, умение замечать свою принадлежность к семейной системе. Умение брать любовь и поддержку от близких.
Релаксация «Водопад».
Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.
Завершение.
Занятие №11 «Диагностика».
Приветствие;
Диагностика эмоционального состояния ребенка.
Релаксация «Пряничный человечек».
Завершение.
Занятие №12 «Диагностика. Завершение».
Приветствие;
Итоговая диагностика;
Релаксация «Пряничный человечек».
Завершение.