Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними


Подготовила: Педагог-психологГорловской общеобразовательной школы I-II ступеней № 35Склярова Анастасия Александровна«Одарённые дети и особенности педагогической работы с ними.» Одаренностьвозможность достижения обучаемым более высоких или незаурядных результатов в личностном развитии и процессе обучения, по сравнению с другими детьми. уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). Категории одаренных детей:дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях; дети с высокими творческими (художественными) способностями; учащиеся с высокими лидерскими качествами. Характерные признаки, отличающие одаренных учеников в младшем школьном возрастевысокая концентрация внимания, развитая система личностных ценностей, хорошая память, воображение и способности к быстрой классификации информации и полученного опыта, быстрый поиск решений, интерес к высокоинтеллектуальным играм и заданиям высокой сложности, умение пользоваться большим словарным запасом, доп. источниками, упорство в достижении результатов, стремление к самостоятельности,повышенное чувство справедливости, частая эгоцентричность в общении, подверженность влиянию (из-за повышенной эмоциональности, страхов и чувства своего отличия от других детей), творческая активность, стремление к исследовательской деятельности,целеустремленность, скрупулезность, оригинальность и нестандартность в решениях, Принципы выявления одарённых детей:1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;2) длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;4) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические “преграды” и т.п.;5) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности; Виды упражнений и заданийпри работе с одаренными детьми интеллектуальные разминки с целью максимально быстрого включения учащихся в работу, стимулирования и дальнейшего развития психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности); задания с отсроченным вопросом; интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы и склонности учащихся; задания, направленные на развитие психических механизмов; частично-поисковые задачи разного уровня с повышением уровня сложности; различные творческие задания. формы и методы работы с одаренными детьми не ограничиваются стенами класса и внеклассными мероприятиямиведется непрерывная работа с родителями, в том числе:- проведение просветительской работы и консультаций, регулярных встреч с целью отслеживания динамики личностно-интеллектуального развития и проблем одаренных обучаемых, - вовлечение родителей в совместную с детьми творческую деятельность. проблема одарённого ученика начинается с проблемы одарённого учителя. В связи с этим подготовка педагогов начальной школы к работе с одаренными детьми должна быть направлена на непрерывное развитие их профессионального мастерства и личностно-социальных качеств на основе комплексного подхода (психолого-педагогического и профессионально-личностного) Система работы с одаренными детьми Работа с одаренными детьмиПодобная организация педагогической работы обеспечивает:результативное взаимодействие одаренных и обычных учеников в классе, обучение осознанию личной и коллективной ответственности и собственного вклада, обучение навыкам формировать и отстаивать, уточнять собственное мнение, позицию, уметь слушать других учеников, принимать самостоятельные и совместные решения, обсуждать проблемы и видеть их с разных сторон, ослабляет конфликтные ситуации между одаренными и другими учащимися, позволяет удовлетворить потребность одаренных детей в признании одноклассников Спасибо за внимание!